Внедрение карты сопровождения учащихся группы риска
Оценка 4.7

Внедрение карты сопровождения учащихся группы риска

Оценка 4.7
Документация
doc
социальная работа
31.01.2020
Внедрение карты сопровождения учащихся группы риска
Внедрение карты сопровождения учащихся "группы риска" важный элемент профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних.
статья внедрение карты сопровождения детей группы риска.doc

ВНЕДРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ СОПРОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ «ГРУППЫ РИСКА» В АДАПТИВНОЙ ШКОЛЕ

 

Свидерская Е. В. учитель ОБЖ

Тамбовцева Л. Л., директор МБОУ «СОШ№56»

МБОУ «СОШ № 56» г. Новокузнецк

 

Ряд негативных изменений социального характера, происходящих в обществе, оказывают отрицательное влияние на современный социум. Школьники, как наиболее восприимчивая категория, подвержена влиянию таких процессов, как увеличение числа малообеспеченных семей, сокращение бесплатных образовательных услуг, сильное социальное неравенство и имущественное расслоение общества. Школьники, особенно подросткового возраста более восприимчивы к стрессам, отвечая отклоняющимся поведением на вызовы современного мира. Проявляется это в форме срыва адаптационных  механизмов выражающееся  в нежелании учиться, вызывающем поведении по отношению к окружающим, проявлении агрессивности, бродяжничестве, употреблении алкоголя и психоактивных веществ. Следует отметить правовую и социальную незащищенность данной категории населения.

В педагогике существует обобщающее понятие «дети группы риска», объединяющее, к которым относятся дети младше 18 лет, подверженные воздействию негативных факторов как биологических и социальных, так и психолого-педагогических. Так, Ю. А Простакишина, считает, что к группам риска относят несовершеннолетних из неблагополучных семей, с отклоняющимся поведением (девиантное, делинквентное, асоциальное) и с врожденными или приобретенным заболеваниями» [2, с. 258].

Многозначность, а подчас и неясность суждений о понятии «ребенок группы риска» объясняется тем, что сегодня данный вопрос исследуется различными научными школами и авторами. Все же следует отметить, что ученые сходятся во взглядах, прежде всего на то, что: «дети группы риска» находится в этой зоне по независящим от них обстоятельствам; они самостоятельно не могут найти выход из существующих проблем; им требуется профессиональная помощь, в виде поддержки и сопровождения со стороны педагогического коллектива [5, с. 164].

Необходимость сопровождения тесно связана с основной идеей модернизации современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации каждого ребёнка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия.

 Коллектив образовательного учреждения реализует инновационный проект «Формирование системы патриотического воспитания в адаптивной школе в условиях внедрения ФГОС», одной их задач которого определены мероприятия по парированию социальных рисков, с этой целью проводится работа по профилактике асоциальных явлений среди несовершеннолетних. Данная работа предполагает реализацию комплекса социально-профилактических мер, направленных на оздоровление условий семейного, школьного воспитания и на индивидуальную психолого-педагогическое сопровождение  «трудного» подростка. Реализация комплексного подхода объединяет усилия учителей, классных руководителей, социального педагога, психолога, родителей, работников ПДН, педагогов из учреждений дополнительного образования

Для решения проблемы конкретного ребенка и перевода его из «группы риска» в группу «норма», организуется индивидуальное сопровождение. Основными целями данного сопровождения учащихся и профилактики асоциального поведения является:

1. Адаптация учащихся школы в современном социуме.

2. Создание в школе благоприятных условий для развития учащихся.

3. Формирование  нравственных качеств.

4. Педагогическая и социальная защита прав детей.

5. Защита прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказание комплексной помощи.

Задачи:

1. Осуществлять диагностическую работу с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде.

2. Выявлять дисгармонию семейных отношений.

3. Проводить коррекционную работу с учащимися и их семьями.

4. Создавать условия для формирования семейных ценностей.

5.Развивать социальную активность.

6. Учить сотрудничеству, адекватному проявлению активности.

7. Прививать уважение к участникам образовательных отношений.

Организационную и технологическую основу карты сопровождения составляет индивидуальная программа реабилитации (ИПР).  

Индивидуальная программа реабилитации – это документ, разработанный и внедряемый на основе нормативно-правовых актов (приказ КОиН № 362 от 13.04.2011 «Об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними») [1, с. 6 ], содержащий комплекс мероприятий для детей группы риска.

 В образовательной организации (МБОУ «СОШ № 56») ИПР несовершеннолетнего является комплексным проектным продуктом, в создании которого принимали участие: учителя, социальный педагог, психолог, родители, работники ПДН и учреждений дополнительного образования, все те, для кого это направление работы является реальной программой сопровождения школьников с гарантированными результатами: положительная коррекция поведения несовершеннолетнего; недопущение повторных правонарушений с его стороны; улучшение взаимоотношений ребенка с близкими, сверстниками. Проект ИПР формируется в течение двух недель с момента получения и обобщения информации от субъектов системы профилактики. В ИПР отражаются анкетные данные учащегося, его интересы, особенности характера. Формируются цели, задачи, ожидаемый результат индивидуальной программы реабилитации. В ИПР планируются конкретные мероприятия:

Ø  по оказанию педагогической помощи, ликвидации школьной неуспешности, формированию положительной учебной мотивации;

Ø  по формированию законопослушного поведения;

Ø  по формированию привычки здорового образа жизни;

Ø  по оказанию психологической помощи;

Ø  по оказанию помощи родителям учащихся;

Ø  комплексные мероприятия с участием субъектов профилактики (при необходимости);

Ø  по организации досуга, занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время и каникулярное время

В ИПР назначаются конкретные сроки исполнения и ответственные за исполнение мероприятий. В программе три блока: педагогическая помощь в устранении учебных пробелов и формированию положительной учебной мотивации; педагогическая помощь по формированию законопослушного поведения, здорового образа жизни; психологическая помощь. С целью эффективной реализации программы для её разработки привлекаются родители и учащийся, прописывается ответственность каждого участника ИПР и скрепляется документально. Проект ИПР рассматривается на заседании школьного «Совета профилактики», он корректируется и утверждается. Фактическое исполнение мероприятий фиксируется в форме анализа.

С целью формирования реализации индивидуальной программы реабилитации в образовательной организации разработаны алгоритмы действий во всех формах помощи при наличии у учащегося (табл. -)

Таблица - Алгоритмы действий индивидуального сопровождения детей «группы риска»

Алгоритм индивидуального сопровождения

Алгоритм действий классного руководителя

•серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение);

• проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.);

 • пропуска учащимся уроков и учебных дней без уважительных причин;

• употребления или предполагаемого употребления им спиртных напитков и других наркотических веществ;

• кризисной ситуации в семье;

• резкого ухудшения состояния здоровья;

• в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию учащегося

•сбор информации, характеризующей ребенка, его окружение, семью;

•подготовка необходимых документов для постановки ребенка на внутришкольный учет;

•разработка с привлечением заинтересованных лиц индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего;

•разработка (корректировка) плана работы с классным коллективом по профилактике правонарушений с привлечением всех субъектов профилактики;

•разработка (корректировка) плана работы с родителями учащихся;

 •внесение вопроса о снятии или постановке на внутришкольный учет на заседании «Совета профилактики» школы;

 •анализ социальной адаптации учащегося и отчет по результатам профилактической работы на Совете по профилактике с целью коррекции индивидуальной программы реабилитации учащегося.

Важным условием эффективной работы по выявлению детей «группы риска» является своевременное взаимодействие классного руководителя со всеми школьными структурами (директором школы, социальным педагогом, Советом профилактики, заместителями директора, школьным психологом, учителями-предметниками, родительским комитетом и т. п.).

В адаптивной школе проводя работу с детьми «группы риска», параллельно обязательно осуществляется работа с семьей. Проводится сбор информации о семье, выяснение причин неблагополучия семьи. Часто неблагополучие семей детей «группы риска» состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, имеют низкий материальный достаток. После анализа ситуации и выявления основных проблем ребёнка и семьи определяется комплекс причин вызвавших данную ситуацию. При этом выявляется круг причин, на которые можно воздействовать с целью их изменения в условиях образовательной организации. Мы используем такие формы работы как:

Ø  просветительская (размещение информации на школьном сайте, выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории);

Ø  психокоррекционная - консультации (оказание помощи в конфликтных ситуациях);

Ø  психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и их детьми.

Таким образом, внедрение индивидуальной программы реабилитации способствует:

1. Созданию системы профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений учащимся.

2. Повышению правовой культуры родителей.

3. Выводу детей из зоны социального риска

4. Реализации комплекса социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка и мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Ожидаемый результат данной работы: положительная коррекция поведения, недопущение повторных правонарушений, улучшение результатов в обучении, организация основной и досуговой деятельности подростка, улучшение взаимоотношений с близкими, сверстниками. Уменьшение количества учащихся, состоящих на разных видах учета (школьный, ПДН, УСЗН).

Системная деятельность по сопровождению детей «группы риска» в адаптивной школе позволяет ускорить становление личностных новообразований данной категории школьников. Организация работы школы, ориентированной на целостную стратегию совместной инновационной деятельности взрослых и детей придают особый смысл содержания образовательной деятельности по сопровождению, порождают у всех участников образовательных отношений атмосферу общения и сотрудничества во всех структурах подразделениях школы, начиная от уроков и заканчивая организацией во внеурочное время. В ходе выполнения индивидуальной программы реабилитации были задействованы такие структуры как Центр сопровождения, Совет старшеклассников, Управляющий Совет, Совет школьного музея.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.         Приказ Администрации и Комитета образования и науки г. Новокузнецка № 362 от 13.04.2011 «Об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними».

2.         Простакишина, Ю. А. Обоснование понятия группы риска несовершеннолетних [Текст] / Ю. А. Простакишина // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5. // Режим обращения: URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18475 (дата обращения: 23.02.2019). -

3.         Селиванова, О. А. Социально-педагогические технологии профилактической работы с несовершеннолетними группы риска: учебное пособие для бакалавров [Текст] / О. А. Селиванова. - 3–е изд. - Тюмень: Печатник, 2014. – 148 с. – ISBN 978-5-7695-4652-5.

4.         Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска: региональный аспект : монография [Текст] / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Т. С. Дорохова [и др.] ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. – Москва: Ажур, 2015. – 224 с. - ISBN 978-5-91256-304-1.

5.         Титова, С. В. Дети группы риска в школе [Текст] / С. В. Титова // Научно-популярный психологический портал // Режим обращения : URL: http:// 5psy.RU (дата обращения: 23.02.2019).

6.         Ульянова, И. В. Рискованное поведение подростков как педагогический феномен [Текст] / И. В. Ульянова, Т. А. Попова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9–2. – С. 343–349.

 

 

 

ФИО (полностью)

Свидерская Елена Валерьевна

Место работы

г. Новокузнецк, МБОУ «СОШ № 56»

Должность

Учитель ОБЖ

Ученая степень, ученое звание

-

Контактные телефоны (рабочий, мобильный)

344390

E-mail

svid64@mail.ru

 


Скачано с www.znanio.ru

ВНЕДРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ

ВНЕДРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ

Создание в школе благоприятных условий для развития учащихся

Создание в школе благоприятных условий для развития учащихся

ИПР и скрепляется документально

ИПР и скрепляется документально

ПДН и др.) для бесед с родителями и их детьми

ПДН и др.) для бесед с родителями и их детьми

Ульянова, И. В. Рискованное поведение подростков как педагогический феномен [Текст] /

Ульянова, И. В. Рискованное поведение подростков как педагогический феномен [Текст] /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020