Конспект по внеурочной деятельности научно – познавательного направления 3 класс
«Дельфины – наши друзья по разуму»
Выполнила:
учитель начальных классов
Козина Виктория Анатольевна
Саратов 2020 г
Тема: Дельфины – наши братья по разуму и друзья.
Цель исследования: выяснить, действительно ли дельфины разумные животные, расширение кругозора обучающихся, развитие творческих способностей, воспитание любви к природе, бережное отношение к ней.
Задачи исследования:
1. Найти и проанализировать информацию о дельфинах;
2. Сравнить, чем похожи и чем отличаются человек и дельфины;
3. Выяснить, есть ли у дельфинов свой язык;
4. Выяснить, можно ли обучать дельфина.
Объект исследования: дельфины.
Гипотеза исследования: если у дельфинов есть свой язык, и они легко обучаются, то их можно считать разумными животными.
Методы исследования: анализ информации, сравнение, обработка данных.
Практическая значимость исследования: выступление на занятии перед одноклассниками с сообщением о дельфинах.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои действия, привитие желания приобретать новые знания, осознавать свои трудности и стремиться их преодолевать.
Познавательные: осознание познавательной задачи, умение делать обобщения, выводы,
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование действий в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, адекватно оценивать свои достижения,
Коммуникативные: развивать умения слушать и вступать в диалог, формирование умений сотрудничать со сверстниками и взрослыми, развивать умения выражать свои мысли. Формирование умений работать в группе, выступать перед публикой.
Оборудование: запись голоса дельфина, проектор, интерактивная доска, презентация, рисунки дельфинов, выполненные руками детей.
I. Организационный момент
Обучающиеся входят в класс и присаживаются за парты
II. Проблемно – мотивационный блок.
Вступительная беседа.
- Ребята, наше занятие начнется с загадки. Послушайте ее и постарайтесь отгадать. Слово предоставляется ____
Хочу
я загадку
Вам загадать!
Попробуйте сейчас
Мне зверя назвать:
Хоть воздухом дышит,
Живёт лишь в воде,
О трёх плавниках,
И о рыбьем хвосте,
А деток своих
Он поит молоком
(Недавно узнал я,
О свойстве таком!),
К тому же, наш зверь,
Очень-очень умён
(Людей из пучины
Вытаскивал он!)
Живёт чаще в стае,
И редко – один.
Узнали? Ну, конечно же,
Это … дельфин!
- Ребята, о ком пойдет сегодня речь?
-Проблема: На Земле живёт
много живых существ. Самое разумное существо на нашей планете – человек. Он
мыслит, трудится, осваивает природу, живёт в коллективе. У человека есть
различные науки, искусство, творчество, спорт, религия. У животных этого нет.
Но в животном мире есть умные животные, например, обезьяны, слоны, собаки,
дельфины. Мы решили узнать, можно ли назвать дельфинов нашими братьями по
разуму и друзьями.
-
Ребята, вы проделали большую работу, изучили много научной литературы. - Вам
есть, что рассказать своим одноклассникам?
- Вы работали в группах. Над чем работала первая группа? (Нам нужно было найти информацию о дельфинах, их видах).
- Над чем работала вторая группа? (Мы составили сравнительную таблицу, чтобы выяснить, чем похожи и чем отличаются человек и дельфины).
- А третья группа? (Мы должны были найти интересные факты о дельфинах).
- К какому выводу мы должны прийти?
III. Информационно – познавательный блок.
- Итак, послушаем участников первой группы. Пожалуйста, расскажите нам, что вы узнали о дельфинах?
- Слово командиру группы. ____ ____
Дельфины - это морские млекопитающие. Они самые симпатичные и дружелюбные морские обитатели, прекрасно приспособлены для жизни в океане. У них гладкое тело и уплощенный хвост, который продвигает их в воде. Длина дельфинов 1,2-10 м.
Кожа это один из важнейших органов тела. Она – очень скользкая и гладкая, на ощупь кожа нежная, кажется шелковой.
Дельфины плохо видят перед собой. Чтобы рассмотреть предмет вблизи, они часто наклоняют голову или ложатся набок. А слух у них прекрасный. Они улавливают самые тихие звуки и с помощью слуха ориентируются в воде.
Дышат они легкими, без воздуха могут пробыть не более получаса, поэтому они периодически всплывают на поверхность, за воздухом.
У самки рождается всегда только один детеныш, который питается ее молоком. Продолжительность жизни дельфинов составляет 20-25 лет. Питаются ракообразными, моллюсками, рыбой, а некоторые не брезгуют морскими черепахами и птицами.
В мире насчитывается более тридцати видов дельфинов: касатки, шароголовые дельфины (гринды), серые дельфины, китайские озерные дельфины, дельфины-белобочки, афалины и другие.
У дельфинов есть собственный язык. Язык дельфинов можно разделить на 2 группы.
Язык жестов: различные позы, прыжки, повороты, различные способы плавания, знаки, подаваемые хвостом, головой, плавниками.
Язык звуков: щебет, жужжание, визг, скрежет, щёлканье, чмоканье, скрипы, хлопки, писк, рёв, вопли, крики, кваканье, свисты.
Дельфины — очень отзывчивые животные. Если кто-то из них попадает в беду, то начинает издавать определенные звуки — сигнал бедствия, — услышав который, все остальные находящиеся поблизости дельфины бросаются на помощь. Эти животные держатся семьями. Они любят играть возле проходящих кораблей. Некоторые виды дельфинов хорошо уживаются в неволе, где проявляют способности дрессировке.
Дельфины – превосходные звукоподражатели. Они не только узнают звуки при прослушивании, но и сами копируют их. Они могут копировать даже человеческую речь или смех.
Про дельфинов сложено немало легенд, снято художественных фильмов и написано книг.
____ виды дельфинов: полосатый, белобочка, иравадийский, мазонский, афалина, амазонский, касатка.
Слайды голос дельфина
Молодцы. Очень интересная и полезная информация.
- Слово предоставляется капитану второй группы ___ ____ ____
Посмотрите, пожалуйста, на таблицу. Давайте рассмотрим, чем похожи и чем отличаются человек и дельфин.
Параметры сравнения |
Человек |
Дельфины |
Где обитают |
На суше |
В воде |
Строение тела |
Голова, туловище, руки, ноги |
Голова, туловище, хвост, плавники |
Способ передвижения |
Ходьба, бег, плавание, ползание, лазание, прыжки |
Плавание, прыжки из воды |
Головной мозг |
Весит около 1500 г |
Весит около 2000 г |
Язык |
Речь, жесты, мимика |
язык жестов и язык звуков |
Законы жизни |
Живёт в семье (коллективе), подчиняется законам |
Живут семьями, есть свой уклад жизни |
Обучение потомства |
Передаёт опыт новым поколениям |
Обучает своих детёнышей |
Воздействие на окружающий мир |
Строит, создает, но может и разрушать |
Живёт в гармонии с окружающим миром |
Дыхание
|
Легкими, воздухом |
воздухом |
- Итак, ребята, какие выводы сделаем?
- У дельфинов есть много общего с человеком. Так же, как и у человека, у дельфинов есть собственный язык, свои законы жизни. Они обучают своё потомство. Головной мозг дельфина весит больше, чем у человека. В отличие от человека дельфины не разрушают природу, а живут в гармонии с ней. Очень красивая легенда рассказывает, что дельфины – это ушедшие когда-то в море люди, а потому между людьми и дельфинами очень много общего.
- Предоставим слово командиру третьей группы. Мы выпустили газету под названием «А знаете ли вы, что…» ____ _____
- А знаете ли вы, что дельфины обитают в воде, но это не рыбы, а млекопитающие из отряда китообразных.
- Дельфины узнают своё отражение в зеркале. Кроме них на это способны люди и шимпанзе.
- Одним выдохом синего кита можно было бы надуть 2 тыс. воздушных шариков.
- Белухи проделывают отверстия в льдинах, ударяясь об них головой.
Они способны проломить лёд толщиной 10 см.
- Спинной плавник косатки - самый длинный среди китообразных. Он бывает выше, чем рост человека.
- Длинноклювые дельфины из Индо- Тихоокеанского региона, пожалуй, самые необычные на вид. Их кожа может быть белоснежной, а иногда даже розовой.
- У каждого дельфина есть своё имя, на которое он откликается, когда к нему обращаются сородичи. К такому выводу пришли американские учёные, записав свист-сигнал, означающий имя, на который откликался один и тот же дельфин.
- Существовало поверье, перед штормом дельфины cтараются уйти на глубину и не показываться на поверхности. Таким образом, они давали знак морякам готовиться к непогоде.
- Дельфинам свойственно самопожертвование и взаимопомощь, этим не может похвастать ни одно живое существо, кроме них и человека. Они всегда помогают друг другу и никогда не бросают друг друга в беде. Если, они слышат звуки с берега, похожие на дельфиний крик о помощи - они выбрасываются на сушу, при этом погибая.
- Он вытащит на берег тонущего человека, спасет его от акулы, покажет дорогу заблудившимся морякам.
- Известна способность дельфина благотворно влиять на здоровье (психологическое состояние) человека. Плавая с дельфином, человек на время забывает свои проблемы и стрессы, получая заряд положительных эмоций и хорошего настроения. В нашем тревожном мире это особенно ценно. Дельфины способны лечить людей. Как называется такой метод лечения? (Дельфинотерапия).
- Дельфины – самые популярные артисты. Они очень хорошо поддаются дрессировке и легко усваивают даже сложные номера.
- Каждый человек на экране телевизора или в живую видел чудо-трюки, исполняемые этими умными животными. Дрессировка дельфинов - это прежде всего игра. Она – лишь повод поиграть, пообщаться с человеком, научиться чему-то новому и получить взаимные положительные эмоции.
- Какое заведение
способно доставить целую гору радости и счастья детворе и не оставить
равнодушным ни одного взрослого?
- Конечно же, это цирк! А как называется
цирк, в котором главные артисты – дельфины, которые выступают не на
привычной арене, а в своей родной стихии — воде? Это – дельфинарий.
Видеоролик
- Итак, ребята, можно ли дельфинов назвать нашими братьями по разуму и друзьями? Наши предположения о том, что дельфинов можно считать разумными животными и друзьями людей, подтвердилась.
- Дельфины – необычные существа. У дельфинов есть свой собственный язык. Они легко обучаются. Они очень дружелюбны и способны лечить людей. Дельфины не только хорошо запоминают информацию, но и умеют пользоваться ею. Они живут в гармонии с окружающим миром. Человеку есть чему поучиться у дельфинов.
- Многие виды дельфинов на грани исчезновения, они занесены в Красную книгу. Так давайте, ребята, выпустим в море своих дельфинов, пусть их будет как можно больше на нашей планете.
IV. Рефлексия.
- А теперь оцените свою работу по лесенке успеха. Слайд
- И в заключении, ребята, хочу предложить вам прочитать вот эти замечательные книги о дельфинах.
Итог.
- Ребята вам понравилось мероприятие.
- Что особенно понравилось?
- Что нового узнали?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.