Внеклассная проектная деятельность
Основные термины и принципы организации работы над проектами. Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1) они направлены на достижение конкретных целей;
2) они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3) они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4) все они в определенной степени неповторимы и уникальны.
Цель работы над проектами в начальной школе: Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умения вести диалог, координировать свои действия с партнерами по совместной деятельности;
—развитие способности доброжелательного чуткого отношения к людям,
сопереживания;
—формирование социально адекватных способов поведения.
3.Формирование способности к организации и управлению деятельностью:
—воспитание целеустремленности и настойчивости;
—формирование навыков организации рабочего пространства и использования
рабочего времени;
—формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
—формирование умения самостоятельного и совместного принятия решений.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которого детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт учителя с работой по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учителю следует не только самому предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как их можно формулировать самим. Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы-взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы и интервью специалистов в какой-то сфере деятельности, в том числе и при специальных приглашениях специалистов в школу для беседы с детьми.
Возможные экскурсии — это либо экскурсии в музеи либо экскурсии на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей). Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из сети Интернет.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает опоздавшим о необходимости поторопиться, и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия можно сделать по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.
Проекты отличаются друг от друга:
• результатом проекта
—поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.),
—мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т.д.),
• числом детей ;
—индивидуальная деятельность: получаемый продукт результат работы одного человека; далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, в выставку) сделать и коллективный продукт,
—работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и
викторин, и т.д.),
—коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и
репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т.д.),
• продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев),
• числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов),
• набором и иерархией ролей,
• соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы,
• необходимостью привлечения взрослых.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы выбора детей и расширения поля их выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные, и т.д.). Ничего страшного, если какие-то проекты не заинтересуют детей.
Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.
При распределении ролей в проектах помимо собственно пожеланий детей рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями детей и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах — вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой стороны, требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта). Особенно удачно, если такие наблюдения сможет осуществлять детский психолог.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям надо предоставить возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось? и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующимися» — это спектакли, концерты, живые газеты и т.д.
Примеры работы над проектами по математике
Тема: Математические развлечения
Примеры подтем: Игры с числами; Логические задачи; Старинные задачи; Логические игры; Невозможные рисунки; Магические квадраты; Фокусы с числами; Развертки.
Примеры проектов:
• Лист Мебиуса;
• Бумажный домик с мебелью;
• Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли, машины);
• Чемпионат класса по калаху (или другой логической игре);
• Конкурс математических развлечений;
• Энциклопедия математических развлечений;
• Математический праздник.
Тема: Логические игры
Примеры подтем: Шашки; Шахматы; Калах; Нарды; Уголки; Крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске); Морской бой; Логические игры в древней истории; Логические игры в книгах; Логические игры в фильмах; Забытые игры;
Примеры проектов:
• Чемпионаты класса по одной или нескольким играм;
• Постановка спектакля «Алиса в Зазеркалье»;
• Комплекты для игр;
• Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур;
• Демонстрация коллекции одежды по шахматным мотивам;
• Книга о логических играх.
Тема: Математика вокруг нас
Примеры подтем: Числа в пословицах и поговорках; Нумерация вокруг нас; Измерения (что меряют, чем меряют); Единицы измерения в древней Руси; Единицы измерения в других странах; Числа в спорте; Математика s раскрое одежды; Математика в торговле; Математика в строительстве; Математика в кулинарии; Математика в древнем мире; Профессии, требующие хорошей математической подготовки.
Примеры проектов:
• Макеты зданий из простых геометрических тел;
• Конкурс на самый экономный раскрой;
• Книга о математике в древнем мире;
• Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты»;
• Постановка по книге о числах (например, «Три дня в Карликании»);
• Коллекция самодельных измерительных приборов.
Тема: Шифры
Примеры подтем: Способы шифрования текстов; Приспособления для шифрования; Шифрование местонахождения; Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста; Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам; Передача тайного смысла в картинах; Передача тайного смысла в книгах; Акростихи; Передача тайных посланий с помощью СМИ; Знаки в шифровании.
Примеры проектов:
• Игра «Поиск сокровищ»;
• Конкурс дешифраторов;
• Создание приспособления для шифрования;
• Постановка по произведению о шифрах (например, Конан Дойль «Пляшущие человечки»);
• Обзор способов шифрования.
Тема: Узоры
Примеры подтем: Узоры в древней Греции; Узоры а древнем Риме; Узоры в древнем Египте; Узоры в древней Руси; Закономерности в узорах; Узоры на зданиях; Узоры на одежде; Узоры на посуде; Узоры на оружии; Узе: оформлении книг; Магические узоры.
Примеры проектов:
• Вышивка с узорами;
• Энциклопедия узоров;
• Украшение класса узорами;
• Демонстрация моделей одежды с узорами;
• Выставка оружия с узорами и реконструкция бея:
• Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами;
• Исследование: узоры в истории нашего края:
• Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе;
• Программа создания узоров на компьютере.
Тема: Стратегии
Примеры подтем: Игры с выигрышными стратегиями; Стратегии в играх; Стратегии в спорте; Стратегии в компьютерных играх; Стратегии в жизни (стратегии поведения); Боевые стратегии; Стратегии в древности; Стратегия в рекламе.
Примеры проектов:
• Чемпионат по компьютерной игре в жанре «Стратегии»;
• Коллекция игр с выигрышными стратегиями;
• Альбом со схемами сражений, выигранных благодаря правильно выбранным стратегиям;
• Спортивные командные игры;
• Рекламные ролики и плакаты.
Особенности внеурочной деятельности по русскому языку
В Модели основной образовательной программы начального общего образования (материалы государственного стандарта второго поколения) уточняется, что «изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного
отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности
и чистоты; пробуждение познавательного
интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; овладение основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Рекомендации по внеурочной деятельности учащихся (Извлечение из примерной (базисной) программы по русскому языку)
Факультатив «Мой язык»
Цель данного факультатива — помочь учащимся изучить русский язык глубоко и пристально, познать сложную жизнь языка, сформировать качественную сторону речевой деятельности. На занятиях факультатива учащиеся узнают о языке и речи, о разных языках, выяснят, с чем связана красота и благозвучие русского языка, исследуют значения слов и оттенков значения, составят собственные словарики, например, словарик сказочного языка, изобретут собственный алфавит, будут изучать речь маленьких детей, а также собственную речь, будут писать сочинения. Лингвистические игры позволят каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу.
Программа факультатива
Что такое язык? Зачем он человеку? Как люди получили удивительную способность — говорить?
Происхождение языка: теория звукоподражания, теория непроизвольных выкриков.
Изучение того, как говорит ребенок, как он овладевает родным языком. Составление словаря детских слов.
Почему только человек создал для себя язык?
Много ли языков на Земле? Языки народов мира. Язык — средство общения. Народные пословицы о языке.
Темы сочинений: «Ребенок учится говорить», «Моей сестре (брату) два года. Как она (он) говорит»
1. Язык и речь. Язык — один. Речь — разная. От чего зависит речь? Какая у нее цель? Какая бывает речь?
Речь устная и письменная. Как человек научился писать? Изобретаем свой способ письма. Лингвистическая игра «Пиктограммы». Кириллица и глаголица. Как исчезли некоторые буквы? Откуда взялась латиница?
Темы сочинений: «Из истории письма», «Как писали разные народы», «Могу ли я создать свое собственное письмо? Если могу, то зачем?»
2. Фонетика — это интересно! Зачем нужны звуки языка? Меня зовут «фонема». Для всех ли фонем есть буквы? Как рождаются звуки? Гласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие «двойняшки». Звонкие и глухие «одиночки». Слог. Слоги открытые и закрытые.
Ударение (фиксированное, музыкальное, количественно-силовое, силовое). Смысловое ударение.
Составление необычных словарей: словарь голосов неживых предметов; словарь стихийных сил природы; словарь звукоподражаний крикам.
Темы сочинений: «Буквы — актеры», «Самая удивительная буква русского алфавита»,
«Буква-помощница».
3. Слово и его жизнь. Как рождаются слова и как
они стареют. Архаизмы, историзмы. Этимологический словарь. Исследование
значения слова. Толковые словари. Слово втексте. Переносное значение слов.
Составление словаря образов. Синонимы. Антонимы.
Омонимы. Составление словарей.
Лингвистические игры «Синонимические ряды», «Антонимы», «Антонимы — Синонимы». Слова-паронимы (скрытый, скрытный). Составление собственного словаря паронимов.
Исследование иностранных слов. Составление словаря. Исследование русских фамилий. Русские имена. Составление словаря имен.
Темы сочинений: «Моя родословная», «Народные пословицы об имени, о семье, о роде-племени». 4. Фразеология. Знакомство с фразеологизмами. Составление словаря.. Сочинение, темой которого является неологизм.
Факультатив «Слово. Чувство. Образ»
Главная цель факультатива:
- содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию младших школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества;
- разбудить в детях чуткость к слову, языковую интуицию, развивать дар слова;
- привить интерес к русскому языку;
- углубить программный материал по предмету;
- пробудить у ребят потребность к самостоятельной творческой работе над познанием родного слова и над своей речью.
В программе представлены следующие разделы: Вводные занятия. Общая тема «Язык — самое удивительное, что есть на свете!» Основной курс. «Слово устное и письменное»
1. Что есть фонетика и графика.
2. Путешествие в страну лексикологию.
3. Слово под микроскопом: морфемика и словообразование.
4. Забавные приключения в стране морфологии.
5. Полезные советы, или как помочь себе стать Знайкой.
6. Загадки синтаксиса и Пунктуации.
7. Секреты синтаксиса и пунктуации.
Кружок «Путешествие в прошлое»
Исследование истории и значения устаревших слов из сказок, былин, исторических произведений; история общеупотребительных слов, имен, фамилий. Возможна организация проектной деятельности по отдельным темам, например:
• проект «Устаревшие слова в сказках А.С. Пушкина»;
• проект «Что значат наши имена»;
• проект «А в старину говорили так...» (поиск по словарям устаревших названий предметов, которыми продолжаем пользоваться).
Проект «Занимательная топонимика»
История названий городов, сел, деревень, рек, озер, улиц. Проектная и поисковая деятельность учащихся.
• проект «Улицы нашего города» (установление истории названия);
• проект «Почему река (озеро, город, село, деревня) называется именно так».
Творческая и внеурочная деятельность по литературному чтению
В примерной (базисной) программе по литературному чтению (материалы государственного стандарта второго поколения) включен раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)», который является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
В данном варианте базисного учебного плана раздел «Внеурочная деятельность по литературному чтению» является вспомогательным элементом содержания литературного образования. Содержание внеурочной деятельности по данному предмету обеспечивается созданием различные проектов по темам литературного содержания, организацией кружковой работы, обеспечивающих развитие литературно-творческих умений учащихся и расширение круга чтения младших школьников. Под литературно-творческими умениями понимаются умения отбирать и использовать для реализации своего замысла (создание проекта по теме высказывания) языковые средства, аналогичные изученным в рамках предметного содержания; умение передавать свои жизненные впечатления с помощью создания словесного образа.
Творческая и внеурочная деятельность (Извлечение из примерной (базисной) программы по литературному чтению)
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Внеурочная деятельность на уроках литературного чтения Внеурочная деятельность в рамках литературного образования может быть представлена в виде перечня различных проектов по темам читаемых и изучаемых произведений, а также через различное содержание кружковой работы. Перечень возможных проектов и их содержание представлены по темам:
Тема: Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки).
Проекты: Создание сборника пословиц и поговорок; Создание сборника побасенок; Создание сборника загадок; Викторина; Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.
Тема: Сказки
Проекты: Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке); Герои сказок в лепке; Герои сказок в рисунках; Создание костюмов для сказочных персонажей; Создание спектакля по мотивам одной из сказок; Создание собственных сказок; Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».
Тема: Произведения русских поэтов XIX века
Проекты: Создание коллажа по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», «Унылая пора! Очей очарование!»; Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов; Создание сборника стихов русских поэтов XIX века;
Тема: Никто не забыт, ничто не забыто.
Проекты: Подготовка радиопередачи «Никто не забыт, ничто не забыто»; Малая конференция: обсуждаемые вопросы:
1.Какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали?
2. В каких из этих произведений рассказывается о детях?
3. Какими качествами должен быть наделен человек, совершающий подвиг?
4. Как складывается судьба этих героев?
5. Что вы знаете об авторах этих произведений?
Создание сборника произведений о войне; Создание стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто»
Тема: Моя Родина
Проекты: Сборник произведений о Родине; Создание коллажа «Моя Родина»; Подготовка читательской конференции. Темы выступлений:
1. Образ родины в картинах художников.
2. Образ родины в произведениях прозаиков и поэтов;
3. Образ родины в произведениях композиторов.
Тема: Былины
Проекты: Создание выставки книг; Создание сборника былин; Подготовка
аудиоальбома.
Тема: Любимые писатели, герои, произведения
Проекты: Подготовка к параду живых героев; Викторина по произведениям любимых писателей; Драматизация лучших фрагментов книг; Создание сборника любимых произведений.
Возможные кружки по литературному чтению:
1. Юный театрал (инсценирование, драматизация, постановка «живых» картин);
2. Юный ритор (развитие речи);
3. Творческая мастерская (создание собственных текстов);
4. Речевой этикет (формирование культуры речи);
5. Азбука нравственного воспитания (формирование культуры поведения);
6. История книгопечатания (знакомство с историей книги);
7. Библиографический кружок (формирование умения работать с информацией).
Рекомендации по внеурочной деятельности учащихся, связанной с изучением курса «Окружающий мир»
(Извлечение из примерной (базисной) программы по окружающему миру)
Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для организации внеурочной работы младших школьников. Она служит продолжением урока и предполагает участие всех учащихся по окончании занятий в классе.
Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете, в природе, в уголке живой природы, в музеях разного типа и т. д.; они включают проведение опытов, наблюдений, экскурсий.
В настоящее время в соответствии с требованиями образовательного стандарта и базисными учебными планами в содержании внеурочной деятельности учащихся значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности.
Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).
Внеурочная деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектирование решения тех или иных проблем. Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием. Причем проектная деятельность может носить как групповой (на экскурсии, так и индивидуальный характер. Курс «Окружающий мир» включает большое число экскурсий, в ходе которых может быть организована исследовательская проектная деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников с учетом их возрастных особенностей может быть в большей мере ориентирована на организацию самодеятельных исследований по изучению флоры и фауны, полезных ископаемых и горных пород своего региона, проведение фенологических наблюдений, наблюдений за своим организмом, выявление влияния деятельности человека на природу, знакомство с региональной топонимикой, пение конкретных связей истории и культуры своего края с общероссийской историей и культурой, моделирование социокультурных ситуаций в ценностном контексте традиционной культуры народов своего края. При этом проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:
• во-первых, она имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой содержания курса;
• во-вторых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов;
• в-третьих, проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например, леса, луга, водоема и т.п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых;
• целесообразно, чтобы проектная деятельности носила групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.;
• проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
• в содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени работы учителя реальное взаимодействие семьи и школы.
Примеры направлений работы над проектами
Тема: Человек и природа
• Осенние работы и праздники в традиции народов моего края;
• Зимние работы и праздники в традиции народов моего края;
• Весенние, работы и праздники в традиции народов моего края;
• Летние работы и праздники в традиции народов моего края;
• Природные материалы моего края и местные художественные промыслы;
• Природа и культура в- музеях под открытым небом, в историко-культурных заповедниках;
• Образы природы в традиционном зодчестве и прикладном искусстве народов моего края;
Тема: Человек и семья
• Терминология родства и свойства в языке народов моего края;
• Традиция наречения имени в культуре народов моего края;
• Пестование младенцев в культуре народов моего края;
• Традиционные детские игрушки народов моего края;
• Традиционная свадьба и народные детские игры «в свадьбу»;
• Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье;
• «Старый и малый» в культуре народов моего края.
Тема: Человек и история
• Топонимика моего края и народные толкования топонимов;
• Героический эпос' народов моего края;
• Исторические песни и предания народов моего края;
• Мои земляки в истории России;
• Мои земляки в культуре России;
• Хозяйственные промыслы моего края и будущее России
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.