Внеклассное мероприятие по формированию функциональной грамотности на уроках географии:
«Остров Сокровищ»
Подготовила: Учитель географии МБОУ-СОШ №3 Дроздова Олеся Николаевна
Цель: Вызвать познавательный интерес к географии, расширить кругозор и развить познавательные способности школьников
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- обобщить и закрепить знания о географии материков, источниках географической информации;
- продолжить формирование умения применять полученные знания в новой практической ситуации;
Метапредметные:
- продолжить обучать приемам самостоятельной познавательной деятельности;
- продолжить развивать навыки анализа, синтеза, сравнения, логического,
образного мышления, внимание, устную речь;
- продолжить формировать коммуникативные способности учащихся; работать в
сотрудничестве , принимать решения,, выражать свои мысли в соответствии с
задачами.
- способствовать развитию потребности в приобретении знаний.
Личностные:
- продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, воспитания сотрудничества.
Ход игры:
Ведущий: Мы познаём науку географию на уроках строго по школьным учебникам, атласам, справочникам. Сегодня мы узнаем о географии, с другой стороны. Современная география – увлекательна, интересна, познавательна, таинственна, загадочна… География – это красочное и увлекательное путешествие по уголкам нашей планеты. Вот это и будет нашей сегодняшней целью - доказать вам, что география – это наука, которую хочется знать, ну и конечно же проверим - насколько вы знаете природу и население материков нашей Земли.
География особая наука, она создавалась не в тиши кабинетов. В списке всемирно известных географов вы найдете пиратов и авантюристов, бандитов и разведчиков. Они искали золото, а находили всемирную славу первооткрывателей, они гнались за властью и приключениями, а получали имя, записанное на карте. Но большинство из них стремились открыть неизвестные земли. Я надеюсь, что эта романтическая атмосфера приключений будет сопутствовать на нашем мероприятии по географии.
Ведущий
-Сегодня у нас 2 команды и мы отправляемся вместе с командами кораблей Черная Жемчужина и Летучий Голландец в захватывающее, полное опасностей и приключений путешествие на «Остров Сокровищ» за сокровищами.
-Путь на «Остров Сокровищ» не близок и пройдет он через океаны ,материки . Жители острова сокровищ – прекрасные матросы, картографы, климатологи, капитаны, людоеды, туземцы не пропустят вас , если вы не ответите на их вопросы. В течении всего путешествия за правильные ответы вы будите получать золотые.
И так с какой точки планеты мы оправимся в путешествие?
Конкурс «Начало путешествия»
Первое задание по описанию определить остров.
Это самый большой по площади объект Земли из себе подобных. Площадь его поверхности составляет более 2 млн. км2. Он располагается в северной полярной области нашей планеты, на стыке второго и четвертого по размерам океанов Земли. Принадлежит небольшому европейскому государству, которое по площади территории в несколько раз меньше его самого. Климат его очень холодный и поэтому большая часть объекта всегда покрыта мощным слоем покровных ледников.
(Гренландия)
Гренландия омывается водами каких океанов ? ( отметить на карте )
Плывем дальше?
Конкурс « Знатоки»
Прочитайте текст и ответьте на поставленные вопросы.
Площадь этого моря, расположенного в северной части Атлантического океана, примерно 6-7 млн. кв. км. Границы его условны и зависят от сезонных изменений границ течений. Это между Гольфстримом, Канарским, Северо - Атлантическим и Северным Пассатным. Температура воды на поверхности от +18 до +23°С зимой, до +26 … +28°С летом. Здесь обитают многочисленные и разнообразные животные: летучие рыбы, морские черепахи, крабы. Название этого моря без берегов произошло от вида бурых водорослей, покрывающих всю его акваторию. Когда первые португальские корабли вошли в воды моря и подняли на борт удивительные плавающие плети растений, моряки заметили на листьях множество утолщений, похожих на виноградины. Моряки назвали эту часть Атлантического океана Виноградным. На самом деле это был, конечно, не виноград, а воздушные поплавки, которые поддерживают водоросли на поверхности океана.
Вопросы:
О каком море идет речь? ( Саргасово) Как называется бурая водоросль, которая дала название морю? Саргассум, или саргасс, или «морской виноград»
(Название моря без берегов произошло от вида бурых водорослей, покрывающих всю его акваторию. Когда первые португальские корабли вошли в эти воды и подняли на борт удивительные плавающие плети растений, моряки заметили на листьях множество утолщений, похожих на виноградины. «Гроздь винограда» по-португальски – «саргассо» – так и стал называться этот район Атлантического океана Виноградным или Саргассовым морем. На самом деле это был, конечно, не виноград, а воздушные поплавки, которые поддерживают водоросли на поверхности океана.
1. Почему температура воды в море круглый год выше 0°С? этому способствуют течения вокруг Саргассово моря, которые препятствуют проникновению вод океана в море.
Я с большим уважением отношусь к мореплавателям и путешественникам. Это сильные и смелые люди, у которых можно многому научиться. А что вы знаете о них?
Конкурс «Геопортрет»
Каждой команде я задам вопросЫ. Команда, правильно ответившая на вопрос, получает часть портрета известного первопроходца. Когда вы соберёте все части портрета, то должны узнать, кто изображён на портрете.
Вопросы для 1-ой команды:
1. Какое имя было у знаменитого путешественника Кука? (Джеймс)
2. По какой причине Магеллан назвал открытый мыс Огненная земля?
(увидел на нём множество костров)
3. Кто из русских путешественников «ходил за три моря»? (Аф. Никитин)
4.Биография его жизни во многом загадочна и трагична.
До конца своих дней он не знал о значении слова подвига и был убеждён , что открыл морской путь в Азию за который ему дал звание ,,Адмирал моря- океана!
Ни он сам , ни его современники так и не могли оценить значение и величину его подвига.
Он умер страдая от одиночества , несчастья. О ком идёт речь?
( Х. Колумб)
Вопросы для 2-ой команды:
1. Имя Колумба? (Христофор)
2. Почему Магеллан назвал открытый им океан Тихим? (не было ни одного шторма)
3. Какой мореплаватель был убит в схватке с туземцами? (Джеймс Кук)
4 .Он родился в Португалии и принадлежал к старинному беднейшему дворянскому роду. Был пажом у королевы Леоноры. 5 кораблей под его командованием отправились в путешествие. Плавание было необычайно трудным. Все было: сильный шторм, тропическая жара, голод, болезни. Обратно в Испанию возвратился только 1 корабль. А из экипажа в 265 человек на родину вернулись 18 моряков. Сам мореплаватель погиб на одном из островов в схватке с аборигенами. Они совершили первое кругосветное путешествие. Кто был этот отважный мореплаватель? (Ф.Магеллан)
Наши корабли проплывают в Атлантическом океане между двумя Южными материками . Какими?
( Африка и Южная Америка)
Конкурс «Найди ошибки»
Я вам предлагаю поработать с рассказам о материках , но в них есть ошибки , ваша задачи найти и исправить их.
1. Рассказ об Африке.
«Наш корабль шел вдоль берегов Африки. Этот материк почти симметрично располагается по обе стороны северного тропика. Мы высадились на полуострове Мадагаскар. Нас встретили пигмеи племени «Эфе», которые предложили нам вкусный напиток из сока плодов земляничного дерева. Гуляя по окрестностям селения пигмеев, мы любовались влажным экваториальным лесом, в котором нас поразила секвойя, пальма - ротанг. Первые животные, которых мы увидели, были лемуры, они играли с медвежонком - коала на ветвях пальмы - ротанг».
В рассказе сделаны следующие ошибки:
1. Материк Африка располагается по обе стороны экватора, а не северного тропика.
2. Мадагаскар – остров, а не полуостров.
3. Земляничное дерево не растет в гилее.
4. Секвойя – это растение, характерное для Северной Америки.
5. Медведь – коала не характерен для Африки, он живет в Австралии.
2. Рассказ о Южной Америке.
Наконец мы у берегов самого таинственного материка Земли. Наши корабли остались в водах Атлантического океана, не далеко у Большого Барьерного рифа, а мы на шлюпках доплыли до Карибского моря. Здесь нас встретила самая длинная горная цепь-Анды. Поднявшись на вершину, мы попали к берегам самого высокогорного озера мира Титикака, где устроили ночлег. На другой день мы отправились дальше в глубь материка. К обеду перед нами раскинулась самая длинная река Амазонка. Мы решили пойти на юг к Гвианскому плоскогорью, а так как стоял июль месяц, то было очень жарко и летало много мух цеце. Наконец мы дошли до реки Парана, но искупаться мы не решились, побоявшись пираний. Привал решили сделать в экваториальном лесу, среди красивых орхидей и полюбоваться самыми маленькими птицами мира лирохвостоми. Там же встретили пуму, которая сидела на ветках дынного дерева».
В рассказе сделаны следующие ошибки:
1. У берегов ЮА нет Большого Барьерного рифа.
2. Анды на западе материка.
3. Амазонка самая полноводная река мира.
4. Гвианское плоскогорье находится на севере от Амазонки.
6. Пираньи водятся в Амазонке, а не в Паране.
7. Лирохвост не самая маленькая птица, самая маленькая – колибри.
Конкурс «Географическая почта»
Течением принесло сумку с почтой. Надо ее верно разложить
Одна команда отбирает объекты,
относящиеся к Южной Америки , другая к Африке
1 команда: Нил, Конго, Чад,
Лимпопо, Атлас, Сахара
2. команда : Анды, Амазонка, Бразильское, Ориноко, Ла- Платская, Титикака.
Движемся дальше , наши корабли обогнув мыс , который не является крайней южной точкой материка (южная точка удалена от него на 155 км), но в истории мореплавания был и остается довольно известным. Именно здесь соединяют свои воды два океана Земли.
Берега здесь очень крутые и обрывистые. Многие корабли разбило о скалы в этом районе, прежде чем моряки смогли пройти через него. Раньше мыс носил другое название, но позже король Португалии Жуан II переименовал его и тем самым вселил уверенность своим морякам, которые смогли преодолеть его и открыть путь в Индию.
(Это мыс Доброй Надежды, который раньше называли мысом Бурь.)
Конкурс «Составь меню»
Каждой команде выдается меню, в котором все блюда зашифрованы.
Задача команд написать меню.
«Меню» команды 1:
«Меню» команды 2:
Что в древнем Египте делали из фиников, в древней Руси – из кленового сиропа, сахара, патоки, меда, а в Европе из засахаренных фруктов? (конфеты).
И мы подплываем к нашей цели.
Это известный всем остров, на территории которого находится только одна страна. А она является крупнейшим в мире островным государством, лежащем полностью на одном острове.
Остров расположен рядом со вторым по площади территории материком Земли, от которого он отделен самым длинным в мире проливом и омывается теплыми водами одного из океанов.
Местная природа поражает красотой и разнообразием. Здесь есть потухшие вулканы, красивые песчаные пляжи, огромные баобабы и множество лемуров. ( Мадагаскар)
Но я вас предупреждала, что жители острова сокровищ – прекрасные матросы, картографы, климатологи, капитаны, людоеды, туземцы не пропустят вас , если вы не ответите на их вопросы.
И первое испытание будет для капитанов команд
- По данным определениям нужно отгадать географический термин или понятие.
1.Теплый, холодный, звездный, кислотный, частый, затяжной, проливной……дождь
2.Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся…..вулкан
3.Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной…..песок.
4.Живая, мертвая, огненная, жесткая, мягкая, мутная, прозрачная, проточная, пресная, соленая……вода.
5.Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, грозовые… облака.
6.Звездный, веселый, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, южный, северо – западный….ветер
Следующее испытание которое вам подготовили местные жители.
Определить по климатограммам климатические пояса в которых расположен остров. ( экваториальный, тропический)
Конкурс «Картографы»
Какой из изображённых на фотографиях объектов может быть размещён на участке, показанном на карте точкой А?
Обоснуйте свой ответ.
Задание 3 выполняется с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты.
Пояснение.
1. Указание объекта: 1 — автосервис.
2. Точка А расположена около шоссе, где удобно сооружение автосервиса, а для пастбища необходим ровный обширный участок с луговой растительностью.
Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён в месте, показанном на карте точкой А? Запишите в ответе номер фотографии. Обоснуйте свой ответ.
Пояснение.
1. На месте, показанном на карте точкой А, может быть изображен объект № 2 (лодочная станция).
2. Участок, обозначенный на кате точкой А, ровный, расположенный на берегу реки и поэтому можно строить лодочную станцию. Для строительства автобусной остановки место не совсем подходящее, т. к. рядом нет дороги, по которой бы ходили автобусы.
А почему остров Мадагаскар можно назвать островом сокровищ, чем он уникален?
Мадагаскар – центр эндемичной дикой природы, которая составляет большую часть фауны острова. Около 75% всех животных, обитающих на Мадагаскаре, являются коренными видами. Часть представителей мадагаскарской фауны были увековечены в мультфильмах Диснея, но реальный животный мир Мадагаскара более красив и разнообразен.( презентация)
Поводим итог считаем свои золотые.
Ведущий: Мы закрываем праздник наш.
Приятно было потрудиться вместе.
Никто не прятался в шалаш,
Награды получали все по чести.
Вот и настал момент прощанья,
Короткой будет моя речь.
Мы говорим всем: «До свиданья,
До новых и счастливых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.