Тема: Школа ВЕЖЛИВОСТИ
Цели: ознакомить с этическими нормами поведения;
дать представление о вежливом общении;
формировать привычку употреблять слова вежливости.
Оборудование:
песня «Улыбка»
цветик-семицветик,
советы-памятки для каждого ученика
таблички с «вежливыми» словами.
Ход мероприятия:
Звучит песня «Улыбка». Споем ее все вместе.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Учитель: Как вы думаете, почему мы начали с песни?
(Выслушиваются высказывания детей.)
Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит, проявить свое доброе отношение, расположение к другому. А от этого и настроение становится лучше, верно? Когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?
Ученики: Не всегда.
Учитель: Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?
Ученики: Такого человека можно назвать воспитанным.
Учитель: Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.
Вежливость в школе начинается.
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остается с человеком навсегда.
Учитель: До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила
приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость - это умение вести себя так, что бы другим было приятно с тобой.
Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо - хлопайте два раза, невежливо - один.
Поздороваться при встрече - Не встать, обращаясь к учителю
Толкнуть и не извиниться - Взять билеты в автобусе -
Помочь подняться, поднять. Не уступить место в транспорте
упавшие вещи -
Не заметить
недовольство мамы
Учитель: А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные» слова. Дети по очереди называют, учитель вывешивает таблички с «вежливыми словами»
ВЕЖЛИВЫЕ ПРЯТКИ
Выбирается водящий. Его задача - узнать по голосу говорившего, завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости «Прости», «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» Водящий должен узнать ученика по голосу.
Учитель: А вы заметили, как произносятся «волшебные» слова
Ученики: Вежливо, с улыбкой.
Учитель: Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?
Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим,
обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбки.
Тогда у каждого будет хорошее настроение.
Игра на внимание «Пожалуйста»
Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные
команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо
А какие вежливые слова я могу сказать? Договоримся о важном условии:
если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (Учитель во время игры предлагает самые разные команды.)
Учитель: А теперь устроим конкурс на самого вежливого.
Конкурс. «Самый вежливый»
Итак, задачи не на сложенье,
Задачи на правила уважения!
(Можно предложить обсудить ситуации в группах.)
Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал
ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Haдо
обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его
побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуй
ста, не могли бы вы сказать, который час?»)
Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись,
Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому -11?
(Дорогу уступает тот, кто вежливее.)
Учитель: Ребята! Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто превращается в драку.
1. Да здравствует вежливость и доброта,
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится - стыдится!
2. Настанет, друзья, счастливое время
Наступят чудесные дни -
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
3. Не будет мальчишек противных,
Придут золотые года,
И в чистую комнату в грязных ботинках
Не будут входить никогда.
4. Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут.
Исчезнут все невежи,
Навеки пропадут.
5. Пусть грубость исчезнет,
Исчезнет навеки,
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой, в каждой аптеке
Лекарство от грубых детей.
6. Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли.
Он принял и вежливым стал.
7. Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей.
И будут все на свете
Любить таких детей.
НА ПАМЯТЬ ОТ ВОЛШЕБНОГО ЦВЕТИКА"СЕМИЦВЕТИКА
Для тебя, друг, я составил
Десять очень важных правил.
Эти правила просты,
Быстро их запомнишь ты.
8. Как проснулся - так вставай,
Волю лени не давай!
9. Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло!
10. Понукания не жди,
В школу вовремя иди!
11. Прежде чем захлопнуть дверь,
Все ли взял с собой - проверь!
12. В школе, в классе не сори.
Сор увидишь - подбери!
13. Ты труд другого уважай.
Сам насорил - сам убирай!
14. Не таскай в кармане мела
-Это, милый мой, не дело!
15. Будь в одежде аккуратен:
Избегай и дыр, и пятен!
16. Дома близким не груби;
17. Малышей жалей, люби;
Знай, хорошие отметки,
Как плоды в саду на ветке;
Чтоб тобой могли гордиться,
Должен много ты трудиться!
Без вежливости человек,
Поверьте, очень мало стоит!
Будь доброжелательным,
Скромным и внимательным!
Учитель. Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?
Экзамен на вежливого человека
Примерные вопросы для экзамена
1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)
2. Какие слова произносят при встрече и прощании?
3. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место
4. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?
5. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?
6.
Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить
жуков и бабочек?
7. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?
8. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?
Подведение итогов
Учитель: Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамваи вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова сказал женщине: «Садитесь... (дети хором: «Пожалуйста») обрадовалась и сказала Вове:... («Спасибо».) Вдруг неожиданно трамвай остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал: (Извините, пожалуйста.)
Учитель: Какие вы молодцы!
Если словом или делом
Вам помог кто- либо,
Не стесняйтесь Громко, смело
Говорить: «Спасибо!»
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я Вас благодарю!
Пусть мальчишки и девчонки,
Вся озорная детвора,
Сегодня скажет громко-громко
«Будьте вежливы всегда!»
Как проснулся - так вставай,
Волю лени не давай!
Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло!
Понукания не жди,
В школу вовремя иди!
Прежде чем захлопнуть дверь,
Все ли взял с собой - проверь!
Ты труд другого уважай.
Сам насорил - сам убирай!
Дома близким не груби;
В школе, в классе не сори.
Сор увидишь - подбери!
Малышей жалей, люби;
Будь в одежде аккуратен:
Избегай и дыр, и пятен!
18.
Не таскай в кармане мела
-Это, милый мой, не дело!
VIII. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем.
Игра «Волшебный цветик-семицветик»
- Сейчас ко мне выйдут 7 человек, которые станут волшебниками. Они отрывают по одному лепестку и отдают лепесток кому-нибудь из класса со словами:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели…
- Вели, чтобы... сказал... доброе слово.
Например: извини... я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста.
- Я тебя нечаянно обидел, прости меня.
- Я была неправа, что не поделилась с тобой карандашами. Не сердись на меня.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.