“Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие...
куда ни посмотрим, куда ни оглянемся,
везде обращаются перед нами успехи её прилежания”
М.В.Ломоносов.
Внеклассное мероприятие по химии для 8-11 классов по теме
« ХимикУМ»
Разработка учителя химии
Терешенко Светланы Андреевны
Слайд 1
Внеклассное мероприятие по химии в рамках Недели естественных наук
«ХимикУМ»
Цел данного мероприятия: повышение интереса учащихся к химии через игру.
Задачи:
Оборудование: мультимедийный проектор, слайдовая презентация.
Подготовка мероприятия.
1. Формируются 2 команды из учащихся 8 и 11 классов.
2. Домашнее задание для команд:
- представление команды: название, девиз, эмблемы, выбор капитана,
- подготовка рекламы любого химического вещества (форма: стихи, проза, презентация, инсценировка и др.),
Кабинет химии, подготовленный к мероприятию: места участников, место жюри, на демонстрационном столе шкатулки, с вложенными заданиями;
Ведущий : учитель химии.
Ход мероприятия
Вступление
ведущий: Сегодня мы встретились с вами -участниками состязаний в рамках Недели естественных наук.. Интеллектуальная игра «ХимикУм» объявляется открытой! У вас есть прекрасная возможность убедиться в том, что прекрасная наука химия – это не только формулы и уравнения. В химии есть место также и творчеству, смекалке, выдумке.
Задание № 1
Слайд 2
Представление команд
Представление команд и жюри
Слайд 3
На экране – эпиграф: “Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие... куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед нами успехи её прилежания”. М.В.Ломоносов.
Слайд 4
Задание № 2
Разминка - «Блиц вопрос».
Капитаны команд выбирают последовательно вопросы: по категориям «Угадайте металлы», «Угадайте газ» и в течение 2 секунд команды дают ответы. В случае неправильного ответа, вопрос переходит ко второй команде с удвоенным количеством баллов за правильный ответ.
Варианты вопросов:
«Угадай металлы» |
«Угадай газ» |
3.О каком металле идет речь: «Трудно по всей таблице Менделеева найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества» (железо). |
1.Я - газ, простое вещество, Двузначен номер мой. Слог первый - это божество, Река - вот слог второй (радон). |
5.Я металл, меня ты знаешь, Мощь огромная во мне. Но если «б» ко мне подставишь, То землю скрою в темной мгле (уран). |
2.Нельзя рассчитывать уловить этот газ химическими средствами, как нельзя поймать на крючок рыбу, не идущую ни на какую приманку. Остается, следовательно, вычерпать пруд, в котором рыба живет, т.е. последовательно изъять из воздуха подходящими поглотителями одну за другой все известные составные части воздуха. Какой же газ так извлекают? (аргон). |
7 Этот металл был известен человеку еще за 3-4 тыс. лет до н.э. Одно из «семи чудес света» - висячие сады Семирамиды - орошались водой через сложную систему колодцев, трубопроводов, сделанных их этого металла. Этот металл используется для получения типографских сплавов, для изготовления пуль и дроби (свинец). |
4.Какой газ в переводе с латинского языка означает «безжизненный»? Содержание этого газа в воздухе составляет 78% |
9 Этот металл красивого белого цвета. Сплавы этого металла с медью используют при чеканке медалей. Этот металл убивает микроорганизмы в воде, поэтому такая вода не теряет свежести, даже при длительном хранении. Что это за металл? (серебро). |
6.Этот газ встречается в вулканических газах, растворен в водах минеральных источников, имеет неприятный запах тухлых яиц (сероводород). |
11. Название, какого химического элемента происходит от названия страны, занимающей 2 место по численности населения в мире? (индий). |
8.Газ, о котором идет речь, бесцветен, в 1,5 раза тяжелее воздуха, растворяется в воде. Его можно превратить в сухой лед. Он используется в огнетушителях (углекислый газ). |
12.Нахожусь, друзья, везде: В минералах и в воде. Без меня вы как без рук: Нет меня - огонь потух (кислород). |
10. 22 апреля 1915 г. мир узнал о новом оружии - химическом. Вблизи г. Ипр немцы предприняли газовую атаку в направлении окопов, занимаемых французскими и английскими войсками. Было выпущено 180 т этого газа. Армия Атланты за несколько минут потеряла 5000 солдат. О каком газе идет речь? (хлор). |
13.Какой металл входит в состав хлорофилла? (магний). |
14. Бесцветный газ с резким запахом, применяемый при производстве азотной кислоты и удобрений (аммиак). |
подведение итогов.
Слайд 5
Задание № 3
«Старые фотографии»
Капитаны команд выбирают номер, на слайде показывают портрет ученого и вопрос:
Ведущий : В каждой науке есть свои герои-учёные, чей гений сделал возможными открытия, без которых немыслима современная жизнь. Мы не всегда знаем их в лицо, но мы должны помнить и знать их имена. Команды, будьте готовы узнать и назвать их!
1. Выдающийся русский учёный, педагог и общественный деятель. Превосходно овладев методами математики и физики, он применил их к решению проблем химии. В 35 лет совершил он своё величайшее открытие, которое позволило навести строгий порядок в мире химических элементов и впервые осуществить научный прогноз в химии. (Д.И. Менделеев)
2. Итальянский учёный. В 1811году открыл закон о газах, позже названный его именем. В его честь также названа постоянная, обозначающая число частиц в одном моль вещества. (А. Авогадро)
3. Русский химик, создатель теории химического строения органических веществ. (А.М. Бутлеров)
4. Английский химик, который в 1766 г первым описал физические и химические свойства водорода. (Генри Кавендиш)
5. Этот ученый выяснил роль кислорода в процессах горения, окисления, дыхания. Во время Великой французской революции по суду революционного трибунала был гильотирован. О каком ученом идет речь?(антуан лавуазье)
6. Учёный, сформулировавший принцип химического равновесия. (Ла Шетелье)
Слайд 6
Подведение итогов.
Задание № 4
«Ты мне-я тебя»
Слайд 7
Слайд 8
Задание № 5
Реклама
Команды участников предлагают рекламу химического вещества, продукта.
Задание № 6
Эксперимент
Слайд 9
На экране афоризм: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции» М.В.Ломоносов.
Капитаны команд получают задания для экспериментального решения. К заданию предложен лоток с соответствующими для этого эксперимента реактивами и оборудованием. Учащиеся практически осуществляют химические реакции, определяют что находится в пробирках (они пронумерованы) и по возможности записывают уравнения этих реакций.
Пробирка № 1 серная кислота:
+ фенолфталеин (бесцветный р-р)
+ хлорид бария (осадок белого цвета)
Пробирка № 2 гидроксид калия
+ фенолфталеин (малиновый)
+ хлорид бария ( белый творожистый осадок)
Слайд 10
Задание № 7
Расчетная задача
Слайд 11
«Практик»: В этой шкатулке лежит калькулятор, а значит, вам придется решить химические задачи.
Задача: Рассчитайте объем водорода, который выделиться при растворении в соляной кислоте 120 мг магния, содержащего 25% примесей.
Слайд 12
Задание № 8
Подарки для друзей
Возможные варианты вопросов:
1. Какой камень сыграл большую роль в истории химии, хотя никогда не существовал? (философский).
2. Какой химический элемент состоит из двух животных? (мышьяк)
3. Почему в Мертвом море нельзя утонуть? (много соли).
4. Что называют «черным золотом»? (нефть).
5. Какой галоген добывают из морских водорослей? (йод).
6. Какой металл, по древней мифологии, обречен на «вечные муки»? ( тантал- «танталовы муки»).
7. Какую синюю бумагу и как можно моментально окрасить в красный цвет? (лакмусовую, кислотой).
8. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (платина)
9. Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (золото)
10. Какие химические элементы состоят из различных рек? (индий, полоний, нильсборий).
11. В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы? (бром, хром).
12. Какой химический элемент имеет прямое отношение к табуну лошадей? (цирконий).
13. Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания или кипячения воды? (титан).
14. Название какого химического элемента начинается портовым сооружением для защиты судов от морских волн? (молибден).
15. От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека? (серебро).
16. Название какого металла несет в себе волшебника? (магний)
Слайд 13
Задание № 9
Шкатулка с интересом.
«ведущий »: Последний конкурс - тайна «черной шкатулки». Команды должны определить вещества в черных шкатулках по подсказкам.
До 60- х годов 19в для её изготовления использовали каучук, сейчас она состоит из эластичной основы, 19% -кукурузного сиропа, 605 – сахар, 1% - ароматизатор. Её изготавливали на Руси ещё в древности, собирая и переплавляя смолу елей и сосен.При Александре Македонском для неё использовали веточки мяты, у эскимосов – китовый жир и кожу, в Китае – корень женьшеня, в некоторых областях Восточной Африки – ладан, в середине 19 в – свечной воск, в 20 годы прошлого столетия – асфальт, основа современной подобной продукции – млечный сок некоторых южных деревьев, остальное добавки. Жители Америки предпочитают с ароматом винограда и корицы, Африки – мускуса, Востока – хризантемы, розы, сирени, Европы- мяты.В Японии около 150 разновидностей этого продукта. Однако популярность этого продукта создаёт большие проблема при уборке помещений. Что это за продукция?
(Ответ: В черной шкатулке - жевательная резинка, каучук). Слайд 14
Слайд 15
Подведение итогов,
определение победителей .
По сумме баллов определяется команда – победитель.
Слайд 16
Спасибо за внимание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.