Учебное занятие по ЗОЖ. Профилактика алкоголизма в старших классах.
Тема: «Алкоголь и семья»
Цели и задачи:
• Формирование навыков здорового образа жизни и культуры потребления спиртосодержащих напитков;
• Воспитание правильной жизненной позиции и трезвых взглядов на семью;
• Формирование навыков коммуникативного общения, творческого подхода к решению проблемы и умения делать правильный выбор в пользу своего здоровья и отстаивать его.
Форма и методы: диспут с театрализованным действием, сообщениями, творческой мастерской и работой в группах.
Оборудование: альбомные листы, карандаши и фломастеры, скотч, клей, вырезки из газет и журналов, домашние заготовки стихов и юмора, шаржей и анекдотов по теме занятия.
ХОД занятия
1. Организационный момент. Стихотворение Анатолия Передреева
Люди пьют...
Люди пьют,
Самогон и водку,
Спирт, перцовку, портвейн, коньяк.
Шевеля кадыками,
Как воду,
Пьют - напиться не могут никак.
Не беду,
Ни тоску разгоняют,
Просто так
Соберутся и пьют.
И не пляшут совсем,
Не гуляют,
Даже песен уже не поют.
Тихо пьют,
Как молятся - истово,
Даже жутко -
Посуду не бьют...
Пьют артисты и журналисты,
И последние смертные пьют.
Просто так,
Просто так напиваются
Ни причин, ни кручин - никаких.
Просто так,
Просто так собираются
В гастрономах с утра -
«На троих».
Люди пьют...
Все устои рушатся -
Хлешут насмерть,
Не на живот.
Разлагаются все содружества,
Все сотрудничества
И супружества,-
Собутыльничество живёт.
- Слова учителя. Цель занятия.
2. Теоретическая часть.
- Заслушаем два трёхминутных сообщения «Проблемы алкоголизма в Беларуси. Статистика» и «Последствия алкоголизма для общества и государства». (Сообщения готовятся учащимися заранее с отражением важнейших вопросов темы.) мы сейчас узнаем, какие проблемы несёт алкоголь для семьи, общества и государства, услышим статистику по Республике Беларусь.
3. Практическая часть. Диспут. (Учащимся предлагается обсудить ряд вопросов, связанных с употреблением и злоупотреблением алкогольной продукции.)
§ Совместимы ли алкоголь и семья? Почему?
§ Кто из вас хотел бы иметь пьющего супруга или жену? Почему?
§ Есть ли в ваших семьях случаи злоупотребления спиртным? К чему они приводят?
§ Как вы относитесь к пьянству и как вы боритесь с ним?
§ Одобряете ли вы выпивку на праздники? Не перерастёт ли она в болезнь или ежедневную потребность? Кто даст гарантии?
§ Выпивают ли ваши друзья? А вы сами как относитесь к спиртосодержащим напиткам?
§ Как борются в ваших семьях с злоупотреблением алкоголя?
§ Почему алкоголь называется бытовым наркотиком?
§ Дети за столом вместе со взрослыми - это хорошо или плохо? Почему?
Стоит ли скрывать от детей, что взрослые выпивают или злоупотребляют спиртным? Можно ли это скрыть? (и т.д.)
- Давайте прервёмся на время и подведём черту,
сделаем некоторые выводы.
(Учащиеся делают свои выводы. Последним подводит итоги учитель.)
♦ Детей и взрослых надо учить культуре потребления спиртных напитков и не забывать о последствиях увлечённости алкоголем – алкоголизме и нарушении здоровья человека, о проблемах семьи.
- Предлагаю заслушать ещё одно сообщение «Алкоголь и здоровье человека», а потом продолжим разговор по теме.
4. Сейчас
мы посмотрим мини-сценку «Алкоголь и семья». Действующие
лица:
муж, жена, трое детей, два друга-собутыльника мужа.
Суть сценки-пантомимы: Муж становится на стул лицом к зрителю, впереди него – жена, с двух боков жены – дети, за мужем – два друга. Друзья тянут мужа на себя за его одежду, пошатывая стул, оттягивая стул на себя. Теряющий равновесие муж должен найти опору, чтобы не упасть со стула. В этом и вся суть сценки: за кого ухватится муж? Если за жену или детей, то семья ему ещё дорога – и общими усилиями отца и мужа можно спасти от алкоголизма, вернуть в семью. Если муж найдёт опору в друзьях – семья точно развалится. И виной тому будет алкоголь и друзья-собутыльники.
(Обычно «муж» в сценке хватается за «жену» как за опору. Если бы так было всегда в жизни! Но, к сожалению,...)
5. Просмотр видеоролика «Алкоголь и организм человека».
6. А сейчас
разбиваемся на группы по 4-6 человек и выполним небольшую
работку: составим по группам кластер «Алкоголь».
Приблизительная схема кластера:
- Время выполнения кластера 5 минут. Каждая группа сдаёт свой вариант.
7. Творческая мастерская. Составление коллажей.
- Пока вы постараетесь выразить в коллаже своё
отношение к проблеме алкоголизма в нашем обществе и его последствиях
для семьи и отдельных граждан нашего
государства, я на доске попробую создать объединённый кластер.
Итак, приступаем к работе, всё необходимое вы принесли с собой на занятие.
8. Рефлексия. Итоги.
(Учитель зачитывает получившийся общими усилиями кластер «Алкоголь», тем самым, обобщая прозвучавшие на занятии проблемы.)
- Я предлагаю вам провести рефлексию и расшифровать высказывания:
• Алкоголь ворует души людей;
• Алкоголь убивает ваших друзей;
• Алкоголь делает человека безумным;
• Алкоголь - наркотик-проводник;
• Алкоголь! Подумай! Остановись!
- Всем спасибо за работу. Берегите себя!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.