Внеклассное мероприятие по русскому языку "Веселый урок"

  • docx
  • 07.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Внеклассное мероприятие по русскому языку.docx

Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Веселый урок»

Учитель. Очень важно, ребята, изучая русский язык, научиться правильно и грамотно писать.

         Как известно, слова состоят из … (Дети: - Из слогов)

         А слоги, в свою очередь, состоят из … (Дети: - Из звуков)

         А звуки на письме обозначаются … (Дети: - Буквами)

         Буквы – значки, как бойцы на парад,

         В строгом порядке

Построены в ряд

Каждый в условленном

Месте стоит,

И называется всё … (Дети: - Алфавит)

Выходит ученик с плакатом, на котором написано «Алфавит».

1 ученик.   Прапрадедовской порой

Встали буквы в строгий строй,

Строй как строй,

Да не простой –

Он зовется алфавит.

Всюду путь ему открыт,

Буквы разуму верны,

И за это им даны

Высочайшие права

Образовывать слова.

Сколько букв в алфавите?                    (33)

Сколько гласных?                           (10)

Сколько согласных?                        (21)

Назовите буквы, которые не обозначают звуков.             (ь, ъ)

Учитель. Сколько же слов можно составить из них! Чем больше слов вы будете знать, тем богаче и красивее будет ваша речь. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свои мысли.

Итак, играть готовы?

1 задание «Разминка» - отгадайте загадки.

1)    Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом.

Он прозрачный, он стеклянный

Нету номера на нем.

И жильцы в нем непростые,

Непростые, золотые.

Эти самые жильцы –

Знаменитые пловцы.            (Аквариум)

2)    В детский сад с бахчи

Привезли с мячи.

Подали к обеду мяч

Сладкий, алый, как кумач.           (Арбуз)

3)    Что за чудо синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины,

А питается бензином.                 (Автомобиль)

4)     Вывешиваются картинки: аист, волк, голубь, утка, слон, телефон)

Если по букве, ребята, возьмете

У нарисованных птиц и зверей,

Месяц тогда вы мне назовете.

Какой это месяц? Скажите скорей!             (Август)

Какие из этих слов словарные? Как они пишутся?

 

2 задание – «Найди пару»

Учитель. Прежде, чем начнем играть, послушайте разговор между двумя друзьями – Сашей и Матвеем.

Саша. Матвей, а у меня дома есть овсянка!

Матвей. Подумаешь! У меня дома тоже есть овсянка.

Саша. Я люблю овсянку!

Матвей. И я люблю овсянку. Она желтая, красивая такая. И вкусная, особенно с молоком!

Саша. Как это вкусная? Ка это с молоком?

Матвей. Да так. А еще хороша с маслом или сахаром. Объедение! Ух, пальчики оближешь!

Саша. Да ты про что говоришь?

Матвей. Ка это про что? Про овсянку.

Саша. Про какую овсянку?

Матвей. Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

Саша. И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду живет и песни поет.

Матвей. Каша песни поет?

Саша. Какая тебе каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слышал что ли про такую? Пойдем ко мне мою овсянку слушать!

Матвей. Пойдем! А потом, ко мне – мою овсянку кушать!

 

Учитель. Что за овсянка была у Саши и Матвея?

         Посмотрите на доску и дайте краткое значение второго слова каждой пары.

а) овсянка – каша,                                   в) норка – животное,

    овсянка - …                                              норка - …

б) пеночка – птица,                                 г) бокс – стрижка,

    пеночка - …                                             бокс - …

- Как называются такие слова?        (Многозначные. Омонимы)

 

3 задание – «Слова»

Учитель. В русском языке есть слова, с расхождением в произношении и написании гласных в корне слова. Послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Словечки – колечки». Подумайте, почему оно так называется?

 

Ученик. Грустный, сонный, невеселый

Ежи наш пришел со школы.

Входит ученик, изображает.

Сел к столу, разок зевнул

И под книжками заснул.

Тут явились три словечка:

«Апельсин», «Сосна», «Колечко».

Входят трое ребят с соответствующим рисунком на груди.

Слова. Что ж ты, Ежи, сделал с нами?

Мы пожалуемся маме!

Апельсин. Я – никакой не Опельсин.

Колечко. Я – никакое не Калечко.

Сосна. Я до слез возмущена!

         Можно только лишь со сна

         Написать, что я – «сасна».

Апельсин. Мы, слова, оскорблены,

         Тем, что так искажены!

         Ежи! Ежи! Брось лениться!

Так учиться не годится!

 Колечко. Невозможно без внимания

         Получить образование.

         Будет поздно. Так и знай!

         Станет неучем лентяй!

Сосна. Если ты еще хоть раз

         Искалечишь, мальчик, нас –

         Мы с тобой поступим круто,

         Нашей честью дорожа,

         Имя «Ежи» в полминуты

         Переделаем  в «ежа»

Слова. Будешь ты ежом колючим!

         Вот как мы тебя проучим.

Ученик. Ежи вздрогнул, ужаснулся,

         Потянулся и проснулся.

         Подавил зевоту  -

         Взялся за работу.

Учитель. Какое правило не знал Ежи?

В каких словах он допустил ошибку? Какую?

         Подберите к этим словам проверочные слова.

         А какие из этих слов нельзя проверить? Как они называются?

Ученик. Это очень интересно –

         Знать, как сделаны слова;

         Вот Федоту неизвестно,

         Как же пишется «трава».

         Он не знает, например,

         Что за буква после «р».

         А ведь это, как забава:

         Измени лишь слово «травы» -

Вмиг получится ответ:

         «А» писать, - сомнений нет!

Учитель. А я хочу задать вам, ребята, хитрый вопрос: как написать «сухая трава» всего в 4 буквы?             (Сено)

 

4 задание – «Стишок»

1 ученик. Из слов, что на доске, составьте рассказ, причем интересный и веселый.

(Метро, кенгуру, кино, пальто, кашне, шоссе, шимпанзе, кафе, домино, какаду, фортепьяно, пенсне)

2 ученик. Тут и делать нечего.

3 ученик. Мы сейчас из этих слов стихи напишем!

2 ученик. Конечно! Вот, например:

         Как-то рано поутру

         С другом сели мы в метру.

3 ученик. И поехали в метре

         Фильм смотреть о кенгуре.

2 ученик. Вот сидим мы с ним в кине

         Без пальта и без кашне.

3 ученик. А вернее, я и ты

         Без кашна и без пальты.

2 ученик. Любит кина детвора,

         Если в кинах кенгура

         Ходит-бродит по шоссу,

         Носит в сумке шимпанзу.

3 ученик. Кенгуру в кафу зашел,

         Занял там свободный стол.

2 ученик. И сидит за доминой

         С шимпанзой и какадой.

3 ученик. Вдруг огромный обезьян

         Сел играть за фортепьян.

2 ученик. Тут и взрослый, сняв пенсню,

         Хохотал на всю киню.

3 ученик. Интересное кино!

2 ученик. Жаль, что кончилось оно!

3 ученик. В гардероб пора бежать –

         Будут польта выдавать!

1 ученик. Ну, что же, друзья, у вас получилось песенка как раз о том, как нельзя говорить!

2 и 3 ученик. Почему?

1 ученик. Потому что эти слова не изменяются.

Учитель. Давайте ваше стихотворение поправим, все слова произнесем правильно.

Учитель читает снова стихотворение, когда надо,

показывая нужную картинку. Дети смотрят на картинку

и произносят соответствующее слово.

Учитель. Молодцы! Все, что мы сегодня делали нам удалось, потому что помогала нам грамматика.

         А веселый урок – окончен!