Сценарий внеклассного мероприятия «В зимнем лесу».
2 класс
Учитель-Тимофеева Ю.Ю.
Цель: расширить знания детей о зимних изменениях в жизни живой и неживой природы, развивать умение устанавливать цепи питания и экологические связи, воспитывать бережное отношение к родной природе.
Оборудование: мультипроектор, фото, картинки зверей и птиц (региональный компонент), таблицы, цепи питания, пословицы о зимних месяцах, карточки с названиями животных, костюмы для сценок, презентация.
Ход занятия:
Учитель. Приглашаю вас в гости в зимний лес.
Ученик 1. Всё кругом бело-синее, всё в тонком кружеве теней.
А лес укрыт пушистым инеем, уснул до первых вешних дней.
Класс делится на 3 группы (в начале занятия учащиеся выбирают снежинку: белую, синюю, разноцветную)
Учитель. Когда наступает зима? По каким признакам мы узнаем её?
Назовите по порядку зимние месяцы. (Ответы детей)
Декабрь - «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, а зиму начинает. Январь- «студень». Самый холодный и ветреный месяц в году. Февраль – «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого теплого солнца. Говорят: «вьюги да метели под февраль прилетели».
По календарю зима начинается 1 декабря, но учёные считают началом зимы 22 декабря- самый короткий день в году.
1.Задание. Соберите пословицы.
«Зима без снега – лето без хлеба».
«Февраль воду подпустит, март подберет».
«Январь - году начало, зиме середина».
Учитель. Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Зима- трудный период.
Расскажите, как изменилась жизнь растений? (Ответы детей)
-Есть травянистые растения: земляника, копытень, а также озимая рожь и пшеница, которые уходят под снег зелёными.
Почему они не замерзают? (Ответы детей)
Как зимуют звери, птицы, насекомые? (Ответы детей)
Снег защищает не только растения, но и согревает животных. Лось в
снегу не зарывается полностью. На поверхности остаются голова и половина спины с густой шерстью. Так животное греется.
Рябчики, тетерева, куропатки роют небольшую пещеру в снегу и там ночуют. Такие ночёвки устраивают себе и большие синицы.
2.Задание. «Рассели животных»
1. Животные, которые делают запасы к зиме. (Белка, бобр)
2.Животные, которые впадают в спячку. (Медведь, ёж, барсук, хомяк)
3. Животные, которые зимой ищут корм в природе. (Лось, лисица, кабан, заяц).
Учитель. Подумайте, как нужно вести себя в зимнем лесу? (Ответы детей)
Физминутка.
Мы пришли в зимний лес.
(Ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес!
(Дети разводят руками)
Справа – берёзка в шубке стоит,
Слева на нас ёлка глядит.
(Отводят руки поочерёдно в стороны, провожаю взглядом)
В небе снежинки кружатся,
На землю красиво ложатся.
(Вращательные движения руками над головой)
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
(Прыжки на месте)
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
(Наклоны вперёд)
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдёт теперь он нас!
(Приседают, прячась)
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
(Имитация сна)
Пролетают снегири,
Как красивы все они!
(Имитация птиц в полёте)
В лесу красота и покой,
А нам с тобой пора домой.
Учитель. Зимний лес чарует своей сказочной красотой. Ель- одно из самых интересных деревьев леса. Как связана жизнь животных с елью? (Ответы детей)
3.Задание. Составьте цепи питания.
(Ель- белка- куница), (ель- мышь-лиса), (ель- клёст- ласка).
Учитель. Существует связь между животными- «друзьями» ели?
(Ответы детей)
В питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из неё только часть семян. А затем её бросает, брошенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но ещё важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышек- полёвок, которые не могут сами сорвать их на деревьях.
Игра «Собери запасы на зиму».
Задание: собрать как можно больше «запасов» и рассказать, каким животным они необходимы зимой.
(В классе развешаны картинки: шишки, сухие грибы, веточки рябины)
Вот так интересна жизнь зимнего леса, так сложны, хотя на первый взгляд и незаметны связи в зимнем лесу.
Итог.
На доске лист с изображением ели. Задание: Оживите лесной пейзаж и украсьте снежинками. Поделитесь своими впечатлениями. (Учащиеся каждой группы добавляют рисунок картинками с изображением животных и украшают снежинками, делясь впечатлениями.
Приложение.
БЕЛКА
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
К зиме белка утепляет свое гнездо, которое ей служит защитой во время морозов.
Гнездо белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В сильные морозы белки прячутся в дуплах. А беличье гнездо называется гайно. Шар из веток высоко на елках. Иногда белка строит гнездо с дверью- ловушкой: она открывается снаружи, чтобы незваный гость оказался заперт.
К зиме белочка делает припасы: орехи, грибы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков
Белка насушит за лето.
МЕДВЕДЬ
Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Прежде чем лечь в берлогу, медведь путает свои следы, как заяц ,петляет по бурелому , воде , скачет вбок со следа.
Берлогу выстилает травой, сухим папоротником еще до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит.В это время он пищи не употребляет.
Если медведя разбудить, то он выходит голодным и в это время очень опасен. Его называют медведь-шатун.
ЛИСА
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала-
Нет ни дыма, ни пожара.
В народе лису величают Лиса Патрикеевна, по имени хитрого князя Патрикея Наримунтовича.
Ее считают злейшим врагом зайцев, однако, главная пища лисиц - грызуны. Так и назвали лисью охоту мышкованием. Мышиный писк лиса может услышать чуть ли не за 100 метров.
Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
КЛЕСТ
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
«Кле! Кле! Клее!» - поет со свистом?
Название птицы произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать». Клюв у этой птицы загнут крест – накрест. За клюв птицу и прозвали клестом.
Гнездо клесты вьют на высоких, густых хвойных деревьях. В феврале в гнезде вылупляется 3 – 5 птенцов. Кормятся птицы еловыми и сосновыми орешками, а птенцов кормят «еловой кашей».
ДЯТЕЛ
Он по- рабочему одет –
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет и пестрая спецовка.
Дятел стремительно подлетает к дереву и садится на него, будто прикрепляется. Он быстро передвигается по дереву, постукивая ствол, словно молоточком. Почувствовав пустоту, он ударяет сильнее.
Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев.
Зимой найдет дятел в лесу дерево с расщелиной и устроит в ней свою кузницу. Таскает туда сосновые и еловые шишки и лакомится семенами.
СНЕГИРЬ
Зимой на ветках - яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…
Полюбовались мы на снегирей в начале зимы, а потом как-то перестали их замечать. Оказывается, откочевали снегири к югу. Ближе к весне они снова у нас появятся. Значит, возвращаются на север. Там, в гуще еловых ветвей, соорудят снегири гнезда. Впрочем, и у нас часть птиц останется.
Живут снегири парами, скрытно.
- МОРОЗЫ
ЗИМА - НЕТ КОРМА
- СНЕГ
- ТЕПЛЫЙ МЕХ
- ВПАДАЮТ В СПЯЧКУ
- ЗАПАСЫ
- ПЕРЕБИРАЮТСЯ БЛИЖЕ К ЖИЛЬЮ ЧЕЛОВЕКА
- СМЕНА ОКРАСКИ
БЕЛКА |
МЕДВЕДЬ |
ЛОСЬ |
ЛИСА |
ВОЛК |
КАБАН |
ЗАЯЦ |
ЁЖ |
БАРСУК |
БОБР |
Декабрем год
кончается – зима
начинается.
Не страшен мороз,
когда тепло укрыт нос.
Февраль и медведю
в берлоге нос нагреет.
ЩКЩРЛПЁПАСАТР
|
СУЩНЕГПИУРЩПЬ
|
ЩДУЯПЩАТЕПАУЛ
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.