Внедрение ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
Оценка 4.8

Внедрение ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
дефектология
2 кл
18.12.2017
Внедрение  ФГОС  образования обучающихся  с  умственной отсталостью
Основной особенностью ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является предоставление возможности каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и обеспечение равных прав в получении адекватного его уровню развития образования, раннее получение специальной помощи средствами образования. В соответствии с требованиями ФГОС в школе было организовано обучение учащихся 1 класса.
Внедрение ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.docx
Гудзиева Светлана Анастасиевна г.Славянск­на­Кубани,  ГКОУ школа №15г.Славянска­на­Кубани Краснодарского края  .  ru Внедрение  ФГОС  образования обучающихся  с  умственной отсталостью cdtnkfyf      ­  cjabz    @   mail Основной   особенностью   ФГОС   НОО   обучающихся   с   умственной отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями)   является   предоставление возможности каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и обеспечение   равных   прав   в   получении   адекватного   его   уровню   развития образования, раннее получение специальной помощи средствами образования.  В   соответствии   с   требованиями   ФГОС   в   школе   было   организовано обучение учащихся 1 класса. В 2016­2017 учебном году в 1 классе нашей школы обучалось  10 учащихся, из них 6 учащихся имеют статус «ребенок­инвалид». До поступления в школу детские дошкольные учреждения регулярно посещало 2 учащихся,  1 ребенок посещал детский сад периодически, остальные учащиеся были практически изолированы от социума в силу имеющихся ограничений по состоянию   здоровья   и   физического   развития.   По   рекомендации   районной ПМПК,   результатам   наблюдения   и   диагностики   специалистами   школы   6 учащихся обучались в классе, 4 учащихся обучались  индивидуально на дому.   В сентябре 2016 года специалистами школы было проведено подробное обследование уровня развития, состояния готовности к обучению учащихся 1 класса. Данные обследования помогли установить, что все дети, обучающиеся в 1  классе,  наряду   с  общим  для  них  состоянием,    имеют  одно   или   несколько локальных   или   системных   нарушений.   У   большинства     учащихся   класса имеются текущие соматические заболевания, которые значительно осложняют их обучение и развитие. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти   и   мышления   у   всех   учащихся   отмечается   своеобразное   нарушение структурных   компонентов   речи,   характерно   ограниченное   восприятие обращенной речи и ее ситуативное понимание, у 1 учащегося речь отсутствует, у 2   учащихся   речь   развита   на   уровне   звукового   комплекса,     для   общения   У использовались   различные   средства   невербальной   коммуникации. большинства   учащихся   наблюдается     недоразвитие   эмоциональной   сферы   и волевых   процессов,   что   не   редко   проявляется   в   негативных   поведенческих реакциях,   у   1   учащегося   наблюдается   самоагрессия.   Запас   знаний   и представлений о внешнем мире у подавляющего большинства учащихся класса ограничен знанием предметов окружающего быта. На   основании   рекомендации   районной   ПМПК   и       проведенного   на школьной ПМПК обследования был  выявлен уровень особых образовательных потребностей   и   определена   программа   обучения   для     каждого   учащегося. Внимательно изучив основные требования, предъявляемые ФГОС, к структуре и объему   адаптированных   общеобразовательных   программ   1   и   2   вариантов обучения,   условиям   их   реализации   и   результатам   освоения,     мною     были разработаны   рабочие   программы:   АООП,   которая   при   необходимости индивидуализируется   (к   которой     может   быть   создано   несколько   учебных планов)   и   СИПР,   учитывающая   образовательные   потребности   групп   или отдельных обучающихся с умственной отсталостью по предметным областям и внеурочной   деятельности,   обеспечивающие   коррекцию   нарушений   развития   и социальную   адаптацию   обучающихся.   Дифференцированный   вариативный подход   к   созданию   образовательных   программ,   обеспечивает   возможность реализации   индивидуального   потенциала   развития,   доступной     предметно­ практической   и   учебной   деятельности   для   каждого   ученика,   придания результатам образования социально и личностно значимого характера. Таким образом, образование учащихся 1 класса в нашей школе в 2016­ 2017   учебном   году   велось   по   двум   вариантам   обучения,   предусмотренным ФГОС:   7   учащихся   обучались   по   1     варианту     адаптированной   основной общеобразовательной   программы   образования   для   обучающихся   с   легкой умственной   отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями),   который обеспечивает   введение   учебных   предметов,   способствующих   формированию представлений   о   природных   и   социальных   компонентах   окружающего   мира, овладение   разнообразными   видами,   средствами   и   формами   коммуникации, обеспечивающими   успешность   установления   и   реализации   социокультурных связей   и   отношений   обучающегося   с   окружающей   средой;   психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися. . 3 учащихся, интеллектуальное развитие которых не позволяет освоить 1 вариант АООП,     получали образование   по 2 варианту адаптированной   общеобразовательной   программы   для   обучающихся   с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),   тяжелыми   и   множественными   нарушениями   развития.   Для каждого учащегося этой группы была  разработана специальная индивидуальная программа развития (СИПР), включающая учебные предметы, отсутствующие   учащихся   с   легкой   умственной   отсталостью,   курсы   по при   обучении     формированию альтернативной   коммуникации, предметных   действий,   формирование   элементарных   социально­бытовых   сенсорному   развитию, навыков   и   самообслуживания,   дозированное   расширение   образовательного пространства   внутри   школы,   взаимодействие   специалистов   школы   и   семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни учащегося. Рабочие программы, по которым обучались учащиеся 1 класса,  учитывали возрастные, типологические и индивидуальные особенности, и образовательные потребности обучающихся  и были направлены на оказание ранней непрерывной специальной   помощи   средствами   образования     через   реализацию     практико­ ориентированного,   действенного   подхода   к   содержанию   коррекционно­ развивающего   процесса, актуализацию сформированных знаний и умений.    доступность   содержания   и   систематическую В основу рабочих программ, позволяющих реализовать 1 основной вариант обучения   были   положены   деятельностный   и   дифференцированный   подходы, способствующие   формированию   основ   учебной   деятельности,   организации познавательной   и   предметно­практической   деятельности, речевой, обеспечивающие овладение учащимися содержанием учебных предметов,  рост творческого   потенциала, обеспечивающей разностороннее  развитие личности обучающихся.    познавательных   мотивов,   общей   культуры, СИПР была составлена  на ограниченный период времени  ­ один  год. В  ее разработке   принимали   участие   все   специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.     При составлении СИПР   нами были   учтены   специфические   образовательные     потребности     в   качественной индивидуализации     обучения,     в     особой     пространственной,   временной     и смысловой   организации   образовательной   среды на основании рекомендаций районной ПМПК и ИПР. Реализация такой программы нацелена на обретение обучающимися   таких   жизненных   компетенций,   которые   позволили   бы   им достигнуть максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных   задач,   обеспечивают   их   включение   в   жизнь   общества   на   основе индивидуального   поэтапного,   планомерного   расширения   жизненного   опыта   и повседневных   социальных   контактов   в   доступных   для   них   пределах.     Была составлена   программа   сотрудничества   специалистов   обучающегося,     школы   с   семьей   задачи,   направленные   на   повышение   включающая   информированности   семьи   об   образовании     ребенка,     развитие     мотивации родителей     к     конструктивному   взаимодействию   со   специалистами   школы   с целью  привлечения  родителей  к  участию  в  разработке  и реализации СИПР и   Мониторинг   результатов преодоления   психологических   проблем   семьи.   обучения проводился  один раз в полугодие. В  ходе мониторинга специалистами образовательной   организации   оценивался   уровень   сформированности   СИПР,   результаты представлений,   образования   за оцениваемый период оформлялись   описательно в дневниках   действий/операций,     внесенных     в   наблюдения   и   в   форме   характеристики   за   учебный   год.   На   основе   итоговой характеристики была составлена  СИПР на текущий  учебный период. Так как  в  первом классе обучение проводилось без бального оценивания знаний обучающихся, нами использовались такие средства оценивания, которые позволяли   фиксировать   индивидуальное   продвижение   каждого   ребёнка,   не сравнивая детей между собой по их успеваемости, работа учеников поощрялась   использованием   качественной   оценки.   Так   как   в и   стимулировалась   с   соответствии   с   ФГОС,     на   этом   этапе   обучения   центральным   результатом является   проявление   значимых   предпосылок   учебной   деятельности,   нами фиксировались даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения, поскольку  они  играют  определенную  роль  в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.   Текущая     аттестация     обучающихся   включает     в     себя     полугодовое   Для   этого   рабочих   программ.     результатов   оценивание     освоения   специалистами школы разработаны условные шкалы, на которых фиксируется результат выполнения работы по определённому критерию, различные формы графиков,   таблиц,   «Листов   индивидуальных   достижений»,   в   которых отмечаются   уровни   учебных   достижений   ребёнка   по   множеству   параметров. Разработанные   критерии   обеспечивают     комплексный     подход     к     оценке результатов   освоения   общеобразовательных программ   общего   образования,   предметных   и   личностных   результатов; позволяют   предусматривают  оценку  достижений  обучающихся; позволяют осуществлять   оценку     вести   оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции. Всесторонняя  и  комплексная  оценка  овладения  обучающимися 1   класса   социальными     (жизненными)     компетенциями     осуществлялась   на основании  применения  метода  экспертной  оценки   результатов  на  основе мнений  группы  специалистов  школьного  психолого­медико­педагогического консилиума, включающего  учителей,  учителя­логопеда,  педагога­ психолога, социального педагога, врача­ психиатра.     В   соответствии   с   требования   ФГОС   для   обучающихся   с   умственной отсталостью  оценке  подлежат личностные и предметные результаты. Оценивая достижения   по   индивидуальные     учебным   предметам,   мы   учитывали   типологические     особенности     и   обучающихся   с   умственной   развития   отсталостью,       динамику   их     достижений     и   качественных     изменений     в психическом  и  социальном  развитии.  Совместно со специалистами школы на основе индивидуального и дифференцированного подходов были разработаны критерии оценки предметных результатов, отражающие овладение содержанием   Текущие   оценки,   фиксирующие   динамику каждой   предметной   области.   обучающихся в освоении общеобразовательных программ, приобретении умений и формировании навыков отражались в «Листе индивидуальных достижений» по   чтению,   русскому   языку,   математике   на   каждого   ребенка.   Выявление   и   навыков   обучающихся   в   каждой усвоенных   представлений,   образовательной   области   способствует   созданию     основы   для   корректировки   умений   образовательного   маршрута, коррекционно­развивающей     конкретизации   содержания     работы.   В     дальнейшей   случае   затруднений   в   оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием   видимых изменений,  обусловленных  тяжестью  имеющихся  у ребенка нарушений,  нами оценивалось   эмоциональное состояние  ребенка, другие возможные личностные результаты.  Оценивая     личностные     результаты,   мы     определяли     динамику   (жизненными) продвижения   компетенциями,   отражая    наблюдения   в   индивидуальной     карте     развития   социальными     ребенка     в     овладении   обучающегося.   С   введением   ФГОС   учащиеся     с   умственной   отсталостью   получили возможность   непрерывного   коррекционно­развивающего   комплексного сопровождения   всеми   специалистами   школы   (учитель­логопед,   педагог­   учетом   особенностей   и   уровня психолог,   учитель­дефектолог)   индивидуального развития, реализуемого как через содержание образовательных   с   областей,   так   и   в   процессе   внеурочной   деятельности,   способствующей формированию   БУД   через   развитие   и   коррекцию   мотивационного   и операционного   компонентов,   практическую     и   профилактическую направленность   познавательной   и   творческой   деятельности   с   учетом потребностей обучающихся, их возрастных особенностей.  Внеурочная   деятельность,   входящая   в     формируемую участниками     образовательных     отношений,  в   соответствии     с  требованиями   часть,     ФГОС,  была организована  по  основным направлениям  развития  личности, для чего мной были разработаны программы по курсам «Кубановедение», «Азбука пешеходных   наук»,   «Чудеса   своими   руками»,   «Крепыши»,   составленные   с учетом     уровня   развития   и   потенциальных   познавательных   возможностей обучающихся, экономических   особенностей     социально­   нашего   региона   на   основе   системно­   этнических,   актуальных   задач   воспитания,   социализации деятельностного   и   культурно­исторического   подходов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их возрастных и типологических психофизических особенностей, а также условий, необходимых для развития их личностных качеств. Аттестация по   результатам   освоения   учебных программ   и   развития жизненных компетенций  по итогам 2016­2017 учебного года показала, что все учащиеся   класса   благодаря   слаженной   работе   всех   специалистов   школы, комплексной   работе   по   обучению,   воспитанию,     развитию   и   коррекции   в условиях ФГОС  успешно усвоили учебный материал 1 класса по 1 и 2 варианту. Сегодня мы можем видеть определенный положительный результат: значительно расширился   круг   социальных   контактов,   под   руководством   учителя   и специалистов коррекционного цикла школы  учащиеся  на практике применяют полученные знания, проявляют интерес к получению новых трудовых умений и навыков.  Успешно формируются навыки учебного поведения и положительная учебная мотивация, включающая социальные и внешние мотивы, наблюдается положительная динамика в развитии учебно­познавательного интереса, умение выполнять инструкции учителя, действия по образцу и по подражанию. Ребята адекватно   воспринимают   свою   роль   в   школе,   принимают   соответствующие возрасту ценностные ориентиры, охотно идут на сотрудничество с учителями и специалистами, работающими в классе. На   конец   учебного   года   нами   была   проведена   оценка     личностных  По   результатам   оценивания   можно   сделать   обучающихся. результатов   определенный   вывод:   наблюдается   положительная   динамика   в   развитии способности   инициировать   и   поддерживать   коммуникацию   со   взрослыми, сверстниками,   правильно   применить   ритуалы   социального   взаимодействия согласно ситуации; у большинства учащихся наблюдается продвижение развития способности применять адекватные способы поведения в различных ситуациях; большинство   обучающихся   с  готовностью   обращаются   и   принимают   помощь. Незначительная   динамика   наблюдается   в   развитии   способности   использовать разнообразные   средства   коммуникации   согласно   ситуации.   У   3­х   учащихся наблюдается   положительная   динамика   в   осознании   себя   как   ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, у 2­х учащихся значительная   динамика   в   развитии   способности   к   осмыслению   социального окружения,   своего   места   в   нем.   У   3­х   учащихся   повысился   уровень самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. У 2­х учащихся повысился уровень личной ответственности за свои поступки на основе   представлений   об   этических   нормах   и   правилах   поведения   в современном обществе. У всех учащихся наблюдается положительная динамика в готовности выполнять правила безопасного и бережного поведения в природе и   обществе.   Значительно   снизился   уровень   тревожности,   повысился   уровень самостоятельности, действительности, навыков устной коммуникации.   расширился   круг   представлений   об   окружающей Так   как   ФГОС   предусматривает   возможность   гибкой   смены образовательного   маршрута,   программ   и   условий   получения   образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе   комплексной   оценки   личностных   и   предметных   результатов   освоения АООП,   заключения   психолого­медико­педагогической   комиссии   и   согласия родителей   (законных   представителей)   по   результатам   освоения   данной программы 2 учащимся была изменена программа обучения в 2017­2018 учебном году со 2 варианта на 1.  Двое учащихся, ранее обучавшиеся индивидуально на дому, переведены на очную форму обучения в составе классного коллектива.

Внедрение ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

Внедрение  ФГОС  образования обучающихся  с  умственной отсталостью

Внедрение ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

Внедрение  ФГОС  образования обучающихся  с  умственной отсталостью

Внедрение ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

Внедрение  ФГОС  образования обучающихся  с  умственной отсталостью

Внедрение ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

Внедрение  ФГОС  образования обучающихся  с  умственной отсталостью

Внедрение ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

Внедрение  ФГОС  образования обучающихся  с  умственной отсталостью

Внедрение ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

Внедрение  ФГОС  образования обучающихся  с  умственной отсталостью

Внедрение ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

Внедрение  ФГОС  образования обучающихся  с  умственной отсталостью

Внедрение ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

Внедрение  ФГОС  образования обучающихся  с  умственной отсталостью

Внедрение ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

Внедрение  ФГОС  образования обучающихся  с  умственной отсталостью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2017