Внеклассное чтение по рассказу В. М. Шукшина «Сельские жители».

  • docx
  • 01.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сельские_жители 6кл..docx

Литература    6кл.           22.03.18

 

Внеклассное чтение  по рассказу В. М. Шукшина «Сельские жители».

Цели: познакомить с жизнью и творчеством писателя обзорно; показать тематику его рассказов, своеобразие изображения народного характера и картин деревенской жизни;  развивать способности быстро отвечать на вопросы;  воспитывать интерес к изучению текста, научить дорожить такими  вечными ценностями, взаимопонимание, доброта.

УУД:

Познавательные: Воспринимают материал, узнают новое, расширяют словарный запас.

Коммуникативные: Слушают учителя, задают вопросы, если что-то непонятно или интересно.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют цель, планируют свою деятельность

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Актуализация опорных знаний

- Опрос учащихся

3. Изучение новой темы

1) Слово учителя.

 Шукшин всегда с огромной любовью, нежностью, благодарностью и в то же время с чувством какой-то вины пишет о матери. Первый появившийся в печати рассказ – “Двое на телеге” (1958). Первая книга – сборник рассказов “Сельские жители” (1964). Василий Макарович Шукшин скончался в ночь на 2 октября 1974 года от сердечного приступа в каюте теплохода, служившего плавучей гостиницей для участников съёмок фильма “Они сражались за Родину”. В 2002 году почитатели Шукшина спасли старый теплоход от списания в металлолом, отремонтировали и дали ему имя – “Василий Шукшин”.

2) Работа с учебником

А сейчас перейдем непосредственно к самому рассказу. В рассказе «Сельские жители» автор с любовью, симпатией и некоторой иронией рассказывает нам о деревне и ее простых жителях. Многие из нас в шукшинских героях заметили черты и своих знакомых. И это не случайно, ведь писатель изображает их просто такими настоящими, ничего не приукрашивая.

Задание:  заполнить первый, небольшой столбик, который называется «герои». Сколько их и как их зовут, записываем это в первый столбик друг под другом. Оставляя между ними место, потому что чуть попозже вам нужно будет заполнить второй столбик таблицы.

Герой

Характеристика

 

 

 

 

 

 

- Ну что ребята, кто скажет, сколько у нас героев и как их зовут?

3) Беседа по вопросам

Приступим к рассмотрению композ. рассказа. Вспомним, что в себя включает композ.?завязка, кульмин., развязка.

Учитель: рассказ небольшой. Поэтому, я думаю, вы легко определите, где завязка и развязка?

Ученики: завязка – получение и чтения письма из Москвы, развязка – написание письма Шуркой.

Учитель: какую сцену в рассказе можно считать кульминационной? сцену, когда беседуют бабка и Егор Лизунов

- Встретили ли Вы слова в рассказе, значение которых Вам было не понятно. Кто такие сельские жители? Ученики: сельские жители – это те, кто живет в деревне, селе, поселке

Мы с вами записали в таблице имена главных героев. А теперь подумайте над таким вопросом – Какую особенность языка автора и его героев вы заметили? Как в русском языке называются такие выражения как

«тряхни стариной» (разг.) – поступить по-молодому, вспомнив прошлые хорошие годы, веселые молодецкие дела

«навострил уши» - с любопытством прислушиваться  «ума не приложу» - не могу понять, сообразить, догадаться

«на смех поднимут»-посмеются, надсмеются над кем-нибудь.Ученики: фразеологизмы, т.е. устойчивые сочет. слов.

А, какие виды устойчивых сочетаний слов вы еще встретили в этом рассказе? «Волков бояться в лес не ходить» Что это? (это пословица). А что она значит?(она значит, что если бояться всего, то ничего делать будет невозможно)

4) Словарная работа

Уточним лексическое значение  слов: «сухощавый» - худой, сухопарый, сухощавый

«застенчивый» - стыдливоробкий, смущающийся;  «заскорузлыми» (руками) – шершавые, загрубевшие

 «любознательная» - склонная к приобретению новых знаний, пытливая.

«кисет» - маленький мешочек для табака, затягиваемый шнурком

5) Закрепление. Инсцен. кульмин. сцены (участвуют 3уч.). Реквизит – очки для бабки и кепка для Егора Лизунова

Герои Шукшина  - очень симпатичны и читателю, и зрителю во всех его творениях, поэтому, я думаю, вам интересно будет читать его рассказы..

4. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Какое у вас сложилось мнение о героях?
– Чтобы вы хотели изменить в главных героях?
– Ребята, попробуйте подумать, существуют ли в вашем кругу такие люди, которые походи на главных героев?
5. Домашнее задание: прочитать, пересказать


 

Скачано с www.znanio.ru