Внедрение современных методов обучения и воспитания в практику
Оценка 4.8
Педсоветы +1
doc
информатика +1
Взрослым
05.06.2017
В данном материале раскрываются методы,формы занятий, используемые в дополнительном образовании по предмету информатика. Описана работа одного из структурного подразделения Центра Детского Творчества "Детская академия": Основные направления, используемые программы в Школе компьютерной грамотности. Особый акцент даётся на проектную деятельность, творческие индивидуальные работы. Приведены примеры проектовРаскрываются методы,формы занятий, используемые в дополнительном образовании по предмету информатика
внедрение современных методов.doc
Внедрение современных методов обучения и воспитания в практику
Печерей Евгения Павловна
Педагог дополнительного образования
МБУДО ЦДТ «Детская академия»
Воспитание творческой личности, творческой индивидуальности одна
из важнейших задач современного образования. Прежде всего, это
обусловлено радикальными экономическими, социальными, культурными
изменениями, происходящими в нашем обществе. Для того, чтобы жить в
новых условиях недостаточно прежней установки на подготовку умного и
послушного исполнителя, необходимо формирование активной, инициативной
личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности.
Среди всех изучаемых дисциплин, информатика занимает особое место.
Это связано не только с быстрыми темпами развития технических и
программных средств, но и с особенностями предмета, которые обусловлены
объективными законами научнотехнического прогресса.
Наше время – это время перемен. В современном мире нужны люди,
способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий
подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех
же действий убивает интерес к обучению. Подавляющее большинство
школьников проявляют полную неспособность к решению задач, не имеющих
стандартных алгоритмов решения.
Развитие детей с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует
отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений
современной педагогики. Актуальными становятся вопросы о формах и
методах обучения детей. Задача современной школы и дополнительного
образования: разработка и применение специальных методик направленных на
развитие мышления и творческих способностей обучающихся.
Поработав педагогом дополнительного образования по информатике,
могу сделать вывод, что в учебниках излагается информационный материал, в
них мало заданий творческого характера. Перед педагогом постоянно встают
вопросы: «Чему учить? Как учить? Как воспитать активную, творчески
мыслящую личность, способную воплощать свои творческие идеи
современными методами и способами? Как добиться от учащихся высокого
уровня информационной культуры, умений оперативно, целенаправленно и
качественно работать с информацией, привлекая для этого современные
средства?»
Дополнительное образование детей – это особый вид образования,
составляющий вариативную часть общего образования, под которым
понимается целенаправленный мотивированный процесс обучения и
воспитания, позволяющий обучающемуся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и
самоопределиться личностно и профессионально.
Дополнительное образование детей в МБУДО Центр Детского
Творчества «Детская академия» Советского района г. Казани представлено
целым рядом направлений: художественноэстетическое, естественнонаучное,
научнотехническое и т.д. Несколько лет я работаю педагогом
дополнительного образования по информатике. В своей педагогической
деятельности я часто использую технологию проектной деятельности.
Проекты бывают разные: минипроекты, краткосрочные, недельные,
долгосрочные проекты.
Примером долгосрочного проекта является внеурочная работа с
учениками начальной школы по изучению информатики, которая проводиться
на базе ЦДТ «Детская академия». Разработана программа «Информатика в
начальной школе», которая рассчитана на 3 года обучения – это 1 занятие в
неделю. Эта программа является авторской разработкой педагогов ЦДТ
«Детская Академия». Дополнительные занятия по информатике начинаются
со второго класса. Занятия в начальной школе отличаются интенсивностью,
хорошим темпом, логической завершенностью, разнообразием форм и
методов, высоким научнотеоретическим уровнем.
Результатом любой
проектной деятельности должен быть какойлибо конечный продукт. Формы
продукта могут быть следующего вида: Web – сайт, анализ данных
социологического опроса, видеофильм, выставка, модель, мультимедийный
продукт, справочник, учебное пособие, экскурсия и т.д.
Одной из форм, используемых на данных занятиях, являются творческие
которые ученики выполняют в среде
индивидуальные работы,
программирования Бейсик. Дается раздаточный материал, учащиеся должны
составить программу на Бейсике (с использованием ПК), после запуска
программы на мониторе компьютера должна появиться в точности данная
картинка. В конце каждого учебного года учащиеся выполняют творческую
зачетную работу, в которой используют все основные изученные операторы.
Также по программе есть несколько занятий по работе в графическом
редакторе Paint. Результатом является или рисунок, или плакат, или афиша.
Тематика рисунков выбирается по актуальности на данный период, например
2017 год – год Экологии, соответственно тематика рисунков в основном была
и будет направлена именно на это. Успех в творческом процессе достигается
четким планированием занятий, то есть соответствием и актуальностью
предлагаемых тем для творчества.
Педагогами ЦДТ «Детская академия» разработана также и авторская
программа «Информатика в старшей школе», в которой изучение материала
предусмотрено блочной системой. После изучения каждого раздела, я
предлагаю детям различные формы контроля, закрепления своих знаний и их
самопроверки. Одна из таких форм – это краткосрочный проект (проектная
деятельность). Приведу пример интересной темы для разработки проекта по данной программе – это «Создание мультфильма в Power Point». Средства,
необходимые для работы над проектом – это информационная среда,
мультимедийное оборудование, персональный компьютер с необходимым
программным обеспечением.
Целью данного проекта является развитие критического мышления у
воспитанников за счет создания проблемной ситуации и управления поиском
решения проблемы с помощью активных методов обучения.
Чтобы достичь цели проекта, перед детьми встает множество задач. Они
должны знать понятие проектного метода, им необходимо рассказать об
основных этапах реализации проекта. Условием освоения каждого этапа
является коллективная мыслительная деятельность. Предложив ученикам
тему «Создание мультфильма в Power Point», каждый из них должен
подумать, проанализировать, какой именно мультфильм они представят на
компьютере. В этом момент возникает следующая задача, дети должны уметь
предвидеть ход своих действий, не просто выбрать любимый мультфильм и
реализовать его, но и подумать, а смогут ли они это сделать, все ли
необходимое присутствует.
Разрабатывая со своими учениками проекты по данной теме, хочу
сказать, что они успешно могут выполнять проектную деятельность. При этом
наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии
детей, наблюдается личностный рост, который выражается в стремлении к
выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются
межличностные отношения, дети приобретают опыт продуктивного
взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к
различным сторонам реальности. Приобретают способность сомневаться,
критически мыслить. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми,
педагогами. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление,
уверенность в собственных силах, радость от успеха, гордость от одобрения
взрослых – порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к
новому поиску знаний.
Подводя итог по внедрению проектной деятельности в процесс обучения
следует что, проект для обучающегося это возможность максимального
раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая
позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы,
приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый
результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы,
сформулированной самими учащимися. А для педагога проект это
интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания,
которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки
проектирования:
планирование
деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а
также поиск информации, практическое применение академических знаний,
самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
проблематизация,
целеполагание, Почему я выбрала именно проектную деятельность, как форму
организации дополнительных занятий? Потому что проектная деятельность
формирует и развивает такие качества как трудолюбие, изобретательность,
ответственность, самостоятельность, коммуникабельность, инициативность,
самоопределение.
Хочется отметить, что самая главная задача педагога научить ребенка
учиться, так как после школы этот процесс не заканчивается, а продолжается
всю жизнь. Научить ребенка созидать, творить, получать от этого процесса
удовольствие. Правильно определив способности учащегося, максимально
раскрыть и развить его талант, направить весь его потенциал на созидание, на
помощь другим.
Внедрение современных методов обучения и воспитания в практику
Внедрение современных методов обучения и воспитания в практику
Внедрение современных методов обучения и воспитания в практику
Внедрение современных методов обучения и воспитания в практику
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.