Внеклассная работа по физике "Что? Где? Когда?"
Цели: 
1.	Повторить, систематизировать знания обучающихся, способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.
2.	Закрепить навыки работы в команде, умения применять прием разделения труда и оказывать взаимопомощь.
3.	Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды.
Задачи: 
1.	Выработать у учащихся умение отвечать на нестандартные вопросы.
2.	Научить членов команды прислушиваться к мнению друг друга, аргументировать свои версии выбирать из всех предложенных одну оптимальную.
3.	В игровой форме развить у учащихся интерес к физике.
4.	Поднять престиж умных, но не всегда популярных в коллективе учащихся
            
        
        
        
                    
                
                    Внеклассная работа по физике "Что? Где? Когда?"
Цели: 
1. Повторить, систематизировать знания обучающихся, способствовать развитию познавательного
интереса к урокам физики.
2. Закрепить навыки работы в команде, умения применять прием разделения труда и оказывать 
взаимопомощь.
3. Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свои 
взгляды.
Задачи: 
1. Выработать у учащихся умение отвечать на нестандартные вопросы.
2. Научить членов команды прислушиваться к мнению друг друга, аргументировать свои версии 
выбирать из всех предложенных одну оптимальную.
3. В игровой форме развить у учащихся интерес к физике.
4. Поднять престиж умных, но не всегда популярных в коллективе учащихся
Эпиграф:
“Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум”. 
Уильям Блейк (17571827)
Оборудование: 
1. Большие секундные часы, черный ящик, микроскоп, линза, фотоаппарат. 
2. Стенд с фотографиями выполненными учащимися.
3. Выставка рефератов на тему: “ Оптические приборы”.
4. Выставка физических приборов сделанными учащимися. 
Технология игры
Выставляют на игру сборную команду 8,11е и 9,10е классы, состоящую из 6 “знатоков”.
Команда “знатоков” сидит за круглым столом, в центре которого установлена рулетка со стрелкой.
Стол разделен на 10 секторов, в которых от цифры 1 до 9 находятся вопросы “зрителей”, а сектор 
№10 обозначается скрипичным ключем и означает музыкальную паузу.
Команда болельщиков располагается вокруг игроков на некотором расстоянии от игрового стола. Во 
время перемены команд проводиться игра со зрителями.
Ведущий: игры – учитель физики.
Ассистенты – трое учащихся старших классов.
Ход игры
Ведущий приглашает команду “знатоков” занять места за столом и представляет капитана команды, 
знакомит с правилами игры и ассистент запускает волчок.
Пока крутится волчок, ведущий может игрокам задавать вопросы.
Вопросы игры
Сектор 1
Глазэто инструмент и он может “испортится”.
Назовите автора этих слов.
Ответ: Уильям Блейк (17571827)
Сектор 2
Существует несколько особенностей его применения. Является устройством общего применения и 
располагается на лицевой панели фотоаппарата, он не годится для макросъемки с минимального 
расстояния.
Назовите этот предмет.
Ответ: фотовспышка.
Сектор 3
Это первый советский фотоаппарат и собирать его начали бывшие беспризорники из детской колонии 
имени Дзержинского (почти ровесники девятиклассников)Какой марки фотоаппарат?
Ответ: фотоаппарат “ФЭТ”.
Сектор 4
Основоположник фотоаппарата. В 1839 году он предложил способ проявления и закрепления 
изображения на плоской пластинке, покрытой иодидом серебра.
Через 1 минуту назовите имя основоположника.
Ответ: Луи Жак Манде Дагера. 
Сектор 5
Оптикомеханический прибор для проецирования на экран изображений на прозрачной подложке 
(диапозитивов, диафильмов и т.п). Что это за прибор?
Ответ: Диапроектор.
Сектор 6
Этот прибор позволяет значительно увеличить угол зрения на объект. Наблюдатель рассматривает 
мнимое изображение объекта с расстояния наилучшего зрения (Д=25 см). Объектив создает 
увеличенное изображение предмета внутри прибора.
Что же находится в черном ящике?
Ответ: в черном ящике находится микроскоп.
Сектор 7
С его помощью были открыты самые различные объекты на звездном небе. Спутники Юпитера и 
кольца Сатурна, фазы Венеры, горы и цирки на Луне. Существует два типа. 
Что это за прибор и какие типы?
Ответ: телескоп, рефракторы и рефлекторы. 
Сектор 8
Соединение фотографических снимков, объединенных – общей темой, в одно фотографическое 
изображение. Иногда при фотографировании используют графический материал, фотографии широко
применяется при изготовлении плакатов, реклам, фотошаржей и др. Фотография осуществляется 
механическим и проекционным способом. При первом способе вырезают из фотографий нужные по 
замыслу изображения, подгоняют их путем увеличения под необходимый масштаб. Склеивают в одно 
целое на листе плотной бумаги, ретушируют. Затем переснимают на фотопластинку или фотопленку.
Что это такое?
Ответ: фотомонтаж.
Сектор 9
Прозрачное тело, ограниченное сферическими поверхностями. Обычно вещество, из которого оно 
сделано имеет показатель преломления больше, чем у окружающей среды.
Что же находится в черном ящике?
Ответ: линза.
Литература: 
1. Громов С.В. Родина Н.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика, 7 – 11 
класс./ Авторы С.В. Громов, Н.А. Родина – М.: Дрофа, 2002.
2. Громов С.В. Родина Н.А. Физика: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 
М.: Просвещение, 2002.
3. Маловик О.А. Физика. 9 класс. Поурочные планы к учебнику С.В. Громов Н.А. Родина “Физика
9 класс”, в 2 ч. Сост. О.А. Маловик. Волгоград: Учитель – АСТ, 2004, – 96.
4. Волков В.А. Поурочные разработки по физике к учебным комплексам С.В. Громова и А.В. 
Перышкина, 9 класс. М.: “ВАКО”,2004, 336с.
5. Энциклопедический словарь юного техника. Москва, Педагогика, 1988.
Приложение
                
                
                                                                        
                                 
                            
                                                    
                                