Тема: «Город, в котором мы живём». Виртуальная экскурсия.
Цель: расширение знаний обучающихся о родном городе и его достопримечательностях.
Задачи:
1.Обучающие:
--формирование интересов к малой Родине;
- знакомство с историей города Энгельса, с его достопримечательностями, памятниками и улицами;
-закрепление знаний о символике России, города Энгельса;
2.Развивающие:
-Расширить знания детей о родном городе;
- систематизировать знания об истории города, его памятниках и о выдающихся людях , которые здесь жили.
3.Воспитательные:
-Вызвать интерес к своему городу, чувство гордости и восхищения его красотой
-Воспитывать любовь к малой Родине
Возраст обучающихся: 7 - 10 лет.
Форма проведения: виртуальная экскурсия.
Методы обучения:
1) Словесные методы (рассказ педагога, беседа, объяснение).
2) Наглядные методы (просмотр видеоролика, демонстрация памятников, парков, флагов, гимна).
3) Работа в группах
Оборудование и материалы: экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки, слайды, аудио сопровождение.
Ход занятия:
1.Организационная часть.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами оправимся в путешествие, но не в простое, а в виртуальное. Послушайте стихотворение его и определите о чем пойдет речь, где мы сегодня будем путешествовать?
2.Актуализация опорных знаний.
Звучит негромкая, спокойная музыка и на экране слайд.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В.Степанов «Что мы Родиной зовем?»
Уч-ль:Как вы думаете о чем сегодня будет идти речь?
Дети: О нашей родине.
Уч-ль: Как называется страна в которой мы живем?
Дети: Россия.
Уч-ль:- Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живёт, мать, которая даёт жизнь… Без всего этого, человеку жить просто невозможно. Среди самого необходимого, самого дорогого, есть у человека Родина!
Уч-ль: Ребята, а что для вас означает слово Родина?
Дети: (ответы…)
Уч-ль: адыгейский поэт Жаке описал Родину так:
Это цветы, что растут в нашем крае,
Это заря, что горит не сгорая…
Родина – это глаза твоей мамы,
Полные слёз или в искорках смеха.
Родина. Слова не знаю чудесней,
В нём наши сказки и славные были,
Дедов далёкие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал своё имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдёшь ты с другими.
Учитель:
- Конечно, слово Родина, включает в себя очень многое. Родина – это и земля, и страна в которой мы родились. Это и мать, и отец твой.
Родину называют ещё отчизной или отечеством, а родной дом – «отчим домом». Язык, на котором мы с вами говорим, для нас родной.
Родина, это и цветы, и воздух, и даже небо.
-А сейчас попробуйте, и вы описать слово Родина.
Игра «Составь ромашку» - написать на предложенных лепестках ромашки прилагательные к слову Родина и соединить все лепестки в один цветок на магнитной доске
Учитель: Вот какая ромашка у нас получилась. Вот какие вы сказали о Родине прекрасные слова. А как называется наша Родина?
Уч-ль: Да, ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле-России! У нашей страны красивое, звучное имя — Россия! Кто вспомнит о названии страны? Почему ее так назвали? Что оно обозначает?
Дети: Россия - это место света или светлое место.
Учитель: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия. Давайте посмотрим на карту (слайд карты России).
Уч-ль: Вот как много места занимает наша страна. Россия — наша Родина. Родина — это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. У каждой страны есть свои символы. Ребята, какие символы России вы знаете?
Дети: Гимн - это главная песня страны; Флаг нашей страны и Герб(слайды символики России).
Учитель: Скажите, а что обозначают цвета на флаге России?
Дети: (ответы…)
Учитель: Да, верно, белый – отечество; синий – верность, вера; красный – отвага, битва.
Учитель: Родину, как и мать, не выбирают. Она одна навсегда. Где бы не жил человек, где бы он не был, он будет вспоминать то место где он родился. Родина начинается с родины малой: с материнской колыбели, с отчего порога. У каждого своя малая родина. Наша родина - это наш родной город Энгельс (слайд с видами Энгельса).
3.Сообщение темы и цели занятия.
Учитель: Ребята, вы наверняка были с родителями во многих любимых жителями нашего города местах.
У меня есть предложение поиграть в игру «Экскурсовод». Сейчас будут появляться знаменитые памятные места нашего города, а вы должны рассмотреть их и назвать те места, которые вы знаете, видели.
Слайды: памятник быку-солевозу, парк Покорителей космоса, памятник Л.Кассилю, мост через Волгу и т.д.
Учитель: Какие вы молодцы, столько знаете о своем родном городе! И все же давайте скажем, а какой наш город?
Дети: красивый, зеленый, веселый,интересный и т. д.
Выразительное чтение наизусть стихотворения Катерины Расс «Энгельс»
О, Энгельс, край любимый и загадочный,
Часами по твоим дорожкам бродим мы,
Ты самый живописный, самый сказочный,
И нет прекрасней нашей малой родины.
Здесь Волги-матушки веселое журчание
Здесь каждый куст – пейзажа чудный штрих,
Здесь слышно звезд волшебное звучание,
Когда взошла луна и город стих.
Учитель: Ребята, но ведь наш Энгельс не сразу был таким. Да и название у него раньше было другим. Кто-нибудь из вас знает, как назывался Энгельс раньше? Вот посмотрите и послушайте историю возникновения нашего города. (сопровождение слайдами)
В окрестностях современного Энгельса люди обитали еще в доисторические времена. Наиболее ранние из исследуемых археологами курганов датируются II тысячелетием до н. э. Однако постоянных поселений в этих краях не было. С 1747 года через него проходил путь регулярных поставок соли, ведущий от разработок на соленом озере Эльтон. В Саратове был учрежден Соляной комиссариат, а на месте будущего Энгельса заложили укрепленный пункт для складирования соли, который назвали «Саратовский луговой (земляной) городок». Опытные возчики и солеторговцы, издавна приспособившие для своих дальних странствий выносливых волов, были направлены в Поволжье императорским приказом, так как перевозка соли на лошадях оказалась проблематичной – животные не выдерживали тяжелых нагрузок и длительных переходов по степи. Украинское поселение с ярко выраженным национальным колоритом получило название «Покровская слобода» по имени первой выстроенной здесь церкви, освященной во имя Покрова Божией Матери. Чумаки перевозили сюда свои семьи, и к 1758 году в слободе уже проживало более 2000 человек. В честь Фридриха Энгельса, немецкого философа Покровск был переименован в город Энгельс. Этому событию предшествовало провозглашение города столицей АССР Немцев Поволжья в 1923 году. В военные годы город был важным тыловым пунктом, приютившим около 35 000 эвакуированных советских граждан. Здесь разместились и около 40 предприятий, перевезенных с оккупированных территорий страны. На обустроенной в Энгельсе военной базе формировались авиаотряды, стрелковые и танковые соединения.
Учитель: Как и нашей большой общей Родины- России у Энгельса тоже есть свои символы: флаг и герб (демонстрация слайдов). Кто изображен на гербе?
Учитель: А теперь пришло время нам прогуляться по городу.(физминутка)
Мы по городу шагаем (выходят)
То, что видим, называем (шагают на месте)
Светофоры и машины, (показывают светофор, имитируют движение на автомобиле)
Ярмарки и магазины (поворот туловища вправо-влево)
Парки, улицы, мосты (хлопки в ладоши)
И деревья, и кусты (поднять руки вверх, покачать).
И высокие заводы (взмах обеими руками, встать на носочки)
На тротуарах пешеходы (повороты головы вправо-влево),
Люди шумною толпой (ходьба на месте),
И все это город мой (разводят руки вперед, затем в стороны).
Учитель: А теперь проверим, знаете ли вы достопримечательности нашего города. И помогут мне в этом ребята. Они нарисовали памятники нашего города и примечательные места.
Сообщения учащихся о достопримечательностях города:
1. Парк покорителей космоса – одно из самых известных мест нашего города. Находится в 40 км от Энгельса на месте приземления первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. 12 апреля 1961 года Гагарин, совершив виток вокруг Земли, приземлился недалеко от села Смеловка Энгельсского района. Первое время на этом месте была памятная табличка, а позже установили памятник. Сейчас на месте приземления Гагарина открыт большой « Парк покорителей космоса» куда приезжают люди не только из нашей страны, но и со всего мира.
2. Памятник легендарной
летчице, Герою Советского Союза Марине Расковой установлен в Летном городке г.
Энгельса. Скульптура стоит на постаменте перед зданием Гарнизонного дома
офицеров, в котором в 1941 году проходило формирование женского авиаполка.
Марина Раскова стала одной из первых женщин,
удостоенных звания Героя Советского Союза .Во время войны по ее инициативе были
сформированы женские авиационные полки. Служивших в этих полках враги называли
"ночными ведьмами". В январе 1943-го сама Марина Раскова погибла в
авиакатастрофе у саратовского села Михайловка.
3. К 101-ой годовщине со дня рождения всемирно известного детского писателя и журналиста Льва Кассиля 11 июля 2006 года на площади Свободы Энгельса был установлен памятник «Фантазёр». Автором идеи и скульптором памятника является почётный гражданин города Энгельса К. Матвеева. Лев Абрамович Кассиль – уроженец города Энгельса (ранее Покровская слобода) Саратовской области; в молодости – любимец покровской детворы, организатор кружков и редактор детского журнала. Талантливому прозаику принадлежит идея проведения «Книжных именин». Литературный праздник позже превратился в «Неделю детской книги», которая до сих пор ежегодно проходит во время школьных каникул.
4. Саратовский автомобильный мост соединяет два города –
Энгельс и Саратов, которые расположены на левом и правом берегу Волги.
Саратовский мост стал самым длинным в Европе на момент его открытия. Сегодня
это одна из главных достопримечательностей Саратова. Визуально мост выглядит
горбатым, так как на разных участках его высота различается. Пролеты,
прилегающие к Саратову, предусмотрены для пропуска пароходов и высоких судов.
На этих участках мост выше, а расстояние между опорами больше. Ближе к
Энгельсской стороне высота Саратовского моста плавно снижается. Практически на
середине расположился искусственно намытый Покровский остров – сегодня это
городской пляж. С моста открывается великолепный вид на многие окрестности
города.
5.Итог
занятия.
Учитель: Вы сегодня узнали много интересного о своем городе. А сейчас вставайте в круг. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: «Я начну, а ты продолжи». Я начну предложение, а вы его должны закончить.
- Ребята, мы живем в стране под названием. (Россия).
-Значит мы все…(россияне).
- Столица России… (Москва)
- Наш город называется сейчас ... (Энгельс)
- А раньше наш город имел название…(Покровск)
- Ребята, мы живем в городе. Значит мы… (горожане, городские жители)
-Если мы живем в Энгельсе. Значит мы…(энгельситы)
-Наш город стоит на реке. . . (Волга)
- Наша школа расположена на улице… (Гагарина)
- Я люблю свой город, потому что он ... (чистый, маленький, родной, красивый, любимый, уютный)
Учитель: Какие вы молодцы, ребята! У нас получилось очень интересное путешествие.
Наслаждаться не устану
Песней жавороночка,
Ни на что не променяю
Милую стороночку!
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже... (Родины)
Учитель: Молодцы! Я хочу открыть вам один секрет: в мире много прекрасных мест, но лучшее то, где ты родился, где твой дом, и где живут твои родители.
6. Рефлексия.
Учитель: Ребята, я надеюсь, что это занятие вам понравилось?
Давайте же друзья любить свой город!
Ценить, беречь и украшать.
И закончить наше занятие хотелось бы пословицей:
«Родина начинается с семьи»
Литература и источники:
1.Хоружая С.В. Уголки родного края. Саратов.2008г.
2.Source: https://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/1552-stikhi-pro-gorod-engels.html
3.Источник: https://architectureguru.ru/saratovskij-most/
4. Источник: http://infopokrovsk.ru/, фото infopokrovsk.ru
5.http://volgafoto.ru/
6.https://wikiway.com/russia/engels/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.