ГБОУ НАО «Средняя школа с.Тельвиска»
Внеклассное мероприятие
по географическому краеведению
"Экологический калейдоскоп"
Учитель – Загудалова Т.В.
Внеклассное мероприятие по географическому краеведению
"Экологический калейдоскоп"
Учитель – Загудалова Т.В.
Класс – 8-9
Цели:
- привлечь внимание зрителей и участников мероприятия к проблемам окружающей среды;
- показать связь живых организмов с окружающей средой;
- прививать любовь к малой Родине;
- развивать познавательную и творческую активность.
Ход мероприятия.
«Мы любим природу, а значит Отчизну.
И той и другой мы обязаны жизнью.
Природы от Родины не отделить.
Их не возможно отдельно любить!».
Звучит музыка «Вальс цветов»
1 Учитель:
Когда – то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться
Змеи, слоны, черепахи и птицы
Вот вам подарок, люди владейте
Землю вспашите, хлебом засейте
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню.
Вокуева В.:
Все говорят – Земля. А каждый видит и понимает ее по-своему. Для космонавта среди звёзд и созвездий она – планета.
Лобанов В.:
Для моряка она – берег. Для солдата – образ Родины, та ценность, которую он защищает. Для хлебопашца Земля – это то, во что он вкладывает свой пот и свою любовь. Так что же она – Земля?
Учитель:
Земля всегда увлекала человека своим вечным возрождением, круговоротом вёсен и зим, беспредельностью горизонтов.
Вокуева В.:
Наша небольшая планета добра к нам. Но не каждый ценит это.
Лобанов В.:
Современная цивилизация оказывает огромное давление на природу. В своём триумфальном шествии люди часто оставляют после себя покрытые солончаками, затопленные болотами, изрытые карьерами, непригодные для жилья и хозяйствования территории.
Вокуева В.: Вслушайся, человек! (стук метронома). Вдумайся, человек!
Земля: Я – Земля. Я – Земля. Я – Земля!
Усталость моя беспредельна!
О стоне моём не взыщите…
Хоть кто-то услышит биенье
Уставшего сердца в зените?
Люди моей планеты!
Люди моей планеты!
Я погибаю…
Учитель: Об экологии речь поведём,
Мы говорим об этом со слезами.
Сколько лесов вырубает район?
Об этом не знаем мы с Вами.
А знаем мы с вами о том,
Что цветы исчезают как тени.
Так, давайте, друзья,
Без прикрас,
Потолкуем сегодня об этом.
Земля в опасности! (звуки грома)
ЗЕМЛЯ:
- Я Земля! Я — в беде!
Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня.
Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут
Бутылки, банки, коробки.
Погибну скоро я с тоски,
Услышьте голос мой родной
Я плачу дождевой слезой
Я задыхаюсь, не молчу -
Землетрясениями кричу.
Я гневаюсь раскатом грома.
Хочу быть чистой и здоровой.
Очнитесь, люди!
Призовите все страны мира, чтобы меня от гибели спасти!
Вокуева В.:
Долгое время человек не задумывался о том, что богатства растительного и
животного мира не вечны, что они нуждаются в бережном отношении, пополнении и
защите.
Лобанов В:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Если мы сорвем цветы-
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Учитель: Печальную эстафету принимает от нас грядущее поколение. Набатным колоколом сегодня звучит слово экология. Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети 21 века купаться в реке, море, гулять в лесу, видеть звезды и вдыхать аромат цветов.
Вокуева В.: Реки загрязнены нефтепродуктами и
фенолом.
Подсчитано, что за день исчезает 100 видов растений и животных.
Сокращается площадь леса на 15 млн. га
Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы
За пять лет температура воздуха увеличилась на 2,9 градуса.
сокращается количество пресной воды.
60% болезней – это производные от состояния экологического напряжения.
Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные “удобрениями” овощи и фрукты.
Учитель:
А как обстоят дела в нашем любимом Ненецком автономном округе?
Презентация.
1. Вовремя сказанное слово и от сердца сделанный поступок могут изменить мир! ( слайд 1)
2.Я иду по тропинке знакомой,
На ходу заряжая ружьё.
Я на родине здесь, возле дома,
Как в хозяйство вступаю своё.
Мне бы птицу щелкать без разбору,
Только дума моя не о том.
Я покоя желаю простору
И жалею, что вышел с ружьём. …
А.И.Пичков (Ненецкий поэт)
(слайд 2,3)
3. Больше тысячи лет назад пришли ненецкие племена на эту землю с предгорий Алтая и Саян. Веками складывался их традиционный образ жизни, в котором все зависит от оленя. Он и пища, и кров, и одежда, и транспорт. Мало что изменилось в укладе жизни кочевников, с тех пор как он был описан первыми путешественниками. Все так же пастухи пасут оленьи стада, следуя за ними весной на север, к побережью Баренцева моря, а осенью на юг – в долины рек Пинега и Мезень.
(слайд 4)
4. Что стало с тундрой сегодня? (слайд 5)
5. Ситуация №1 (слайд 6 - 9)
- Ступени запускаемых ракет вот уже 40 лет подряд падают на «полигон», называемый в военных источниках «Нарьян-Мар». Эта территория напрямую не связана с границами Заполярной столицы, а охватывает земли СПК «Нярьяна ты», земли семейно-родовых общин оленеводов Малоземельской тундры, «красную зону» полуострова Канин Нос. По предварительным данным, ещё три года назад число упавших на НАО ступеней приближалось к двумстам единицам. Каждая содержала в себе остатки несгоревшего гептила, вещества очень ядовитого, плохо поддающегося разрушению и способного накапливаться в почве, в организмах животных, в растениях и рыбе.
- Есть соглашение между Министерством обороны и округом, которое предусматривает проведение исследований на той территории НАО, где падают отделяющиеся части ракет, а также их уборка. Но эта работа сегодня не проводится, хотя за все время использования районов падения на территорию округа упало 1478 отделяемых частей ракет с общим весом металла около 2610 тонн. Общая площадь районов падения превышает 17 тысяч квадратных километров. Администрация НАО неоднократно направляла обращения в министерство, но ответ один и тот же - отсутствие средств. Сейчас, в связи с изменениями в руководстве, министерством готовится новое предложение - начать решать эту проблему от имени губернатора НАО Игоря Фёдорова. (Выпуск газеты Нарьяна Вындер № 21 (19933) от 28 февраля 2013г)
6, Ситуация №2 (слайд 10-13)
- Люди в песках. Самая северная «пустыня» не отмечена ни на одной карте мира. Среди барханов, протянувшихся на десятки километров прибрежной зоны Белого моря, не хватает только верблюдов. Но «кораблям пустыни» среди вечной мерзлоты явно не климат. В Шойне пески повсюду. Куда ни глянь, кругом пески. Барханы, которые западный ветер заставляет кочевать по береговой части Белого моря, могут за одну ночь занести любой из домов по самую крышу. Шойна давным-давно находится в осаде. Но ею обитатели и по сей день пытаются понять, почему пески наступают на посёлок. Версии встречаются разные. Одни считают, что виноваты рыболовецкие артели: когда добывали рыбу тралом, повредили растительность на дне, и море стало выносить на берег песок во время приливов. Другие винят маяк. Говорят, что и без того скудный зелёный покров c вечной мерзлоты был стёрт гусеницами вездеходов и прочей техники.
7.Ситуация №3 Нефть – богатство округа!
(слайд 14 - 22)
8. Ситуация № 4. Технические и бытовые отходы.
(слайд 23- 28)
- В России ежегодно производится около 3,8 млрд тонн всех видов отходов. Количество ТБО составляет 63 млн тонн/год (в среднем 445 кг на человека). Состав ТБО: бумага и картон — 35%, пищевые отходы — 41%, пластмассы — 3%, стекло — 8%, металлы — 4%, текстиль и другое — 9%. В среднем перерабатывается 10 % — 15 % мусора. Твёрдые бытовые отходы подвергаются переработке только на 3 % — 4 %, промышленные на 35 %. В основном мусор свозится на свалки — их в России около 11 тысяч. В них захоронено около 82 млрд тонн отходов.
- По результатам обследования существующей в г. Нарьян-Маре свалки было установлено, что она оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Под влияние свалки попадают подземные, поверхностные воды, почвы, грунты, растительный покров, существует реальная опасность поступления загрязняющих веществ с городской свалки в составе фильтрата в месторождение грунтовых вод «Озёрное» - источник питьевого водоснабжения г. Нарьян-Мара. Городской водозабор находится в 5 км от свалки. Вопрос загрязнения подземных вод только во времени.
9. Наша жизнь в наших руках (слайд 29 - 32)
Не верь, что земля отогреться не может.
Не скованы льды на озерах навечно.
Я верю в весну,
но считаю дороже
Весеннего солнца тепло человечье. (А.Пичков)
Вокуева В.: У меня в Руках Красная Книга. Все знают, что в нее заносятся редкие исчезающие виды растений и животных. Некоторые из них остались в единичных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.
Лобанов В.: Помните: каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если эту рану нанесешь ты, другую – твой товарищ, третью, четвертую, пятую – кто-то еще, то что же станет с природой. Природе трудно залечить даже самые маленькие раны. Нельзя забывать, что на Земле все взаимосвязано, охраняя растения и
Вокуева В.:
Берегите красоту родного края,
Шелест листьев, трав весенних цвет,
Наш район сравнить мы можем с раем,
Ведь красивей места для меня уж нет!
Люди, берегите вы всё это,
Берегите всё, что дал вам Бог!
Чтоб родной землёю этой,
Каждый житель бы гордиться мог!
Учитель: Викторина
1.Разгадай шараду.
1.Часть первая – мост,
Но без буквы конечной.
Вторая – звучит на болоте беспечно.
А целое – местность.
Любимая пламенно.
Которую люди зовут Белокаменной.
Мос + ква = Москва
2.
Первое можно из снега слепить.
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе – мяча передача.
Важная это в футболе задача.
Целое люди в походы берут.
Ведь без него они путь не найдут.
Ком=пас
3. Последней буквой алфавита
Открыто слово и закрыто.
А между ними без седла
Стоит лошадка, что мала.
Вы это слово знать должны:
Оно – название страны.
Я=пони=я
4. Начало слова есть местоимение,
Что выскочки кричат без промедления,
А что в конце – ребёнок надевает,
Одежда та без рукавов бывает.
Всё вместе – это остров очень жаркий,
Сияет солнце в небесах там ярко.
Я=майка
2.Найди пару (ведущий называет растение, а участники должны найти животное, чем-то похожее на названное растение, и объяснить причину выбора.
1.Кактус – дикобраз (иголки)
2.крапива - пчела (жалят)
3.репейник - пиявка (цепляются)
4. осина - заяц (трусишки)
5. Мимоза - еж (сворачиваются)
6. Лиана - удав (длинное тело)
3.Животное - загадка. предлагаются рисунки фантастических животных, вы должны разгадать, части каких животных были использованы при создании рисунка:
Рис. № 5,7
Рис. 5 Голова - орла, шея и крыло - лебедя, тело --пингвина. Ноги – страуса
Рис. 7 голова и уши - зайца, клыки – моржа, тело - овцы, хвост – косули, передние ноги - собаки, задние ноги - слона.
4.Блиц – вопросы
Правда ли это?
1.В Африке водятся мухи-людоеды? (Да! Личинки африканских мух тумбу проникают глубоко под кожу человека, образуя открытые раны)
2. Бабочки живут всего один день? (нет! Некоторые по многу месяцев, перезимовывая или улетая в теплые края)
3. Божьи коровки кусаются, когда рассержены? (нет. Когда им досаждают, из их суставов сочится кровеобразная едкая жидкость, раздражающая кожу)
4. Кончик меча у меч-рыбы отравлен смертоносным мышьяком? (нет! Меч-рыба абсолютно безвредна)
5.Некоторые рыбы живут внутри огурцов? (Да. Жемчужные рыбки находят себе убежище в теле морского огурца, куда они проникают через дыхательное отверстие)
6. В Японии едят едовитых рыб? (Да. У рыбы-фугу яд находится в печени, в органах размножения, в желудке и некоторых мышцах. При её приготовлении должен присутствовать специалист, который удалит яд и сделает рыбу безвредной)
Подведение итогов викторины. Вручение Благодарственного письма и эмблемы.
Вокуева В.и Лобанов В.:
Недра нашей Земли,
Как они велики! Как они хороши!
Исчерпано все: и гранит, и алмаз,
На Земле мы живем ведь только раз.
Для потомков оставь хоть немного тепла,
Чтобы жизнь и у них не бесцельна была.
Щедрость нашей Земли, щедрость нашей души,
Сохрани, сбереги, расточать не спеши!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.