ГКОУ «БСШИ №3»
Подготовила: Зайналбекова М.З.
Цель:
1. Формирования у учащихся представления о здоровом питании, рассказать о значении питания для человека; объясните, что такое полезная пища и почему пища должна быть разнообразной.
2. Развивать умения правильно питаться.
3. Формирования здорового образа жизни.
Задачи:
1. воспитание бережного отношения к своему здоровью.
2. формирование здорового образа жизни.
3. воспитание негативного отношения к вредным продуктам питания;
Оборудование:
Мультимедийный проектор, ПК, мультфильм «Нездоровый рекорд» (м/ф. «Смешарики»), схема «Здоровье», таблички с названием вредных и полезных продуктов, раздаточный материал (продукты питания), памятка «Золотые правила питания», ребусы, головоломки.
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята!
- Ответив на вопросы, вы догадаетесь, какова тема нашего занятия.
- Вы любите болеть? Почему? Почему болеть - плохо?
- Значит, здоровым быть лучше. А скажите мне, пожалуйста, что такое здоровье вообще? Как вы его понимаете? Зачем нам нужно здоровье?
- При встрече люди издревле желали друг другу здоровья: «Здравствуйте, доброго здоровья!», «Как ваше драгоценное здоровье?». Еще в Древней Руси говорили: «Здоровье не купишь», «Дал бы Бог здоровья, а счастья найдешь».
- Что значит быть здоровым? (Не болеть, правильно питаться, много двигаться). От чего или от кого зависит в большей степени здоровье? Что может повлиять на состояние здоровья? (Состояние окружающей среды, питание и др.)
- Итак, мы выяснили, что основными факторами являются экология, образ жизни, режим труда и сна, спорт, режим питания и продукты питания. А как вы думаете, что из названного сильнее всего отражается на общем состоянии организма, на его здоровье?
Вывод : наибольшее значение для нас имеет наше питание.
- Для чего человек должен есть? (Для того чтобы ходить, прыгать, бегать, работать, в общем, чтобы жить). Может ли человек обойтись без пищи? (Может, но недолго.)
- Назовите тему занятия.
- Верно. Сегодняшний воспитательный час мы посвятим именно этой, чрезвычайно актуальной в наши дни теме - теме здорового питания. Наша тема звучит так: «Правильное питание – залог здоровья»
Работа со схемой «Здоровье».
- Посмотрите ребята, какое хрупкое у нас здоровье, как зернышко у орешка. А что нужно сделать, чтобы сохранить и укрепить наше здоровье? (Правильно питаться; заниматься спортом; соблюдать личную гигиену; закаливание; отказ от вредных привычек; соблюдать режим дня, хорошее настроение.). (Приложение 1)
- Правильно ребята, если мы будем его беречь и укреплять, то оно будет крепким и тогда наша жизнь будет яркой и радужной как наша схема.
- Послушайте стихотворение, и скажите, о чем же важном мы сегодня будем говорить? (2 слайд).
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться,
С самых юных лет уметь.
- Тема нашего занятия «Правильное питание - залог здоровья!»
(3 слайд)
- Сегодня я хочу поговорить с вами о здоровом питании и предлагаю вам отправиться в гости к смешарикам, которые много знают о еде, о правильном питании, но и они иногда допускают ошибки, давайте сегодня постараемся им помочь и показать свои знания. (4 слайд)
- Итак, отправляемся в гости, посмотрим, кто, чем занимается.
В гостях у Совуньи. (5 слайд)
- Посмотрите сколько вкусной и полезной пищи у Совуньи в кладовой, она решила навести порядок, составить продукты по мере необходимости для нашего организма. Давайте поможем ей и поставим продукты, которые больше всего нужны организму на нижнюю полку, а те, которые человек должен употреблять в меньших количествах – на верхнюю. (6 слайд)
- Пирамиду питания, составили диетологи, сюда они занесли все необходимые продукты, которые нужны организму для правильного роста и развития. Попробуем ей помочь?
- Чтобы узнать, какие продукты находятся на 1 ступени, нам необходимо отгадать загадки.
"Отгадать
легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый". (Хлеб)
Бантики, рожки, ракушки.
Мы порой как будто ушки,
Любят взрослые и дети
И колечки, и спагетти.
А добавь в нас тертый сыр –
Будет настоящий пир. (Макароны)
Она здоровье укрепляет
Гемоглобин наш повышает
Любит варку, любит печку
А зовется она…( гречкой.)
- В основании пирамиды 1 ступень. Здесь расположились хлеб, зерновые и макаронные изделия.
- Хлеб, макаронные изделия, крупы содержат до 70% углеводов,
ценность которых заключается в том, что расщепляясь, они дают организму
энергию,
необходимую для правильного развития организма. Углеводы способствуют
поддержанию нормального веса и телосложения.
- Чтобы узнать какие продукты у нас находятся на 2 ярусе нужно прочитать слова по стрелочкам: овощи, фрукты, ягоды. (Приложение 2)
2. Вторая ступень пирамиды - это фрукты и овощи, ягода.
Овощи, фрукты и ягоды – основные поставщики клетчатки, играющей важную роль в работе нашего желудка, также в них содержится большое количество витаминов. Употребление овощей и фруктов повышает иммунные свойства организма и позволяет противостоять болезням. Многие овощи и фрукты имеют лечебное действие и с успехом применяются в лечебных диетах. Овощи и фрукты полезней употреблять в свежем виде.
- Какие продукты находятся на следующей ступени пирамиды - вы узнаете, составив слово по первым буквам нарисованных предметов. (молоко, мясо, рыба, птица.) (Приложение 3 )
Мясо, рыба - это животный белок. Животные белки — это основа нормальной работы организма. Растительные и животные белки особенно необходимы детям — их организм растет, создаются новые клетки, а значит, им необходим строительный материал. Животные белки необходимы организму не только для строительства клеток, но и для выработки ряда гормонов и многих других важных процессов.
Молоко является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. В молоке и молочных продуктах содержится большое количество кальция, который является полезным для укрепления костей
- Что находится на вершине пирамиды здорового питания вы узнаете, разгадав ребусы:
Конфета
Соль
Сахар
Масло
(Приложение 4)
Как мало им отводится места! Так же мало, их должно быть и в нашем рационе. Действительно, излишнее потребление соли приводит порой к целому ряду болезней. Нарушение обмена веществ, болезни почек.
Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, мигрень и кариес - жир и масла дают огромную энергию необходимую организму, но жирные продукты нужно употреблять в малых количествах иначе это может привести к ожирению. Итак, ребята, посмотрите на пирамиду какое разнообразие продуктов. Какой вывод можем сделать?
Вывод: Питание должно быть разнообразным (работа со схемой «Правильное питание»)
Вы потрудились на славу и Совунья, предлагает посмотреть одну очень интересную историю, которая приключилась со смешариками.
(«Нездоровый рекорд») (7 слайд).
1. Ребята, скажите, какого правила не придерживались герои? (они ели много сладкого)
2. И что же с ними произошло? (они заболели)
3. А что нужно делать, чтоб не заболеть такими страшными болезнями?
(нужно меньше есть, не переедать).
Вывод: Питание должно быть умеренным.
Основные правила здорового питания школьника:
1. В меню школьников не должно быть фастфудов, гамбургеров, чипсов, картошки фри, газированных напитков. Такая еда вредна не только для детей, но и для взрослых.
2. Питаться нужно несколько раз в сутки, четыре-пять. Особенно важно подкрепляться в одно и то же время. Нельзя есть всухомятку. Это способствует развитию гастритов и проблем с ЖКТ.
3. Каждый приём пищи должен содержать продукты с клетчаткой. Это хлеб, картофель, крупы, макароны, овощи и фрукты.
4. Полезно употреблять хлеб и хлебобулочные изделия, если для их изготовления использовалась мука грубого помола.
5. Ежедневно нужно употреблять в большом количестве овощи, фрукты, соки. Лучше если они будут нескольких видов, так как каждый несёт в себе определённый набор полезных веществ.
6. Соль желательно ограничить в употреблении. Нужно использовать в пищу йодированную. Делать это следует с целью досаливания после приготовления.
7. Из меню лучше исключить острые специи и приправы, кетчуп, майонез, уксус.
8. Сахара, кондитерские изделия, сладости, газировки нужно употреблять в ограниченных количествах.
9. Блюда лучше готовить на пару либо отваривать. Важно не переборщить с термообработкой, иначе все полезные вещества будут потеряны. А фрукты и овощи во время сезона лучше есть свежими.
10. Исключить употребление кофе, энергетических и алкогольных напитков.
Физминутка. Игра «Вершки и корешки». (14 слайд)
Если мы едим подземные части продуктов, то надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.
(Картофель, перец, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква, редиска, укроп, капуста)
Игра «Угадай-ка»
Не только фрукты и овощи полезны для роста нашего организма.
Отгадайте загадку: «От него здоровье, сила, румяность щек всегда,
Белое, а не белило, жидкое, а не вода. (молоко)
- А какие молочные продукты вы знаете, по описанию сможете отгадать?
1) Если молоко поставить на сутки в теплое место, оно прокиснет и образуется очень полезный продукт для желудка – это … (простокваша)
2) Если простоквашу слегка подогреть, то получится продукт, который поможет нашему скелету – это … (творог)
3) Если в горячую духовку поставить прокисшее молоко, то получится … (ряженка)
Игра «Полезные и менее полезные продукты»
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Полезные и менее полезные продукты». Я называю продукты, а вы если считаете что он полезен – машете головой, говорите «Да», если не совсем полезный – машете головой и говорите «Нет». Запомнили? Слушайте внимательно.
- Рыба, чипсы, морковь, капуста, гречневая каша, торты, жирное мясо, пепси, молоко, яблоки, сухарики, отварное мясо птицы, жевательные конфеты, сок.
Итог занятия: тест «Что ты знаешь о правильном питании?» (слайд 16-24 слайд)
Главное в жизни - это здоровье.
С детства попробуйте это понять.
Главная ценность - это здоровье!
Его не купить, но легко потерять.
Наши болезни расскажут потом,
Как мы живём и что мы жуём.
Спортом тело своё укрепляйте!
Пищу полезную употребляйте!
- Сегодня мы поговорили только об одной части ЗОЖ – правильном питании. И я хочу сказать, что быть здоровым может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Заботиться о своём здоровье нужно всегда. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.