Тема: День птиц
Цель:
приобщение к празднику «День Птиц».
Задачи:
1. Расширять представление детей о мире птиц. Познакомить учащихся с
экологическим праздником День птиц.
2. Развивать любознательность, мышление, расширять кругозор.
3. Воспитывать стремление заботиться о пернатых друзьях, бережное отношение к
птицам,.
Оборудование:
звуковое сопровождение с записью голосов птиц, изображение разных видов птиц.
Ход занятия
Ученик1:
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.
Ученик 2:
Занимается заря
Тише ... Слышишь глухаря?!
Пробудились спозаранок
Стайки маленьких зарянок,
Птичка чечетка,
Сорока - трещетка.
Лес запел, защебетал!
Солнце встало, день настал. (Д. Смирнов)
Учитель: Сегодня мы собрались не случайно. Послушайте, красивые звуки
(звучит пение птиц в
лесу).
- Что это? (ответы
детей)
- Сегодня мы собрались здесь в честь наших пернатых друзей, ведь недавно 1
апреля был особенный день - Международный День птиц. Этому празднику уже более
ста лет.
Отмечается он с 1906 года. Впервые отметили его в Америке.
Оказалось, что многие люди готовы оказывать помощь птицам и стремиться
сохранить исчезающие виды. В разных городах создаются организации, которые
оказывают помощь птицам. Их подкармливают и защищают гнезда от разорения.
Традиция эта сохраняется уже на протяжении многих лет. А чтобы о ней не
забывали, 1 апреля добровольцы и все желающие привлекают внимание к проблеме
сохранения и бережного отношения к пернатым друзьям.
Учитель: Кто же такие птицы? (читают по очереди дети)
1 ученик:
Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь.
2 ученик:
Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми цветами.
3 ученик:
Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят к нам на крыльях весну.
4 ученик:
Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от
вредных насекомых и грызунов.
5 ученик:
Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше
облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
Учитель:
- Птиц на нашей планете великое множество. Они живут в самых разных местах
обитания, от пустыни до льдов. У всех птиц беззубый клюв и тело покрыто
перьями.
- Они откладывают яйца, покрытые твёрдой оболочкой. И всё же, у каждой птицы
свои особенности. Отличаются они друг от друга и размером, и окраской, и
питанием. Каждая птица по-своему приспособилась к изменениям в природе. А еще
они по-разному издают звуки.
Игра "Птичьи разговоры".
Галдят, шумят, кричат с утра до вечера птицы. Разговаривают пернатые друг с
другом и с нами. Птицы разговаривают по- разному. Определите как:
Курица … кудахчет
Воробей… чирикает
Утка… крякает
Филин, сова… ухает
Гусь… гогочет
Ворона …. каркает
Кукушка…. кукует
Петух … кукарекает
Журавль …. курлычет
Голубь… воркует
Сорока… стрекочет
Учитель:
Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.
Кто снёс яичко не простое, а золотое? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).
С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).
С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
В какую птицу превращался министр подземного королевства в сказке Антония Погорельского? (В чёрную курицу; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»).
Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
Какая птица, когда стучались в дверь спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).
- Учитель: Всегда птицы привлекали внимание людей. И вот, наблюдая за птицами, создавались разные пословицы и поговорки. Сейчас мы проверим знают ли наши участники мероприятия пословицы и поговорки о птицах.
(
по очереди называют пословицы)
Физкультминутка.
- Я буду озвучивать название птиц. Если назову что-то другое, вы должны хлопнуть
в ладоши.
Прилетели птицы:
голуби, синицы, мухи и стрижи…
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Прилетели птицы: голуби, куницы…
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары,
кукушки…
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки,
даже совы - сплюшки.
Лебеди и утки – и спасибо шутке!
- Молодцы, знаете птиц! А теперь разгадаем загадки.
Загадки о птицах
1. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад – вперед по пашне вскачь,
А зовется птица …(грач).
Грач за день уничтожает 400 червей, вредителей растений.
2. Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями
Ну, а зовут меня …(скворец).
Семья скворцов за день съедает 350 гусениц, жуков и улиток.
3. Кто в беретке ярко – красной,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит …(дятел).
4. У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем …(сова).
Ушастая сова способна съесть за ночь 7 – 8 мышей – полевок. А за год одна семья уничтожает 10 тыс.мышей и спасла 20 тонн зерна.
5. Эта птица никогда
Не строит для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет,
И о птенцах не вспоминает …(кукушка).
Кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.
6. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном,
Из травы и глины …(ласточка).
Семья ласточек за лето уничтожает около млн. различных вредных насекомых.
7. На припеке каждый день
Раздается: «Зень, зень, зень.»
Кто на солнце веселится?
Это звонкая …(синица).
Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
Следующий конкурс:
Поразмыслим неспеша, один вопрос – три ответа. Найди правильный!
Вопросы:
1. Для чего дятел «барабанит»?
- клюв чистит;
- кому-то что-то сообщает;
- музыкой увлекается.
(Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздаётся раскатистая барабанная дробь. Это пёстрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит приглашением и для самки: «Пожалуйста, прилетай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».)
2. Почему у дятла голова от стука не болит, и мозг не повреждается?
- дятел имеет крохотный мозг;
- голова на амортизаторах;
- череп сверхкрепкий.
(Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропита-ние. А громкий стук клюва о дерево слышали? И как это у него голова не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть – и то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и чере-пом и между черепом и шейными позвонками амортизаторы стоят – пружинистая хрящевая ткань.)
3. Зачем страус голову в песок прячет?
- от страха;
- освобождается от паразитов;
- разыскивает пищу.
(И совсем не из-за страха, как принято считать, а с санитарно-профилактическими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждёт (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть прини-мает самые настоящие песочные ванны.)
4. Сколько перьев у птиц?
- не пересчитать;
- более тысячи;
- более десяти тысяч.
(И всё же орнитологи пересчитали и выяснили: у разных птиц и количество перьев разное. Больше всего перьев у лебедя – 25 тысяч, причем одна пятая их часть разместилась на голове и прекрасной «лебединой шее». У кряковой утки их 12 тысяч, а у голубя всего 2600.)
5. Какие птицы самые быстрокрылые?
- соколы и ястребы;
- ласточки и стрижи;
- утки и чайки.
(«Эх ты, ласточка - касатка быстрокрылая…»- поётся в одной песне. И как правильно поётся! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полёта может достигать 150 км в час.)
6. Почему у журавля всегда рождается только один птенец?
- журавль откладывает всего одно яйцо;
- сильный птенец убивает слабого;
- птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.
(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом.)
7. Какая птица является чемпионом по нырянию?
- утка;
- гагара;
- пингвин.
(Чемпионами по глубоководному нырянию являются представители Арктики и Антарктики. Так, представительницу Арктики гагару ученые наблюдали из батискафа на глубине 80 метров. Королевский же пингвин – житель Антарктиды – ныряет до 200 метров.)
8. А кто из птиц лучший танцор?
- павлин;
- гусь;
- журавль.
(«Радостным журавлиным криком оглашаются болота. Впереди постройка гнезда, летние родительские заботы, а пока… танцы. Вышагивают, приседают друг перед другом, взмахивая крыльями. По-особому переступают тонкие ноги, по-особому взмахивают серые крылья, по-особому изгибаются стройные шеи. Это особый танец-танец весны». Так описал танцы журавлей Н.И.Сладков. Лучше не опишешь, а лучше никто из птиц и не танцует.)
Учитель:
- Птицы не только издают красивые мелодичные звуки, но и приносят огромную
пользу. Послушайте рассказы о том, как птицы защищают наши леса, поля, сады и
огороды, о том, как надо беречь и привлекать наших веселых певцов.
1 ученик.
Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они
успевают поймать миллионы всяких мошек, комаров, тлей. Например, у рек , где
гнездятся береговые ласточки, даже в самое “комариное время”, можно спокойно
ловить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от комаров. Ласточки-береговушки
питаются ими.
2 ученик.
Над полями и лесами днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других
грызунов, которые наносят большой вред нашим урожаям. Ночью их сменяют совы.
Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады.
Теперь вам понятно, почему говорят: “Птицы – наши помощники!”
3 ученик.
Птиц в природе становится все меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники,
много шума от городов и заводов, растет загрязнение воздуха, рек. Очень
печально, что растет и число птиц в “Красной книге. Очень жаль: птицы – в
книге! Жить птицы должны не в книге, а в природе.
Правила общения с
птицами.
Учитель:
- Ребята, как же мы должны относиться к птицам?
1-й ребенок:
На нашей планете живут
Чудесные создания.
Они летают и поют
И землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
2-й ребенок:
Что случится, если птицы
На земле вдруг пропадут?
Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки –
Вот что будет,
Если птицы, если птицы,
Все исчезнут — пропадут!
3-й ребенок:
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик — чирика воробья…
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!
4.Не пугайте резвых птичек!
Пусть они вокруг порхают,
Крылья их при ярком свете,
Словно радуга сверкают
5.Вы послушайте их песни,
Что поют они на воле!
Пусть певуньи украшают
Нам леса, сады и поле.
6..И в работе очень важной
Нам полезны эти крошки:
Истребляя на растеньях
Червяков и вредных мошек,
8.Пусть живут в лесах, в садах
Ведь они для нас друзья
Соловьи, грачи, синицы.
9.Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов, –
Я знаю все, о чем поет
Щегол и реполов.
10.Поет на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд.
11.Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на пни.
Яичек теплых не бери, –
Зачем тебе они?
12.Через неделю или две
Зайди послушать в сад, –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат.
13.Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Найдется много червяков,
Ползущих в огород.
14.Повсюду птицы полетят, –
Они и там, и тут.
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.
15.От кровожадных комаров
Покоя летом нет.
Их пеночка и реполов
Поймают на обед.
16. Поет щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд!
17. Мы хотим, чтобы птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы песням птицы не было конца!
Игра Я буду
озвучивать предложения , если это нужно делать для птиц, вы хлопните в
ладоши, а если нет, то будете сидеть тихо.
1. Вывешивать скворечники весной.
2. Стрелять из рогатки по птицам.
3. Помогать больной или раненой птице.
4. Разорять птичьи гнезда.
5. Подкармливать птиц ранней весной.
6. Уносить домой здоровых птенцов.
7. Подходить близко к гнездам птиц.
8. Изучать птиц.
Учитель: Давайте, ребята, так относиться к птицам, чтобы они нас не пугались, чтобы звонкие песни их радовали наш слух всегда. Они, так же как и все мы, нуждаются в заботе и внимании.
- Переходим к следующему конкурсу «да» или «нет» - о значении птиц в природе и жизни человека. На международном орнитологическом конгрессе участников попросили ответить на вопрос: что дали птицы человечеству? Вот некоторые из ответов: «Сопереживание полета. Без птиц человечество мыслило бы более приземлено». «Краски, пение, движение, вдохновение», «Победу над силой тяжести. Восхитительные тайны, в которые человек получил возможность проникать», «Глубокое ощущение свободы и радости». «Каким скучным местом был бы Мир без Птиц!».
Итак, на вопросы конкурса вы должны ответить «ДА» или «НЕТ».
1. Птицы - лучшие помощники в борьбе с вредителями лесного и сельского хозяйства. (Да).
2. Чем больше птиц, тем больше вредителей и выше урожай. (Нет).
3. Птицы предупреждают массовое размножение вредителей. (Да).
4. Больше синиц в садах - меньше червивых яблок. (Да).
5. Птицы являются важным звеном в цепях питания живых организмов. (Да).
6. Хищные птицы уничтожают грызунов, наносят вред лесному и сельскому хозяйству. (Нет).
7. Птицы полезны в развитии различных ландшафтов. (Да, например, способствуют распространению растений на вырубках, гарях, открытых участках).
8. Следует ли истреблять грачей, которые могут наносить вред в овощеводстве и в садоводстве. (Нет, птицы приносят больше пользы, чем вреда, так как уничтожают личинок вредных насекомых, сами являются пищевым объектом для многих хищников).
9. Можно ли собирать для употребления в пищу яйца таких диких птиц, как гусей и уток. (Нет, это приведет к резкому сокращению численности видов).
10. Существует ли проблема охраны птиц в связи с развитием авиации? (Да, много птиц погибает в районе аэропортов и при столкновении с самолетами).
Ученик 1: Нам жить в одной семье.
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю.
Лететь в одном полете.
Ученик 2: Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте
Ученик 3: О! Как, природа - мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла
Давайте coxpaним
На стержнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таежных дебрях тигра.
Ученик 4: Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся,
Давайте наши души
Вместе сохраним.
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!!! (С. Старшинов)
Учитель: Вот и закончилось наше мероприятие. Успехов вам и до новых встреч!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.