ВНЕДРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ СОПРОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ «ГРУППЫ РИСКА» В АДАПТИВНОЙ ШКОЛЕ
Свидерская Е. В. учитель ОБЖ
Тамбовцева Л. Л., директор МБОУ «СОШ№56»
МБОУ «СОШ № 56» г. Новокузнецк
Ряд негативных изменений социального характера, происходящих в обществе, оказывают отрицательное влияние на современный социум. Школьники, как наиболее восприимчивая категория, подвержена влиянию таких процессов, как увеличение числа малообеспеченных семей, сокращение бесплатных образовательных услуг, сильное социальное неравенство и имущественное расслоение общества. Школьники, особенно подросткового возраста более восприимчивы к стрессам, отвечая отклоняющимся поведением на вызовы современного мира. Проявляется это в форме срыва адаптационных механизмов выражающееся в нежелании учиться, вызывающем поведении по отношению к окружающим, проявлении агрессивности, бродяжничестве, употреблении алкоголя и психоактивных веществ. Следует отметить правовую и социальную незащищенность данной категории населения.
В педагогике существует обобщающее понятие «дети группы риска», объединяющее, к которым относятся дети младше 18 лет, подверженные воздействию негативных факторов как биологических и социальных, так и психолого-педагогических. Так, Ю. А Простакишина, считает, что к группам риска относят несовершеннолетних из неблагополучных семей, с отклоняющимся поведением (девиантное, делинквентное, асоциальное) и с врожденными или приобретенным заболеваниями» [2, с. 258].
Многозначность, а подчас и неясность суждений о понятии «ребенок группы риска» объясняется тем, что сегодня данный вопрос исследуется различными научными школами и авторами. Все же следует отметить, что ученые сходятся во взглядах, прежде всего на то, что: «дети группы риска» находится в этой зоне по независящим от них обстоятельствам; они самостоятельно не могут найти выход из существующих проблем; им требуется профессиональная помощь, в виде поддержки и сопровождения со стороны педагогического коллектива [5, с. 164].
Необходимость сопровождения тесно связана с основной идеей модернизации современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации каждого ребёнка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия.
Коллектив образовательного учреждения реализует инновационный проект «Формирование системы патриотического воспитания в адаптивной школе в условиях внедрения ФГОС», одной их задач которого определены мероприятия по парированию социальных рисков, с этой целью проводится работа по профилактике асоциальных явлений среди несовершеннолетних. Данная работа предполагает реализацию комплекса социально-профилактических мер, направленных на оздоровление условий семейного, школьного воспитания и на индивидуальную психолого-педагогическое сопровождение «трудного» подростка. Реализация комплексного подхода объединяет усилия учителей, классных руководителей, социального педагога, психолога, родителей, работников ПДН, педагогов из учреждений дополнительного образования
Для решения проблемы конкретного ребенка и перевода его из «группы риска» в группу «норма», организуется индивидуальное сопровождение. Основными целями данного сопровождения учащихся и профилактики асоциального поведения является:
1. Адаптация учащихся школы в современном социуме.
2. Создание в школе благоприятных условий для развития учащихся.
3. Формирование нравственных качеств.
4. Педагогическая и социальная защита прав детей.
5. Защита прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказание комплексной помощи.
Задачи:
1. Осуществлять диагностическую работу с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде.
2. Выявлять дисгармонию семейных отношений.
3. Проводить коррекционную работу с учащимися и их семьями.
4. Создавать условия для формирования семейных ценностей.
5.Развивать социальную активность.
6. Учить сотрудничеству, адекватному проявлению активности.
7. Прививать уважение к участникам образовательных отношений.
Организационную и технологическую основу карты сопровождения составляет индивидуальная программа реабилитации (ИПР).
Индивидуальная
программа реабилитации – это документ, разработанный и внедряемый на основе нормативно-правовых актов (приказ
КОиН № 362 от 13.04.2011 «Об организации индивидуальной профилактической работы
с несовершеннолетними») [1, с. 6 ], содержащий
комплекс мероприятий для детей группы риска.
В образовательной организации (МБОУ «СОШ № 56») ИПР несовершеннолетнего является комплексным проектным продуктом, в создании которого принимали участие: учителя, социальный педагог, психолог, родители, работники ПДН и учреждений дополнительного образования, все те, для кого это направление работы является реальной программой сопровождения школьников с гарантированными результатами: положительная коррекция поведения несовершеннолетнего; недопущение повторных правонарушений с его стороны; улучшение взаимоотношений ребенка с близкими, сверстниками. Проект ИПР формируется в течение двух недель с момента получения и обобщения информации от субъектов системы профилактики. В ИПР отражаются анкетные данные учащегося, его интересы, особенности характера. Формируются цели, задачи, ожидаемый результат индивидуальной программы реабилитации. В ИПР планируются конкретные мероприятия:
Ø по оказанию педагогической помощи, ликвидации школьной неуспешности, формированию положительной учебной мотивации;
Ø по формированию законопослушного поведения;
Ø по формированию привычки здорового образа жизни;
Ø по оказанию психологической помощи;
Ø по оказанию помощи родителям учащихся;
Ø комплексные мероприятия с участием субъектов профилактики (при необходимости);
Ø по организации досуга, занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время и каникулярное время
В ИПР назначаются конкретные сроки исполнения и ответственные за исполнение мероприятий. В программе три блока: педагогическая помощь в устранении учебных пробелов и формированию положительной учебной мотивации; педагогическая помощь по формированию законопослушного поведения, здорового образа жизни; психологическая помощь. С целью эффективной реализации программы для её разработки привлекаются родители и учащийся, прописывается ответственность каждого участника ИПР и скрепляется документально. Проект ИПР рассматривается на заседании школьного «Совета профилактики», он корректируется и утверждается. Фактическое исполнение мероприятий фиксируется в форме анализа.
С целью формирования реализации индивидуальной программы реабилитации в образовательной организации разработаны алгоритмы действий во всех формах помощи при наличии у учащегося (табл. -)
Таблица - Алгоритмы действий индивидуального сопровождения детей «группы риска»
Алгоритм индивидуального сопровождения |
Алгоритм действий классного руководителя |
•серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение); • проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.); • пропуска учащимся уроков и учебных дней без уважительных причин; • употребления или предполагаемого употребления им спиртных напитков и других наркотических веществ; • кризисной ситуации в семье; • резкого ухудшения состояния здоровья; • в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию учащегося |
•сбор информации, характеризующей ребенка, его окружение, семью; •подготовка необходимых документов для постановки ребенка на внутришкольный учет; •разработка с привлечением заинтересованных лиц индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего; •разработка (корректировка) плана работы с классным коллективом по профилактике правонарушений с привлечением всех субъектов профилактики; •разработка (корректировка) плана работы с родителями учащихся; •внесение вопроса о снятии или постановке на внутришкольный учет на заседании «Совета профилактики» школы; •анализ социальной адаптации учащегося и отчет по результатам профилактической работы на Совете по профилактике с целью коррекции индивидуальной программы реабилитации учащегося. |
Важным условием эффективной работы по выявлению детей «группы риска» является своевременное взаимодействие классного руководителя со всеми школьными структурами (директором школы, социальным педагогом, Советом профилактики, заместителями директора, школьным психологом, учителями-предметниками, родительским комитетом и т. п.).
В адаптивной школе проводя работу с детьми «группы риска», параллельно обязательно осуществляется работа с семьей. Проводится сбор информации о семье, выяснение причин неблагополучия семьи. Часто неблагополучие семей детей «группы риска» состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, имеют низкий материальный достаток. После анализа ситуации и выявления основных проблем ребёнка и семьи определяется комплекс причин вызвавших данную ситуацию. При этом выявляется круг причин, на которые можно воздействовать с целью их изменения в условиях образовательной организации. Мы используем такие формы работы как:
Ø просветительская (размещение информации на школьном сайте, выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории);
Ø психокоррекционная - консультации (оказание помощи в конфликтных ситуациях);
Ø психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и их детьми.
Таким образом, внедрение индивидуальной программы реабилитации способствует:
1. Созданию системы профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений учащимся.
2. Повышению правовой культуры родителей.
3. Выводу детей из зоны социального риска
4. Реализации комплекса социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка и мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Ожидаемый результат данной работы: положительная коррекция поведения, недопущение повторных правонарушений, улучшение результатов в обучении, организация основной и досуговой деятельности подростка, улучшение взаимоотношений с близкими, сверстниками. Уменьшение количества учащихся, состоящих на разных видах учета (школьный, ПДН, УСЗН).
Системная деятельность по сопровождению детей «группы риска» в адаптивной школе позволяет ускорить становление личностных новообразований данной категории школьников. Организация работы школы, ориентированной на целостную стратегию совместной инновационной деятельности взрослых и детей придают особый смысл содержания образовательной деятельности по сопровождению, порождают у всех участников образовательных отношений атмосферу общения и сотрудничества во всех структурах подразделениях школы, начиная от уроков и заканчивая организацией во внеурочное время. В ходе выполнения индивидуальной программы реабилитации были задействованы такие структуры как Центр сопровождения, Совет старшеклассников, Управляющий Совет, Совет школьного музея.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Администрации и Комитета образования и науки г. Новокузнецка № 362 от 13.04.2011 «Об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними».
2. Простакишина, Ю. А. Обоснование понятия группы риска несовершеннолетних [Текст] / Ю. А. Простакишина // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5. // Режим обращения: URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18475 (дата обращения: 23.02.2019). -
3. Селиванова, О. А. Социально-педагогические технологии профилактической работы с несовершеннолетними группы риска: учебное пособие для бакалавров [Текст] / О. А. Селиванова. - 3–е изд. - Тюмень: Печатник, 2014. – 148 с. – ISBN 978-5-7695-4652-5.
4. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска: региональный аспект : монография [Текст] / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Т. С. Дорохова [и др.] ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. – Москва: Ажур, 2015. – 224 с. - ISBN 978-5-91256-304-1.
5. Титова, С. В. Дети группы риска в школе [Текст] / С. В. Титова // Научно-популярный психологический портал // Режим обращения : URL: http:// 5psy.RU (дата обращения: 23.02.2019).
6. Ульянова, И. В. Рискованное поведение подростков как педагогический феномен [Текст] / И. В. Ульянова, Т. А. Попова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9–2. – С. 343–349.
ФИО (полностью) |
Свидерская Елена Валерьевна |
Место работы |
г. Новокузнецк, МБОУ «СОШ № 56» |
Должность |
Учитель ОБЖ |
Ученая степень, ученое звание |
- |
Контактные телефоны (рабочий, мобильный) |
344390 |
|
svid64@mail.ru |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.