Министерство образования Республики Беларусь
Главное управление образования
Гомельского областного исполнительного комитета
Управление образования Гомельского
городского исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Гомельский городской центр дополнительного образования
детей и молодёжи»
СОГЛАСОВАНО Начальник управления образования Гомельского горисполкома __________________Л.В. Крилистенко «___»_______________ 2019 г. |
УТВЕРЖДАЮ И.о. директора ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи» ________________А.И. Василевич «____»_____________ 2019 г. |
Инновационный проект
Внедрение модели формирования профессионального самоопределения обучающихся в системе дополнительного образования детей и молодежи
Сроки реализации: 2019 – 2021
Руководитель проекта: __________________________ Василевич Анжела Ивановна заместитель директора по учебно-методической работе ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» 246001 г. Гомель, ул. Л.Толстого, 17 тел. 26-59-75 |
Консультант: _______________________________ Кошман Михаил Григорьевич доцент кафедры педагогики учреждения образования «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины», кандидат педагогических наук
|
Общие сведения об инновационном проекте
Полное название проекта: «Внедрение модели формирования профессионального самоопределения обучающихся в системе дополнительного образования детей и молодежи»
Полное название учреждения образования:
Государственное учреждение образования «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»
Адрес учреждения образования: 246001, г. Гомель, ул. Л.Толстого, 17
Телефон: 8 (0232) 26-59-75
Авторы проекта: методисты государственного учреждения образования «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» Парачук Андрей Валентинович, Сергеенко Сергей Петрович
Временные рамки реализации проекта: 2019 – 2021 годы
Данные о научных консультантах:
Ф. И. О. Кошман Михаил Григорьевич
Место работы: учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
Должность: доцент кафедры педагогики
Ученая степень: кандидат педагогических наук
Цель инновационного проекта
Целью инновационного проекта является внедрение модели формирования профессионального самоопределения обучающихся через систему взаимодействия учреждений дополнительного и профессионально-технического образования.
Задачи инновационного проекта
· создать условия для формирования межсетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и молодежи с учреждениями системы профессионально-технического образования посредством научно-обоснованной управленческой и организационно-методической деятельности;
· определить основные направления и механизмы внедрения модели профессионального самоопределения обучающихся в системе дополнительного образования детей и молодежи;
· организовать методическое сопровождение инновационной деятельности по вовлечению педагогов в процесс управления формированием профессионального самоопределения обучающихся на основе реализации предложенной модели;
· разработать методические рекомендации по эффективному внедрению в образовательную практику представленной инновационной модели профессионального самоопределения обучающихся;
· организовать процесс формирования, представления, трансляции педагогами инновационного профессионального опыта;
Предполагаемые результаты
Сущность профессиональной ориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия и отставания между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и сложившимися субъективными, порой неадекватными устремлениями отдельной части молодежи при выборе будущей профессии.
Проект даёт возможность решения проблемы формирования профессионального самоопределения обучающихся в рамках системы взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и молодежи и учреждений профессионально-технического образования.
Актуальность инновационного проекта
Социализация молодежи в XXI веке протекает под влиянием разнонаправленных факторов: трансформации ценностно-нравственной системы, новой социальной дифференциации в обществе, изменения шкалы престижности той или иной профессии.
В такой атмосфере молодое поколение испытывает серьезные трудности при входе в самостоятельную жизнь. Одна из них – успешное, осознанное профессиональное самоопределение.
Полноценная помощь в выборе профессии помогает молодому человеку или девушке самостоятельно избрать маршрут образовательной деятельности и вносит в сознание подростка элемент уверенности и спокойствия за свое будущее.
В сложившихся рыночных социально-экономических условиях Республики Беларусь требуются технически грамотные молодые специалисты. Поскольку город Гомель является административным центром Гомельской области, то в нем наряду с промышленными предприятиями весомое место занимают структуры государственного управления, офисы, банки.
Эти учреждения укомплектованы современной техникой и для работы с ней и ее качественного обслуживания требуются высококлассные специалисты инженерно-технического профиля. В связи с этим особую актуальность приобретает профессиональное самоопределение молодежи на приобретение технических специальностей.
Существенную лепту в данный процесс вносят учреждения дополнительного образования детей и молодежи нашего города.
Система дополнительного образования, как образовательная сфера, обеспечивающая творческое развитие личности ребенка и его профессиональное самоопределение, должна активно помогать подростку, не только сделать правильный и осознанный выбор будущей профессиональной деятельности, но и дать, по возможности, уже в стенах учреждения дополнительного образования начальное профессиональное образование.
К тому же учреждения дополнительного образования имеют гораздо большие по сравнению с общеобразовательными учреждениями возможности по ведению новых образовательных программ, их варьированию и увеличению сроков обучения по ним, привлечению к участию в образовательном процессе специалистов различных областей.
Профессиональное самоопределение, подготовка к выбору профессии является сложной психолого-педагогической проблемой, требующей комплексного подхода и не принимающей универсальных рецептов.
Педагоги Гомельского городского центра дополнительного образования детей и молодежи на занятиях объединений по интересам знакомят обучающихся с изменяющимися потребностями рынка труда и требованиями, предъявляемыми работодателями к специалистам той или иной профессии.
На занятиях объединений по интересам подростки приобретают навыки адекватной самооценки своих профессиональных возможностей, знакомятся с многообразием востребованных на рынке труда рабочих и инженерных специальностей, получают квалифицированную консультацию психолога по вопросам, связанным с выбором будущей профессии.
Цель работы по профессиональному самоопределению в ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи» состоит в том, чтобы обучающиеся наиболее полно раскрыли свой деловой потенциал, умении учитывать при этом конкретные социально-экономические условия страны и своего региона, ориентировались на рынке труда и освоили навыки деловых переговоров.
Деловой потенциал обучающегося рассматривается нами как совокупность личностных особенностей, профессионально важных, для данного человека.
Изложенные положения нашли свое отражение в нормативных документах, регламентирующих деятельность учреждения образования. Так согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [6] работа учреждения образования должна быть направлена на самореализацию личности в сфере учебно-профессиональной деятельности, развитие стремления к осознанному выбору будущей профессии, отвечающей психологическим способностям обучающегося, формирование представлений о рынке труда и востребованности на нем выбранной профессии.
Выбор профессии предопределяет успех профессионального и жизненного пути. На работе человек приобретает друзей, включается в общество людей, близких по интересам, жизненным позициям. Если человек не сумел реализовать себя в профессии, не удовлетворен ее результатами, он испытывает чувство дискомфорта.
Таким образом, смысл жизни любого человека – умение найти себя, свое место в ней. Найти свое любимое дело, которое принесет радость, успех и будет полезно не только для тебя лично, но и для всех жителей твоей страны. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
По своему назначению система профессиональной ориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, определение жизненного пути молодежью и ее адаптацию к выбранной профессии. Приведем основные составляющие сравнения внеурочной деятельности и системы дополнительного образования детей и молодежи (Таблица 1).
Таблица 1: Составляющие сравнения внеурочной деятельности и системы дополнительного образования детей и молодежи
Внеурочная деятельность |
Дополнительное образование |
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность позволяет: – обеспечить адаптацию обучающегося к образовательному процессу в условиях учреждения образования; – оптимизировать его учебную нагрузку; – улучшить условия для его физического и умственного развития |
Общим результатом дополнительного образования детей и молодежи является адаптация обучающихся к жизни в обществе, профессиональное самоопределение, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. Результатом освоения образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи является приобретение обучающимися знаний, умений и навыков. Сферой реализации данных образовательных программ являются все виды деятельности. |
Таким образом, профессиональное самоопределение обучающегося является важной характеристикой социально-психологической зрелости его личности, ее потребностью в самореализации и самоактуализации.
Научно-теоретическое обоснование: описание научных теорий и разработок, на основании которых создан инновационный проект
В современных условиях социально-экономической действительности большое внимание уделяется изучению проблем, связанных с выбором личностью своей будущей профессии. Понятийное поле этой проблемы опирается на основополагающие понятия психологической и педагогической науки: «самосознание личности», «профессиональная ориентация», «профессиональное становление», «профессиональное самоопределение».
Классическим определением профессионального самоопределения считается определение Е.А. Климова «профессиональное самоопределение уместно понимать в общем виде как деятельность человека, обретающего то, или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда» [1, с.27]. Сущностные характеристики профессионального самоопределения представлены на рис. 1.
Осознание человеком своего возраста порождает у него желание соответствовать общественным законам и выбирать индивидуальный профессиональный путь. Исследование вопросов времени и его связи с процессом профессионального самоопределения, изменения внутреннего плана развития личности в связи с его направленностью на будущее и желание строить свои профессиональные перспективы, представлены в работах С.А. Иванушкиной и В.А. Карташева [2,3].
Согласно И.С.Кону, профессиональное самоопределение зарождается в подростковом возрасте, когда дети учатся в старших классах и только начинают задумываться о своих профессиональных пристрастиях, и не заканчивается, пока человек занимается трудовой деятельностью [4]. Этот процесс продолжается и у взрослого, уже профессионально самоопределившегося человека. Длительность и многоэтапность процесса профессионального самоопределения личности обуславливает тот факт, что однозначное его завершение невозможно.
Теоретико-методологическую базу проекта составили философско-социологические подходы к пониманию проблем ценностных предпочтений личности в подростковом возрасте как основы профессионального самоопределения (А.Г. Здравомыслов [5], И.С. Кон, В.Т. Лисовский) и методические основы профессионального и ценностного самоопределения обучающихся, предложенные С.Л. Батышевой, С.С. Гриншпуном, Е.А. Климовым.
По мнению Э.Ф. Зеер, А.М. Павловой, Н.О. Садовниковой, психологическое сопровождение профессионального становления личности (в том числе профессионального самоопределения) – это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности. Данные ученые отмечают, что философским основанием сопровождения человека является концепция свободного выбора как условия развития.
В качестве исходного положения для формирования теоретических основ психологического сопровождения выделяют личностно-ориентированный подход (знание возрастных особенностей человека, учет его индивидуально-психологических характеристик).
В данном контексте профессиональное самоопределение может трактоваться как помощь субъекту в укреплении профессионального «Я», в поддержании адекватной самооценки [20]. Компоненты профессионального самоопределения отражены на рис. 2.
![]() |
||
|
Представленные компоненты профессионального самоопределения подростка определяют: знания о мире профессионального труда и его составляющих, знания о рынке труда и образовательных услуг, знания о собственных способностях и профессионально важных качествах, умение работать с источниками информации, практико-ориентированные умения, умения планировать, проектировать и организовывать собственную деятельность, адекватную самооценку и самоконтроль.
Э.Ф. Зеер указывает на то, что профессиональное самоопределение в процессе обучения на разных возрастных этапах имеет свои особенности [22, с.37]. Основу личностно-деятельностной концепции процесса профессионального самоопределения ребенка в системе дополнительного образования детей и молодежи определяет В. А. Березина в следующих положениях [21, с. 87]:
– самоопределяющаяся личность – сложное и многоаспектное педагогическое понятие, характеризующееся личностными проявлениями, способами самостоятельного поведения в системе познания, интегрированного с творческой деятельностью;
– самоопределение ребенка – это способ особой саморегуляции деятельности по собственной инициативе;
– самоопределение – это двусторонний процесс: с одной стороны, форма самореализации и самоорганизации ребенка, с другой – результат педагогического воздействия в организации его творческой деятельности;
– самоопределение – это действия ребенка по отношению к обучению, обществу, труду, к самому себе.
Особенная социокультурная ценность дополнительного образования детей и молодежи заключается во взаимодействии полипрофессиональных и поливозрастных общностей, его личностно-ориентированном, личностно-деятельностном подходах. Обучающиеся объединены здесь в профильные творческие объединения согласно интересам, которые побуждают ребенка к соответствующей деятельности, порождая склонность или переходя в нее.
В ситуации, когда по данным специалистов около 65% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности, задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы создать надлежащие условия, помогающие детям «раскрыться», организовать среду развития творческого потенциала, способностей ребенка.
Практика показывает, что самоопределение ребенка в выборе будущей профессии напрямую зависит от длительности его занятий тем или иным видом деятельности в профильном творческом объединении. Как правило, дети, занимающиеся в профильных объединениях по интересам на протяжении 4-6 лет, получают допрофессиональную или начальную профессиональную подготовку и, так или иначе, связывают свою дальнейшую судьбу в соответствии с видом деятельности, выбранным в системе дополнительного образования детей.
Модель формирования профессионального самоопределения в системе дополнительного образования представлена на рис. 3.
Основным критерием профессионального самоопределения служит
мера соответствия выбранной профессии, природе самости человека. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может.
Самоанализ является основой профессионального самоопределения. Неудовлетворенность реальностью является основой кризиса профессионального самоопределения (Таблица 2) и стимулирует развитие рефлексивного осознания собственного «Я» (Кто я?, Каковы мои слабости?, Каков мой жизненный идеал?, Кем я хочу стать?)
Таблица 2: Факторы, обуславливающие кризис профессионального самоопределения и способы их преодоления
Факторы, обуславливающие кризис профессионального самоопределения |
Способы преодоления кризиса |
Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация |
Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки |
Несформированность «Я – концепции» и проблемы с ее коррекцией. |
Систематическая и всесторонняя помощь в профессиональном личностном самоопределении |
Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой |
Смена мотивов образовательной деятельности, обретение идеи и цели |
Перестройка ведущей деятельности. Изменение социально – экономических условий жизни |
Коррекция выбора профессии, специальности, факультета |
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
Основная составляющая инновационного проекта и направления его реализации
В процессе реализации модели формирования профессионального самоопределения обучающихся через взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи нами используются следующие принципы:
– ориентация на развитие личности обучающегося;
– учет возрастных особенностей и познавательных интересов;
– системность, последовательность, профессиональные пробы.
Инновационный проект рассчитан на два года (2019 – 2021) и реализуется с учетом образовательных программ учреждений дополнительного образования детей и молодежи, в которых определены цели, задачи, направления деятельности, информационное и научно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Основными направлениями инновационного проекта являются:
– личностно-ориентированное обучение;
– информационные технологии;
– исследовательская деятельность;
– здоровьесберегающие технологии;
– интеграционная деятельность.
1 этап
Информационно-аналитический
Совершенствование работы по программно-методическому обеспечению инновационного проекта.
2 этап
Организационно-исследовательский
Освоение новых технологий, форм и методов образования, направленных на профессиональное самоопределение обучающихся.
3 этап
Контрольно-диагностический
Эффективность реализации проекта.
УТВЕРЖДАЮ Директор государственного учреждения образования «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи» Королькова Т.В. «____» _______________ 2019 г. |
Программа и сроки проведения инновационной
деятельности
на 2019/2021 учебные годы
Этапы |
Сроки |
Содержание деятельности |
Подготовительный |
май 2019 г. |
Определение основных целей, задач и перечня мероприятий по реализации проекта в соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи. Определение ответственных исполнителей, сроков и ресурсов для реализации проекта. Методическое обеспечение проекта: 1.Формирование группы участников реализации проекта. 2.Определение основных этапов работы. 3.Подбор и расстановка методистов, педагогических работников, специалистов определение функциональных обязанностей участников проекта. 4.Проведение расширенного методического объединения по направлениям деятельности. 5.Создание условий педагогам дополнительного образования для обмена опытом и осуществления сотрудничества с коллегами. 6.Пополнение учебно-методических ресурсов, необходимых для обеспечения образовательного процесса и решения поставленных задач. |
Организационно-подготовительный |
август-сентябрь 2019 г.
|
1.Организация диагностики и анкетирование обучающихся. 2.Заключение соглашений о совместном сотрудничестве с учреждениями города,области в рамках инновационного проекта. 3.Разработка индивидуальных программ на повышенном уровне для работы с обучающимися по техническому, социокультурному, художественному, спортивно-техническому, туристко-краеведческому профилю. 4. Разработка методического обеспечения, необходимого для реализации задач образовательного процесса.
|
Внедренческий |
октябрь 2019 г. – май 2021 г.
|
1. В образовательный процесс новых педагогических технологий для решения поставленных задач. 1. Разработка критериев, определяющих эффективность профориентационной работы. 2. Апробация предложенной модели профессионального самоопределения обучающихся. 3. Диагностика по результатам тестирования обучающихся «Я в мире профессии». |
Рефлексивно-обобщающий |
май-июнь 2021г.
|
1.Анализ проделанной работы по реализации проекта. 2. Формирование банка методических разработок по развитию профессионального самоопределения обучающихся. 3.Мониторинг и обработка полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями и задачами. 4.Подготовка методических рекомендаций по внедрению опыта инновационной деятельности в широкую педагогическую практику и их последующая апробация. Публикации о результатах работы, тиражирование опыта. 5.Подготовка итогового отчета.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директора государственного
учреждения образования
«Гомельский городской центр
дополнительного образования
детей и молодежи»
Королькова Т.В.
«____» _______________ 2019 г.
Календарный план инновационной
деятельности
на 2019 / 2020 учебный год
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки исполнения |
Ответственные |
1. |
Планирование мероприятий по профессиональному самоопределению обучающихся. |
сентябрь-октябрь 2019 г. |
Парачук А.В., Сергеенко С.П., Сторожик Е.Ф., Захаренко Н.И., Довыденко О.П. Курганская С.М., Новицкий П.В., Рассошко Н.П., Закревская Е.В., Зайцева Л.К. |
2. |
Ознакомление участников инновационной деятельности с системой работы по профессиональному самоопределению и нормативно-правовыми документами, регламентирующими работу в данной области. |
сентябрь 2019 г. |
Василевич А.И. Даниленко О.И |
3. |
Организация психолого-педагогического сопровождения проекта. |
в течение 2019 / 2020 учебного года |
Новик З.А. |
4. |
Заседание экспертного совета «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение – работа с обучающимися в системе дополнительного образования детей и молодежи. Перспективы развития». |
ноябрь 2019 г. |
Директора учреждений, участвующие в инновационной деятельности |
5. |
Организация и взаимодействие с ПТУ, Вузами по вопросам профессионального самоопределения обучающихся. |
в течение 2019 / 2020 учебного года |
Парачук А.В., Сергеенко С.П., Сторожик Е.Ф., Захаренко Н.И., Довыденко О.П. Курганская С.М., Новицкий П.В., Рассошко Н.П., Закревская Е.В., Зайцева Л.К.
|
6. |
Организация и проведение информационных часов в объединениях по интересам по проффессиональному самоопределению обучающихся: – Мир моих интересов. – Профессии наших родителей. – Путь в профессию. – Моя мечта о будущей профессии. |
в течение 2019 / 2020 учебного года |
Курганская С.М., Новицкий П.В., Рассошко Н.П., Закревская Е.В., Зайцева Л.К.
|
7. |
Создание картотеки профессиограмм (краткое описание профессий, требования, предъявляемые к специалистам). |
сентябрь-декабрь 2019 г. |
Парачук А.В., Сергеенко С.П., Сторожик Е.Ф., Захаренко Н.И., Довыденко О.П.
|
8. |
Обновление информационного стенда по профессиональному самоопределению обучающихся. |
еженедельно |
Парачук А.В., Сергеенко С.П., Сторожик Е.Ф., Захаренко Н.И., Довыденко О.П.
|
9. |
Занятия объединений по интересам, направленные на профессиональное самоопределение обучающихся. |
2019 / 2020 учебный год |
Курганская С.М., Новицкий П.В., Рассошко Н.П., Закревская Е.В.
|
10. |
Посещение выставок, ярмарок достижений. |
2019 / 2020 учебный год |
Курганская С.М., Новицкий П.В., Рассошко Н.П., Закревская Е.В., Зайцева Л.К.
|
11. |
Содействие временному трудоустройству обучающихся в период каникул. |
июнь 2020 г. |
Василевич А.И. Даниленко О.И |
12. |
Разработка методических рекомендаций по вопросам профессионального самоопределения обучающихся. |
2019 / 2020 учебный год |
Сидоренко М.Е., Парачук А.В., Сергеенко С.П., Сторожик Е.Ф., Захаренко Н.И., Довыденко О.П.
|
13. |
Заседание экспертного совета «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся в объединениях по интересам». |
январь 2020 г. |
Директора учреждений, участвующие в инновационной деятельности |
14. |
Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами: обеспечение участия в конкурсах, выставках и фестивалях |
2019 / 2020 учебный год |
Курганская С.М., Новицкий П.В., Рассошко Н.П., Закревская Е.В., Зайцева Л.К.
|
15. |
Встречи с представителями различных профессий: – мир профессий: электронные помощники; – мир профессий: почта нужна всем; – мир профессий: красота спасет мир; – мир профессий: человек на производстве (проведение экскурсий на предприятия и учреждения города) |
2019 / 2020 учебный год |
Курганская С.М., Новицкий П.В., Рассошко Н.П., Закревская Е.В. Зайцева Л.К. |
16. |
Проведение Дней открытых дверей |
раз в квартал |
Василевич А.И. Даниленко О.И , |
17. |
Психолого-педагогическая поддержка обучающихся по вопросам профессионального самоопределения. |
в течение 2019 / 2020 учебного года |
Новик З.А. |
18. |
Заседание экспертного совета «Дополнительное образование как ресурс расширения знаний обучающихся о мире профессий». |
апрель 2020 г. |
Директора учреждений, участвующие в инновационной деятельности |
19. |
Проведение собраний с родителями обучающихся: – О правильном выборе профессии. – Актуальность профессий на рынке труда. |
декабрь 2019 г. апрель 2020 г. |
Василевич А.И. Даниленко О.И, Парачук А.В., Сергеенко С.П., Сторожик Е.Ф., Захаренко Н.И., Довыденко О.П. Курганская С.М., Новицкий П.В., Рассошко Н.П., Закревская Е.В, Зайцева Л.К. |
20. |
Размещение информационно-методических материалов по профессиональному самоопределению обучающихся на сайтах учреждений, реализующих инновационный проект. |
в течение 2019 / 2020 учебного года |
инженер-программист Диковский А.Р. |
21. |
Проведение мероприятий в рамках профессионального самоопределения с обучающимися (викторины, игры, акции, экскурсии, занятия). |
в течение 2019 / 2020 учебного года (по отдельному плану) |
Павлюк Е.А. |
22. |
Проведение анализа результатов работы по проффессиональному самоопределению за учебный год: выявление трудоустройства и анализ поступления обучающихся в учреждения профессионального-технического, средне-специального и высшего образования. |
июнь 2020 г. |
Василевич А.И. Даниленко О.И. |
23. |
Создание портфолио выпусника ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи». |
декабрь 2019 г / июнь 2020 г. |
Парачук А.В., Сергеенко С.П., Сторожик Е.Ф., Захаренко Н.И., Довыденко О.П. Курганская С.М., Новицкий П.В., Рассошко Н.П., Закревская Е.В Зайцева Л.К. |
24. |
Организация занятий с обучающимися в рамках образовательных программ «Мир профессий». |
в течение 2019 / 2020 учебного года |
Даниленко М.А. |
25. |
Привлечение родителей к участию в культурно-массовых мероприятиях в рамках профориентационной работы с обучающимися. |
в течение 2019 / 2020 учебного года |
Даниленко О.И., Павлюк Е.А., Курганская С.М., Новицкий П.В., Рассошко Н.П., Закревская Е.В, Зайцева Л.К.
|
Описание критериев и показателей определения эффективности инновационной деятельности
Компоненты профессионального самоопределения |
Критерии |
Показатели |
Потребностно - мотивационный |
Сформированность потребностей в области профессионального самоопределения обучающихся |
– Потребность в познании выбора профессии – Осознание важности выбора профессии |
Когнитивный |
Наличие знаний о профессиях |
– Качество знаний – Практическое применение знаний на занятиях объединений по интересам |
Ценностный |
Наличие профессиональных ценностей |
– Осознание ценности труда – Чувственно – эмоциональное отношение к профессиональному самоопределению |
Деятельностно - практический |
Владение способами деятельности по профессиональному самоопределению |
– Способы диагностики – Способ моделирования собственного профессионального будущего – Самоопределение в образовательной среде – Самоопределение в семейно-бытовой сфере |
Рефлексивный |
Сформированность рефлексивной деятельности |
– Способы рефлексивной деятельности – Способы оценки и самооценки профессионального самоопределения – Умение осуществить коррекцию своего профессионального самоопределения |
Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется инновационный проект
Учреждение образования «Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов»
Государственное учреждение образования «Центр творчества детей и молодежи Железнодорожного района города Гомеля»
Государственное учреждение образования
«Речицкий центр творчества детей и молодежи»
Кадровое обеспечение инновационного проекта
Ф. И. О. |
Занимаемая должность |
Функция в проекте |
Василевич Анжела Ивановна |
Заместитель директора по учебно-методической работе ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
управление реализацией инновационного проекта |
Даниленко Ольга Ивановна |
Заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
сопровождение инновационного проекта |
Сидоренко Мария Ермаковна |
Заведующий учебно- методическим кабинетом ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
методическое обеспечение инновационного проекта |
Новицкий Павел Владимирович |
Заведующий отделом ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
сопровождение инновационного проекта |
Парачук Андрей Валентинович |
Методист ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
методическое обеспечение инновационного проекта |
Сергеенко Сергей Петрович |
Методист ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
методическое обеспечение инновационного проекта |
Захаренко Наталья Ивановна |
Методист ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
методическое обеспечение инновационного проекта |
Сторожик Елена Федоровна |
Методист ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
методическое обеспечение инновационного проекта |
Довыденко Ольга Павловна |
Методист ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
методическое обеспечение инновационного проекта |
Рассошко Наталья Петровна |
Культорганизатор ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
сопровождение инновационного проекта |
Павлюк Евгения Александровна |
Культорганизатор ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
сопровождение инновационного проекта |
Курганская Светлана Михайловна |
Педагог дополнительного образования |
сопровождение инновационного проекта |
Зайцева Людмила Константиновна |
Педагог дополнительного образования |
сопровождение инновационного проекта |
Новик Зарина Александровна |
Педагог дополнительного образования |
психолого-педагогическое сопровождение инновационного проекта |
Факторы повышения эффективности инновационной деятельности
· подготовка обучающихся к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории в профессиональном пространстве социума;
· наличие действующих механизмов адаптации новых идей к конкретным условиям и возможностям;
· наличие специальных условий, стимулирующих и поддерживающих инновационную деятельность;
· социальная зрелость (готовность к жизненному самоопределению);
· наличие постоянной и эффективной поддержки;
· наличие горизонтальных и вертикальных связей между участниками и организаторами инновационной деятельности, а также преемственность в целях, содержании и организации инновационной работы;
· подготовка педагогических кадров для реализации путей профессионального самоопределения обучающихся на основе передовых педагогических технологий, дифференцированного и индивидуального подхода;
· расширение видов творческой деятельности обучающихся через участие в конкурсах, выставках, защите научно-исследовательских проектов;
· создание непрерывной системы дополнительного образования с включением обучающихся в различные виды технической и творческой деятельности;
· освоение и использование информационно-коммуникационных технологий для повышения творческого потенциала обучающихся.
Материально-техническое обеспечение.
Для управления инновационным процессом и реализации проекта в учреждении образования создана соответствующая материально-техническая база:
· ресурсно-методический кабинет, аудио, видеотехника, компьютеры;
· информационный банк педагогов дополнительного образования;
· методическая литература для педагогов, представленная соответствующими разделами.
Финансово-экономическое обеспечение.
Инновационный проект «Внедрение модели формирования профессионального самоопределения обучающихся в системе дополнительного образования детей и молодежи» не требует дополнительного финансирования.
Консультант проекта: _________________ М.Г. Кошман
Учебно-нормативное и учебно-методическое обеспечение
1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. –М.: Издат. Центр «Академия», 2004.
2. Иванушкина, С.А. Восприятие старшеклассниками событий собственного жизненного пути и профессиональное самоопределение: дисс. канд. психол. наук – М., 1997.
3. Карташев, В.А. Профессиональное самоопределение будущих учителей музыки в условиях среднего профессионального образования: дисс. канд. пед. наук – М., 2007.
4. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М., Просвещение, 1982. –207 с.
5. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. – М., Политиздат, 1986. – 160 с.
6. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
7. Ткаченко, В.В. Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы / В.В. Ткаченко // Молодой ученый. – 2012. – № 12. – С. 429-432.
8. Бобровская, Л.Н. Анкеты по профессиональной ориентации для старшеклассников / Л.Н. Бобровская // Практика административной работы. – 2008. – № 1. – с. 20-24.
9. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация учащихся / Н.Н. Захаров. – М.: Просвещение, 1988. – 413 с.
10. Прощинская, Е.Н. Выбирайте профессию: учеб. пособие для старших классов / Е.Н. Прощинская. – М.: Просвещение, 1996. – 271 с.
11. Винтин, И.А. Особенности социального самоопределения старшеклассников / И.А. Винтин // Социс. – 2004. – № 2. – с.9.
12. Василевская, Е.В. Проблемы занятости молодёжи: региональный подход / Е.В. Василевская // Педагогика. – 1999. – № 1. с.27.
13. Пряжников, Н.С. Профориентация / Н.С. Пряжников, Л.Е Пряжникова. – М.: Издательство «Инфра - М», 2006. – 259 с.
14. Мартина, А. Формирование готовности к профессиональному самоопределению / А. Мартина // Директор школы. – 2006. – № 3. – с. 65-71.
15. Шишлов, А.Н. Профессиональное самоопределение учащихся как проблема управления многопрофильным образовательным учреждением: дисс. канд. пед. наук – М., 2002. – 216 с.
16. Шалавина, Т.И. Особенности педагогической поддержки профессионального самоопределения учащейся молодежи / Т.И. Шалавина // Актуальные проблемы профессиональной педагогики. – 2012. – № 3. – с. 100-105.
17. Павлов, А.В. Профессиональное самоопределение обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей / А.В. Павлов // Концепт. – 2012. – № 11 с.1-6.
18. Добрецова, Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования / Н.В. Добрецова. – СПб., КАРО, 2005 – 160 с.
19. Гейжан, Н.Ф. Мастеру производственного обучения об индивидуальном подходе в трудовом воспитании учащихся средних профтехучилищ / Н.Ф. Гейжан. – М.: Высшая школа, 1987. – 45 с.
20. Зеер, Э.Ф. Профориентирование: Теория и практика / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192 с.
21. Березина, В.А. Развитие дополнительного образования в системе российского образования / В.А. Березина. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. – 512 с.
22. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект, фонд «Мир», 2008. – 336 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.