Тема: Внеклассное чтение . Н.Н. Носов «Фантазёры».
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о самостоятельно прочитанном рассказе Н. Н. Носова «Фантазёры».
Задачи:
1. Обобщение представлений учащихся о самостоятельно прочитанном рассказе Н.Н. Носова «Фантазеры»;
раскрыть образ главных героев произведения.
2. Развитие устной речи, памяти, воображения учащихся.
3. Воспитание интереса у учащихся к творчеству Н.Н. Носова.
Оборудование: книги, портрет Н.Н. Носова, сюжетные картинки к рассказу «Фантазеры»
Ход урока:
1. Оргмомент.
Вот опять звенит звонок
Начитается урок.
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»!
- Приготовились, подравнялись! Тихо сели!
- Улыбнулись! Готовы начать урок?
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня наш урок посвящен творчеству Н.Н. Носова и его рассказу «Фантазеры». Вам было дано домашнее задание – самостоятельно прочитать рассказ «Фантазеры», поэтому на уроке мы проверим, кто внимательно прочитал этот рассказ.
3. Слово учителя о жизни писателя.
4. Ребята сейчас мы с вами познакомимся с краткой биографией и творчеством Николая Николаевича.
- Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве. В детские годы он увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией.
Первый его рассказ – «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году, еще до Великой Отечественной войны.
Но Николай Николаевич не сразу становится знаменитым писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, возил бревна, был простым рабочим. Затем он становится кинорежиссером – создавал кинофильмы и мультфильмы. И только после такой трудовой жизни он становится писателем. Когда у него родился сын, приходилось рассказывать много новых сказок, которые потом Носов стал записывать.
Н.Н. Носов написал много рассказов о ребятах, таких же, как и вы, о ваших сверстниках. В 1954 г. Вышла самая знаменитая книга Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Н.Н. Носов создавал волшебные, добрые и смешные рассказы, которые читаются легко и понятны детям. Носов, как добрый волшебник, владел таинственным «ключиком» к сердцам маленьких граждан.
(1-10 слайды)
А сейчас , ребята посмотрите на эту выставку. Здесь вы сможете ознакомится с рассказами писателя.
- А какие рассказы вы читали или посмотрели мультфильмы и фильмы Носова ? (выставка книг)
- С некоторыми рассказами Носова мы познакомимся в дальнейшем, а которые вас заинтересуют, вы можете взять в библиотеке, посмотреть экранизацию его рассказов.
4. Обобщение изученного материала. Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в шифровальчиков . Каждому раздам листочек, а вы должны расшифровать важное (11 слайд)
-Совершенно верно, ребята, так называется рассказ, которую вы самостоятельно прочли.
Сегодня к нам на урок пришла Фея-Фантазия, вы ее видите? Нет? Тогда пофантазируйте, как может выглядит Фея-Фантазия?
Она очень любит фантазировать, сочинять. И сегодня она поможет нам проверить ваши знания.
.Обобщение изученного материала.
- Игра «Посмотри и расскажи» - Дорогие ученики, вы должны с помощью сюжетных картинок пересказать весь рассказ. Каждую картинку необходимо прокомментировать:
1)Мальчики сидели в саду и разговаривали. Зовут их Миша и Стасс.
2)Они разговаривали про возраст. Один хвастался что ему 90, а другому 140 лет.
3) Стасс хвастается что ,сначала он был большим. А потом уменьшился. А сейчас опять растёт.
4) Миша хвастается , что он переплыл реку, океан. А Стасик переплыл море.
5)Стасс говорит , что он раньше мог летать.
6) Миша рассказывает , что ему акула откусила голову, а потом голова отрасла.
7)Затем Стасик говорит, что его проглотил крокодил.
8) Миша ему не поверил, Стасс ответил, что крокодил потом выплюнул его.
9)Миша хвастается , что он раздавил в лепешку автобус, а потом признается, что автобус был игрушечным.
10)Стасс рассказал как он летал на луну.
Ребята , а какой сюжет мы пропустили?
-Сюжет, как Стасик полетел на Луну на корабле.
11) К мальчикам подсел Игорь, послушав их, сказал , что они вруны. А мальчики ответили, что они ничего плохого не делают.
12) Игорь посмеялся над мальчиками и сказал ,что надо врать с пользой. А потом рассказал, как он съел варенье, а чтоб его не поругали обмазал губы Ире. И мама отругала Иру, а ему еще варенье дала.
13) Мальчики не хотят с ним играть, назвали его брехуном.
- Почему то у меня на руках оказались денежки? С чего бы это?
* Пошли домой по дороге купили одно мороженое на двоих.
14) Когда поднимались в квартиру встретили Иру. Она плакала, и сказала мальчикам, что она варенье не ела
15) . Мальчики её позвали с собой, и пообещали угостить мороженом.
16) Полностью пересказывает рассказ.
5. Физминутка (под музыку).
Но мечтам пришел конец, надо вновь за книгу сесть.
(12 слайд)
6.
- Вы прочитали рассказ, но там встречаются слова, которые Фея Фантазия не поняла, давайте ему поможем (напечатать и вывесить на доску):
Спросить учащихся, что значит каждое слово
Небылицы – это стихи или рассказы, в которых говорится о чем-то таком, чего не может быть на самом деле.
Брехун – врун, обманщик.
Фантазер – тот, кто выдумывает, мечтает.
- Открываем тетради по чтению, отступаем две чистые строки. Записываем число, классную работу и тему нашего урока. А теперь запишите словарные слова.
7.
-(13-16 слайд)
Игра «Помоги Феи-Фантазии найти отрывок» - я буду показывать вам картинку, а вы должны будете найти отрывок и прочитать его, где говорится о том, что изображено на картинке (акула, крокодил, автобус, ракета).
8.
- «Блиц – опрос» - я буду задавать вопросы, а вам нужно отвечать кратко и правильно. Не забываем о правилах учащихся: не кричим, не перебиваем, друг друга, а поднимаем руку.
1. Что делали Мишутка и Стасик? (фантазировали)
2. Кто подошел к ним? (Игорь)
3. Что рассказал Игорь? (съел варенье и обманул маму)
4. Как вы считаете, хорошо ли поступил Игорь? (нет)
5. Как вы думайте, то, что Мишутка и Стасик придумывают, кому-нибудь вредит? (нет)
6. Чем отличается врун от фантазера? (когда врун врет – это вредит кому-нибудь, а фантазер – просто мечтает) – вот на этом вопросе нужно будет подумать.
7. Что произошло, когда ушел Игорь? (купили мороженое)
8. Кого встретили ребята? (Иру)
9. Как ребята утешали Иру? (поделились мороженым)
9. Фея-Фантазия хочет познакомится с героями рассказа, но как ей помочь? Может ей показать паспорт героев. Ведь у каждого человека есть документ, у вас пока свидетельство о рождении, а когда наступит вам 14 лет , вы получите самый важный, основной документ в своей жизни-паспорт.
Нашим героям мы тоже сделаем паспорт и запишем сведения о них. А потом вместе прочтём и поможем Феи поближе познакомится с героями, договорились?
(Слайд 17)
10. (слайд 18)
«Раздели правильно» - давайте разделим слова на две группы (две кругляшки ):
Приносят пользу людям: сочинять, изобретать, фантазировать, мечтать.
Приносят людям вред: врать, обманывать, лгать.
- Почему врать нельзя? (потому что нельзя обманывать других людей с выгодой для себя).
11. (Слайд 19)
Фея-фантазия спрашивает у нас, умеют ли взрослые мечтать и фантазировать? Как вы думаете друзья?
12.Итог.
- С творчеством, какого детского писателя мы познакомились?
- С каким рассказом работали?
- Как звали главных героев?
- Чем фантазер отличается от вруна? (фантазер придумывает для себя, собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди; а вруны – ради того, чтобы получить какую-то пользу, выгоду).
13. Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию к рассказу Н.Н.Носова.
- Феи-Фантазии очень понравилась гостить на нашем уроке и как вы работали. Она попросила меня поставить вам оценки за урок.
- Давайте пообещаем Феи-Фантазии и нашим гостям, что никогда не будем врать и обманывать , а будем мечтать и фантазировать только о хорошем.
14.Рефлексия.
Ребята , вы любите радугу? За что можно любить радугу?
Правильно, она сказочная. Разноцветная…Фея-Фантазия тоже любит радугу, и люди любят, иначе они не придумали бы разноцветные конфетки –драже. А фантазеры пошли еще дальше и придумали как из этих конфеток сделать радугу. Красиво ведь, вам нравиться? А еще какой то дяденька или тетенька придумал игрушку и назвал ее поп итом. А эти игрушки имеют цвета радуги, разноцветные! Эту игрушку все знают , собирают, играют. Вот до чего дошла фантазия!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.