МБОУ «Гимназия»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В 1 КЛАССЕ
«ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ»
Цель мероприятия: показать ценность и необходимость дружбы.
Задачи:
§ Формировать у детей представление о дружбе, о правилах дружбы через работу над литературными произведениями, игровые и жизненные ситуации.
§ Содействовать формированию дружного классного коллектива.
§ Способствовать развитию критического мышления, внимания, памяти, самодисциплины, умения работать в команде.
§ Содействовать воспитанию коллективизма, вежливого отношения друг к другу.
Форма работы: разговор-рассуждение с презентацией.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, электронная презентация, «Цветок дружбы», словарь русского языка С. И. Ожегова, видеозапись мультфильма «Приключения кота Леопольда», аудиозаписи песен «Песенка об улыбке» (слова М. Пляцковского, муз. В. Шаинского), «Если с другом вышел в путь» (слова В.Шаинского, муз. М.Танича), «Вместе весело шагать» (слова М. Матусовского, муз. В. Шаинского), шаблоны рукавичек, пословицы и поговорки о дружбе, стихи советских поэтов о дружбе.
Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна, а сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся. Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей способствуют развитию речи, чувств детей, выработке положительных эмоций.
Ход мероприятия
I. Организационный момент. Звучит песня «Улыбка».
Учитель: - Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. Как в песне поётся, с чего начинается дружба? (С улыбки.) Это тема нашего праздника: «ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ».
II. Сообщение темы мероприятия.
Учитель: - Дорогие друзья! Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы поговорить о том, что такое дружба, узнать, какими качествами должен обладать настоящий друг, будем учиться замечать и ценить положительные качества в окружающих людях, и к концу праздника мы должны будем вырастить ЦВЕТОК ДРУЖБЫ, лепестки которого - это основные правила дружбы.
III. Работа над темой.
1. Анализ содержания стихотворения.
- Ребята, а что такое дружба?
(Учащиеся класса читают стихи)
Что такое дружба?
Это совесть чистая
И душа открытая -
Так считают исстари.
Что такое дружба?
Дружба - это равенство,
А дружить без равенства
Никому не нравится.
Что такое дружба?
Если станет туго,
То во всём, как на себя,
Положись на друга.
Что такое дружба?
Крепкая опора.
Вместе верные друзья
Могут сдвинуть горы.
Что такое дружба?
Это счастье, дети,
Это небо чистое,
Мир на всей планете!
Учитель: - В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова понятие «Дружба» определено так:
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Можете ли вы что-то добавить к этому определению? (Ответы учеников)
2. Просмотр фрагмента мультфильма «Приключения Кота Леопольда».
- Ребята, сейчас мы посмотрим мультфильм про кота Леопольда и ответим на вопрос: к чему призывает нас кот Леопольд?
(Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда».)
Учитель: - «Ребята, давайте жить дружно!» - призывает кот Леопольд. Что значит дружно? (Ответы учеников)
3. Анализ содержания стихотворения.
Учитель: - Детский писатель Борис Заходер сочинил стишок и назвал его «Мы – друзья» (читают дети).
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том, что он и я -
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём:
Даже вместе... отстаём!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка...
Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она еще смеётся:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Учитель: - Скажите мне, ребята, мальчики живут дружно или нет? (Дети высказывают свои мнения, предположения.)
- Мы рассмотрели ситуацию, в которой один мальчик заступился за своего друга, но потом его тоже стукнул, чтобы тот не дрался. Как вы думаете, какие законы помогают этим мальчикам дружить? (Ответы детей)
1.Помогай другу в беде (1 лепесток ЦВЕТКА ДРУЖБЫ)
2.Останови друга, если он делает что-то плохое, но не применяй при этом силу (2 лепесток)
4. Игра «Разноцветные рукавички»
Учитель: - Всем известно, что настоящие друзья всё делят пополам. Давайте проверим, а умеете ли вы работать в парах. Сыграем в игру «Разноцветные рукавички».
Я прошу объединиться в пары соседей по парте. Возьмите на двоих одну коробку цветных карандашей. Перед вами лежат рисунки «рукавичек». Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь, друг с другом, как вы будете украшать эти рукавички. Каждый из вас будет раскрашивать свою рукавичку, но узоры у вас должны быть одинаковые и яркие. Вам понятно задание? Тогда начинаем работать.
Игра со зрителями.
Друзья! Задам я вам вопрос,
А вы над ним подумайте,
Подумайте, одно из двух –
Да или нет – ответьте вслух.
Коль вы находчивы сполна,
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
- Скажи, приветствуя рассвет,
Поёт ли сом усатый? (Нет!)
- А, рассекая гладь пруда,
Умеют плавать гуси? (Да!)
- А если солнцем снег согрет,
Он станет льдом холодным? (Нет!)
- Ответь, а может резеда
Цвести в саду зимою! (Нет!)
- А крокодил собрать букет
Из белых астр может? (Нет!)
- Верблюд способен, дай ответ,
Идти три дня без пищи? (Да!)
- А тех, кто трудится всегда
В народе уважают? (Да!)
- В конце спросить пришла пора -
А вам понравилась игра? (Да!)
(Учащиеся заканчивают выполнение задания, после выполнения работы обсуждаем, у кого рукавички получились особенно яркими, у кого узоры на рукавичках симметричные)
Учитель: - Красивые рукавички нам помогли,
Согрели нас в холод, от стужи спасли.
- Ребята, какие правила дружбы помогли вам в работе?
3. Не жадничай! (3 лепесток).
4. Помогайте друг другу (4 лепесток).
- Что было бы, если бы люди не дружили друг с другом? (Ответы учеников)
Учащиеся класса исполняют песню «Если с другом вышел в путь» (слова В.Шаинского, муз. М.Танича).
5. Анализ ситуаций.
Учитель: - Ребята, у меня много друзей и вот однажды с ними произошёл такой случай.
«Друзья». Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».
- Давай! - согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру. - Я - Сашин друг! - гордо сказал он. - Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я - твой друг! - опять произнес он. - Будем вместе играть.
Но тут подошёл Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим. - Почему? - удивился Саша. - Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. - Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу.
Учитель: - Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
- Какое правило дружбы забыл Максим?
(Ответы учащихся)
5. Дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы.
- А вот ещё одно произведение на эту же тему. Как вы оцените ситуацию, описанную в стихотворении Л.Фадеевой «Дружба навсегда»
Стихотворение Л.Фадеевой «Дружба навсегда» (читает ученица)
Я с Петровой подружилась!
Я с ней сушкой поделилась.
Мы с Петровой после чтенья
Съели всё моё печенье.
Я конфету ей отдам
Всю! Не надо пополам!
И вдруг Петрова убежала,
Когда закончилась еда.
А ведь вожатая сказала
Что дружба –
Это навсегда!
Учитель: - Запомните, ребята, что у вас никогда не будет друзей, если вы будете похожи на героя этого стихотворения.
- А чтобы дружба между ребятами сохранилась, что нужно сделать? (Ответы ребят)
- Правильно, Максим и Петрова должны попросить прощения у ребят.
Стих. С.Погореловский (читает ученик)
Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я молча слёзы проглотил!
Пришёл домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил!..
Но больше дружбе не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься,
Матросом – ты, матросом – я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперёк…
Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!
Такую дружбу не сберёг!
Ты не сберёг мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!..
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька – так несмело
Вошёл с поникшей головой:
«Прости уж! Сердишься?.. За дело!
Беда, горячий я какой!»
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: «Ну что ж!
Я не сержусь: чего сердиться?
Я так и знал, что ты придёшь!»
Учитель: - Осознать свою ошибку – это ещё одно правило дружбы.
6. Умей признавать свои ошибки (6 лепесток).
6. Игра «Собери пословицу»
Учитель: - О дружбе народ сложил много пословиц и поговорок. Какие из них вы знаете?
- Я предлагаю вам вспомнить ещё некоторые пословицы. Игра «Собери пословицу».
Для этой игры мы объединимся в команды (группы), каждая группа получит пословицу, но она разрезана на слова. Вам нужно из слов собрать пословицу.
1. Сам погибай, а товарища выручай.
2. Старый друг, лучше новых двух.
3. Без друга - на душе вьюга.
4. Друг за друга стой - выиграешь бой.
5. Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
6. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
7. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
8. Друг познаётся в беде.
- Молодцы, ребята. У вас получились правильные пословицы. Объясните, как вы их понимаете. (Дети объясняют смысл пословиц).
7. Анализ стихотворения
- Учитель: - О чём следующее стихотворение? (Читают дети)
Что такое дружба? Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
Что такое дружба?
Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила я у девочки:
Дружба - что такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
(Выслушиваются ответы учащихся)
Учитель: - В этом стихотворении говорится о том, что дружба – это когда тебя понимают и уважают твои интересы. Это ещё один закон дружбы.
7. Друг должен понимать и уважать интересы друга (7 лепесток).
8. Инсценирование стихотворения
Учитель: - Хорошо когда в воскресный день к вам приходят товарищи. Вы вместе играете, читаете, мастерите. И, порой, нарушаете привычный порядок в комнате. Послушайте шуточное стихотворение Э.Успенского «Мама приходит с работы» (Читают ученики)
Инсценирование стихотворение Э.Успенского
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты.
Мама в комнату проходит.
- Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть дом не наш?
- Наш.
- Может не наш этаж?
- Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
- Значит это не обвал?
- Нет.
- Слон у нас не танцевал?
- Нет.
- Очень рада.
Оказалось, я напрасно волновалась.
Учитель: Какова основная мысль этого стихотворения?
(После игр надо обязательно всё убрать, привести в порядок.)
Учитель: - Настоящая дружба зарождается в школе. Послушайте стихотворение о школьной дружбе (читают дети).
1. Дружба настоящая
В школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Дружба настоящая
Сердцем проверяется,
Значит, эта дружба – навсегда!
2. Пусть бегут по школьной лестнице
Сентябри за сентябрями.
Наша дружба не разделится,
А умножится с годами!
3. Наша дружба с нами учится,
Отдыхает с нами вместе!
Вместе с ней нельзя соскучиться,
Как с хорошей звонкой песней!
9. Игра «Танец с шарами»
Для игры от каждой команды нужны два человека. Встать парами, лбами держать воздушный шар и танцевать под музыку. Пара, которая дольше всех удержит шар и лучше станцует, становится победителем.
10. Беседа о друзьях
Учитель: - Ребята, а у всех вас есть друзья? А есть ли те, у кого нет друзей? (Ответы детей).
- Как вы считаете, у вашего лучшего друга могут быть друзья кроме тебя? Как вы к ним относитесь?
Нельзя ограничивать друга только своей дружбой. Поэтому и закон о дружбе такой:
8. Уважай право друга иметь других друзей, кроме тебя (8 лепесток).
IV. Подведение итогов (рефлексия)
Учитель: - Наше мероприятие подошло к концу. Давайте вспомним все законы дружбы. Правила дружбы мы повесим в наш уголок, и будем стараться их выполнять. Мы хотим закончить наш праздник следующими пожеланиями (чтение хором):
Стихотворение И. Меднина «Давайте дружить».
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как ветер – с лугом,
Как парус – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами.
Учитель: - Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполнены добротой, взаимоуважением, бескорыстием. И в дорогу возьмём с собой песню.
(Дети поют песню «Вместе весело шагать»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.