Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Веселый урок»
Учитель. Очень важно, ребята, изучая русский язык, научиться правильно и грамотно писать.
Как известно, слова состоят из … (Дети: - Из слогов)
А слоги, в свою очередь, состоят из … (Дети: - Из звуков)
А звуки на письме обозначаются … (Дети: - Буквами)
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке
Построены в ряд
Каждый в условленном
Месте стоит,
И называется всё … (Дети: - Алфавит)
Выходит ученик с плакатом, на котором написано «Алфавит».
1 ученик. Прапрадедовской порой
Встали буквы в строгий строй,
Строй как строй,
Да не простой –
Он зовется алфавит.
Всюду путь ему открыт,
Буквы разуму верны,
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.
Сколько букв в алфавите? (33)
Сколько гласных? (10)
Сколько согласных? (21)
Назовите буквы, которые не обозначают звуков. (ь, ъ)
Учитель. Сколько же слов можно составить из них! Чем больше слов вы будете знать, тем богаче и красивее будет ваша речь. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свои мысли.
Итак, играть готовы?
1 задание «Разминка» - отгадайте загадки.
1) Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом.
Он прозрачный, он стеклянный
Нету номера на нем.
И жильцы в нем непростые,
Непростые, золотые.
Эти самые жильцы –
Знаменитые пловцы. (Аквариум)
2) В детский сад с бахчи
Привезли с мячи.
Подали к обеду мяч
Сладкий, алый, как кумач. (Арбуз)
3) Что за чудо синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (Автомобиль)
4) Вывешиваются картинки: аист, волк, голубь, утка, слон, телефон)
Если по букве, ребята, возьмете
У нарисованных птиц и зверей,
Месяц тогда вы мне назовете.
Какой это месяц? Скажите скорей! (Август)
Какие из этих слов словарные? Как они пишутся?
2 задание – «Найди пару»
Учитель. Прежде, чем начнем играть, послушайте разговор между двумя друзьями – Сашей и Матвеем.
Саша. Матвей, а у меня дома есть овсянка!
Матвей. Подумаешь! У меня дома тоже есть овсянка.
Саша. Я люблю овсянку!
Матвей. И я люблю овсянку. Она желтая, красивая такая. И вкусная, особенно с молоком!
Саша. Как это вкусная? Ка это с молоком?
Матвей. Да так. А еще хороша с маслом или сахаром. Объедение! Ух, пальчики оближешь!
Саша. Да ты про что говоришь?
Матвей. Ка это про что? Про овсянку.
Саша. Про какую овсянку?
Матвей. Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
Саша. И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду живет и песни поет.
Матвей. Каша песни поет?
Саша. Какая тебе каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слышал что ли про такую? Пойдем ко мне мою овсянку слушать!
Матвей. Пойдем! А потом, ко мне – мою овсянку кушать!
Учитель. Что за овсянка была у Саши и Матвея?
Посмотрите на доску и дайте краткое значение второго слова каждой пары.
а) овсянка – каша, в) норка – животное,
овсянка - … норка - …
б) пеночка – птица, г) бокс – стрижка,
пеночка - … бокс - …
- Как называются такие слова? (Многозначные. Омонимы)
3 задание – «Слова»
Учитель. В русском языке есть слова, с расхождением в произношении и написании гласных в корне слова. Послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Словечки – колечки». Подумайте, почему оно так называется?
Ученик. Грустный, сонный, невеселый
Ежи наш пришел со школы.
Входит ученик, изображает.
Сел к столу, разок зевнул
И под книжками заснул.
Тут явились три словечка:
«Апельсин», «Сосна», «Колечко».
Входят трое ребят с соответствующим рисунком на груди.
Слова. Что ж ты, Ежи, сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!
Апельсин. Я – никакой не Опельсин.
Колечко. Я – никакое не Калечко.
Сосна. Я до слез возмущена!
Можно только лишь со сна
Написать, что я – «сасна».
Апельсин. Мы, слова, оскорблены,
Тем, что так искажены!
Ежи! Ежи! Брось лениться!
Так учиться не годится!
Колечко. Невозможно без внимания
Получить образование.
Будет поздно. Так и знай!
Станет неучем лентяй!
Сосна. Если ты еще хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас –
Мы с тобой поступим круто,
Нашей честью дорожа,
Имя «Ежи» в полминуты
Переделаем в «ежа»
Слова. Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим.
Ученик. Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту -
Взялся за работу.
Учитель. Какое правило не знал Ежи?
В каких словах он допустил ошибку? Какую?
Подберите к этим словам проверочные слова.
А какие из этих слов нельзя проверить? Как они называются?
Ученик. Это очень интересно –
Знать, как сделаны слова;
Вот Федоту неизвестно,
Как же пишется «трава».
Он не знает, например,
Что за буква после «р».
А ведь это, как забава:
Измени лишь слово «травы» -
Вмиг получится ответ:
«А» писать, - сомнений нет!
Учитель. А я хочу задать вам, ребята, хитрый вопрос: как написать «сухая трава» всего в 4 буквы? (Сено)
4 задание – «Стишок»
1 ученик. Из слов, что на доске, составьте рассказ, причем интересный и веселый.
(Метро, кенгуру, кино, пальто, кашне, шоссе, шимпанзе, кафе, домино, какаду, фортепьяно, пенсне)
2 ученик. Тут и делать нечего.
3 ученик. Мы сейчас из этих слов стихи напишем!
2 ученик. Конечно! Вот, например:
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
3 ученик. И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
2 ученик. Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне.
3 ученик. А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.
2 ученик. Любит кина детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
3 ученик. Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол.
2 ученик. И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
3 ученик. Вдруг огромный обезьян
Сел играть за фортепьян.
2 ученик. Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
3 ученик. Интересное кино!
2 ученик. Жаль, что кончилось оно!
3 ученик. В гардероб пора бежать –
Будут польта выдавать!
1 ученик. Ну, что же, друзья, у вас получилось песенка как раз о том, как нельзя говорить!
2 и 3 ученик. Почему?
1 ученик. Потому что эти слова не изменяются.
Учитель. Давайте ваше стихотворение поправим, все слова произнесем правильно.
Учитель читает снова стихотворение, когда надо,
показывая нужную картинку. Дети смотрят на картинку
и произносят соответствующее слово.
Учитель. Молодцы! Все, что мы сегодня делали нам удалось, потому что помогала нам грамматика.
А веселый урок – окончен!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.