Внеклассное мероприятие:
« Основные инфекционные заболевания
и их профилактика»
9 класс
Сабадашова Лариса Викторовна
МОУ « Школа №30 г. Донецка»
Тема: Основные инфекционные заболевания и их профилактика.
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с особенностями инфекционных заболеваний, их многообразием, причинами возникновения, условиями и механизмами передачи инфекции. Разъяснить симптомы заболевания, вызванные новым коронавирусом; пути передачи; способы защиты себя от заражения.
Закрепить имеющиеся знания об иммунитете, эпидемии, пандемии, профилактике инфекционных заболеваний.
Воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков,
ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей, умение приходить
на помощь.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Инфекционные заболевания», плакаты.
Использование современных образовательных технологий:
элементы ИКТ - технологии;
элементы технологии коммуникативного взаимодействия.
Ход мероприятия.
1.Организационная часть.
2.Основная часть.
Учитель. Телеканал « Оплот» проводит познавательно – профилактическую программу «Жить здорово». И я ее ведущая…. (слайд № 2, 3).
Индукция (мотивация деятельности через создание эмоционального настроя, решения проблемной ситуации. Происходит активизация познавательной деятельности учащихся. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу).
Обратите внимание на рекламный щит! Как вы думаете, какова главная тема нашей программы?
Индуктор (слайд № 4)
В настоящее время риск заражения различными инфекционными заболеваниями остается достаточно высоким. Список их насчитывает более 1200 наименований, и постоянно пополняется вновь открытыми болезнями. На сегодняшний день проблема проведения профилактических мероприятий инфекционных заболеваний, как никогда, актуальна.
Сторителлинг ( создание эмоциональных связей, с помощью которых можно управлять вниманием и чувствами слушателя, расставлять нужные акценты, заостряя внимание на важных вещах, для того чтобы история осталась в памяти на долгое время).
Массовые болезни известны человеку с древних времен. Имеются сведения, что еще в 5 веке до нашей эры философы и врачи догадывались о существовании неких крошечных, невидимых глазу живых организмов, способных вызвать болезни, отличающиеся стремительным распространением и высокой смертностью. В период Средневековья эти материалистические воззрения были забыты, и вспышки массовых заболеваний объяснялись исключительно карой Божьей. Но о том, что больных надо изолировать, а также уничтожать зараженные вещи, постройки и трупы, знали уже тогда (слайд №5)
В 1871 году жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма преподнесла ему на день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил последующие научные успехи Коха. С легкой руки Эммы Роберт Кох стал лауреатом Нобелевской премии (слайд № 6)
Что же подарила Коху его дальновидная супруга?
(Подарком был микроскоп. Его именем названа бактерия — возбудитель туберкулеза. С его помощью Р. Кох открыл также возбудителей холеры, бубонной чумы, сонной болезни и столбняка, чем спас жизни миллионам людей. Оказалось, что эти страшные болезни можно лечить!) (слайд № 7).
Учитель. В нашу студию на программу «Жить здорово» мы пригласили главного республиканского инфекциониста Министерства здравоохранения ДНР (ученица), главного республиканского эпидемиолога Министерства здравоохранения ДНР (ученица), начальника отдела охраны материнства и детства Департамента организации оказания медицинской помощи МЗ ДНР (ученица), а также наших замечательных зрителей.
Учитель. Слово инфекционисту (ученица).
Рассказ с элементами беседы с использованием слайдов презентации (сл. 8-15)
1.Определение « инфекционные заболевания».
2. Этапы развития инфекционного заболевания.
3.Классификация инфекционных заболеваний, пути передачи.
4.Коронавирусная инфекция.
( подробное описание смотреть в Приложении № 1)
Беседа со зрителями (ученики)
Ø Какие болезни называют инфекционными?
Ø Кто и что может быть источником инфекции?
Ø Какие существуют пути передачи инфекции?
Ø Какие вирусные заболевания человека вам известны?
Ø Какие основные симптомы коронавируса? ( приложение № 1)
Учитель. Слово эпидемиологу (ученица).
Уважаемые гости нашей программы! Обратите внимание на рекламный щит! (слайд 17).
Что изображено на нем? Ваши комментарии.
1.Понятие «эпидемия», «пандемия» (слайд 18,19).
2. Возникновение пандемии COVID-19. Пути передачи вируса.
(подробное описание смотреть в Приложении № 2).
Учитель. Слово начальнику отдела охраны материнства и детства организации оказания медицинской помощи, которая ответит на интересующие вас вопросы (ученица).
Зрители:
1.Каковы меры профилактики инфекционных заболеваний?
2. Как лечить инфекционные заболевания?
(подробное описание смотреть в Приложении № 3).
3.Составление памятки « Как защитить себя от COVID-19?»
3. Заключительный этап.
1. Что же препятствует искоренению инфекционных заболеваний?
2. Какие приоритетные направления вы можете предложить по сокращению инфекционных заболеваний?
( возможные варианты ответа в Приложении № 4).
4. Подведение итогов.
Тема, которую мы сегодня затронули в нашей передаче, является проблемой для всего человечества, ею занимаются медики, химики, биологии, экологии, но иногда она даже находит отражение в произведениях поэтов и писателей.
Я думаю, что наше мероприятие найдет отклик в вашей душе и поможет вам сберечь свое здоровье. Будьте здоровы!
Приложение.
Приложение № 1. Инфекционист.
Инфекционные заболевания – группа заболеваний, которые вызваны проникновением болезнетворных (патогенных) микроорганизмов, прионов и вирусов. Для того чтобы микроб спровоцировал инфекционное заболевание, он должен обладать ядовитостью (вирулентностью), а именно проявлять токсическое действие и преодолевать сопротивление организма ( слайд №8)
Этапы развития инфекционного заболевания: (слайд №9)
· Инкубационный период – длится от начала внедрения возбудителя инфекции до появления первых симптомов.
· Начальный или продромальный период – проявляются первые симптомы, которые одинаковы для разных возбудителей (при большинстве инфекционных болезней в продромальном периоде отмечается повышение температуры тела).
· Период разгара – появляются специфические симптомы, характерные для конкретного вида возбудителя (кишечные инфекции – диарея, скарлатина – сыпь).
· Период затухания процесса – снижение проявления симптомов заболевания.
В зависимости от конкретного вида возбудителя инфекционные заболевания разделяют на следующие группы:
· бактериальные инфекции (сальмонеллез, холера, туберкулез, дизентерия, чума, холера);
· вирусные инфекции (ВИЧ СПИД, вирусные гепатиты, грипп, герпес, инфекционный мононуклеоз, корь, ветряная оспа);
· грибковые инфекции (лишай, кандидоз);
· прионовые инфекции (в качестве возбудителя выступают прионы, которые на сегодняшний день еще плохо изучены);
· инфекции, вызванные простейшими (лямблиоз, амебиаз);
· инфекции, вызванные паразитами и объединенные в отдельную область – паразитологию. Главными паразитами у человека являются эктопаразиты (клещи, вши) и черви (гельминтозы).
В зависимости от основной локализации все инфекционные болезни делят на основные группы: (слайд № 10)
· дыхательные инфекции (грипп, дифтерия, инфекционный мононуклеоз, ангина);
· кишечные инфекции (острые кишечные инфекции, дизентерия, сальмонеллез, холера);
· инфекции наружных покровов (сифилис, гонорея, папилломатоз, цитомегаловирусная инфекция);
· кровяные инфекции (чума, возвратный тиф, сыпной тиф, малярия).
Восприимчивость к инфекционным заболеваниям зависит:
· возраста;
· сопутствующих и перенесенных заболеваний;
· вакцинации;
· питания.
Коронавирусная инфекция.
Коронавирус – тяжелая вирусная инфекция, поражающая людей независимо от пола или возраста, приводящая к эпидемии. Эпидемии коронавируса возникают ежегодно обычно в холодное время года и поражают до 15% населения планеты.
Периодически возникая, коронавирус приводит к разным осложнениям, отнимает у нас суммарно около года полноценной жизни. Человек проводит эти недели в больничной кровати, страдая от высокой температуры, общей разбитости, головной и мышечной боли, от интоксикации организма, вызываемой продуктами жизнедеятельности вируса. При тяжелом течении коронавируса часто возникают необратимые поражения сердечно-сосудистой системы, дыхательных органов, центральной нервной системы, провоцирующие заболевания сердца и сосудов, пневмонии, трахеобронхиты, менингоэнцефалиты. Очень часто остро возникшие заболевания в качестве осложнений переходят в хроническую форму.
Основные симптомы коронавируса:
- высокая температура тела;
- кашель (сухой или с небольшим содержанием мокроты);
- одышка;
- боль в мышцах;
- утомляемость;
- потеря обоняния.
Редкие симптомы коронавируса:
- головная боль;
- заложенность грудной клетки;
- кровохарканье;
- диарея;
- тошнота, рвота.
Симптомы могут проявиться в течение 14 дней после контакта с инфекционным больным. Симптомы во многом сходны со многими респираторными заболеваниями, часто имитируют обычную простуду, могут походить и на грипп.
Приложение № 2. Эпидемиолог.
Эпидемия - массовое распространение инфекционного заболевания человека в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости (слайд 18). Пандемия–эпидемия инфекционного заболевания, которая распространяется среди людей, проживающих на территории определенного крупного региона, и может достигать целого континента или мира в целом (слайд 19). Возникновение пандемии COVID-19. Пути передачи. Пандемия COVID-19, вызванная коронавирусом SARS-CoV-2, началась с обнаружения в конце декабря 2019 года в городе Ухань, провинции Китая, первых случаев пневмонии неизвестного происхождения у местных жителей, связанных с местным рынком животных и морепродуктов Ухань. 31 декабря 2019 года власти Китая проинформировали о вспышке неизвестной пневмонии Всемирную организацию здравоохранения.
Приложение № 3. Начальник отдела охраны материнства и детства организации оказания медицинской помощи. Профилактика инфекционных заболеваний (слайд 20-23). Говоря об инфекционных болезнях, мы часто упоминали слово «иммунитет». Иммунитет – способность организма человека и животных специфически реагировать на присутствие в нем чужеродного вещества. Такая реакция организма обеспечивает его сопротивляемость и поэтому важна для его выживания. В основе реакции лежит синтез специальных белков, т.н. антител, способных вступать в соединение с чужеродными веществами — антигенами. Наука, изучающая механизмы иммунитета, называется иммунологией. Таким образом, иммунитет определяет способность живого организма, в том числе и человека, противостоять всем вредным внешним влияниям, например болезнетворным микроорганизмам. Но мы часто сталкиваемся с тем, что один человек практически не болеет, а другой становится жертвой любой инфекции. Это происходит оттого, что уровень иммунитета у людей различен. На уровень иммунитета влияют многие факторы. Вакцинация. В настоящее время понятие вакцинации пересмотрено и употребляется термин «вакцинация и иммунизация». Искусственная активная иммунизация — стимуляция иммунной системы путем введения вакцины. При искусственной пассивной иммунизации в организм вводят уже готовые антитела — иммуноглобулины. Естественная активная иммунизация организма происходит в результате его инфицирования, а естественная пассивная иммунизация — при переносе материнских антител в плод через плаценту или в организм новорожденного с молозивом. В настоящее время делаются прививки против многих детских болезней — коклюша, полиомиелита, кори, свинки, краснухи и гриппа В (главной причины менингита в детском возрасте). Получены иммуноглобулины, способные быстро защитить организм от змеиных укусов, столбняка, ботулизма и дифтерии. Профилактика инфекций настолько же важна, как и борьба с ними. Поскольку даже просто вовремя вымытые руки после прихода с улицы или посещения уборной могут спасти вас от большинства кишечных инфекционных заболеваний (брюшной тиф). Безусловно, всегда можно воспользоваться дезинфицирующими средствами, но они не дают 100% гарантии на продолжительный срок. Нельзя не обратить внимания и на то, что источником может быть что угодно: от кнопок в лифте и перил на лестнице до денежных банкнот, которые прошли через огромное количество рук. Поэтому, чтобы простые овощи не выступали источником патогенных микробов или даже гельминтов, их необходимо тщательно вымывать. Причем в некоторых случаях лучше прибегнуть к раствору марганцовки. Более того, профилактика инфекций выражается и в борьбе с такими носителям инфекционных заболеваний, как тараканы и грызуны. Для этой цели современная промышленность производит огромное количество специальных средств. В роли носителей инфекции могут быть комары и клещи (малярия и энцефалит). Поэтому, чтобы избавиться от клещей, применяются наносимые на поверхность кожи специальные мази и гели. Ну а чтобы избавиться от невыносимых комаров, достаточно воспользоваться фумигаторами или акустическими отпугивателями. Санитарно-гигиенические мероприятия — комплекс организационных, технических, хозяйственных, медицинских и других мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения. Методы проведения этих мероприятий учитывают характер и условия труда и быта людей, их физического развития, степень подверженности профессиональным и инфекционным заболеваниям. Основой санитарно-гигиенических мероприятий является ocуществление предупредительного и текущего государственного caнитарного надзора: контроль за проведением общегосударственных мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнений окружающей среды, оздоровление условий труда и быта населения, а также выполнение ведомствами, предприятиями, организациями и отдельными гражданами санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил. Предупредительный санитарный надзор подразумевает предварительную гигиеническую оценку новых промышленных предприятий, новых товаров народного потребления, новых строительных материалов и т.д. Текущий санитарный надзор предусматривает регулярный плановый контроль за соблюдением установленного санитарно-эпидемического режима эксплуатации предприятий, учреждений и сооружений, за санитарным состоянием населенных мест, условиями труда, быта. Особое место среди санитарно-гигиенических мероприятий занимает профилактика инфекционных заболеваний — комплекс мероприятий, направленный на предупреждение болезней. Она проводится в основном силами санитарно-эпидемиологической службы и включает в себя следующие основные мероприятия: дезинсекция, дезинфекция, дератизация, карантин, обсервация. Зритель. Как лечить инфекционные заболевания? За последние годы в лечении инфекционных заболеваний проделан огромный шаг вперед. В большей степени это произошло благодаря революционному открытию в 1940 году, когда ученым удалось выявить антибактериальные свойства пенициллина. Многим казалось, что с появлением антибиотиков в скором будущем инфекции будут представлять только исторический интерес. Но в период второй мировой войны создавались сотни медицинских средств, не только антибактериальных, но и противогрибковых, противовирусных, антипаразитарных, большинство из которых безопасны и эффективны. Но, несмотря на это, многие инфекционные заболевания остаются главной причиной ухудшения здоровья огромного количества людей со всего мира и одной из самых основных причин смерти. Важно понимать, что инфекционные заболевания – отдельный вид болезней, основная причина которых представляет микроорганизм, который может эволюционировать и видоизменяться. При этом такой процесс у микроорганизмов происходит намного быстрее, чем у людей. У многих микробов выработались механизмы, которые противостоят такому мощному оружию, как препараты, создаваемые учеными. Число устойчивых к существующим медикаментам форм болезнетворных микробов становится просто угрожающим.Сегодня на фармацевтическом рынке существует большое количество самых разных антибиотиков, список которых регулярно пополняется. Выбор определенного препарата и необходимость его приема должен определять только профессионал, что сейчас далеко не всегда соблюдается. Антибиотики для лечения вирусных заболеваний не применяются. Несмотря на то что с появлением активной иммунизации и антибиотиков большинство инфекций удалось сделать контролируемыми или победить, остается много инфекционных заболеваний, которые не поддаются лечению (СПИД, вирусный гепатит С, прионовые инфекции). Приложение № 4. 1.Что же препятствует искоренению инфекционных заболеваний? Ответы учащихся: Прежде всего, низкий жизненный уровень, попросту бедность. Более 1000 миллионов людей в мире живут в условиях крайней нищеты и просто не могут себе позволить купить необходимые лекарственные препараты. Кроме того, продолжается процесс урбанизации, т. е. рост населения городов, что приводит к созданию антисанитарных условий, в частности к нехватке экологически чистой воды. Немалый вклад в распространение инфекций вносит массовая миграция из одной страны в другую миллионов беженцев, спасающих от войн, гражданских беспорядков или стихийных бедствий. Вспышкам различных инфекций способствует все увеличивающееся количество международных авиаперевозок, расширение торговли между различными континентами и туризм. Немало человеческих жизней уносят болезни, передаваемые животными, в частности бешенство и бруцеллез. 2. Какие приоритетные направления Вы можете предложить по сокращению инфекционных заболеваний? Возможные варианты ответов: 1. Изолировать источники инфекций, создать как национальный, так и международный эпидемиологический контроль, улучшать методы ранней диагностики и разрабатывать новые, эффективные лекарства и вакцины. 2. Предлагается осуществить контроль за вспышками инфекций, которые ранее были неведомы человечеству (например, СПИД), а также продолжать изучение их причин их появления и путей распространения, создавать действенные лекарственные препараты…
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.