Отчёт по теме самообразования
учителя начальных классов МБОУ СОШ №45
Голубиной Ольги Борисовны
Актуальность
В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей. Центральное место в перечне ключевых компетентностей ФГОС НОО занимает читательская компетентность, которая определяется:
· владением техникой чтения;
· приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
· знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
· сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Сформированность читательской компетентности является одним из основных УУД, способствующих личностному, общественному и профессиональному развитию учащихся, их адаптации в сложной и динамичной информационной среде. Это послужило поводом для работы над Темой по самообразованию «Внедрение в практику работы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетентности младших школьников».
Цель работы по теме самообразования: Изучить и внедрить в практику работы современные образовательные технологии, направленные на формирование читательской компетентности младших школьников.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме,
- выделить и изучить современные образовательные технологии, направленные на формирование читательской компетентности младших школьников,
- внедрить современные образовательные технологии, направленные на формирование читательской компетентности младших школьников,
- отслеживать результаты эффективности внедрения современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетентности младших школьников,
- провести открытые уроки по обобщению опыта внедрения в практику работы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетентности младших школьников.
Мною был составлен План работы над темой, состоящий из 3 этапов, со сроком реализации на 4 года с 1 по 4 класс и для каждого этапа определены задачи:
№ п/п |
Этапы работы |
Задачи |
Сроки реализации |
1 |
Подготовительный |
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме, - вести мониторинг техники чтения |
1 класс
1 – 4 классы |
2 |
Основной |
- выделить и изучить современные образовательные технологии, направленные на формирование читательской компетентности младших школьников, - внедрение современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетентности младших школьников, - вести мониторинг техники чтения |
2 класс
2 – 3 классы
1 – 4 классы |
3 |
Заключительный |
- вести мониторинг техники чтения, - провести открытые уроки по обобщению опыта внедрения в практику работы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетентности младших школьников |
1 – 4 классы 3 – 4 классы |
Во время Подготовительного этапа работы над темой самообразования были изучены разные литературные источники, на основании которых мною были сделаны следующие выводы:
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В названных документах признается необходимость формирования у учащихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения.
На современном этапе развития педагогической науки рассматриваются проблемы приобщения школьников к чтению (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, М.П. Воюшина, Т.Г. Галактионова, О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская и др.). Именно в первом десятилетии жизни формируется читательская деятельность, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно активным, пассивным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании образец общения с книгой задает воспитатель, пользуясь методом организации активного слушания. В начальной школе цель литературного чтения - формирование читателя, умеющего полноценно воспринимать литературное произведение и работать с ним до чтения, во время чтения и после прочтения. Специфика литературного чтения заключается в интеграции с другими предметами, что делает его ведущим в системе формирования функциональной грамотности младших школьников (М.И. Губанова, Е.П. Лебедева и др.).
К проблеме чтения младших школьников обращались многие: Д.Б. Эльконин рассматривает процесс чтения как средство развития теоретического мышления; Л.В. Занков, З.И. Романовская, В.И. Яковлева раскрывают механизмы развития личности путем детского чтения; В.Г. Казанская считает, что современный урок чтения – это целостная взаимосвязанная система зависимостей и закономерностей, где психологический фактор является определяющим; Р.Н. Бунеев, Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова и др. изучают чтение как процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Значительный вклад в изучение проблемы чтения внесла Н.Н. Светловская, которая рассматривает читателя как объект методической науки. Её теория формирования типа правильной читательской деятельности младших школьников, законы становления читателя, исследования её последователей Г.М. Первовой, Т.С. Пиче-оол, О.В. Кубасовой, и др. заложены во многих современных образовательных программах чтения младших школьников. Модель самостоятельной читательской деятельности Н.Н. Светловской предполагает, что квалифицированный читатель ставит цель чтения, знает мир книг и владеет необходимыми читательскими умениями, позволяющими самостоятельно выбрать нужную книгу и уяснить её смысл.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает также требования, направленные на развитие читательских универсальных умений младших школьников, что подтверждает актуальность выбранной мной темы самообразования как важной проблемы обучения и целесообразность формирования основ читательской компетентности в начальном звене общеобразовательной школы.
Таким образом, исходя из вышесказанного, необходимо резюмировать, что степень разработанности проблемы формирования основ читательской компетентности в целом является недостаточной, так как не обоснована её сущность и структура применительно к младшим школьникам, не разработана технология продуктивного чтения и структура уроков самостоятельной читательской деятельности. Требуют уточнения педагогические условия формирования данного феномена, также необходимо определение критериального аппарата для оценки уровней сформированности основ читательской компетентности младших школьников.
В начале Основного этапа работы по теме самообразования мною были выделены и изучены современные технологии, направленные на формирование читательской компетентности младших школьников:
- технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев);
- технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А. М. Кушнир);
- технология обучения чтению слогов и слов со стечением согласных (Ю. В. Емельянов);
- технология обучения чтению вслух и про себя с использованием дидактических тренировочных средств и алгоритмов читательской деятельности (М.И. Оморокова);
- технология обучения динамическому чтению (О. А. Кузнецов, Л. М. Хромов).
- зрительные диктанты по И.Т. Федоренко для развития оперативной памяти,
- технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения) (Н.Н. Светловская).
Развитие навыка чтения во время обучения в начальной школе предполагает как формирование приёмов чтения целыми словами, так и постепенное введение чтения про себя, наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения. Параллельно с этим литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу.
С прошлого учебного года (2020-2021 уч. год) я начала внедрять некоторые элементы вышеназванных современных технологий, направленных на формирование читательской компетентности младших школьников.
В течение урока работаю над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения:
- упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки);
- упражнения творческого характера различного содержания (чтение по ролям, выборочное чтение, чтение с остановками, проблемное чтение, то есть постановка проблемы перед чтение каждой части произведения и другие);
- упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (зрительные диктанты по системе Федоренко);
- упражнения на определение смысловой структуры текста;
- чтение вслух;
- чтение про себя;
- жужжащее чтение;
- хоровое чтение;
- чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);
- динамическое чтение;
- чтение в темпе скороговорки;
- «Буксир» (учитель читает, дети следят за ним, в любой момент можно попросить ребенка продолжить чтение);
- «Очередь» (Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!» и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/) ;
- «Прыжки» (через слово, через строчку);
- «Ловушка» (с заменой слов, ищут замену);
- «Голова и хвост» (находят и дочитывают начатое предложение);
- «Прятки» (найти слово с определённым признаком);
- «Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного);
- антиципация слов, предложений, пословиц;
- чтение через решётку (из полосок бумаги);
Для формирования навыков выразительного чтения использую:
- выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;
- выделение голосом различных слов в предложении;
- работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);
- чтение одного предложения с разной интонацией;
- «Эхо» (за учителем);
- чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика)
- «Голоса» (подражая кому-либо);
- по ролям;
- разметка текста (паузы, логическое ударение);
- работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения);
- для формирования интереса к чтению книг в классе проводятся выставки любимых книг обучающихся, дети интересуются, на переменах рассматривают книги, читают, обмениваются книгами друг с другом.
- участие в конкурсах чтецов.
Для обучения детей вдумчивому, аналитическому чтению направлена технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), разработанная профессором Н.Н. Светловской.
Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с любым типом текста.
1 этап: работа с текстом до чтения: антиципация (предугадывание предстоящего чтения) – определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.
2 этап: работа во время чтения текста: после первичного чтения, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного; при повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментированное чтение.
3 этап: работа с текстом после чтения: коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Знакомство с писателем, работа с иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-нибудь сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).
Методические приемы организации продуктивного чтения:
- Отсроченная отгадка.
В начале урока задаётся загадка (сообщается удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
- Задай вопрос.
С чего начинается осмысление учеником учебного материала?
- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.
- Составь задание, сформулируй вопрос по прочитанному произведению, составь тест по содержанию произведения.
Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.
Обучающиеся с 1 класса начали вести читательские дневники, структура которых с каждым годом усложнялась, в 3 классе она выглядит так:
Название прочитанного произведения |
Автор |
Главные герои |
Краткое содержание |
Иллюстрация |
|
|
|
|
|
Внедрение вышеназванных технологий, направленных на формирование читательской компетенции младших школьников, будет продолжено в 1 полугодии следующего учебного года (2022-2023 уч. году.).
Заключительный этап работы над темой самообразования – 2 полугодие 2022-2023 учебного года: проведение открытого урока по обобщению опыта внедрения в практику работы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетентности младших школьников; выступление на заседании МЛ учителей начальных классов.
Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, на овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения. Данные выводы сделаны на основании проверки читательских дневников, где количество прочитанных книг с каждым годом значительно увеличивается. Дети стали приносить интересные книги в школу, показывать своим одноклассникам, советуя им их прочесть. Из беседы с библиотекарем школьной библиотеки также видно, что дети стали библиотеку посещать чаще, количество прочитанных книг с каждым годом увеличивается.
Одним из показателей эффективности работы по внедрению современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетентности младших школьников, можно считать участие в литературных, театральных конкурсах разного уровня.
2019-2020 учебный год (1 класс)
Название мероприятия |
Уровень мероприятия (классный, школьный, муниципальный, краевой, всероссийский, межрегиональный) |
Результаты |
Конкурс чтецов произведений забайкальских поэтов |
Школьный этап городского конкурса |
Сертификат участника (2 чел.) |
Конкурс рисунков «Моя библиотека» |
Школьный |
Сертификат участника (2 чел.) |
Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой» |
Школьный |
Выставка рисунков – коридор 3 этаж Общий зачет – Диплом за активное участие |
Конкурс стихов о маме «Лучший чтец» |
Классный этап школьного конкурса |
Грамоты 1 место, 2 место, 3 место |
Акция «Читаем книги о войне» |
Школьный |
Сертификат участника (1 чел.) Грамота – 2 место (1 чел.) |
2020-2021 учебный год (2 класс)
Название мероприятия |
Уровень мероприятия (классный, школьный, муниципальный, краевой, всероссийский, межрегиональный) |
Результаты |
Конкурс ребусов «Русская народная сказка» (в рамках предметной недели Литературного чтения) |
Школьный |
Сертификат за участие (общий на класс) |
Конкурс чтецов стихотворений об осени (в рамках предметной недели Литературного чтения) |
Школьный |
Грамота – 3 место (1 чел.) |
Конкурс чтецов «Стихотворение для Мороза» |
Школьный |
Грамота – 1 место (1 чел.) |
Конкурс краеведов «Забайкалье глазами поэтов и писателей» |
Городской |
Сертификаты участников (2 чел.) |
Конкурс чтецов «А у нас в Забайкалье сопки малиновые» |
Городской |
Сертификаты участников (2 чел.) |
Конкурс чтецов стихотворений «Литературный мир» |
Международный |
Диплом 2 степени (2 чел.) Диплом 3 степени (1 чел.) |
VI Всероссийская метапредметная олимпиада по ФГОС «Новые знания» |
Всероссийский |
Диплом 3 степени (1 чел.) Сертификаты участников (9 чел.)
|
2021-2022 учебный год (3 класс)
Название мероприятия |
Уровень мероприятия (классный, школьный, муниципальный, краевой, всероссийский, межрегиональный) |
Результаты |
Конкурс чтецов-2021 произведений забайкальских поэтов и писателей «Возьми тепло родной земли…» |
Школьный этап |
Диплом 1 степени (1 чел.) |
Выставка книг «Моя любимая книжка» |
Школьный этап |
Диплом за активное участие |
Конкурс чтецов-2021 произведений забайкальских поэтов и писателей «Возьми тепло родной земли…» |
Городской этап |
Сертификат участника (1 чел.) |
Всероссийский турнир "Литературный клубок-2021" (Град знаний) |
Всероссийский турнир |
Диплом участия |
Конкурс театрального искусства «Театральное созвездие-2022» |
Муниципальный |
Диплом 2 степени (спектакль «Морозко» (по мотивам русской народной сказки) |
Конкурс-фестиваль искусств «Звездопад» |
Международный |
Диплом победителя (спектакль «Морозко» (по мотивам русской народной сказки) |
Также эффективность работы по внедрению современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетентности младших школьников, можно увидеть по результатам мониторинга техники чтения:
№ п/п |
Ф.И. учащегося |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс
|
Слов в минуту |
|||||
1 |
Агаев Ислам |
Не была проведена из-за дистанционного обучения в связи со сложной эпидемиологической ситуацией |
76 |
140 |
|
2 |
Асеева Елизавета |
79 |
130 |
|
|
3 |
Базаров Александр |
72 |
98 |
|
|
4 |
Банникова Эвелина |
100 |
193 |
|
|
5 |
Выборнов Никита |
53 |
60 |
|
|
6 |
Деревцова Евгения |
120 |
184 |
|
|
7 |
Дорохина Алёна |
Не обуч. |
76 |
|
|
8 |
Железникова Анна |
75 |
154 |
|
|
9 |
Жуков Роман |
40 |
61 |
|
|
10 |
Кирпель Валентина |
82 |
94 |
|
|
11 |
Колоколов Михаил |
50 |
80 |
|
|
12 |
Копцева Вероника |
102 |
116 |
|
|
13 |
Кузьмин Владислав |
91 |
150 |
|
|
14 |
Лазерег Анастасия |
96 |
132 |
|
|
15 |
Малый Константин |
129 |
208 |
|
|
16 |
Максимов Тимофей |
106 |
176 |
|
|
17 |
Мацюця Мария |
88 |
186 |
|
|
18 |
Муравьева Кристина |
Не обуч. |
200 |
|
|
19 |
Новиков Дмитрий |
80 |
110 |
|
|
20 |
Оксюк Анастасия |
72 |
143 |
|
|
21 |
Переводчиков Артем |
108 |
159 |
|
|
22 |
Петров Захар |
50 |
73 |
|
|
23 |
Редькин Кирилл |
114 |
124 |
|
|
24 |
Стёпочкина Екатерина |
62 |
67 |
|
|
25 |
Семёнкин Максим |
Не обуч. |
128 |
|
|
26 |
Султанов Руслан |
79 |
130 |
|
|
27 |
Терских Диана |
103 |
200 |
|
|
28 |
Шакирова Алина |
80 |
120 |
|
|
29 |
Красиков Егор |
Не обуч. |
83 |
|
Обобщение опыта в рамках работы над темой самообразования (подготовительный и основной этапы) осуществлялось через:
- выступление с докладом «Внедрение современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетентности младших школьников» на заседании МЛ учителей начальных классов (заседание №3 12.01.2021г.);
- публикация методической разработки урока литературного чтения УМК Школа России «Э. Успенский. Чебурашка» на сайте infourok.ru (14.09.2021) – свидетельство о публикации №ЮХ10126084.
Список изученной литературы
1. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012 год
3. Галактионова Т.Г. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю М., 2011.
4. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.
5. Колганова Н.Е. Обучение полноценному чтению детской литературы / Начальная школа. - 2005. - № 6. - С.56-65.
6. Кубасова О.В. Как помочь ребёнку стать читателем. - Т., 2004.
7. Лифинцева Н.И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Начальное образование. - 2004. - № 3. - С. 10-15.
8. Оморокова М.Н. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя / М.Н. Оморокова. - М.: Аркти, 1999. - 160с.
9. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.
10. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4.
11. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. //Избранные психологические труды. М., 1995.
Интернет-ресурсы
1. https://studfiles.net/preview/5949665/
2. http://magicspeedreading.com/k/key_skorochtenie__dlia_shkolnikov.html
3. http://present5.com/zritelnye-diktanty-po-metodike-fedorenko-palchenko-ya/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.