КГУ «Зыряновский сельскохозяйственный колледж»
«История развития сельскохозяйственной техники»
Мастер производственного обучения:
Бухатанов А.Ж.
Информационный час «История развития сельскохозяйственной техники»
цель:
1. Ознакомить студентов с историей создания техники сельского хозяйства.
2. Расширить представление о выдающихся механиках, которые внесли неоценимый вклад в развитие отечественного и мирового тракторостроения.
Из истории отечественного тракторостроения
Слайд1
Среди большого числа машин, используемых в народном хозяйстве, тракторы занимают одно из первых мест. Они помогают механизировать процессы в сельскохозяйственном производстве, служат для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, для транспортных целей, рытья канав, корчевки пней и многих других работ. .
Слайд2
1879 год. Крестьянин села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии Федор
Абрамович Блинов получил патент на "Вагон с бесконечными рельсами для
перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам". Эта конструкция еще
больше, чем движитель Загряжского, приближается к конструкции гусеничного хода
современных тракторов.
1888 год. Ф. А. Блинов построил гусеничный трактор, приводимый в движение двумя
паровыми машинами, и демонстрировал его в 1889 году на Саратовской, а в 1896
году - на Нижегородской выставках
Слайд3.
На раме длиной 5 м размещались паровой котел, две паровые машины, будка и баки для топлива и воды. Вращение от каждой машины через шестеренные передачи передавалось к ведущим колесам, находящимся в зацеплении со звеньями гусениц.
Ввиду несовершенства конструкции трактор Блинова не получил распространения, но оказал большое влияние на дальнейшее развитие отечественного тракторостроения, которое задерживалось из-за отсутствия работоспособного двигателя внутреннего сгорания.
Слайд4
1903 год. Талантливый ученик Ф. А. Блинова Яков Васильевич Мамин сконструировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе. В этом двигателе конструктор сделал дополнительную камеру с тепловым аккумулятором в виде вставного медного запальника. Запальник перед началом работы двигателя нагревали от постороннего источника теплоты, а затем уже в течение всего остального времени двигатель работал за счет самовоспламенения, используя в качестве топлива сырую нефть.
На двигатель Мамин получил патент в 1903 году. Это обстоятельство дает право утверждать, что бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на тяжелом топливе, был впервые построен в России.
1911 год. Я.В.Мамин изготовил трактор с двигателем мощностью 18 кВт собственной конструкции и дал ему название "Русский трактор-2". После испытания и небольшой переделки был создан трактор с двигателем мощностью 33 кВт. На Балаковском заводе было выпущено до 1914 года более 100 таких тракторов.
Слайд 4
Русский трактор конструкции Я.В.Мамина
Выдающийся русский изобретатель Я.В.Мамин ученик Ф.А. Блинова разработал и изготовил две модели мощностью 25 и 45 л.с. с колесной ходовой системой под общей маркой "Русский трактор". Это был первый в России колесный трактор более простой конструкции и более надежный по сравнению с гусеничным. На этом тракторе впервые был установлен двигатель внутреннего сгорания, значительно более легкий, экономичный и простой в эксплуатации по сравнению с паровым. Двигатель этого трактора работал на сырой нефти.
Выпуск и совершенствование конструкции
"Русских тракторов" прекратились в 1914 году в связи с началом Первой
мировой войны.
Назначение:
- для пахоты с трехкорпусным или шестикорпусным прицепным плугом, а также для
привода стационарных машин.
Изготовитель: Завод нефтяных двигателей и тракторов Я.В.Мамина, г.Балаков Саратовской губ.
Год выпуска |
1912 |
Общее количество выпущенных тракторов |
4 |
Мощность двигателя, л.с. (кВт) |
25(18)/45(33) |
Масса трактора, кг |
4000 |
Число передач вперед/назад |
1/1 |
Скорость движения вперед, км/ч |
2,5 |
Слайд 5
Тракторы Карлик и Гном конструкции Я.В.Мамина
В начале 20-х годов Я.В.Мамин занялся
разработкой конструкции трактора для обработки небольших крестьянских наделов.
Общим для этих тракторов было использование оригинальных калоризаторных
двигателей с повышенной степенью сжатия.
Назначение: для работы с двухкорпусным плугом и другими сельскохозяйственными прицепными машинами общего назначения и для привода различных стационарных машин.
Изготовитель: завод "Возрождение", г. Марксштадт, Республика Немцев Поволжья (ныне г. Маркс Саратовской области).
|
"Гном" |
"Карлик" |
Годы выпуска: |
1919 |
1924 |
Общее количество вып. тракторов |
опытные партии |
|
Мощность двигателя, л.с. (кВт) |
12 (8,8) |
|
Эксплуатационная масса, кг |
1400 |
|
Число передач вперед/назад |
1/1 |
|
Диапазон скоростей движения вперед, км/ч |
3,0 |
Слайд 6
Трактор "Запорожец"
Созданный для обработки небольших крестьянских наделов с учетом реальных отечественных условий и изготовленный из доступных материалов трактор был прост в производстве и эксплуатации.Двухтактный одноцилиндровый двигатель калоризаторного типа работал на сырой нефти.Это был самый простой из выпускавшихся в начале 20-х годов трактор.
Назначение: для работы с двухкорпусным плугом и другими сельскохозяйственными прицепными машинами общего назначения и для привода различных стационарных машин.
Изготовитель: завод "Красный Прогресс" (ныне Дизелестроительный завод), г. Большой Токмак Запорожской области.
Годы выпуска |
1923/27 |
Общее количество выпущенных тракторов |
около 500 |
Мощность двигателя, л.с. (кВт) |
12 (8,8) |
Эксплуатационная масса, кг |
2390 |
Число передач вперед/назад |
1/1 |
Диапазон скоростей движения вперед, км/ч |
4,2 |
Слайд 7
Трактор "Коломенец-1"
На Коломенском заводе тракторостроение началось с изготовления копии трактора "Могул" американской компании "Интернешнл Харвестер". Однако после испытания опытных образцов было решено отказаться от копирования зарубежной техники, в конструкции которой было много сложных в производстве и эксплуатации узлов и агрегатов. На основе полученного опыта был создан более простой и удобный трактор "Коломенец-1". Основным топливом была сырая нефть. Были разработаны три модификации, различавшиеся мощностью двигателя, наличием радиатора, увеличенным числом передач.
Назначение: для работы с прицепными машинами общего назначения и для привода стационарных машин.
Изготовитель: Коломенский машиностроительный завод, г. Коломна Московской области; Брянский завод "Профинтерн" (ныне Брянский машиностроительный завод).
Годы выпуска |
1923-29 |
Общее количество выпущенных тракторов |
более 500 |
Мощность двигателя, л.с. (кВт) |
25 (18,4) |
Эксплуатационная масса, кг |
3750 |
Число передач вперед/назад |
2/1 |
Диапазон скоростей движения вперед, км/ч |
3,2 - 5,5 |
Слайд8
Трактор "Фордзон - Путиловец"
В начале своего развития отечественная
тракторостроительная промышленность перенимала опыт у ведущих зарубежных
тракторостроительных фирм, имевших в массовом производстве отработанные
конструкции тракторов. Поэтому в начале 20-х годов в качестве прототипа был
выбран самый распространенный в мире трактор "Фордзон" американской
фирмы Форд. Этот трактор выпускался на одном из крупнейших машиностроительных
предприятий - заводе "Красный Путиловец". Трактор имел компоновку,
которая впоследствии стала называться классической для колесных тракторов: два
задние колеса - ведущие, а два передние - направляющие. Этот трактор впервые в
мировом тракторостроении имел безрамный остов.
Конструкция впервые была рассчитана на массовое производства, что обеспечивало его низкую стоимость.
Во второй половине 20-х годов трактор "Фордзон-Путиловец" был самым распространенным в отечественном сельском хозяйстве.
Назначение: для работы с двухкорпусным плугом и другими с/х прицепными машинами общего назначения, а также для привода стационарных машин.
Изготовитель: завод "Красный Путиловец", Ленинград
Годы выпуска |
1924-33 |
Общее количество вып. тракторов |
36100 |
Мощность двигателя, л.с. (кВт) |
20 (14,5) |
Эксплуатационная масса, кг |
1320 |
Число передач вперед/назад |
3/1 |
Диапазон скоростей движения вперед, км/ч |
2,5-11,2 |
Слайд 9
Тракторы Г-50, Г-75, З-90
Тракторы Г-50, Г-75, З-90 Харьковского паровозостроительного завода. В качестве прототипа при разработке на ХПЗ был взят трактор ВД-50 немецкой фирмы "Ганомаг", в конструкцию которого были внесены изменения. Для обеспечения заданной мощности при работе на керосине, а не на бензине, как у прототипа, была изменена конструкция двигателя. Кроме основной модели мощностью 50 л.с. позже стали выпускать модификации, предназначенные, в основном, для транспортных работ. Топливом для модифицированных двигателей служил бензин.
Назначение: для работы с 6- 8-корпусным плугом и другими
прицепными машинами общего назначения, а также для привода стационарных машин и
для транспортных работ.
Изготовитель: Харьковский паровозостроительный завод - ХПЗ (ныне - Машиностроительный завод им. Малышева)
Годы выпуска |
1924 – 36 |
||
Общее количество вып. тракторов |
3900 |
||
Модель |
Г - 50 |
Г- 75 |
З - 90 |
Мощность двигателя, л.с. (кВт) |
50(37) |
75(55) |
90 (66) |
Эксплуатационная масса, кг |
8500 |
||
Число передач вперед/назад |
3/1 |
||
Диап. скоростей движ. вперед, км/ч |
1,8-7,0 |
2,4-9,2 |
3,9-15,2 |
Слайд 10
Тракторы "Универсал"
Назначение: для междурядной обработки пропашных культур с
прицепными и навесными машинами.
Изготовители: завод "Красный Путиловец", Ленинград (1934-40), Владимирский тракторный завод (1944-55).
Общее количество вып. тракторов |
211500 |
Мощность двигателя, л.с. (кВт) |
22 (16,2) |
Эксплуатационная масса У-2, кг |
2108 |
Число передач вперед/назад |
3/1 |
Диапазон скоростей движения вперед, км/ч |
3,9-8,1 |
Слайд11
Трактор СХТЗ - 15/30
Трактор создавался как основное
средство для механизации сельского хозяйства в 30-е годы. В качестве прототипа
был выбран один из лучших в мире тракторов американский "Интернешнл -
15/30". В процессе создания трактора СХТЗ 15/30 конструкция зарубежного
прототипа была изменена применительно к отечественным условиям, стандартам и
материалам. Для производства тракторов в короткие сроки были построены два
крупнейших в мире тракторостроительных завода - Сталинградский и Харьковский, с
общей производственной мощностью 100000 тракторов в год. Трактор СХТЗ 15/30
имел классическую компоновку с рамным остовом.
Этот трактор был самым распространенным в отечественном сельском хозяйстве в 30- 40-е годы.
Назначение: для выполнения работы с двух- трехкорпусными плугами и другими сельскохозяйственными машинами общего назначения, в т.ч. с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин.
Изготовители: Сталинградский тракторный завод (1930-37),- Харьковский тракторный завод (1931-37), Второй авторемонтный завод, Москва (1948-50).
Общее количество вып. тракторов |
390500 |
Мощность двигателя, л.с. (кВт) |
31,5 (23) |
Эксплуатационная масса, кг |
3000 |
Число передач вперед/назад |
3/1 |
Диапазон скоростей движения вперед, км/ч |
3,5-7,4 |
Слайд12
Тракторы "Сталинец-60" (С-60), "Сталинец-65" (С-65)
Назначение: для работы с прицепными с /х машинами, в т.ч. с
приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин.
Изготовитель: Челябинский тракторный завод.
Трактор |
C-60 |
C-65 |
Годы выпуска |
1932-37 |
1937-41 |
Общее количество вып. тракторов |
69100 |
37200 |
Мощность двигателя, л.с. (кВт) |
72(53) |
75 (55) |
Эксплуатационная масса, кг |
10000 |
11200 |
Число передач вперед/назад |
3/1 |
|
Диап. скоростей движения вперед, км/ч |
3,0-5,9 |
3,6-6,9 |
Слайд13
Тракторы КД - 35, КДП - 35
Назначение: КД-35 для работы с 3-х 4-хкорпусным плугом и другими прицепными машинами общего назначения, - КДП-35 для посева, междурядной обработки пропашных культур.
Изготовитель: Липецкий тракторный завод.
Трактор |
КД-35 |
КДП-35 |
Годы выпуска |
1947-60 |
1950-58 |
Общее количество вып. тракторов |
113600 |
|
Мощность двигателя, л.с. (кВт) |
37 (27,2) |
|
Эксплуатационная масса , кг |
3700 |
3950 |
Число передач вперед/назад |
5/1 |
|
Диапазон скоростей движения вперед, км/ч |
3,8-9,1 |
Слайд14
Универсально-пропашные тракторы ДТ-24, Т-28
Назначение: для междурядной обработки пропашных культур,
транспортных и других работ.
Изготовитель: Владимирский тракторный завод. - Хлопководческие модификации этих тракторов совместно с Узбекским тракторо- сборочным зыводом выпускались в 1956 - 70 годах.
Трактор |
ДТ-24-2 |
Т-28 |
Годы выпуска |
1956-58 |
1958-64 |
Общее количество вып. тракторов |
17300 |
82500 |
Общее количество выпущенных хлобководческих модификаций |
42900 |
|
Мощность двигателя, л.с. (кВт) |
24(17) |
28 (20) |
Эксплуатационная масса , кг |
2590 |
2200 |
Число передач вперед/назад |
5/2 |
6/2 |
Диап. скоростей движ. вперед, км/ч |
4,7-18,9 |
3,6-25,1 |
Слайд15
Универсально-пропашные тракторы Т-40, Т-40А, Т-40М
Назначение: для обработки и уборки пропашных культур, пахоты
легких почв, предпосевной обработки, посева, сеноуборки, а также для
транспортных работ.
Изготовитель: Липецкий тракторный завод.
Годы выпуска: Т-40 - 1961-77, Т-40А - 1963-77, Т40М и Т-40АМ - 1972-95.
Общее количество вып. тракторов |
1196200 |
Мощность двигателя, л.с. (кВт) |
40 (29,4) |
Конструктивная масса Т-40 (Т-40А), кг |
2370 (2570) |
Число передач вперед/назад |
7/7 |
Диапазон скоростей движения вперед и назад, км/ч |
1,6-26,7 |
Слайд16
Универсально-пропашные тракторы МТЗ-50, МТЗ-52
Назначение: для обработки пропашных культур, пахоты легких и
средних почв, предпосевной обработки, посева и уборки зерновых культур, а также
для транспортных работ.
Изготовитель: Минский тракторный завод.
Годы выпуска: МТЗ-50 - 1962-85, МТЗ-52 - 1965-85.
Общее количество вып. тракторов |
1256800 |
Мощность двигателя, л.с. (кВт) |
55 (40) |
Конструктивная масса МТЗ-50 (МТЗ-52А), кг |
2720 (2950) |
Число передач вперед/назад |
9/2 |
Диапазон скоростей движения вперед и назад, км/ч |
1,7-25,8 |
Слайд17
Универсально-пропашные тракторы Т-25, Т-25А
Назначение: для работ в овощеводстве и садоводстве с навесными и
прицепными машинами, на сеноуборке, в животноводстве и на транспорте, а также
для привода стационарных машин.
Изготовитель: Т-25 - Харьковский тракторный завод (1966-72), - T-25 - Владимирский тракторный завод (1972-73), - Т-25А - Владимирский тракторный завод (с 1973).
Трактор |
Т-25 |
Т-25А |
Общее количество вып. тракторов |
99000 |
731700 |
Мощность двигателя, л.с. (кВт) |
20(14,6) |
25 (18,3 |
Эксплуатационная масса, кг |
1500 |
1780 |
Число передач вперед/назад |
8/6 |
|
Диап. скоростей движ. вперед, км/ч |
1,8-21,6 |
Слайд18
Универсально-пропашные тракторы ЮМЗ-6Л/6M и ЮМЗ-6АКЛ/6АКМ
Назначение: для междурядной обработки пропашных культур, уборки
урожая в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными машинами, а также для
перевозки грузов и привода стационарных машин.
Изготовитель: Южный машиностроительный завод (Днепропетровск) - 1970-77 годы.
Общее количество вып. тракторов |
1150000 |
Мощность двигателя, л.с. (кВт) |
60 (44,5) |
Эксплуатационная масса , кг |
3350 |
Число передач вперед/назад без редуктора |
5/1 |
Число передач вперед/назад с редуктором |
10/2 |
Диапазон скоростей движения вперед, км/ч |
7,6-24,5 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.