Внедрение технологии «Учёт особенностей мышления при обучении физике (интегративно-дифференцированный подход)»
Оценка 4.6
Педсоветы
doc
физика
9 кл—10 кл
27.02.2019
Представляю опыт работы по внедрению технологии «Учёт особенностей мышления при обучении физике (интегративно-дифференцированный подход)». При использовании технологии уровневой дифференциации до начала изучения каждой темы необходимо познакомить учащихся с обязательными результатами обучения, т. е. с требованиями, необходимыми для получения положительной отметки. Приступая к преподаванию темы, планирую не только основные цели её изучения, но и продумываю систему учебных заданий, с помощью которых можно судить, достигнуты ли выдвинутые цели.
Ковалева Галина Николаевна учитель физики
Внедрение технологии «Учёт особенностей мышления при обучении физике
(интегративнодифференцированный подход)»
Изучение физики как общеобразовательного предмета в школе является
средством развития умственных способностей учащихся, а также способствует
передаче школьникам определенной суммы научных знаний, необходимых
каждому человеку в современном мире, формированию умений применять
теоретические знания на практике. Главной задачей курса физики основой школы
является задача развития учащихся средствами физики как учебного предмета.
Многолетний опыт работы в школе, где психологические различия учащихся
проявляются особенно ярко, показывает, что не все учащиеся успешно обучаются
на уроках физики.
Дело в том, что учитель, как и любой ученик, обладает индивидуальной
познавательной стратегией и именно в соответствии с ней выстраивает логику
изложения учебной информации, выбирает методы и формы организации
деятельности школьников. Да, часть учеников попадают в состояние
«дидактического резонанса» они активно участвуют в беседе, с интересом следят
за демонстрациями, выполняют эксперимент сами, т.е. успешны в обучении.
Пять лет я использую технологию «Интегративно дифференцированный
подход», где в процессе обучения физике приоритетной целью становится
развитие школьников, и получаю «выигрыш» сразу по нескольким направлениям.
Вопервых, решается проблема мотивации. Дети понимают, что они должны
уметь «правильно мыслить» в реальном мире.
Вовторых, существенно развивается и обогащается речевая деятельность
школьников.
Втретьих, информация из области физики при таком подходе быстрее и
успешнее обобщается, систематизируется и классифицируется, т. е. превращается
в знание. Это приводит к тому, что главным механизмом становится не
механическое запоминание, а осознание и понимание учебного материала. При
этом уровень достижений учащихся становится отражением развития.
При использовании технологии уровневой дифференциации до начала
изучения каждой темы знакомлю учащихся с обязательными результатами
обучения, т. е. с требованиями, необходимыми для получения положительной
отметки. Приступая к преподаванию темы, планирую не только основные цели её
изучения, но и продумываю систему учебных заданий, с помощью которых можно
судить, достигнуты ли выдвинутые цели.
Сегодня набирают силу новые критерии, учитывающие и динамику развития
каждого отдельного учащегося, и усилия учителя по развитию личности ученика.
При этом уже нельзя обойтись без психологической теории обучения, без нового
направления в педагогической науке психодидактики (М.Е. Бершадский, Г.А.
Берулава, М.Н. Берулава, Г.А. Вайзер, А.З. Рахимов, Л.Н. Крутский, Л.П.
1 Ковалева Галина Николаевна учитель физики
Федотова и др.). Образование медленно, но необратимо подходит к
необходимости учёта психологических факторов и построения на их основе
комфортного и для ученика, и для учителя процесса обучения, когда
определяющую роль играет взаимодействие личностей обучаемого и педагога.
При объяснении нового материала, даже опытного учителя слышат и
воспринимают учебный материал в полном объёме лишь малая часть учащихся.
Это, как правило, «левополушарные» учащиеся, обладающие словеснологическим
характером познавательных процессов, склонные к абстрагированию и обобщению.
Однако они составляют самую малочисленную (9,4%) группу школьников. Самую
же неуспешную, но и самую многочисленную (52,2%!) группу составляют
«правополушарные» учащиеся с конкретнообразным мышлением, целостным
восприятием, развитым воображением. «Преобладание в обучении словесно
рассудочных схем усвоения знаний (75% учебных предметов направлено на
развитие левого полушария) приводит к недостаточному развитию воображения,
образного мышления школьников и в итоге к снижению интереса к учению» [2]. У
большинства создаётся некомфортное психологическое состояние «дидак
тического рассогласования» с отрицательной эмоциональной окраской. О каком
качестве обучения можно говорить в таком случае?
Явно обозначается проблема: как на практике осуществить процесс
обучения, позволяющий реализовать несколько (в идеале — по количеству
учеников) индивидуальных познавательных стратегий? Ведь нельзя потерять ни
одну Личность! Такой процесс возможен лишь при глубокой дифференциации, а
индивидуализации (персонализации) обучения. Это возможно через
точнее,
уровневую дифференциацию, модульное обучение и индивидуализацию на основе
учёта когнитивного стиля ученика.
• Технология уровневой дифференциации (далее уровневая технология)
предполагает учёт сходных способностей и познавательных потребностей групп
учащихся, создание педагогических условий для включения каждого ученика в
деятельность, соответствующую, согласно Л.С. Выготскому, его зоне ближайшего
развития. Для этого учитель готовит открытую для учащихся совокупность целей
по уровням сложности с указанием по каждой цели критериев её достижения;
обеспечивает добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного
материала (не ниже стандарта); организует процесс самостоятельного овладения
учениками учебным материалом (сопровождающийся оказанием взаимопомощи) в
соответствии с индивидуальным темпом; обеспечивает непрерывный (вводный,
текущий, итоговый) контрольдиагностику, переходящий в мониторинг учебных
достижений учащихся.
Используя технологию уровневой дифференциации,
заметен рост
познавательной активности учащихся, результативность обучения стала выше.
Однако всё же остаются учащиеся, плохо воспринимающие учебный материал.
Учёт особенностей восприятия, переработки и применения учебного
материала, внимание к реакции на обучение каждого конкретного школьника
2 Ковалева Галина Николаевна учитель физики
может сделать процесс освоения любого предмета, в том числе и физики,
успешным для каждого. Стилевая дифференциация производится по шести
когнитивным стилям школьников (способу воспринимать окружающий мир,
создавать собственный «образ мира» на основе поступающей в мозг извне
информации) на базе классификации, предложенной в [3]. Два года назад я стала
подробнее знакомиться, разрабатывать и использовать на практике интегративно
дифференцированный подход в обучении. В этом мне помогли дистанционные
курсы Педагогического университета «Первое сентября». Интегративно
дифференцированный подход представляет собой соединение этих, казалось бы,
исключающих друг друга подходов и может обеспечить как достижение
целостности восприятия мира, так и личностную ориентацию обучения [4].
Основная линия развития современного образования это сочетание
дифференциации и интеграции.
Традиционно под интегративным подходом к обучению понимается
объединение компонентов процесса обучения с целью повышения его
эффективности, соответствия дидактическим требованиям и социально
определённым нормам, а также с целью уменьшения затрат энергии на организацию
качественного образовательного процесса. Под дифференцированным подходом
принято понимать обеспечение различных условий, оптимально учитывающих
индивидуальноличностные особенности обучающихся при усвоении предметного
содержания. При этом создаются условия для формирования ключевых
компетентностей личности, имеющих надпредметное содержание, а также
личностной компетентности для самоопределения, самораскрытия и саморазвития
потенций.
Из чего состоит данная технология?
дифференциации
предполагает учёт сходных способностей и
познавательных потребностей групп учащихся, создание педагогических
условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую,
его зоне ближайшего развития.
Технология модульного обучения (далее
модульная технология)
предусматривает формирование навыков самообразования и саморазвития и
реализуется через деление всего материала на разделы, блоки и темы, а
также алгоритмизацию учебной деятельности в соответствии с
предписаниями, т.е. предъявленным планом действий.
Технология индивидуализации на основе учёта когнитивного стиля
ученика (далее стилевая технология) призвана обеспечить максимальный
психологический комфорт для учащихся в процессе обучения в результате
учёта индивидуальных психологических особенностей каждой личности и
создания условий для самореализации в обучении.
Можно составить следующий алгоритм работы учителя по данной
технологии.
3 Ковалева Галина Николаевна учитель физики
изучить основные положения предшествующих образовательных
технологий: уровневой дифференциации (уровневой технологии), модульного
обучения (модульной технологии), индивидуализации на основе
учёта
когнитивного стиля ученика (стилевой технологии);
выявить когнитивный стиль (индивидуальную познавательную стратегию)
каждого учащегося, составить карту стилей класса, определить свою когнитивную
стратегию с целью установления соответствия наиболее распространённому стилю
в классе, а также с целью учёта стилей всех учащихся без исключения;
организовать модульный процесс обучения и разработать модульные
учебные программы на основе интегративнодифференцированных модулей;
обеспечить постоянный мониторинг учебных достижений учащихся и
соответствующие коррекционные мероприятия.
Приведу пример для 7 класса. Провожу тестирование по определению
когнитивного стиля мышления учащихся. Для этого использую два теста.
Тест по определению стиля мышления.
Вопрос
Если бы учитель
I.
предложил вам выполнить
одно задание, но в разных
видах,
то какую из
перечисленных форм вы бы
выбрали?
II. В какую форму работы на
уроках физики вы охотно бы
включились?
III. Какие формы работ при
изучении естественных наук
(химии, физики, биологии)
для вас представляются
наиболее приемлемыми на
уроках?
Варианты ответа
1. Задание в виде открытых
вопросов, предполагающее
рассуждения.
2. Решение задач.
1. Вычисления.
Доказательство
2.
гипотез,
положений,
теорем (о потенциальной
энергии, о кинетической
энергии и т.д.).
3. Работа в одиночку.
4. Работа в группе.
Выделение главного в
1. Мозговой
штурм
(совместное обсуждение
проблемы).
2.
проблеме.
3.
Предсказание
(прогнозирование)
результатов.
4.
эксперимента
и
формулировка выводов на
Проведение
4
Стиль
1. Интегральный
2.Дифференциальный
13
Дифференциальный
4.Интегральный
13. Интегральный
4.Дифференциальный Ковалева Галина Николаевна учитель физики
его основе.
И тест с использованием примерно 15 сюжетных картинок (например,
подобранных из детской литературы), которые предлагаются испытуемому с
предложением сказать, что на них изображено. Стиль диагностируется как
сформировавшийся, если он выявляется в 70% ответов, и как смешанный – в
противном случае.
1
Что изображено на картинках?
Варианты ответов.
к
н
и
т
р
а
к
№
1.
и Когнитивный стиль
Интегральный
ИТ
ИЭ
ИД
Дифференциальный
ДТ
ДЭ
ДД
Дети в
музее
Интересная
картина
Дети слушают
экскурсовода
Учитель, два
мальчика,
Мальчики
очень
Дети стоят
вокруг
5 Ковалева Галина Николаевна учитель физики
девочка,
картина
2. Игра в
мяч
Интересная
игра с мячом
Дети играют с
мячом
Два мальчика,
девочка и мяч
3.
4.
Гусь
Важный,
красивый гусь
Гусь шагает в
воду
Гусь, камыш,
река
Басня
Крылова
Упрямые
персонажи
басни
Персонажи
басни тянут
воз в разные
стороны
Солнце,
лебедь,
щука, воз.
рак,
5.
Замок
Прекрасный
замок
Замок стоит
Замок,
деревья, небо
6.
Тостер
Поджаренный
хлеб
Хлеб
поджариваетс
я
Тостер,
кусочки хлеба
удивлены
рассказом,
девочка
просто
слушает
Дети
стараются
играть
интересно
Гусь важно
шагает
в
спокойную
реку
Светит яркое
солнце,
а
лебедь рак и
щука тянут
воз в разные
стороны
Красивый
замок
башней
шпилем
наверху
Вкусный,
поджаренный
хлеб в тостере
с
и
экскурсовод
а и слушают
рассказ
Дети играют
в игру с
мячом
Гусь идёт в
воду
купаться
Лебедь рак и
щука тянут
воз в разные
стороны
Замок
окружён
лесом
В тостере
поджариваю
тся кусочки
хлеба
Когнитивные стили учащихся 7 класса.
Фамилия,
учащегося
имя
Стиль
учащегося
Стиль
учителя
1. Аксенова Алена
ИТ
2. Дзюба Андрей
ИТ
3. Ержанова Махабат ДЭ
й
ы
н
н
а
ш
е
м
С
6
Особенности
индивидуальной технологии
обучения.
Содержательная интеграция,
паутинное обучение,
I уровень
Содержательная интеграция,
паутинное обучение,
I уровень
Содержательная
дифференциация,
линейное
обучение с эмоциональной
окраской, II уровень Ковалева Галина Николаевна учитель физики
4. Жадан Катя
ИД
5.Коновалова Лиана
ДД
6.Корнеева Алиса
ДТ
7. Нерсисян Армен
ДД
8. Оплев Роман
ИТ
9.Пфаненштыль Катя ДД
10. Рогозин Вова
ДД
11. Савкин Дима
ДЭ
12. Тлеулин Арман
ДД
13. Устюжанин Женя ИТ
линейное
Содержательная интеграция,
паутинное обучение через
активные формы учебной
деятельности, I уровень
Содержательная
дифференциация,
линейное
обучение через активные
формы учебной деятельности,
II уровень
Содержательная
дифференциация,
обучение, II уровень.
Содержательная
дифференциация,
линейное
обучение через активные
формы учебной деятельности,
II уровень
Содержательная интеграция,
паутинное обучение,
I уровень
Содержательная
дифференциация,
линейное
обучение через активные
формы учебной деятельности,
II уровень
Содержательная
дифференциация,
линейное
обучение через активные
формы учебной деятельности,
II уровень
Содержательная
дифференциация,
линейное
обучение с эмоциональной
окраской, II уровень
Содержательная
линейное
дифференциация,
обучение через активные
формы учебной деятельности,
I уровень
Содержательная интеграция,
паутинное обучение,
II уровень
7 Ковалева Галина Николаевна учитель физики
14. Хасенова динара
смешанный
15. Хацько Валя
ДТ
16. Эрешова Амина
ИД
17. Юст Катя
ИТ
Содержательная
дифференциация,
линейное
обучение через активные
формы учебной деятельности,
II уровень
Содержательная
дифференциация,
обучение, II уровень
Содержательная интеграция,
паутинное обучение через
активные формы учебной
деятельности, II уровень
Содержательная интеграция,
паутинное обучение,
I уровень
линейное
В таблице когнитивных стилей использованы понятия «паутинное обучение»
и «линейное обучение». Поясню их сущность. Стратегия паутинного обучения
это представление основных узлов информации путём выделения смысловых
пунктов, которые дают общий обзор, а затем всё более детально обсуждаются.
Термин этот ввёл английский психолог Д. Норманн по логике развёртывания
информации, подлежащей усвоению. Именно паутинное обучение наиболее полно
отвечает принципу системной дифференциации, когда материал последовательно
разбивается на компоненты, подсистемы, части, элементы с параллельным
выявлением новых взаимосвязей, что в конечном итоге выводит процесс познания
на уровень интеграции. Стратегия линейного обучения предполагает такую
организацию материала, когда блоки новой информации предъявляются один за
другим и возникает развивающаяся структура. Такая система типична для
изложения лекций и предъявления текстов учебников и представляет собой
интегрирование нового знания в развивающуюся систему информации.
После этого необходимо разделить весь курс на разделы, в крупных разделах
выделить блоки, разделы (блоки) разделить на темы и определить число часов,
отводимых на изучение каждого раздела, блока, темы известными учебными
программами.
Определить дидактические цели для каждого раздела (блока), темы.
В каждой теме выделить модули (Ml,... Mn) соответствующие конкретным
занятиям, обычно один модуль одно занятие. Последний модуль, как правило,
является контрольным (в отличие от остальных текущих) и ориентирован на
обобщение и систематизацию знаний по всей теме, самоконтроль достижений,
выявление и корректировку ошибок.
8 Ковалева Галина Николаевна учитель физики
Создать по три варианта каждого модуля в соответствии с тремя уровнями
сложности. Каждый вариант, в свою очередь продифференцировать по шести
когнитивным стилям (ИТ, ИЭ, ИД, ДТ, ДЭ, ДД).
Выделить в каждом модуле учебные элементы и для каждого сформулировать
частную дидактическую цель.
Сформулировать дифференцированное домашнее задание для каждого уровня
сложности в зависимости от работы на уроке.
Например, 10 класс, раздел – законы сохранения, модуль 2, тема
«Механическая работа и мощность».
Модульная программа по физике 10 класс. Раздел – основы физических
теорий, блок – законы сохранения.
На изучение данного блока отводится 9 часов на базовом уровне (2 часа в неделю).
В учебнике Мякишева Г. Я. данной теме отведено 10 параграфов.
§ 45. Механическая работа, § 48. Кинетическая энергия, § 51. Потенциальная
энергия, § 49. Работа силы упругости, § 50 Работа силы тяжести, §52. Закон
сохранения энергии и однородность времени,
§ 41. Импульс, § 42. Закон сохранения импульса, § 44. Реактивное движение.
Обязательный минимум знаний.
Учащимся необходимо знать:
1. Понятия: импульс, работа силы, мощность, потенциальная и кинетическая
энергия.
2. Формулировки основных законов: закон сохранения импульса, закон
сохранения энергии, закон Бернулли.
3. Границы применимости законов.
4. Практическое применение: реактивное движение, устройство ракеты,
движение жидкости и газа, подъёмная сила крыла самолёта.
Учащиеся должны уметь:
1. Измерять и вычислять физические величины – импульс, работу, мощность,
энергию.
2. Решать задачи на определение импульса, работы, мощности, энергии.
3. Изображать на чертеже при решении задач направление векторов импульса
тела.
4. Определять скорость ракеты, вагона при автосцепке с использованием
закона сохранения импульса, а также скорость тела с использованием закона
сохранения энергии.
5. Раскрывать влияние научных идей и теорий на формирование современного
мировоззрения; называть значимые черты современной физической картины
мира; приводить примеры физических явлений и процессов, изучаемых в
теории; иллюстрировать роль физики в создании и (или) совершенствовании
важнейших технологических объектов;
6. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в
различных формах (словесной, образной, символической); излагать суть
9 Ковалева Галина Николаевна учитель физики
содержания текста учебной книги по физике; выделять в тексте учебника
важнейшие категории научной информации (описание явления или опыта;
постановка проблемы; выдвижение гипотезы; моделирование объектов и
процессов; формулировка теоретического вывода и его интерпретация;
экспериментальная проверка гипотезы или теоретического предсказания);
выдвигать гипотезы для объяснения предъявленной системы научных
фактов; делать выводы на основе экспериментальных данных,
представленных таблицей, графиком или диаграммой.
Учащимся необходимо владеть:
1. Основными понятиями и законами физики: соотносить изучаемые понятия
импульса, работы, энергии с законами сохранения импульса, энергии, для
характеристики которых эти понятия введены в физику; описывать опыты,
оказавшие существенное влияние на развитие физики; раскрывать смысл
законов сохранения импульса, энергии, Бернулли; описывать преобразования
энергии в процессах;
2. Понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедеятельностью
человека, а именно реактивное движение, использование закона сохранения
энергии в развитии авиации.
Дидактическая цель блока: знакомство с основными фундаментальными
законами классической механики – законами сохранения.
Разработки модулей, карт учащихся приведены в приложении 6.
Даже на первых этапах внедрения данной технологии можно отметить
эффективность применения ИДП.
По проведённым анкетам следует
удовлетворённость учащихся и их родителей процессом обучения. Повысилась
психологическая комфортность обучения, уровень усвоения учебного материала.
Используемая литература
1. Сборник нормативных документов. Физика. Сост. Днепров Э. Д.,
Аркадьев А. Г. – М.: Дрофа, 2004.
2. Сиротнюк А. Л. О природосообразном обучении. – Школьные технологии,
2004, №3.
3. Берулаева М. Н., Берулаева Г. А. Технология индивидуализации обучения на
основе учёта когнитивного стиля. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996.
4. Коршунова О. В. Учет особенностей мышления при обучении физике
(интегративнодифференцированный подход). Педагогический университет
«первое сентября». – М.2006.
10
Внедрение технологии «Учёт особенностей мышления при обучении физике (интегративно-дифференцированный подход)»
Внедрение технологии «Учёт особенностей мышления при обучении физике (интегративно-дифференцированный подход)»
Внедрение технологии «Учёт особенностей мышления при обучении физике (интегративно-дифференцированный подход)»
Внедрение технологии «Учёт особенностей мышления при обучении физике (интегративно-дифференцированный подход)»
Внедрение технологии «Учёт особенностей мышления при обучении физике (интегративно-дифференцированный подход)»
Внедрение технологии «Учёт особенностей мышления при обучении физике (интегративно-дифференцированный подход)»
Внедрение технологии «Учёт особенностей мышления при обучении физике (интегративно-дифференцированный подход)»
Внедрение технологии «Учёт особенностей мышления при обучении физике (интегративно-дифференцированный подход)»
Внедрение технологии «Учёт особенностей мышления при обучении физике (интегративно-дифференцированный подход)»
Внедрение технологии «Учёт особенностей мышления при обучении физике (интегративно-дифференцированный подход)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.