Внеклассное мероприятие по ИЗО "Золотая хохлома"
Оценка 4.9

Внеклассное мероприятие по ИЗО "Золотая хохлома"

Оценка 4.9
doc
30.09.2020
Внеклассное мероприятие по ИЗО "Золотая хохлома"
Внекл мероп по ИЗо Золотая хохлома.doc

 

МОУ «Старосеславинская средняя общеобразовательная школа».

 

 

 

 

Внеклассное мероприятие по изобразительному искуссиву

«Золотая хохлома» (3 класс)

 

Учитель начальных классов – Алмазова Н.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адрес: 393714 Тамбовская область Первомайский район с. Старосеславино ул. Советская дом  № 111 «а».

Цель: учиться художественному видению окружающего мира, расширять кругозор, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

 

Слово учителя: Полюбить Россию, ребята, можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.

Для того, чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не ценим и не бережем то, что не знаем.

Знакомство с народными промыслами России мы начнем с золотой хохломы.

 

Ученица.           Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

                                  (В.Боков)

 

Учитель. Гуляя в лесу, в поле, берегом реки, разве не удивлялись вы красоте родной земли, обильному разнотравью ее лугов, над которыми в летний зной стоит сладкий медвяный аромат и гудят на все голоса мохнатые труженицы – пчелы?

Всю эту красоту мастера хохломской росписи воплощают в своих работах.

Хохломские художники любят рисовать на поверхности своих изделий землянику, малину, черную и красную смородину, рябину.

Послушайте, как об этом поется в песне.

 

Песня «Хохломская роспись»

(муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.)

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы,

Рощи – перелески,

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд…

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.

 

Учитель. Искусство хохломской росписи родилось очень давно. Дерево недолговечно, а потому трудно сказать, когда появилось это искусство. Мастера расписывали, да и сейчас расписывают мебель, посуду, домашнюю утварь. Самым древним хохломским изделиям около 200 лет.

Откуда же появилось это хохломское искусство?

Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой.

- Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка – ложь, да в ней намек…

Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная,  сказочная, рукотворная красота? А как же на самом деле?

- Почему деревянные изделия называют хохломскими? Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Куличино, Семино, Хрящи. Но зовут ее не кулигинской, не новопокровской, а хохломской. И вот почему. Катят груженые подводы вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Стук-бряк! – погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое торговое село Хохлома. Оттуда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле.

Кричат зазывалы на ярмарке:

- Кому посуда для кашки-окрошки?

Чудо блюдо да чашки-ложки?

- Откуда посуда?

- К вам, приехала сама золотая Хохлома!

Так и повелось: хохлома да хохлома. Вот и по сей день расписную посуду хохломской зовут. Странное и веселое слово Хохлома. В нем и смех, и восхищенное ах!, и восторженное ох! Слышится!

 

 

 

 

Частушки

1.Велика Россия наша,

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

2.Золотая Хохолома,

Ею не налюбуются,

И в Париже, и в Нью-Йорке

Хохлома красуется.

3.Любовались гости чудом,

Громко восхищалися –

Хохломскою красотой

Сраженные осталися.

4.Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

 

Учитель. А сейчас, ребята, я вам поведаю о еще одном чуде. Как же появляется на свет такая посуда?

В самом начале мастера делают заготовки из липы, и очень хорошо их просушивают.

Затем происходит токарная обработка.

Токарь вытачивает всевозможные изделия – это разделочные доски, подносы, ковши и т.д..

Затем (эти изделия) поверхность, предмета покрывают «вапой» жидкой глиной с мелом и сушат.

Затем лудильщики производят лужения, т.е. натирают изделия металлическим порошком – полудой (раньше – оловянным, теперь – алюминиевым).

После этого художники по серебряному фону делают роспись.

Затем покрывают олифой (или лаком) сваренную из льняного или конопляного масла.

Затем посуда проходит закалку в горячей печи при температуре 100-1200. Масляная пленка желтеет и просвечивающая сквозь нее металлизированная поверхность выглядит золотой.

- Так, ребята, появляется на свет посуда.

(Показ наглядности)

- Ребята, какие же цвета использует художник? (черный, красный, зеленый)

Пожеланием добра, благополучия с давних пор считались изображения цветущих кустов и плодов. Красный цвет символизирует огонь, любовь, преданность. Золотистый цвет – солнце. На черном фоне великолепно смотрятся все яркие цвета, он символизирует торжественность.

 

Чтение стихотворения И.Кадухина.

Простые по форме,

А радуют взор.

Богат и наряден

Чудесный узор.

По золоту фона

Затейливой змейкой

Орнамент здесь вьется,

Попробуй сумей-ка.

А где-то кудрины

По черному полю

Мерцают, как звезды,

В небесном раздолье.

Еще характерен

Для всей Хохломы

Чудесный рисунок

Волшебной травы.

 

- Самый распространенный узор, который используют художники для росписи посуды, это растительный или травный орнамент, т.е. «травка».

Травный орнамент включает в себя: усик, ресничку, капельки, завиток.

Но также используются несложные композиции с цветами и ягодами.

- Сегодня, ребята, мы с вами попробуем выполнить небольшой фрагмент хохломы. Он называется «кустик».

«Кустик» состоит из большого завитка, усиков, ресничек, капелек.

«Кустик» можно оживить, если добавить кисточку смородины, ягоды малины, клубники ит.д.

1. А я усик так горжусь

   Тонкостью своею

   Вправо, влево закручусь

   Это я умею.

2. Я ресничка не простая

    Словно перышко взлетаю

    Изогнувши спинку плавно

    Я считаюсь чуть не главной.

3. Меня капелькой зовут

    Пишут очень просто

    Кистью плавно примакнусь

    Словно бусья в россыпь.

4. Кистью плавно закручу

    Линию с нажимом

    В завиток я превращусь

    Словно я пружина.

- А теперь, ребята, оживите свой «кустик», добавьте кисточку смородины или малины.

Учитель. Расписывали в Хохломе тысячи изделий, каждое из которых по-своему радовало глаз и поражало своей неповторимостью. Правду говорят, что хохлома, как и любой другой вид народного искусства, словно старинная песня: слова ее неизменны, но каждый человек и каждое поколение поет ее по-своему. Хочется не только есть и пить из этих чаш и ковшей, но и поставить их на стол и радоваться заключенному в них какому-то совершенно особому поэтическому образу России.

 

«Песня о России»

(муз. Локтева, сл. Высоцкой)

 

Книжная выставка.

Подведение итогов.

1.     С каким народным промыслом России мы сегодня познакомились?

2.     Откуда же появилось это искусство?

3.     Почему деревянные изделия называют хохломскими?

4.     Как же появляется на свет такая посуда?

5.     Ребята, какие же цвета использует художник?

6.     Какой самый распространенный узор? Что в него входит?


МОУ «Старосеславинская средняя общеобразовательная школа»

МОУ «Старосеславинская средняя общеобразовательная школа»

Цель: учиться художественному видению окружающего мира, расширять кругозор, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова

Цель: учиться художественному видению окружающего мира, расширять кругозор, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова

Что за чародеи хохлому одели

Что за чародеи хохлому одели

Частушки 1.Велика Россия наша,

Частушки 1.Велика Россия наша,

Чтение стихотворения И.Кадухина

Чтение стихотворения И.Кадухина

Учитель. Расписывали в Хохломе тысячи изделий, каждое из которых по-своему радовало глаз и поражало своей неповторимостью

Учитель. Расписывали в Хохломе тысячи изделий, каждое из которых по-своему радовало глаз и поражало своей неповторимостью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2020