Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Слова – родственники»
Цели: 1. Познакомить с однокоренными словами, научить распознавать среди слов однокоренные, подбирать однокоренные слова.
2. Развивать речь, мышление.
Сегодня мы встретимся с нашими хорошими знакомыми – словами-необыкновенном урожае.
Как-то
Много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово,
Слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада,
Вот еще посадки рядом,
А вот
Садовод
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном!
- Какие слова выросли из корня –сад-? Назовите еще слова, которые могли бы вырасти с этим же корнем.
2 конкурс «Аукцион»
- Подберите родственные слова к словам:
цвет поездка
свет вычислить
- Какие слова называются родственниками? Что такое корень слова?
3 конкурс «Родственники»
а) – Какие слова – родственники встречаются в этих строках?
У малышки муравья
Муравьиная семья:
Сто четырнадцать
Братишек –
Рыжеватых муравьишек. (В.Орлов)
- Подберите родственные слова с тем же корнем.
б) – А какие слова-родственники здесь?
Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка – тоже. (С.Маршак)
- Подберите родственные слова с тем же корнем.
в) – А в этом стихотворении только два слова-родственника. Назовите их.
Тропинка – тропа,
Ты меня подвела!
Какою ты крепкой,
Тропинка была,
Какою сухою и звонкой!
Но дождик прошел…
Я повсюду брожу…
И только тропинку
Свою обхожу
Сторонкой. (В.Берестов)
- По образцу этой пары (тропинка – тропа) найдите по одному родственному слову к словам «сторонка», «дождь».
3 конкурс «Охотники за словами»
- В тексте три группы слов-родственников. Назовите (выпишите) их.
Люблю грибы собирать! Под березами – подберезовики.
Ножка тоненькая, шляпка широкая. В сухом бору гриб боровик.
Боровичок – мужичок. Толстой ногой уперся в землю, поднатужился и поднял головой целый ворох хвоинок и листиков. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито… бурый боровик.
Вдоль ручья – осинки. Под осинками – подосиновики. Бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках.
(Н.Сладков «Грибы»)
- Подберите другие слова с теми же корнями.
- Каждое слово нашего богатого языка таит в себе особый смысл. Вдумайтесь в него, и тогда слова много расскажут.
Маленькое слово «чаща» для того, кто понимает его –част-, рисует в воображении «частые, непроходимые леса. «Ущелье» таит в себе узкие горные проходы, подобные щелям. Заяц-беляк названием рассказывает о цвете своей зимней шубки.
Многие слова рассказывают о материале, из которого сделаны предметы. Кухонный горшок – чугунок сделан из чугуна; временное жилище – землянка – из земли; полотенце – из полотна.
Есть слова, которые сами назовут свой адрес: подземелье, подполье; грибник по названию грибов знает, где искать подберезовики, подосиновики, боровики, моховик.
О назначении умывальника, мельницы, колуна расскажет каждое из этих названий. Нетрудно догадаться о занятии кровельщика, истопника, учителя, ткача, рулевого. Можно найти десятки таких слов, которые сами говорят о профессии человека.
(А.Суздалев, А.Цветов)
4 конкурс «Кто лишний?»
- вот как «интересно гулять в саду словесном!» внимательно всмотришься, вдумаешься в слово, найдешь его корень и поймешь, что оно означает, с каким словом родственно, от какого образовано.
Все ли вы хорошо умеете различать родственные и неродственные слова, покажет маленькая сказочка..
Вот так родственники!
- В большом Словаре жили самые разные слова, были среди них и слова-родственники. Каждое слово знало свое место, потому что Словарь требовал, чтобы они стояли строго по алфавиту. Это иногда разлучало родственников, но слова жили спокойно, в дружбе со своими соседями.
Из своего Словаря они отправлялись на работу в тетради школьников, в книги писателей, на театральные афиши и в другие места. Трудились они хорошо, по первому зову прибегало нужное слово.
Однажды Автор, который составлял учебник русского языка для второклассников, попросил прислать ему на работы некоторые слова, но не одних, а сродственниками. То ли устали слова накануне, то ли еще почему, но получилось так, что «гора» привела с собой «горло» и «горняк», «оса» - «осинник», «оса», «пар» - «пара», «паровой», а «лимон» явился со словами «апельсин» и «мандарин».
Удивился Автор, когда увидел некоторых «родственников» и отправил их домой.
- Почему удивился Автор? Какие слова он отправил назад в Словарь?
На примере стихотворения учитель показывает роль родственных слов.
Снежная сказка
Поплясали по снегам
Снежные метели,
Снегири-снеговики
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки.
А в завьюженных лесах –
Снежные палаты.
На сверкающих кустах –
Снежные халаты.
Скрипнут лыжи на бегу
В белом Снегограде,
Впишут синюю строку
В снежные тетради.
А вокруг в снегу одет
Весь простор безбрежный:
Чем не сказка белый свет –
Снежный – снежный – снежный.
(С.Погореловский)
5 конкурс «Четыре пословицы»
- Найдите слова-родственники. Как вы понимаете эти пословицы?
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Ум да разум надоумят сразу.
Думай, да чтобы не передумывать.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
6 конкурс «В чем отличие?»
- Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути.
(Я.Аким)
- Чем отличаются слова-родственники из этого стихотворения?
- Подберите новые группы родственных слов с похожими суффиксами.
7 конкурс «Дальняя родственница»
«- Вы кто такие?
- Я – Гусь, это – Гусыня, это – наши Гусята. А ты кто?
- А я ваша тетя – Гусеница»
- Права ли гусеница? Почему ее нельзя принять в эту «семью» родственных слов?
Знаете ли вы?
Оказывается, слова «копейка» и «копье» были когда-то родственными, потому что на одной из первых русских монет изображался всадник с копьем. От этого слова и образовалась потом «копейка».
В русском языке было слово «ряха». Так называли аккуратного человека. Ну, а как называют неаккуратного человека, вы знаете?
Узелки на память.
Родственные слова обязательно должны быть близки по смыслу и иметь общую часть: гора, горка, горец, горный;
на горе, горевать, горюшко, горемыка.
Новые родственные слова образуются с помощью суффиксов (вода – водяной), приставок (город – пригород), с помощью приставок и суффиксов (гора – пригорок).
Умение быстро подбирать родственные слова важно: оно помогает понимать значения этих слов и правильно их писать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.