Тренинг по формированию благоприятного микроклимата в группе.
Тема: «Час доверия»
Целью тренинговой программы по формированию благоприятного микроклимата – является формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе и развитие сплоченности педагогического коллектива.
Задачи:
· формирование благоприятного психологического климата в классе и коллективе;
· нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
· первоначальная диагностика психологической атмосферы в классе и коллективе;
· осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
· развитие умения работать в команде;
· сплочение группы.
· создание атмосферы эмоциональной стабильности, доброжелательности, сотрудничества и взаимопонимания;
Форма проведения – тренинговые занятия.
Структура занятия включает в себя следующие этапы:
1. Приветствие.
Цель: развитие доверительного стиля общения, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения.
Цель: снятие мышечного напряжения и развития умения расслабляться.
3 .Основная часть.
Цель: сплочение группы и близкое знакомство с каждым участником коллектива; совершенствование умений эффективного общения, развитие коммуникативных навыков.
4 Упражнение на закрепление.
Цель: обобщение и закрепление основного упражнения
5. Упражнение на расслабление и снятие напряжения.
Цель: снятие мышечного напряжения и развития умения расслабляться.
6. Обратная связь.
Цель: развитие самопонимания и взаимопонимания участников тренинга.
7. Прощание.
Цель: эмоциональное завершение занятия, избавление от негативных эмоций.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня сплоченности коллектива;
- развитие умения работать в команде;
Занятие № 1. “Час доверия”
1. Приветствие. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном детском саду и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
2. Упражнение на расслабление и снятие напряжения. Упражнение «Доверие».
Упражнение выполняется в паре. Один из партнеров стоит спиной к другому и падает в его сторону. Задача второго партнера — поддержать товарища, чтобы тот не упал.
— Что ты чувствовал, когда падал?
— Что ты чувствовал, когда держал?
— Что ты хочешь пожелать тому, кто тебя удержал?
3. Основная часть. Упражнение «Дом».
Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Психолог дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.
Обсуждение: « Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!»
4. Упражнение на закрепление. Упражнение «Стаканчик».
Участники садятся в круг. Психолог дает первому участнику пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу, таким образом, чтоб способ его передачи от участника к участнику ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры. Игра завершается. Когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют новые оригинальные идеи.
Обсуждение с психологом: ваше настроение в игре? Трудно ли было придумать новый способ?
5
6. Обратная связь. Упражнение «Подарки».
Все участники по кругу высказываются: «Что бы я хотел подарить сидящему рядом?» Называется то, что, по мнению говорящего, могло бы по-настоящему порадовать человека, которому сделали такой подарок.
Затем тот, кому «подарили», благодарит и объясняет, действительно ли он был бы рад этому подарку и почему?
7. Прощание. Игра «Закончи мысль» (эти предложения помогут оценить атмосферу в коллективе).
· В коллективе я доверяю людям, которые…
· Мне радостно за коллег, когда…
· Педагог считает себя успешным…
· Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…
· Я ценю в коллегах…
· Я теряю самообладание, когда…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.