Внеклассное мероприятие по литературному чтению « В мире басен И.А. Крылова»
Оценка 4.7

Внеклассное мероприятие по литературному чтению « В мире басен И.А. Крылова»

Оценка 4.7
docx
02.03.2022
Внеклассное мероприятие по литературному чтению « В мире басен И.А. Крылова»
В мире басен.docx

Внеклассное мероприятие по литературному чтению

« В мире басен И.А. Крылова»

 

Наткина Е.А., учитель начальных классов

МОУ СОШ №3 х.Среднего

 Александровского района

 Ставропольского края

 

Цель внеклассного мероприятия по предмету: обобщить и систематизировать знания учащихся о прочитанных баснях И. А. Крылова.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: 

- расширить представления учащихся о своеобразии басен И.А. Крылова;
– проверить усвоение детьми знаний о басне как жанре литературы;
– проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, отрабатывать навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:
– развитие речи и творческого мышления обучающихся;
– формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание.

Личностные:
– развивать умение четко и слаженно работать в группе, осуществлять самоконтроль;
– привитие интереса к чтению классической литературы.

Форма внеклассного мероприятияигра.

Методы: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Возрастная категория: 2 класс.

Средства наглядности и оборудование:
– Раздаточный материал: карточки с названиями животных.
– Зрительная наглядность “Презентация к уроку”, аудиозаписи басен.
– Компьютер, проектор.
– Портрет И.А.Крылова

- Иллюстрации к басням

- Раскраски по мотивам басен И.А.Крылова.

 

Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку.

 

Эпиграф:

Люблю, где случай есть, пороки пощипать.

И.А.Крылов

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Активизация познавательной деятельности учащихся.

У входа корзинка с жетонами (герои басен)

Слайд 1:

Орг.момент

- Здравствуйте, ребята!

- Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

   Всё ли в порядке: книжки, ручки и тетрадки?

  Есть у нас закон такой: всё, что нужно под рукой! (вместе)

- Мне хочется начать наше мероприятие с прослушивания аудиозаписи отрывка из произведения:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;

На ель  Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил.

-Ребята, что это за произведение? (басня)

- Ребята, вспомните, как называется басня, отрывок которой вы прослушали?(Ворона и лисица)

- Кто автор этих строк? (Иван Андреевич Крылов)

Слайд 2:

- Правильно. Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец.

- В  2020 году Ивану Андреевичу Крылову исполнилось бы  251 год, а его басни живут, их знает, любит и ценит наш народ. Басни не могут состариться, потому что настоящие, сильные и правдивые слова не стареют. Они становятся достоянием всего народа.

- Посмотрите на экран, что необычного вы видите?(ВОЛЫРК НАВИ)

-Именно так сначала подписывал свои работы никому неизвестный  - Иван Андреевич Крылов.

- Как вы думаете, какова же тема нашего мероприятия? (называют)

Слайд 3:

- И сегодня мы с вами окунемся в мир его прекрасных басен.

- Как вы считаете, почему же Крылова называют великим баснописцем?

( Басни Ивана Андреевича Крылова знают не только русские люди. Они переведены на разные европейские языки. Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Он обогатил русский язык).

II. Повторение литературоведческих терминов.

- Для начала давайте с вами вспомним, а что такое басня? 

Слайд 4:(Басня - это короткий комический рассказ в стихах или прозе с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический (иносказательный) смысл.

- Басни обычно пишутся в стихотворной форме; используется прием иносказание; в начале или в конце сформулирован вывод-мораль высмеиваются человеческие пороки

-Что такое мораль?

 (мораль - нормы поведения людей, нравственное наставление автора);.

– Кто является главными героями басни? (животные, растения, люди).

Слайд 5:

- Какие человеческие пороки высмеиваются в баснях? (Лесть, ложь, глупость, лень, безнравственность, невежество, хвастовство)

III. Викторина по басням И.А. Крылова

- А сейчас мы проведем викторину по басням И.А.Крылова и посмотрим на сколько хорошо вы знакомы с его творчеством. И даже вместе с вами создадим  настоящую Книгу «Герои басен И.А.Крылова».

(обращение к плакату)

Но прежде чем начать разделимся на команды. У нас две команды «Муравьи» и «Стрекозы», у каждого из вас на жетоне изображение, муравьи рассаживаются за 1 стол, стрекозы за второй.За каждый правильный ответ команда получает жетон с изображением персонажа басен И.А.Крылова.

1 задание: «Крылатые выражения».

Слайд 7:

Басни Крылова, по выражению Гоголя, - это «Книга мудрости самого народа». 

- Многие фразы из басен стали крылатыми

- Ребята, как вы думаете, что означает понятие “крылатые выражения”?

(выражения из произведений И.А.Крылова стали «крылатыми», т. е. со страниц книги перешли в нашу речь. Это произошло еще и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, её мораль.)

 Слайд 8:

-  Каждая команда получает листочек с “крылатыми словами”  Ваша задача объяснить их смысл:

1. Мартышка к старости слаба глазами стала.

2. От радости в зобу дыханье сперло.

Слайд  9:

2 задание:“Загадочные животные”.

Перед вами названия животных – героев басен. Только буквы в словах перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия данных животных.

Слайд 10:

1 команда                                           2 команда

КВОЛ                                                       ПУХЕТ

РАЙВЕУМ                                              ГУБОЛЬ

ЁСОЛ                                                       ЛСОН

(Дети выполняют задания.)

-Что у вас получилось?

Слайд 11:

(Волк, Петух, Муравей, Голубь, Осел, Слон.)

- Своих героев И.А.Крылов наделял чертами характера. А вот кого, какими чертами,  мы узнаем из следующего задания

Слайд 12:

3 задание: «Соотнесите черты характера человека с животными, героями басен».

 

Физкультминутка:

- Я буду перечислять разных героев. Если вы услышите героя из басни, хлопайте в ладоши, если из др. жанров литературы: сказок, рассказов…., то вы топайте ногами.

 

4 задание: «Отгадайте, о каком  герое басни идет речь?».

Слайд 13:

…Лето красное пропела, оглянуться не успела… (Стрекоза)

Слайд 14:

…То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет…(Мартышка)

Слайд 15:

Ты виноват уж тем,что хочется мне кушать… (Волк)

Слайд 16

…..И вместе трое все в него впряглись… (Лебедь, щука и рак)

4 задание: «Отгадайте, кто так говорил? Из какой басни этот герой?».

 

- Следующее задание «Отгадай, кто говорил», я включаю аудио запись, а вы угадываете, кто так говорил? Из какой басни этот герой? И сделать это надо раньше, чем ваши соперники.

Слайд 17:

-Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица…

(Лисица, «Ворона и Лисица»)

 

Слайд 18:

-Все про очки лишь мне налгали;

А проку нá волос нет в них…

(Мартышка, «Мартышка и очки»)

 

Слайд19:

-Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

(Муравей, «Стрекоза и Муравей»)

 

Слайд20:

- Какую ж ты себе защиту здесь сулил?

Нет, в наших мужичках не столько мало толку,
Чтоб на свою беду тебя спасли они.
(Кот, «Волк и Кот»)

 

5 задание: «Из какой басни этот предмет?»

- На столе разложены иллюстрации. Команды по очереди выбирают иллюстрацию и называют басню, из которой был взят этот предмет

Сыр – «Ворона и лисица»

Воз – «Лебедь, щука и рак»

Скрипка – «Квартет»

Очки – «Мартышка и очки»

Зеркало – «Зеркало и обезьяна»

Виноград – «Лисица и виноград»

 

Слайд 21

- Ребята, вы наверное знаете, что Указом президента Российской Федерации В.В.Путина 2019 год был годом театра.

Ребята, я предлагаю вам стать настоящими актёрами, каждой команде достается небольшой сценарий, который нужно инсценировать, а соперники должны постараться отгадать название этой басни.

 

6 задание: «Узнай басню»

 

1 команда

Автор:И говорит так сладко, чуть дыша:

Лиса: «Голубушка, как хороша!

 Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь – птица!»

Автор:Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло,-

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

(«Ворона и лисица»)

 

2 команда

Автор:Злой тоской  удручена,

К муравью ползёт она:

Стрекоза:«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне  собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!»-

Муравей: «Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» -

Автор:Говорит ей Муравей.

Стрекоза:«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило».-

Муравей:«А, так ты…» -

Стрекоза:«Я без души

Лето целое всё пела».-

Муравей:«Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!».

 

(«Стрекоза и Муравей»)

 

-Молодцы!

 

IV. Подведение итогов урока.

– Ребята, так чему же  учат нас басни И.А.Крылова?
Дети: Басни Крылова учат людей узнавать самих себя, помогают обнаруживать недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с басней Крылова - значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. А наша литературная игра доказала, что вы настоящие знатоки басен И. А. Крылова.

Учитель: Итак, ребята, вы показали очень хорошие знания басен И.А. Крылова. Молодцы!

А теперь вернемся к нашей книге, я предлагаю вам собрать свои жетоны с персонажами героев басен и разместить их на страницах нашей книги.

И в память о нашем мероприятии, я хочу подарить вам раскраски по мотивам басен И.А.Крылова.

Спасибо за внимание!


 

Внеклассное мероприятие по литературному чтению «

Внеклассное мероприятие по литературному чтению «

Эпиграф: Люблю, где случай есть, пороки пощипать

Эпиграф: Люблю, где случай есть, пороки пощипать

И сегодня мы с вами окунемся в мир его прекрасных басен

И сегодня мы с вами окунемся в мир его прекрасных басен

Каждая команда получает листочек с “крылатыми словами”

Каждая команда получает листочек с “крылатыми словами”

Отгадайте, кто так говорил? Из какой басни этот герой? »

Отгадайте, кто так говорил? Из какой басни этот герой? »

Ребята, я предлагаю вам стать настоящими актёрами, каждой команде достается небольшой сценарий, который нужно инсценировать, а соперники должны постараться отгадать название этой басни

Ребята, я предлагаю вам стать настоящими актёрами, каждой команде достается небольшой сценарий, который нужно инсценировать, а соперники должны постараться отгадать название этой басни

Стрекоза и Муравей») -Молодцы!

Стрекоза и Муравей») -Молодцы!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2022