Игровая программа «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Цель: Создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению с общечеловеческими ценностями.
Задачи:
- организовать деятельность учащихся по ознакомлению с общечеловеческими ценностями;
- способствовать развитию у учащихся эстетических и духовно – нравственных способностей;
- способствовать формированию в сознании детей понятия «милосердие»;
- развивать познавательный интерес;
- содействовать воспитанию у детей любви и сострадания к животным.
Оборудование, материалы:
Картинки с дикими и домашними животными; текст рассказа Валентины Осеевой «Собака яростно лаяла», карточки с вопросами; буквы и слоги; текст стихотворения, видеоролик «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Ход игровой программы:
Введение:
Педагог: Ребята, как вы думаете, кто больше всего нуждается в вашей защите? (Ответы детей)
Педагог: Самый беззащитный тот, кого именно вы сможете защитить, кто не сможет без вас обойтись. Это братья наши меньшие – животные.
Домашние животные - это вторые наши дети, которые нуждаются в любви, уходе, ласке и комфортных условиях. Прирученное однажды животное станет прекрасным другом, который будет верным своему хозяину всю жизнь.
И тема нашего мероприятия: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Просмотр видоролика «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Основная часть:
1. Беседа «Наши помощники»
Педагог: А вы не задумывались о том, для чего человек заводит
себе в доме кошку, собаку, попугайчика, рыбок или других домашних животных?
(Ответы детей)
- Люди, у которых есть домашние животные, живут
дольше, чем те, у кого их нет. Это результат исследований, подтвержденный
практически. Таким образом, во многих странах официально одобрено лечение с
участием животных. Домашние животные, которые помогают больным людям – это
собаки, кошки, лошади.
Есть болезнь, когда у человека плохо
двигаются руки и ноги и каждое движение ему дается с трудом и болью. Этот недуг
встречается и у детей. Такие дети обычно проводят жизнь в инвалидной коляске.
Сейчас есть методика облегчения течения таких болезней. Проводятся специальные
уроки под руководством опытных специалистов - кинологов, на которых дети
общаются с собаками – играют с ними, гладят их.
В первую очередь важно то, что ребята получают
положительные эмоции от общения с собаками. Ведь собаке не важно — больной
рядом с ней человек или здоровый, красивый или некрасивый, она рада каждому и
послушна со всеми. Рядом с ними дети становятся полноценными людьми и впервые в
жизни чувствуют себя хозяевами ситуации. Кроме того, играя с животным, катаясь
на нем верхом, обнимая, просто поглаживая по шерсти, ребенок перенимает движения
мышц собаки и его парализованные мышцы начинают развиваться. Таким образом,
положительные эмоции сопровождаются дополнительной физической нагрузкой.
Педагог вывешивает таблички новых слов.
Канистерапия – лечение с участием собак.
Она проводится с участием специально обученных
собак. Хвостатые доктора помогут людям, которые при определенных заболеваниях
вынуждены вести малоподвижный образ жизни, при бессоннице, нервном напряжении.
Изделия из шерсти собак помогают избавиться от болей в суставах, спине.
Фелинотерапия – лечение с участием кошек.
Мурлыканье кошки оказывает успокаивающее действие на психику пациентов, перенесших лечение. Кошки лечат заболевания сердца. Мурлыканье и коготки иголочки благотворно воздействуют на переломы, уменьшают боли в суставах, снимают стресс и усталость, спасают от одиночества.
Иппотерапия – лечение с участием лошадей. В последнее время лошадей стали применять для лечения ДЦП. Лошади помогают также при нарушении речи детей.
- Ребята, а вы знаете истории о животных, которые спасали жизни людей? (Ответы детей)
Показ слайдов:
В Альпах есть и сейчас небольшой монастырь, который называется Сен-Бернар. В нем монахи вывели когда-то давно породу собак, которые стали предками современного сенбернара. Огромные собаки были приучены спасать заблудившихся в горах путников, пострадавших от снежных лавин. Монахи заметили, что собаки чувствовали человека во время бури за 300-400 метров, на глубине 2 метров и более под толщей снега, а также имели отличное чутье на сход снежных лавин. Эти собаки могут часами находиться на сильном морозе и старательно выполнять свою непростую работу. Путника в условиях холода одолевает усталость, сонливость. Собаки откапывали людей из-под снега, согревали своим телом. А когда буря утихала и лавина сходила, монахи выходили в горы на помощь своим питомцам и людям и доставляли их в монастырь.
Славу монастырю принес сенбернар Барри, спасший более 40 человек. Барри поставили памятник после его смерти.
- Но не только собаки помогают людям. Известно много случаев, когда кошки спасали людей.
Этот памятник посвящён коту Пантелеймону, который жил в ресторане в Киеве, расположенном напротив Золотых ворот. Однажды в ресторане случился пожар, кот вёл себя необычно: метался по залу от столика к столику, громко орал, хватал за ноги посетителей. Люди недоумённо покидали зал и лишь после того как они очутились на улице, они заметили, что ресторан горит. Пантюша погиб. Он задохнулся в дыму.
Люди в благодарность ставят животным памятники. Но гораздо важнее сохранить жизнь живому существу, чем поставить памятник, как осознание своей вины перед ним. Есть такие люди, которые выбрасывают животных на улицу. И их жизнь становится мучительной. У них нет еды, тепла и ласки. Им приходится жить в подвалах и на улице. Они заболевают и умирают. Нужно ответственно относиться к животному, который становится членом твоей семьи, если ты взял его в свой дом.
А сейчас мы с вами попробуем понять, как чувствует себя человек, который лишен зрения и собака, которая должна помочь этому человеку в передвижении.
Игра «Слепой и поводырь» (одному ребенку завязывают глаза – «слепой», другой встает рядом в роли собаки. «Слепой» кладет руку на плечо поводырю, и они передвигаются, стараясь обходить препятствия)
После игры дети делятся своими впечатлениями.
2. Законы и ответственность за их соблюдение.
Педагог: Немного экскурса о том, как другие страны защищают домашних питомцев:
Идея об учреждении «Дня домашних животных» была озвучена на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы, проходившем во Флоренции (Италия) в 1931 году. Во многих странах в этот день проходят мероприятия в защиту домашних животных. Праздник посвящается всем одомашненным человеком животным, чтобы еще раз напомнить всему человечеству об ответственности за «братьев наших меньших». В России День домашних животных отмечается с 2000 года по инициативе Международного фонда защиты животных, хотя, к сожалению, пока не утвержден официально.
Например, в Италии, согласно закону, каждый, кто бросит кошку или собаку, будет привлечен к уголовной ответственности. Тот, кто будет признан виновным, может быть заключен в тюрьму сроком на один год, а также его обяжут выплатить штраф.
В Австрии принят закон, согласно которому преступлением считается содержание цыплят в тесных клетках, обрезание собакам хвоста и ушей, связывание домашнего скота тугими веревками. Также, категорически держать щенков и котят в душных витринах зоомагазинов и так далее. Нарушителям закона грозит штраф.
В РФ принят закон ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОТВЕТСТВЕННОМ ОБРАЩЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ 19.12.2018 подразумевает административную и уголовную ответственность. С 2020 ответственность за жестокое обращение с животными ужесточилась и предусматривает лишение свободы до 5 лет.
3. Игра
Чтобы продолжить, предлагаем разделиться на две команды.
1 конкурс «Приветствие».
Детям предлагается выбрать командира и название команды, согласно теме. (Объясняют, почему они выбрали для своей команды именно это название.)
2 конкурс: «Дикий-домашний» (конкурс проводится для самых маленьких игроков)
Ребята, на какие две группы можно разделить животных? (Ответы детей.)
Перед вами картинки с дикими и домашними животными. Ваша задача распределить их на эти две группы пока играет песня.
Оценивается скорость и верный ответ.
3 конкурс: «Коробка сюрпризов».
От каждой команды выходят по одному участнику.
Дети поочередно подходят к коробке и достают из нее рисунок с изображением домашнего животного.
Надо описать животное, не называя его, а команда должна назвать это животное.
Оценивается количество верных ответов.
4 конкурс: «Загадки-пантомимы».
Дети одной команды с помощью пантомимы показывают животное другой команде. (Ведущий каждому игроку по очереди шепчет название животного игрокам.)
Если игроки не могут догадаться, ведущий дает подсказку - загадывает загадки.
Оценивается скорость отгадывания+дополнительный балл, если не пользовались подсказкой.
5 конкурс: «Ответы на вопросы».
Одному из командиров предлагается прочитать вслух текст Валентины Осеевой:
«Собака яростно лаяла»
«Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно?
- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
- Вот это и плохо! – гневно ответила женщина».
Затем предлагается вытянуть листочки с вопросами и ответить на них.
Вопросы: 1. Чем была возмущена женщина?
2. Почему мальчики не считали себя виноватыми?
3. Как вы оцениваете поведение мальчиков?
4. А как вы поступили бы в данной ситуации?
5. Какой жизненный урок вы извлекли из этого произведения?
6. Хотели ли бы вы иметь таких друзей?
После ответов на вопросы, игрокам дается задание подобрать слова-определения для мальчиков из рассказа (кто больше подберет).
Оценивается каждый полный ответ на вопрос и количество слов, подобранных детьми.
6 конкурс: «Нужные слова».
Педагог: О животных написано много литературных произведений. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Елены Благининой «Котёнок».
Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
День с утра стоял ненастный,
Лужи серые везде...
Так и быть зверёк несчастный,
Помогу твоей беде!
Я взяла его домой,
Накормила досыта...
Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
Шерсть - как бархат,
Хвост - трубой...
До чего ж хорош собой!
Игрокам каждой команды выдаются карточки: короткие слова разбитые на слоги для игроков помладше, и буквы более сложных слов, из которых надо составить слова – для игроков постарше. (Среди правильных слов есть лишние.)
Слова: доброта, милосердие, сострадание, злость, жестокость, грубость.
Оценивается скорость и правильность собранных слов.
Педагог: А как вы понимаете слово – милосердие? (Ответы детей) (Милосердие – любовь к людям, животным, к растениям, ко всему, что нас окружает).
- Нельзя причинять даже самого маленького страдания всему живому. К сожалению, есть бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек, собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. Проявляйте, ребята, участие к бездомным животным, подкармливайте их, помогайте им выжить.
Пока подсчитываются баллы команд, ведущий предлагает игрокам сделать совместный коллаж на тему «Уход и забота о домашних, и не только, питомцах».
Педагог: Давайте подведем итог нашего мероприятия. Для этого ответьте на вопрос: чем мы можем помочь бездомным животным? (Ответы детей.) Как вы думаете, о чем бы нас попросили животные? (Люди! Будьте добрыми!)
По итогам игры дети награждаются сладкими призами.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.