Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ОВЗ
Оценка 5
Мероприятия
rtf
дефектология +1
Взрослым
30.05.2017
Проблема ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в настоящее время является чрезвычайно актуальной. На сегодняшний день у нас в стране большой процент детей с такой проблемой, поэтому грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала.
Олтаржевская_ статья.doc.rtf
Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего
возраста с ограниченными возможностями здоровья
Олтаржевская Наталья Васильевна
Учитель – логопед Iквалификационной категории
МБДОУ детский сад № 23 «Ромашка»
Проблема ранней помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья, в настоящее время является чрезвычайно актуальной. На сегодняшний
день у нас в стране большой процент детей с такой проблемой, поэтому
грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление
вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию
реабилитационного потенциала.
Родители, столкнувшиеся с проблемами ребенка, испытывают и сами
множество трудностей социального,
психологического характера. К
сожалению, в нашем населенном пункте отсутствуют психологические центры,
общественные организации, объединяющие родителей детей с ОВЗ, куда бы они
могли обратиться за психологической помощью, поддержкой или специальной
литературой.
Наша творческая группа долго думала над этой проблемой и пришла к
выводу, что наиболее реальный и рациональный способ решения возникшей
проблемы – создание службы помощи. Идея создания возникла в противовес
сугубо вербальным формам работы, традиционно используемым в работе с
родителями, поэтому на базе нашего МДОУ с 2010 года действует служба
помощи, в структуру, которой входят адаптационный клуб «Карапуз» (для
родителей детей раннего возраста, которые собираются поступать в
дошкольное учреждение и
родителей неорганизованных детей), школа «Семейный педагог» (для родителей детей, которые посещают дошкольное
учреждение и неорганизованных детей), школа «Будущий первоклассник» (для
детей старшего дошкольного возраста). Занятия проводят педагогпсихолог,
музыкальный руководитель,
учительлогопед,
старший воспитатель,
медицинская сестра (участвует в проведении занятий в клубе «Карапуз»), а в
школы «Будущий первоклассник», кроме перечисленных
проведении
специалистов, в целях преемственности, принимает участие учитель начальных
классов МУ СОШ. Все составляющие нашей службы помощи взаимосвязаны,
чтоб дети и родители не остались на какомто возрастном этапе без помощи.
Остановимся отдельно на работе клуба «Карапуз». Известно, что процесс
адаптации у каждого малыша зависит от его индивидуальнотипологических
особенностей и социальной обстановки, которая окружает его. Многолетние
наблюдения за особенностями привыкания воспитанников к условиям
пребывания в дошкольном учреждении позволяют сделать вывод, что дети
раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе
адаптации испытывают такие же трудности, что и нормально развивающиеся
дети, но они усугубляется тяжестью его диагноза. Период адаптации для
ребенка с ОВЗ остро переживается им в связи с отрывом от дома, от матери, от
близких, в связи с тем, что у таких детей наблюдается высокая степень
привязанности к дому и семье, поэтому встречи с незнакомыми взрослыми и
детьми зачастую становятся серьезной психологической травмой.
Поэтому создание и поддержание психологически безопасных,
развивающих условий вхождения малыша в новый социум – детский сад и
полноценная психологопедагогическая помощь семье ребенка – стали
приоритетными целями взаимодействия воспитателей раннего возраста,
педагогапсихолога, учителялогопеда с родителями, которые способны
минимизировать возможные риски в развитии детей с ОВЗ в адаптационный
период. Основная цель работы клуба: установление психологического контакта с
семьей, преодоления барьера недоверия к ДОУ, оказание консультативной
помощи для облегчения периода адаптации детей и их родителей, а также
образовательного уровня и психологической грамотности
повышение
родителей. Занятие проводятся 1 раз в неделю, они состоят из практической и
теоретической частей.
Одним из важных преимуществ работы клуба, является использование в
работе с родителями тренингов конструктивного взаимодействия с ребенком,
компонентов игрового моделирования, практические действия, психологические
игры и упражнения, игры на развитие моторики и т.д.. Психолого
педагогические знания, полученные в клубе, помогают родителям понять
особенности своего ребенка, эффективнее взаимодействовать с ним, осознать
проблемы своих детей и почувствовать уверенность в своих собственных силах
по преодолению трудностей. В основе этой работы лежит знакомство родителей
с проблемами детей с ОВЗ существующими в обществе, путями их преодоления,
с социальными и медицинскими взглядами на проблемы детей, средствами
реабилитации. Это дает возможность переориентировать воспитательную
стратегию семьи на уровень преодоления проблем в развитии ребенка, что
сделает жизнь ребенка более полноценной.
В течение пяти лет работой клуба «Карапуз» было охвачено 90%
родителей детей раннего возраста в нашем социуме. В процессе работы были
освоены и широко использовались новые технологии: игротехника, тренинговые
упражнения. Коллектив родителей всегда с интересом участвовал в занятиях,
где они учились играть со своими детьми.
Просвещению родителей способствовало широкое внедрение в работу
информационных технологий. В помощь родителям было представлено печатное издание газета МДОУ «Ромашка», где они могли найти ответы на
интересующие их вопросы развития детей, коррекции отклонений и т.д.
Еще одной из эффективных форм взаимодействия, которую в последние
годы мы особенно активно используем в работе с родителями детей с ОВЗ,
является сайт МДОУ, где есть странички: «Служба психологической помощи»,
«Страничка логопеда», «Шпаргалка для родителей» и т.д.. Здесь вниманию
родителей предложены советы, игры для коррекции и развития ребенка в
домашних условиях.
Внедрение новых форм работы с родителями оказало позитивное влияние
на родителей и детей:
В результате коррекционноразвивающей работы специалистов ДОУ и
родителей выявлена положительная динамика в развитии детей.
Родители стали более заинтересованно относиться к проблемам ребенка. У
них повысилась психологическая и педагогическая компетенция,
пробудился интерес к развитию ребенка. Они все чаще стали обращаться с
психологическими, педагогическими вопросами к специалистам.
На своем опыте мы убедились, что для получения позитивной динамики в
необходимо
развитии детей с особыми возможностями здоровья,
разнообразить, совершенствовать и находить новые формы, технологии
развития воспитательного потенциала семьи, вовлекать их в совместный
образовательный процесс.
Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ОВЗ
Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ОВЗ
Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ОВЗ
Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.