Внеклассное чтение Н.Н.Носов "Фантазёры"

  • docx
  • 15.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рус яз фантазеры.docx

Тема: Внеклассное чтение . Н.Н. Носов «Фантазёры».

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о самостоятельно прочитанном рассказе Н. Н. Носова «Фантазёры».

Задачи:

1.    Обобщение представлений учащихся о самостоятельно прочитанном рассказе Н.Н. Носова «Фантазеры»;

раскрыть образ главных героев произведения.

2.    Развитие устной речи, памяти, воображения учащихся.

3.    Воспитание интереса у учащихся к творчеству Н.Н. Носова.

Оборудование: книги, портрет Н.Н. Носова, сюжетные картинки к рассказу «Фантазеры»

Ход урока:

1.    Оргмомент.

Вот опять звенит звонок

Начитается урок.

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»!

- Приготовились, подравнялись! Тихо сели!

- Улыбнулись! Готовы начать урок?

2.    Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня наш урок посвящен творчеству Н.Н. Носова и его рассказу «Фантазеры». Вам было дано домашнее задание – самостоятельно прочитать рассказ «Фантазеры», поэтому на уроке мы проверим, кто внимательно прочитал этот рассказ.

 

3.    Слово учителя о жизни писателя.

4.    Ребята  сейчас мы с вами познакомимся  с краткой биографией и творчеством Николая Николаевича.

- Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве. В детские годы он увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией.

Первый его рассказ – «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году, еще до Великой Отечественной войны.

Но Николай Николаевич не сразу становится знаменитым писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, возил бревна, был простым рабочим. Затем он становится кинорежиссером – создавал кинофильмы и мультфильмы. И только после такой трудовой жизни он становится писателем. Когда у него родился сын, приходилось рассказывать много новых сказок, которые потом Носов стал записывать.

Н.Н. Носов написал много рассказов о ребятах, таких же, как и вы, о ваших сверстниках. В 1954 г. Вышла самая знаменитая книга Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Н.Н. Носов создавал волшебные, добрые и смешные рассказы, которые читаются легко и понятны детям. Носов, как добрый волшебник, владел таинственным «ключиком» к сердцам маленьких граждан.

(1-10 слайды)

А сейчас , ребята посмотрите на эту выставку. Здесь вы сможете ознакомится с рассказами писателя.

- А какие рассказы вы читали или посмотрели мультфильмы и фильмы  Носова ?  (выставка книг)

- С некоторыми рассказами Носова мы познакомимся в дальнейшем, а которые вас заинтересуют, вы можете взять в библиотеке, посмотреть экранизацию его рассказов.

4.    Обобщение изученного материала. Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в шифровальчиков . Каждому раздам листочек, а вы должны расшифровать важное (11 слайд)

-Совершенно верно, ребята, так называется рассказ, которую вы самостоятельно прочли.

Сегодня  к  нам на урок пришла Фея-Фантазия, вы ее видите? Нет? Тогда пофантазируйте, как может выглядит Фея-Фантазия?

 Она очень любит фантазировать, сочинять. И сегодня она поможет нам проверить ваши знания.

 

.Обобщение изученного материала.

- Игра «Посмотри  и расскажи» - Дорогие ученики, вы должны с помощью сюжетных картинок пересказать весь рассказ. Каждую картинку необходимо прокомментировать:

1)Мальчики сидели в саду и разговаривали. Зовут их Миша и Стасс.

2)Они разговаривали про возраст. Один хвастался что ему 90, а другому 140 лет.

3) Стасс хвастается что ,сначала он был большим. А потом уменьшился. А сейчас опять растёт.

4) Миша хвастается , что он переплыл реку, океан. А Стасик переплыл море.

5)Стасс говорит , что он раньше мог летать.

6) Миша рассказывает , что ему акула откусила голову, а потом голова отрасла.

7)Затем Стасик говорит, что его проглотил крокодил.

8) Миша ему не поверил, Стасс ответил, что крокодил потом выплюнул его.

9)Миша хвастается , что он раздавил в лепешку автобус, а потом признается, что автобус был игрушечным.

10)Стасс рассказал как он летал на луну.

Ребята , а какой сюжет мы пропустили?

-Сюжет, как Стасик полетел на Луну на корабле.

11) К мальчикам подсел Игорь, послушав их, сказал , что они  вруны. А мальчики ответили, что они ничего плохого не делают.

12)  Игорь  посмеялся над мальчиками и сказал ,что надо врать с пользой. А потом рассказал, как он съел варенье, а чтоб его не поругали обмазал губы Ире. И мама отругала Иру, а ему еще варенье дала.

13) Мальчики не хотят с ним играть, назвали его брехуном.

- Почему то у меня на руках оказались денежки? С чего бы это?

 

* Пошли домой по дороге купили одно мороженое на двоих.

14) Когда поднимались в квартиру встретили Иру. Она плакала, и сказала мальчикам, что она варенье не ела

15) . Мальчики её позвали с собой, и пообещали угостить мороженом.

16) Полностью пересказывает рассказ.

 

5.    Физминутка (под музыку).

 

Но мечтам пришел конец, надо вновь за книгу сесть.

 

(12 слайд)

6.

- Вы прочитали рассказ, но там встречаются слова, которые Фея Фантазия не поняла, давайте ему поможем (напечатать и вывесить на доску):

Спросить учащихся, что значит каждое слово

 

Небылицы – это стихи или рассказы, в которых говорится о чем-то таком, чего не может быть на самом деле.

 

Брехун – врун, обманщик.

 

Фантазер – тот, кто выдумывает, мечтает.

 

- Открываем тетради по чтению, отступаем две чистые строки. Записываем число, классную работу и тему нашего урока. А теперь запишите словарные слова.

 

7.

-(13-16 слайд)

 Игра «Помоги Феи-Фантазии найти отрывок» - я буду показывать вам картинку, а вы должны будете найти отрывок и прочитать его, где говорится о том, что изображено на картинке (акула, крокодил, автобус, ракета).

 

8.

«Блиц – опрос» - я буду задавать вопросы, а вам нужно отвечать кратко и правильно. Не забываем о правилах учащихся: не кричим, не перебиваем, друг друга, а поднимаем руку.

1. Что делали Мишутка и Стасик? (фантазировали)

2. Кто подошел к ним? (Игорь)

3. Что рассказал Игорь? (съел варенье и обманул маму)

4. Как вы считаете, хорошо ли поступил Игорь? (нет)

5. Как вы думайте, то, что Мишутка и Стасик придумывают, кому-нибудь вредит? (нет)

6. Чем отличается врун от фантазера? (когда врун врет – это вредит кому-нибудь, а фантазер – просто мечтает) – вот на этом вопросе нужно будет подумать.

7. Что произошло, когда ушел Игорь? (купили мороженое)

8. Кого встретили ребята? (Иру)

9. Как ребята утешали Иру? (поделились мороженым)

 

9. Фея-Фантазия хочет познакомится с героями рассказа, но как ей помочь? Может ей показать паспорт героев. Ведь у каждого человека есть документ, у вас пока свидетельство о рождении, а когда наступит вам 14 лет , вы получите самый важный, основной документ в своей жизни-паспорт.

Нашим героям мы тоже сделаем паспорт и запишем сведения о них. А потом вместе прочтём и поможем Феи поближе познакомится с героями, договорились?

(Слайд 17)

 

10. (слайд 18)

 «Раздели правильно» - давайте разделим слова на две группы (две кругляшки ):

Приносят пользу людям: сочинять, изобретать, фантазировать, мечтать.

Приносят людям вред: врать, обманывать, лгать.

- Почему врать нельзя? (потому что нельзя обманывать других людей с выгодой для себя).

 

11. (Слайд 19)

 Фея-фантазия спрашивает у нас, умеют ли взрослые мечтать и фантазировать? Как вы думаете друзья?

 

 

12.Итог.

- С творчеством, какого детского писателя мы познакомились?

- С каким рассказом работали?

- Как звали главных героев?

- Чем фантазер отличается от вруна? (фантазер придумывает для себя, собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди; а вруны – ради того, чтобы получить какую-то пользу, выгоду).

13. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к рассказу Н.Н.Носова.

 

- Феи-Фантазии очень понравилась гостить на нашем уроке и как вы работали.  Она попросила меня поставить вам оценки за урок.

 

- Давайте пообещаем  Феи-Фантазии  и нашим гостям, что никогда не будем врать и обманывать , а будем мечтать и фантазировать только о хорошем.

 

14.Рефлексия.

Ребята , вы любите радугу? За что можно любить радугу?

Правильно, она сказочная. Разноцветная…Фея-Фантазия тоже любит радугу, и люди любят, иначе они не придумали бы разноцветные конфетки –драже. А фантазеры пошли еще дальше и придумали как из этих конфеток сделать радугу. Красиво ведь, вам нравиться? А еще какой то дяденька или тетенька придумал игрушку и назвал ее поп итом. А эти игрушки имеют цвета радуги, разноцветные!  Эту игрушку все знают , собирают, играют. Вот до чего дошла фантазия!