Внеклассное занятие "Человек хозяин природы."
Оценка 4.6

Внеклассное занятие "Человек хозяин природы."

Оценка 4.6
docx
окружающий мир
2 кл
22.01.2020
Внеклассное занятие "Человек хозяин природы."
Человек хозяин природы.docx

Внеурочное занятие «Доноведение»

Тема: «Человек – хозяин природы?»

Цель: воспитывать у учащихся чувство ответственности за своё поведение в природе, сформулировать основные нормы и правила поведения в природе; формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему миру.

Оборудование: выставка книг о природе, книга А.С.-Экзюпери «Маленький принц», выставка рисунков на тему «Человек и природа», стенгазеты, плакаты об охране окружающей среды, презентация, тетрадь «Доноведение. 2 класс».

 

Ход занятия.

 

(Слайд 1.) Тихая фоновая музыка и пение птиц.

Организационное начало занятия.

Проверка готовности учебных принадлежностей: тетрадь «Доноведение», пенал, цветные карандаши.

 

Учитель: Начать наше занятие хочу сегодня с таких строк… (Слайд 2)

 

Когда-то, собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую.

Дал ей форму шара большого

И посадил там деревья, цветы,

Травы невиданной красоты.

Много животных там стало водиться.

Змеи, слоны, черепахи и птицы.

Вот вам подарок, люди, владейте,

Землю вспашите, хлебом засейте.

Всем завещаю вам я отныне -

Вы берегите эту святыню!

 

- Все вы, ребята, знаете, что Земля – наш общий большой дом! Богата и разнообразна природа Земли. На суше, в воздухе, в воде и под водой - всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Но как мы относимся к этому дому, как ведем себя в нем?

 

- Сегодня мы поговорим о человеке и его отношении к природе. Тема нашего занятия «Человек – хозяин природы?» (Слайд 2) Именно так, с вопросительным знаком. Давайте подумаем вместе, действительно ли человека можно назвать хозяином природы?

 

- (Слайд 3) Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери написал очень интересную и добрую книгу «Маленький принц». Герой этой книги – маленький принц, который живет на очень-очень маленькой планете, разве что чуть-чуть больше обыкновенного дома! И у него «есть такое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – сразу же приведи в порядок свою планету».

- Как ты понимаешь эти слова?

- Как изменилась бы жизнь на планете, если бы люди выполняли это правило?

 

- Что природа дает человеку? (Слайд 4)

- Всегда ли человек правильно, разумно относится к природе?

 

- В последнее десятилетие все чаще мы слышим слово экология. Эта наука  пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. Нет на Земле человека, чья бы жизнь не была связана с природой. Но, к сожалению, с каждым днем, природа все больше нуждается в защите.

 

(Слайды 5-6)

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

 

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

 

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

 

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек.

В тебя мы верим – не солги,

«Ты береги нас, береги!»

 

- Да уж, не все мы и всегда с любовью и добротой относимся к природе, бережем её сокровища: леса, поля, реки, дары природы и живых её обитателей.

- Ребята, а что вас больше всего радует в природе? (Красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зве­рей, шелест листвы, журчание ручейка.)

 

- А чем вы больше всего занимаетесь, бывая на прогулках, отдыхая на природе? (Играем в мяч, ловим рыбу, катаемся на лодке, купаемся в реке, собираем грибы, отдыхаем у костра. )

 

- А вот как зачастую отдыхают люди на природе. (Слайд 7, читает С.Михалков )

 

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и тут сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку пошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там пустые банки

И, как будто нам назло

Даже битое стекло!

По лесочку мы прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, ствол обожгли –

Насорили и ушли.

Мы прошли, конечно, мимо…

Эй, ребята – крикнул Дима.

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода, чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали

Жгли костер, в футбол играли –

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки

Две размокшие баранки –

Словом, мусора гора.

 

- Ребята, как вы думаете, верно ли вели себя отдыхающие? Как должны были поступить дети? Как вред люди наносят природе таким поведением?

 А как отдыхаете вы?

 

- Бумага, брошенная вами, будет лежать более 2 лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет.

 

- А вы умеете правильно вести себя во время прогулок на природе?

 

Чтобы река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились, птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало.

- Вот сейчас мы и проверим, знаете ли вы правила друзей леса? (Слайд 8)

- Откройте, пожалуйста, тетради на стр. 68. Задание 1. Какие рисунки нужно превратить в разрешающие, а какие в запрещающие знаки? Обведи их зеленым и красным карандашом.

 

(Слайд 9)  Нельзя разорять птичьи гнезда.

 

Дети запомнить должны

И понять:

Гнёзда у птичек

Нельзя разорять!

Если в траве

Увидали яйцо

Или услышали

Крики птенцов,

Не приближайтесь,

Не лезьте туда

И не тревожьте

Ни птиц, ни гнезда.

 

(Слайд 10) Не разорять муравейники.

 

Послушайте историю «Муравейник».

На летние каникулы Игорь приехал в деревню к деду Василию. Рядом с деревней – лес. Отправились Игорь с дедом в лес по грибы. Игорь бежал впереди.
– Ой, какая высокая куча! – удивился малыш и воткнул в нее палку. По палке забегало множество муравьев. Подошел дедушка, вынул палку.
– Великая беда пришла в лес, – сказал он.
– Где беда? У кого?
– Да вон, у муравьев. Жил и жил себе маленький народец, с утра до вечера трудился, хвоинки собирал, вредных гусениц с дерева снимал. Да вот пришел враг и разрушил сделанное великим трудом.
– Где враг? – оглядывается Игорь. – Где же враг?
– Да тут он, рядом...

 

 

- Кто же он, ребята? (Выслушиваются ответы детей.)

 

Муравьи – лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Муравьи на страже день и ночь;

Гонят разных короедов прочь!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

 

 

(Слайд 11) Не рвите полевые цветы.

 

Цветы украшают луга и леса

Но это не только природы краса-

В них пчёлы находят целительный дар,

И бабочки пьют из них сладкий нектар.

  

 Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,

 Не надо букеты из них составлять…

Завянут букеты…Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты!

 

(Слайд 12) Не рвите редкие цветы (ландыши).

 

(Слайд 13) Не забирай из леса домой животных.

 

(Слайд 14) Не ловите бабочек и стрекоз.

 

(Слайд 15) Не шуми на природе.

 

Когда дети в лесу шумят или громко слушают музыку, животные тревожатся, ста­раются убежать. Не стоит пугать лесных обитателей. Надо учиться слушать голоса природы. У леса музыка своя. Её послушайте друзья. (Слушают звуки леса)

 

- Разве это не му­зыка леса? Это неповторимо, замечательно!

 

(Слайд 16 - 17) Не разжигай костры в лесу.

 

Без взрослых с огнём развлекаться опасно –

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костёр обернётся серьёзной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнёт полыхать, разбегаться искриться –

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные – большая беда!

 

 

Физминутка

Мы шагаем, мы шагаем

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко. (Ходьба с подниманием рук.)

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И назад в дупло кладём, (Наклоны вперёд,  руками коснуться пола, выпрямится, поднять руки вверх.)

Впереди из – за куста

Смотрим хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.  (Бег на носочках.)

На поляну мы заходим,

Много ягод там находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.  (Наклоны вперёд.)

Как много мы увидели

И речку, и цветы.

Узнали много нового

И я, и ты, и мы.

 

  Будь природе другом!

 

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу - всего лишь гость.

Здесь хозяин - дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверушкам,

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверёк -

Будь то ласка иль хорёк,

Ёж лесной, речная рыба -

Скажет: «Ты - мой друг!

Спасибо!»

 

- Народом сложено немало пословиц и примет о природе. Вот вам еще одно задание. Тетрадь стр. 69 задание 2. Продолжи народную пословицу или примету. Соедини начало и конец. Объясни пословицы.

 

 

Михаил Михайлович Пришвин – прусский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов - писал «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные  ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице- воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу, значит охранять Родину».

                                                                                               

Ребята, давайте сформулируем и запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им.

 

- Все названные вами правила я записала  в памятку «Правила друзей природы». Эти памятки я хочу вручить вам. Они нужны и детям, и взрослым, потому что все мы живем на одной самой красивой планете под названием Земля.

 

Звучит песня  «Это называется природа». Учитель вручает памятки детям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассное занятие "Человек хозяин природы."

Внеклассное занятие "Человек хозяин природы."

Внеклассное занятие "Человек хозяин природы."

Внеклассное занятие "Человек хозяин природы."

Внеклассное занятие "Человек хозяин природы."

Внеклассное занятие "Человек хозяин природы."

Внеклассное занятие "Человек хозяин природы."

Внеклассное занятие "Человек хозяин природы."

Внеклассное занятие "Человек хозяин природы."

Внеклассное занятие "Человек хозяин природы."

Внеклассное занятие "Человек хозяин природы."

Внеклассное занятие "Человек хозяин природы."

Внеклассное занятие "Человек хозяин природы."

Внеклассное занятие "Человек хозяин природы."

Внеклассное занятие "Человек хозяин природы."

Внеклассное занятие "Человек хозяин природы."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020