Внеклассное мероприятие для начальной школы «Интеллектуальная игра по зкологии
«Что? Где? Когда?»
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о живой природе. Сформировать у детей представление о связи природы и человека, представление о многообразии природного мира, о необходимости охраны природы, научить правилам поведения в природе. Воспитывать бережное отношение в к природе. Развивать любознательность, мышление, познавательную активность, коммуникативные навыки. Формировать умение работать в команде, принимать общее решение и обосновывать его. Расширять кругозор детей.
Материал: волчок со стрелкой, столы поставленные в круг, стулья для участников команды, конверты с заданиями, черный ящик, поднос, предметные картинки, гриб -игрушка, скрипичный ключ «Музыкальная пауза»), часы, дипломы и подарки для участников.
Техническое оснащение: телевизор, видеозаписи вопросов, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: знакомство детей с красной книгой; чтение художественной литературы природоведческой направленности; знакомство с энциклопедией о животных и растениях, рассматривание иллюстраций о природе; придумывание загадок о животных и растениях; составление энциклопедии совместно с родителями о редких животных; оформление выставки поделок из природного материала.
Ход игры.
Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» - Сегодня в нашей игре участвует команда знатоков.
Поприветствуем игроков команды (ведущий представляет каждого игрока. Звучит фонограмма. Дети по очереди входят в зал и занимат место за игровым столом.
На нашем столе вы видите волчок, и конверты. Вам необходимо будет крутить волчок. И выполнять задания в конвертах, на которые он укажет.
- Уважаемые знатоки, против вас сегодня играют наши родители, ученики 1 класса и сказочные герои.
- Напоминаю всем правила игры: ведущий запускает волчок, на каком секторе остановится стрелка, тот конверт и открывается, зачитывается вопрос. Ответ на вопрос обсуждает вся команда ровно 1 минуту, а ответ дает один из игроков, выбранный капитаном. Если ответ дан полный и правильный, то команда получает один балл. В нашей игре есть паузы.
Ведущий: Каждая игра начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать традицию. Я буду задавать вопросы командам, а вы по очереди будете отвечать на них. Выкрикивать нельзя, за это будут снижаться баллы.
«Назови одним словом»
Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.
Берёза, сосна, дуб, липа – это …деревья.
Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.
Щука, карась, сом, налим – это …. рыбы.
Клубника, малина, смородина, крыжовник – это ….ягода.
Опята, маслята, рыжики, грузди – это …грибы.
Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …. насекомые.
Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.
Как одним словом называются животные, которые живут рядом с человеком? (домашние)
• Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
• Как назвать детеныша коровы? (теленок)
• Когда сосулька капает и тает? (весной)
• У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
• Сколько ног у жука? (шесть)
• Кто в лесу всю зиму спит? (еж, медведь, барсук)
• Когда вода на речках замерзает? (зимой)
• У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
• Лев - дикое или домашнее животное? (дикое)
• У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей коровки)
• Когда земляника поспевает? (летом)
• Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
• Как называется дом муравьев? (муравейник)
• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
• Кто носит свой дом на спине? (улитка)
• У какого зверя есть иголки? (у ежа)
• Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
• Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
• Когда над полем бабочка летает? (летом)
• Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)
• Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
• Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
• У какого дерева белый ствол? (береза)
• Как называется дом у муравья? (муравейник)
• Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
• Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)
Первый раунд.
Крутится волчок и звучит музыка. Волчок останавливается, и ведущий открывает конверт , звучит запись:
Добрый день! Я рада приветствовать игроков «Что, Где, Когда».
Послушайте сказку «Как Петя в лесу гулял»
Однажды Петя пошел гулять в лес. Чтобы не проголодаться на прогулке, он взял с собой корзинку с едой. Шагая по лесной тропинке, он съел шоколадку, конфету, а фантики бросил под ноги. Потом подумал, что надо бы развести костер. Наломал веток и понес с собой. Когда он пришел на берег реки, искупался и стал готовить обед на костре. В котелок налил воду и туда побросал все, что было у него в рюкзаке: орехи, картошку, леденцы и фрукты. «Да» — подумал Петя — «Эта еда не для людей, пусть рыбы едят.» и вылил все в речку, туда же полетела и бутылка из под воды. Побродив по лесу, Петя засобирался домой, посмотрел на костер, в котором еще горели дрова и решил, что он потухнет сам. По дороге домой Петя нарвал много разных цветов не зная, что некоторые из них редкие и занесены в Красную книгу. Вечером он подумал «Как хорошо отдыхать в лесу!».
Внимание! Задание: Найти ошибки в поведении героя сказки.
ОТВЕТ ИГРОКОВ.
Второй раунд
Крутится волчок и звучит музыка. Волчок останавливается, и ведущий открывает конверт с заданием «Кто быстрее соберет пейзаж «Времена года»?
ОТВЕТ ИГРОКОВ.
Третий раунд
Крутится волчок и звучит музыка. Волчок останавливается, и ведущий открывает конверт , звучит запись:
-Добрый день. Уважаемые игроки!
Мы с ребятами нашего класса узнали, что есть такой документ ,в котором перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в этот документ, они погибнут. Страницы этого документа: красные, желтые, черные, белые ,зеленые.
Внимание! Вопрос: Назовите как называется документ ?
ОТВЕТ ИГРОКОВ.
Физкультурная минутка «Дикие животные».
(Дети имитируют повадки диких животных)
Как – то раз лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой медведицей – шли медвежата,
За мамою белкой – скакали бельчата,
За мамой зайчихой – косые зайчата.
Волчица вела за собою волчат,
Лисица вела за собою лисят.
Все мамы и дети напиться хотят.
Четвертый раунд
Крутится волчок и звучит музыка. Волчок останавливается, и ведущий открывает конверт с заданием : «Назови сказку ,в которой встречается животное ?»
Пятый раунд
Крутится волчок и звучит музыка. Волчок останавливается, и ведущий открывает конверт ,звучит запись:
Ученица 1 класса
- Я рада приветствовать игроков «Что, Где, Когда». Уверена, что вы
отлично знаете и диких животных и домашних, и чем они отличаются друг
от друга.
Внимание! Вопрос:
Как вы думаете, может ли домашнее животное выжить в дикой природе?
Почему?
ОТВЕТ ИГРОКОВ.
Музыкальная пауза
Дети свободно танцуют под музыку «Танец веселых ребят».
Шестой раунд
Крутится волчок и звучит музыка. Волчок останавливается, и ведущий открывает конверт
Внимание «Знатоки»! Черный ящик (ЗВУЧИТ аудиозапись вносится «чёрный ящик»). В чёрном ящике лежит то, что растет в лесу, но это не растение. Растет не зимой, и не весной. Этим могут питаться звери, а может и человек. Из этого можно приготовить разные блюда. Но нужно быть очень внимательным при сборе, чтобы не ошибиться.
Итак, вы будите отвечать или брать дополнительную минуту?
ОТВЕТ ИГРОКОВ.
Внимание правильный ответ. В нашем чёрном ящике гриб. Очко получает команда «Знатоков».
Седьмой раунд
Крутится волчок и звучит музыка. Волчок останавливается, и ведущий открывает конверт
Буратино просит отгадать зверя «Отгадай зверя»
1.Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий,
чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное зверёк
чувствует жука или личину в земле на глубине нескольких
метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много.
Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам.
Ест всё: ягоды, семена растений, червей, мышей,
насекомых и даже змей.
– Подсказка.
Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него
есть защита от них. (Еж)
2.У этого зверя два основных способа защиты от врагов:
маскировка и ноги. Прыгает и бегает очень быстро и легко
так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не
просто убегает от опасности, он выбирает самый
короткий путь к спасению. Но случается, что не
помогают не хитрость, ни быстрота, тогда он падает
на спину и обороняется сильными задними ногами.
– Подсказка.
Его считают большим трусишкой. (Заяц)
3. Это самый хитрый и осторожный зверь.
Он прекрасно маскируется, у него острые зрение,
слух, а как он танцует! Поднимается на задние лапы
и ходит в таком положении мелкими шажками.
Питается насекомыми, грызунами, птицами, иногда
ежами, зайцами.
– Подсказка.
Убегать от преследователей помогает рыжий
пушистый хвост. (Лиса)
4) Этот зверь очень подвижный и ловкий: может
быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на
деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине.
По лесу шагает осторожно, старается не шуметь,
ноги ставит немного вовнутрь.
– Подсказка.
Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь)
ОТВЕТ ИГРОКОВ.
Восьмой раунд
Крутится волчок и звучит музыка. Волчок останавливается, и ведущий открывает конверт
Незнайка «Назовите правила поведения в природе»
ОТВЕТ ИГРОКОВ.
Девятый раунд
Крутится волчок и звучит музыка. Волчок останавливается,
и ведущий открывает конверт. Письмо от воспитателя детского
сада «Гнездышко».
-Здравствуйте уважаемые игроки! Мы с ребятами нашей группы
прочитали вот такую историю, и у нас возник спор. Пожалуйста, помогите
разобраться в ситуации «Как вести себя в природе»
Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко! А в нем яичко.
Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик. Мы будем заботиться
о нем!
Девочки взяли яичко с собой. Правильно ли девочки поступили?
ОТВЕТ ИГРОКОВ.
Десятый раунд
Крутится волчок и звучит музыка. Волчок останавливается, и ведущий открывает конверт с заданием
Задание «Из представленных картинок определи что лишнее».
Ведущий: Уважаемые «Знатоки»! Наша игра подошла к концу. Счет: 10-0 Выиграла команда «Знатоков». Молодцы! Очень хорошо играли. Спасибо за игру. Все игроки награждаются медалями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.