ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия по русскому языку «Умники и умницы»
Разработчик:
Преподаватель Колесникова Н.В.
г. Белореченск,2023
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Основные цели и задачи внеклассного мероприятия
3. Сценарий проведения внеклассного мероприятия
4. Список использованной литературы
5. Приложения(презентация)
Пояснительная записка
Подготовка высококлассного специалиста, востребованного на рынке труда включает воспитание интеллектуальной всесторонне развитой личности. Формированию прочных навыков грамотного письма, развитой речи способствует не только лекции и практические занятия, но участие обучающихся во внеклассных мероприятиях по предмету. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить студентов правильно и грамотно писать, обогатив их речь, дать дополнительные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие обучающихся, развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого подростка. Внеклассное мероприятие направлено на развитие интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у них умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций, дает школьникам возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Участие в интеллектуальных состязаниях по русскому языку позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, открывает для них прекрасный мир слова, учит любить и чувствовать родной язык. Включение элементов занимательности в изучение предмета вызывает дополнительную мотивацию у обучающихся.
Цели и задачи внеклассного мероприятия.
Цели мероприятия:
Развитие познавательных способностей обучающихся во внеурочное время;
Повышение интереса к предмету русский язык.
Задачи мероприятия:
Образовательные:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;
Воспитательные:
Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения дисциплины русский язык и в практической деятельности;
Формирование у студентов чувства ответственности и умения работать в команде;
Использование инициативы студентов в разработке и проведении внеклассного мероприятия;
Формирование здорового образа жизни, привлечение студентов к активному участию во внеклассных мероприятиях.
Технически –материальное оснащение:
Оформление актового зала к мероприятию;
Проектор, экран, ноутбук, флешка;
Презентация, оценочные листы для жюри;
Условия игры: В игре участвуют 3 игрока, называемых агонистами. Участникам предоставляется на выбор три дорожки (порядок выбора определяется судьями по итогам 2 конкурсов «Пролога»: «конкурса права» и «конкурса красноречия», «домашнее задание»):
2 этап |
3 этап |
4 этап |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
|
1 этап |
2 этап |
|
|
1 этап |
Первый, кто прошёл все этапы своей дорожки, становится победителем. Превысивший предел допустимых ошибок игрок становится снова теоретиком. Соответственно, зелёная дорожка предъявляет наименьшие требования к игроку, но оставляет надеяться на неудачную игру остальных. На красной, напротив, требования самые высокие, зато безошибочно отвечающему участнику никто не может помешать выиграть.
В игре также участвуют и зрители, называются «теоретиками». За правильный ответ на вопрос, на который не может ответить агонист, теоретику вручается по ордену.
В конце объявляется «Эпилог» — по 3 вопроса, за правильный ответ даётся медаль, если второй правильный — медаль меняется на орден.
Судит игру и оценивает ответы «ареопаг» — жюри из трёх судей. Ведет игру ведущий (учитель) и помощник (чтец).
Ход игры
1.Слово учителя.
- Здравствуйте, уважаемые друзья. Сегодня мы собрались для участия в увлекательном интеллектуальном шоу «Умники и умницы». Его участники студенты 1-го курса специальности «Программирование в компьютерных системах». Позвольте Вам представить нашу судейскую коллегию, которую мы по гречески называем «Ареос пагос » - Высокий Ареопаг. Судит сегодняшнюю встречу, Верховный Архонт ареопага, заместитель генерального директора техникума «Бизнес и Право», (Татьяна Витальевна Склярова, верховному судье ассистируют - секретарь ареопага, заместитель директора техникума по воспитательной работе (Инна Сергеевна Винограденко) и ответственный секретарь, преподаватель технических дисциплин (Наталья Александровна Макаркова), ордена и медали участникам вручает, студентка 1-го курса староста группы НД1, член студенческого Совета техникума Зось Александра. В конкурсе участвуют и зарабатывают медали и теоретики, они сидят в зале – это студенты 1 курса, которые обучаются по специальности «Программирование в компьютерных системах».
Музыкальная отбивка.
2. Приветствие участников. А теперь позвольте попросить Верховного Судью открыть нашу игру и напутствовать участников.
-Большое вам спасибо
3. А теперь мы начинаем нашу игру. Тема сегодняшнего состязания звучит так: «Стили речи и их применение» .
Музыкальная отбивка.
На дорожки приглашаются студенты, претендующие на звание умников техникума «Бизнес и право»: (объявить фамилии участников)
- 1-й этап. Конкурс русского языка — « Выразительные средства, как способ создания художественного стиля».
(Я участникам раздаю листы с заданием, оно выведено на экран)
- Я утверждаю, что
Золушка — это литота (правильный ответ калька)
Красная шапочка — олицетворение ( ответ -метонимия, м.б синекдоха)
Обыкновенное чудо — оксюморон ( ответ оксюморон)
Мальчик-с-пальчик — метонимия (литота)
Премудрый пескарь — калька (правильно эзопов язык)
Сеньор -Помидор — эзопов язык ( олицетворение)
Пожалуйста, если я не права, поправьте меня….2 минуты на выполнение задания. Свои ответы конкурсанты принесут на суд Великого Ареопага.
- Итак, правильные ответы ------
- Возможность заработать медали есть у теоретиков, кто вспомнит, что такое
-Калька – Слово калька произошло от французского
caique, которое в переводе означает — копия. это слово или выражение,
построенное по образцу соответствующих слов и выражений чужого языка. Наличию
калькированных терминов мы обязаны Ломоносову и Карамзину.
Метонимия- замена слова другим, смежным по значению (все флаги в
гости к нам, Весь Пушкин стоит на полке) (Синекдоха- это разновидность
метонимии -Все спит - и
человек, и зверь, и птица».
(Гоголь)
Литота- образное выражение, которое содержит непомерное преуменьшение свойства, признака предмета, явления, действия
Оксюморон- в переводе с греческого означает остроумно-глупое) — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).
Олицетворение- это перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. лес проснулся (сравните: ребенок проснулся), камыш шепчет (девушка шепчет),
Эзопов язык- тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Этот художественный прием применил раб Эзоп, затем широко использовали сатирик Михаил Салтыков-Щедрин, Михаил Зощенко, Михаил Булгаков. («Премудрый пескарь», «Собачье сердце»)
2-этап. Следующий конкурс особо ожидаемый мною, это совершенно верно - Красноречия».
Я даю вам тему для красноречия: «Изучение стилей речи поможет мне быть успешным в профессии и в жизни».
(По подготовленному домашнему заданию – наши участники должны озвучить монолог, построенный в форме публичного выступления, приводя доказательства, аргументы и делая собственные выводы. Помня о том, что при недостатке собственной «глубокой мысли», дозволительно воспользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, и Толстыми и Диккенсами ..» - Конкурсантам дается от 30 секунд до 1 минуты для раскрытия темы я повторю «Изучение стилей речи поможет мне быть успешным в профессии и в жизни» , начинать со слов обращения к Великому Ареопагу ).
- Музыкальный проигрыш
- Великий Ареопаг посовещается и через несколько секунд объявит нам самого красноречивого победителя этого конкурса (который получит право выбрать дорожку — напоминаю на красной -нельзя ошибаться, желтая -1 ошибка, зеленая – допускает 2 неправильных ответа ).
- Итак, кто лучше выразил мысль и раскрыл тему, по вашему мнению?
3-этап. Внимание на экране выведены четыре ключевах слова:
дощечка, норма, текст и овация под каждым скрывается задание.
Привилегию - право выбирать первым задание получает участник, вышедший на красную дорожку.
- Дощечка. (Вопрос: Что в древние греки называли словом «стилус»? И как возможно этимология слова повлияла на его современное значение?)
(Правильный ответ. В задании сказано : в древней Греции словом «стилус» называлась деревянная или костяная палочка с теорией происхождения понятия о стиле. (Воскова́я табли́чка (це́ра от лат. tabula cerata; греч. κηρωμένη πινακίδα) — дощечка из твёрдого материала (самшит, бук, кость) с выдолбленным углублением, куда заливался тёмный воск. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической, деревянной либо костяной палочкой — стилусом (др.-греч. στῦλος, лат. stilus). В случае необходимости надписи можно было стереть, загладить, и воспользоваться дощечкой многократно. Восковые таблички служили для ежедневных записей, напоминали о делах, о долгах и обязательствах, служили черновиком текстов, которые затем переносились на папирус и пергамент. Запечатанные таблички применялись для составления завещаний, передачи секретных распоряжений начальствующих лиц, разнообразных заявлений, расписок и даже доносов. Древнейшая археологическая находка церковной записи относится к VII веку до н. э. (Этрурия). В качестве предмета повседневного обихода в Европе восковые таблички использовались почти до середины XIX века. )
- Норма ( Вопрос: - Учение о трёх стилях использовалось в древнеримской, средневековой и новоевропейской литературе. Из французских классицистов его предписывал Ф. Фенелон в своем «Рассуждении о красноречии». Кто из российских ученых использовал это учение для построения стилистической нормы литературного языка? Какие это стили и для чего они использовались?).
( Верный ответ: М.В. Ломоносов использовал учение о трёх стилях для построения стилистической системы русского языка и русской литературы. Три «штиля» по Ломоносову
1. Высокий штиль — высокий, торжественный, величавый. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии, ораторская речь.
2. Средний штиль —элегии, драмы, сатиры,эклоги, дружеские сочинения.
3. Низкий штиль — комедии, письма, песни, басни.
— Следующее слово Текст. В середине 20 века В.В. Виноградов предложил разграничение: он выделил стилистику языка, которая изучает так называемые функциональные стили речи — Какие? (разговорный, научно-деловой, официально—канцелярский, газетно-публицистический и стилистику художественной литературы. к их выбору предъявляются менее жесткие требования нежели раньше.
-Текст. ( Вопрос. Определите к какому функциональному стилю относится данный текст и почему?(основное назначение текста, языковые особенности). (Вывожу на экран и раздаю задание в печатном на руки.)
1.Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокую культуру общения, высокий уровень обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».
(официально-деловой).Текст официально-делового стиля. Для него характерны конкретность, чёткость, строгость. Он предназначен для обслуживания деятельности деловых учреждений. В тексте использованы деловые обороты речи..
2. Язык — инструмент; едва ли не труднее он самой скрипки. Можно бы еще заметить, что посредственность как на одном, так и на другом инструменте нетерпима. (П. Когда язык ничем не стесняется, все бывают стеснены. (Жан Жак Руссо)
(Это художественный стиль. Автор сравнивает язык с
музыкальным инструментом . Всего несколько предложений, а каждое создает в
воображении читателя яркий образ - образ! )
3. Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв
и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые
ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не
могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд
или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И
это круто!
(разговорный) Для данного текста характерны обмен информацией с собеседником; оценочность; монологическая форма речи; простые восклицательные предложения; эмоционально-экспрессивная лексика.
5. “Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает! Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык… Язык каждого человека – это его мировоззрение и поведение. И если вы хотите быть по-настоящему образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно, экономно”. (Д.С.Лихачёв “Земля родная”)
Ответ. Текст публицистического стиля. Основные его функции – воздействие и информирование. Для него характерны экспрессивность, эмоциональность, призывность, открытая авторская позиция. Данный текст использован в публицистической статье. Применена общественно-политическая лексика: “ценность народа”, “сознательная жизнь”, “родной язык”, “образованный и культурный. Применена общественно-политическая лексика: “ценность народа”, “сознательная жизнь”, “родной язык”, “образованный и культурный человек”; абстрактные существительные: “мировоззрение”, “поведение”; восклицательные и побудительные предложения”
6. Язык- исторически сложившаяся система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым, лексическим и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе.
1. Такая система как предмет изучения или преподавания.
2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве.
3. Разновидность речи, обладающая определенными характерными признаками.
4.Способность говорить, выражая словесно свои мысли.
Текст научного стиля. Для него характерны точность, строгость, доказательность. Он может быть употреблён в справочнике, словаре. В тексте дано определение термина.
2. Народ, народность, нация. (Такое определение дано в толковом словаре: Ефремовой.)
И последнее слово Овца при чем это здесь ? (похлопайте пожалуйста, это называется овации
В рус.языке — (овации это возвышенный стиль), бурные восторженные аплодисменты публики. Но «овис» по латыни означает овца. Вопрос следующий: причем здесь овца и опишите процедуру оваций в Древнем Риме? ( Ответ. Кода полководец входил в город ему громко и продолжительно аплодировали и в жертву приносили овцу).
4 этап. Эпилог.
Мы с вами, дорогие друзья, переходим к завершающему этапу — здесь вопросы проще, кому зададим их, но конечно, тем кто находится на трибуне. (за правильный ответ медаль)
Продолжите предложение:
-Когда мы делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем чувства, мы используем… (разговорный)
- Если сообщаем научные сведения… (научный)
-Если составляем документы… (официально- деловой)
- Когда мы изображаем, рисуем словами… (публицистический)
*Воздействуя с помощью созданных образов на мысли и чувства, мы.. (художественный)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
- (Либо использовать как дополнительные задания умникам)И завершающее задание для теоретиков, мечтающих попасть в умники
А) Это тест (Необходимо выбрать правильный ответ:
Определите
жанры художественного стиля речи:
1.Письмо, беседа,
записка.
2.Диссертация, конспект,
доклад.
3. Очерк, фельетон,
репортаж.
4.Резолюция, заявление,
докладная записка.
5. Поэма, драма, рассказ.
Каковы
синтаксические особенности текстов научного стиля?
1. Риторические вопросы.
2. Неполные предложения.
3. Сложные предложения.
4. Обращения к читателям.
5. Диалог.
Определите,
какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи:
1.Логичность,
объективность, обобщенность, смысловая точность.
2. Эмоциональность,
конкретность, простота речи.
3. Оценочность,
образность, эмоциональность, призывность.
4. Образность,
эмоциональность, конкретность.
5 Смысловая точность.
4.
Какова
цель сообщения текстов официально-делового стиля?
1. Создание картин и
образов.
2. Непосредственное
повседневное общение.
3. Убеждение, воздействие
на слушателя.
4. Точная передача
информации.
5. Передача научных
сообщений.
В) Что это за документы? Правильно ли они составлены? Какие ошибки вы заметили?
№1
|
Директору МОУ «СОШ №124» |
|
|
Милая Софья Петровна! Я
так намаялся в этом учебном году, устал как собака, уж дайте мне отдохнуть
пару месяцев, чтобы потом с новыми силами да за работу. Ведь положено по
закону! Не откажите.
№2. Пусть Иванову Петьке отдадут мою стипендию. Он как будто человек честный (я его давно знаю) и, надеюсь, денег моих не растратит. 21 февраля 2009 г. Василий Петров. (доверенность) №3 Я не поехала с классом 4 ноября в музей им. Горького. Лавникович (объяснительная записка) Г) Проанализируйте отрывок из стихотворения А. Блока:
Осень поздняя. Небо открытое, И леса сквозят тишиной. Прилегла на берег размытый Голова русалки больной.
Какие в этом отрывке использованы языковые средства, характерные для художественного стиля? (-- ритм, рифма; -- инверсия – прилагательное после существительного (осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная); -- эпитет – открытое небо; -- метафора – леса сквозят тишиной; -- синтаксический параллелизм в первой строке; -- назывные предложения, которые создают ощущение статичности, неподвижности. )
|
5. .Ареопаг отметит победителей и отличившихся. Умники получают итоговую оценку по разделу. Теоретики, заработавшие медали — получают дополнительную одну оценку, умники – две зачет по разделу стилистика.
-А я в завершении я процитирую высказывание .
Я.А. Коменского: « Считай несчастным тот день
или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему
образованию».
Я думаю, что сегодня и готовясь к интеллектуальной игре каждый из вас почерпнул для себя, что –то новое, интересное, то что по укрепит ваши знания по теме «Стилистика» или , по крайней мере, расширит ваш кругозор. Больше того, я надеюсь, что полученные сегодня знания приобретут практическую направленность, в дальнейшем помогут вам в жизни и в будущей профессии .
Список использованной литературы:
1. Александров В.Н. Способы связи предложений в тексте/ Александров В.Н.// Единый государственный экзамен. Русский язык: справ. материалы / В.Н. Александров, О.И. Александрова, Т.В. Соловьёва; под ред. И.П. Цыбулько. – 4-е изд. – Челябинск: Взгляд, 2006, С. 158-159.
2. Н.Г.Гольцова Русский язык. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений. / Н.В. Шамшин, И.В. Мищерина. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», с 384-401.
3.О.И. Горбич. Материалы курса «Современные педагогические технологии обучения русского языка в школе»: лекция 1 – 4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009г.
4.Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: 1999.
5.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. – М.: 1992.
6.Солганик Г.Я. Русский язык: Стилистика. 10-11 классы. – М.: 2001.
7.Воробьева В.В. Интенсивный курс русского языка. Язык, речь, культура речевого поведения. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
8.Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – Москва - Воронеж: 1998.
1. Единый государственный экзамен. Русский язык Контрольные измерительные материалы. – М.: Просвещение, 2003.
Урок русского языка в 11-м классе "Хорошую речь хорошо и слушать" ("Стили речи")
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.