Внеклассное занятие "Царица экономика"
Оценка 4.9

Внеклассное занятие "Царица экономика"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
4 кл
10.06.2024
Внеклассное занятие "Царица экономика"
Цель занятия: • расширение представления об истории, функциях и видах денег, формирование экономического кругозора у обучающихся начальных классов. • рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег. Целевая аудитория: 4 класс
Сценарий урока.docx

«Царица экономика. Знакомство с деньгами»

Формирование основ финансовой грамотности.

Цель занятия:

·         расширение представления об истории, функциях и видах денег, формирование экономического кругозора у обучающихся начальных классов.

·         рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.

Целевая аудитория: 4 класс

Задачи:

предметные:

ü   знакомство детей с экономическими понятиями: «деньги», «обмен», «товар»;

ü   развитие умения бережного отношения к деньгам;

ü  развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимания;

метапредметные:

регулятивные:

ü   понимать цели своих действий;

ü   проявлять познавательную и творческую инициативу;

ü   оценивать правильность выполнения действий;

познавательные:

ü   формировать умение осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные:

ü   осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

ü   постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

ü   планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

ü   формировать умение работать в группе;

личностные:

ü   развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки.

Планируемые результаты:

личностные: понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

метапредметные:

- умение сравнивать, анализировать, объяснять понятия и явления,

- овладение логическими действиями сравнения, обобщения,

- готовность слушать собеседника,

- умение формулировать и аргументировать свою точку зрения,

- умение работать в группах.

предметные: понимание и правильное использование термина «товар», «деньги».

Тип занятия: комбинированный.

Форма: фронтальное  (10 -11 лет).

Методы: словесные (рассказ, вопросы), наглядные (слайды), практические (подбор материала)

Технологии: информационно-коммуникативные, развивающие, гуманно-личностные, здоровьесберегающие.

Оборудование: коробочка с монетами,  ракушка, компьютер, проектор, презентация,  монеты 1р, 2р, 5р, 10р, 1 к, 5к (по 5 монет каждого достоинства), сосуд с водой, бумага.                                            

 

Ход занятия.

I.                 Организационный момент.

Учитель: Я предлагаю поздороваться ладошками. Кладём ладошку на ладошку соседа. Это нужно для нашего хорошего настроения. А чтобы день был удачный и чтобы все наши мечты осуществились, повторяйте волшебные слова:

«Мы ребята просто класс,

Всё получится у нас!»

Ну что ж можно похлопать себе.

Дети: Хлопают.

II.              Сообщение темы и цели занятия.

Учитель: Я пришла сегодня не с пустыми руками. Принесла для вас отличный сюрприз.  (Коробочка)

Послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (трясу коробочку, дать детям потрясти)

Дети(Слушают) Деньги, деньги!

Учитель: Надо проверить. (Открываю). И, правда, денежки.

Дети: Деньги, ура!

Учитель: Какие у нас тут деньги? И ракушка ещё есть.

Дети: Пять рублей, 10 рублей. 5 копеек.

Учитель: А вы когда-нибудь сталкивались в жизни с деньгами?

Дети: Да.

Учитель: А где вы сталкивались?

ДетиОтветы.

Учитель: Ребята, почему среди денег оказалась ракушка?

ДетиОтветы.

Учитель: Подумайте. Может потому, что она почти круглая? Вам интересно?

Дети:  Да.

Учитель: Мне тоже интересно. Почему ракушка здесь? А как насчёт того, чтобы побыть настоящими исследователями, больше узнать о деньгах и может узнать, почему ракушка оказалась среди денег. Согласны?

Дети:  Да.

III.         Актуализация опорных знаний.

Учитель: Согласны. Тогда первый вопрос к исследователям. Что такое деньги? Трудный вопрос, правда?

Детиразмышляют.

Учитель: А где мы можем найти точное определение деньгам? Где можно узнать? Из чего узнать?

ДетиРазмышляют.

Учитель: Если что - то вас заинтересовало, где вы это узнаёте?

Дети:  В газете, книгах …

Учитель: Правильно. Вот у нас есть энциклопедия. Давайте прочитаем, что же такое деньги.

Серёжа прочитай.

Ученик:  «Деньги - это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им необходимы»

Учитель: Спасибо!

Учитель: Деньги – это средство обмена. Как вы понимаете это?

ДетиРазмышляют.

Учитель: Ребята мы так привыкли к деньгам, что мне стало интересно. А были ли деньги у древнего человека?

Дети:  Нет

Учитель: А я слышала, что были. А знаете, какие? А где мы можем узнать?

Дети:  Из интернета.

Учитель: Мы отправляемся в информационный центр наших исследований, посмотрим, какие деньги были у древнего человека. Усаживаемся удобно у ноутбука. Всем удобно?

IV.          Работа по теме.  Презентация «Деньги, денежки, копейки»

     а) Деньги у древних людей.

1.Вступительное слово учителя: Мы сюда пришли, чтобы узнать были ли деньги у древних людей.

Итак, чтобы ответить на этот вопрос, мы послушаем сообщения ваших одноклассников об истории появления денег.

Учитель: Кто перед нами?

Дети: Первобытные люди.                

Учитель: Как вы думаете, у них были деньги?

Дети: Конечно, нет.

2. Сообщения  учащихся об истории  возникновения  денег.

Слайд 2. 1 ученик. У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.

Слайд 3- 4. Через несколько тысяч лет люди уже научились выращивать нужные растения, ткать материю и ковать железо, изготавливать кувшины и горшки, приручили и сделали домашними животных.

Слайд 5 - 6. Для каждого дела нужны были умельцы. Один человек не может сразу шить обувь и ковать железо, строить дома и разводить животных. Люди решили, что одни должны ковать железо, другие – выращивать домашних животных, третьи – охотиться, четвертые – заниматься земледелием.

Слайд 7 - 9. 2 ученик.  Кто- то из древних людей хорошо рыбачил, а кто- то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Земледельцы меняли зерно и  растительное масло;  гончары -  горшки и кувшины,  кузнецы – наконечники для стрел, ножи,  топоры; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи.

Слайд 10 - 12. 3 ученик.  Чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора.

Слайд 13.Учитель: Обмен товара на товар называется БАРТЕР.        

- Обменивать товары действительно было очень сложно.

- Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

3. Рассказ учителя о первых деньгах

- Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу. 

- Удобны ли были такие деньги?

Дети: Нет. Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся.

Слайд 14.Учитель: Постепенно люди поняли, что деньги должны быть постоянными. Они не должны портиться, быть лёгкими, не терять своей ценности.

Слайд 15. Предметы, которыми обменивались люди, называют товаром.

Удобные для обмена товары и называются деньгами.

Слайд 16. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи. Одними из первых денег был и раковины каури - моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. Они были лёгкими и не портились. За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.

Учитель:  Удобно?

Дети: Нет.

Слайд 17. УчительЗатем появились металлические деньги – это были не такие деньги которые есть сейчас. А кольца, брусочки, бусинки, прутики, слитки. Так были ли у древних людей деньги?

Дети:  Да.

Учитель: Какие они были?

Дети:  Кости, брусочки, ракушки.

Учитель: А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в коробочке оказалась ракушка?

Дети: Это древняя денежка.

Учитель: Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена.

Слайд 18. Учитель:  На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок.             

-   Что же получалось? (РУБЛЬ)

Слайд 19 - 20. УчительЗатем появились деньги похожие на современные. При Иване IV (Грозном) были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем  в руках. Что же появилось? (КОПЕЙКА)

 

V.              Практическая работа.

Работа проводится в парах. У каждого ученика на столе монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей.

Учитель: Что изображено и написано на монетах? Сравните. 
- Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду. 
Слайд 21. Учитель: Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство  (l рубль),  называется «реверс», или «решка». Почему решка?

Слайд 22. Учитель: Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решётка». В ходе денежной реформы Петра I в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырёх переплетённых букв П и римской цифры I. Она очень напоминала решётку, которая в разговоре стала решкой. 
Слайд 23. Учитель: Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс», или, как часто говорят, «орёл».

Слайд 24- 25. Учитель: Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда».

– Покажите на монете легенду, реверс (или решка), аверс (или орёл) и гурт. 
– Что можно узнать из надписей? (Сколько эта монета стоит, в какой стране используется, в каком году выпущена.) 

б) Что мы знаем про деньги.  Сообщения о значении изображений на купюрах.

Слайд 26. Учитель:  У металлических денег всё же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. 
Слайд 27. Учитель:  Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

Слайд 28. Учитель:  Сейчас деньги делают бумажными или металлическими. В каждой стране они называются по-разному: евро, доллар, марка, юань, злотый и т.д.

- Как называются деньги в нашей стране?

Слайд 29 - 44 . Учитель:  Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги?

 

10 рублей. На купюре этого номинала изображен город Красноярск. Лицевая часть - часовня Параскевы Пятницы - это святая, которая является покровительницей семьи и домашних животных. Оборотная часть - Красноярская ГЭС с мостом через реку Енисей, который входит в книгу ЮНЕСКО "Лучшие мосты мира".

http://www.ikirov.ru/files/1210/100527%20%D0%98%D0%B7%D1%8A%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5%2010%20%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%B9.jpg                    http://777-rubley.ru/d/10%20%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%B9%202004.jpg

 

 

50 рублей. Изображен город Санкт-Петербург. Лицевая сторона - основание Ростральной колонны с женской фигурой, которая восседает на троне - это символ Невы. За Ростральной колонной видно Петропавловскую крепость. Оборотная сторона - здание бывшей биржи, которая находится на набережной. 

http://www.ikirov.ru/files/1210/50_rublej.jpg                  https://cdn.monetnik.ru/storage/market-lot/88/25/82088/227527_big.jpg

 

100 рублей. Москва. Лицевая часть - скульптура с фронтона Большого Театра - Аполлон с колесницей. Оборотная часть - площадь перед Большим Театром и само здание театра.

http://www.ikirov.ru/files/1210/100_rublej.jpg                   http://rahimmcoins.ru/images/rossija_1997-nv_100_rublei_2004g-2.jpg

 

 

 

200 рублей. На купюре изображены символы города-героя Севастополя: памятник затопленным кораблям (лицевая сторона) и вид на музей-заповедник «Херсонес Таврический»

https://i.ebayimg.com/images/i/282997604087-0-1/s-l1000.jpg                   https://i.ebayimg.com/images/i/282997604087-0-1/s-l1000.jpg

 

500 рублей. Представлен город Архангельск. Лицевая часть - на фоне морского вокзала и парусника расположен памятник Петру I. Оборотная часть - Соловецкий монастырь, который является одной из великих святынь. Это очень известный и многими любимый памятник архитектуры, поэтому неудивительно, что именно он расположился на купюре. 

http://www.ikirov.ru/files/1210/500rublej.jpg                               http://s1.1zoom.me/b5050/22/266623-alexfas01_1280x1024.jpg

 

 

 

1000 рублей. На этой денежной купюре изображен город Ярославль. Лицевая сторона - памятник Ярославу Мудрому, который держит храм в руках. Это символизирует, что наша вера в наших же руках. Оборотная сторона - храм Иоанна Предтечи (Крестителя).

http://www.ikirov.ru/files/1210/1000.jpg                             https://cdn.monetnik.ru/storage/market-lot/29/92/76529/211752_big.jpg

 

2000 рублей. На купюре изображены символы Дальнего Востока.  На её лицевой стороне изображён мост на остров Русский, на оборотной – космодром «Восточный» в Амурской области.

https://static.auction.ru/offer_images/2017/12/14/01/big/V/VTGF43MEMAa/banknota_2000_rublej_2017_goda_vladivostok_russkij_most_i_kosmodrom_vostochnyj_press.jpg                            https://static.auction.ru/offer_images/2017/12/14/01/big/V/VTGF43MEMAa/banknota_2000_rublej_2017_goda_vladivostok_russkij_most_i_kosmodrom_vostochnyj_press.jpg

 

5000 рублей. Здесь мы можем увидеть город Хабаровск. Лицевая сторона - памятник, посвященный генерал-губернатору восточной Сибири, графу Николаю Николаевичу Муравьев-Амурскому. Именно он дал начало возвращению Амура, который был отдан Китаю в 1689 году. Оборотная сторона изображает Царский амурский мост длиной 2700 метров.

http://www.ikirov.ru/files/1210/5000.jpg                            https://r.mtdata.ru/r480x-/u29/photo3E2C/20562899588-0/original.jpeg

 

 

 

VI.          Физминутка «Клад»:

Мы нашли богатый клад.

«копаем землю»

Каждый кладу очень рад.

улыбаемся друг другу

Что же делать, как нам быть? 

поворачиваем голову из стороны в сторону

Как же клад нам разделить? 

разводим руки в стороны, пожимаем плечами

Чтоб досталось всем друзьям,

 всё мы делим пополам!

движения руками вверх-вниз, «делим»

 

Учитель: Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?

Дети:  Металлические.

Учитель: А вы знаете, как называют металлические деньги по-другому?

Дети:  Нет.

Учитель: Металлические деньги называют монетами. А бумажные деньги называются купюры(Закрепление).

 «Изображение на купюре…»             

Учитель: Многие люди не задумываются и не замечают, какую информацию несут на себе бумажные купюры. У вас на парте бумажные деньги. Ваша задача назвать купюру с нужным изображением.    

1.      Назовите купюру, на которой изображена Красноярская гидроэлектростанция. (10 рублей)

2.      Назовите купюру с изображением женской скульптуры. (50 рублей)

3.      Назовите купюру, на которой изображён Московский Большой театр. (100 рублей)

4.      Назовите купюру с изображением памятника Петру I в Архангельске. (500 рублей)

5.      Назовите купюру с изображением памятника Ярославу Мудрому. (1000 рублей)

6.      Назовите купюру, на которой изображён Хабаровский мост через реку Амур. (5000 рублей)

7.      Назовите купюру с изображением Памятника затопленным кораблям в Севастополе. (200 рублей)

8.      Назовите купюру, на которой изображён космодром «Восточный» . (2000 рублей)                              

 

VII.      Экспериментальная деятельность.

Учиель: А, как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?

Дети:  Высказывают своё мнение.

Учитель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А может, мы это проверим?

- У меня для вас открыта лаборатория. Мы же с вами исследователи. Правило – вести себя спокойно. И как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карты. И на доске у нас карта. (карта на мольберте).

- Посмотрите на оборудование. Как вы думаете, что будут символизировать бумага?

Дети:  Бумага – купюры.

 

1. Эксперимент: - бумага мнётся, рвётся; монета нет.

ВЫВОД.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети:  Монета лучше. Она не мнётся и не рвётся.

Учитель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2.Эксперимент

Дети:  Намочим бумагу.

Учитель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?

Дети:  Она намокает.

Учитель: А если она намокнет, что произойдёт?

Дети:  Она развалится.

Учитель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Саша отметь в нашей карте.

ВЫВОД. Монета лучше. Она не размокает. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

Учитель: А теперь разбейтесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.

3 эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Дети:  Предполагают.

Учитель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?

Учитель: Может, подуем?

- Что происходит с монетой?

- А что происходит с купюрой?

- Какой вывод сделаем? Что легче?

 ВЫВОД. Купюра легче. На карточке напротив купюры ставим плюс, в этом эксперименте купюра показала лучшие качества.

4 эксперимент

Учитель: Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?

Дети:  Проверяют.

ВЫВОД. Купюру хранить удобнее. На карточке напротив купюры ставим плюс, в этом эксперименте купюра показала лучшие качества.

Учитель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?

Дети:  Ничья.

Учитель: А что значит ничья?

Дети:  Одинаковое количество плюсиков.

 

 

Бумага

Монета

1 эксперимент

-

+

2 эксперимент

-

+

3 эксперимент

+

-

4 эксперимент

+

-

Учитель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?

Дети:  Размышляют.

Учитель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры.

- Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?

Дети:  Банковская карта.

Учитель: А удобно ли пользоваться картой?

Ответы детей.

Учитель: Какой вывод сделаем?

Ответы детей.

Учитель: А вы делали покупки самостоятельно?

Дети:  Да.

Учитель: А что нельзя купить за деньги?

Дети:  Ответы. (Дружбу, любовь, жизнь)

Учитель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?

Дети:  Нисколько.

Учитель: Она бесценна, совершенно верно.

 

VIII.       Подведение итогов. Рефлексия.

Беседа по вопросам

- Какие были самые первые деньги? Как они назывались? (Товарные деньги. Ими могли быть: скот, лён, шкурки ценных пушных зверей.)

- Чем неудобны товарные деньги? (Они могли испортиться, занимали много места, их сложно было разменять, или сдать сдачу и т.д.)

- Что пришло на смену товарным деньгам? (Металлические деньги из меди, бронзы, серебра, золота в виде слитков, монет.)

- Чем металлические деньги были лучше товарных? (Не портились, хорошо хранились, легко разменивались.)

- Какими деньгами мы пользуемся сегодня? (Металлическими и бумажными.)

Учитель: Сейчас послушайте стихотворение и скажите, какова его главная мысль.

                   «Деньги, деньги и снова деньги» -

                   Слышим мы сегодня вокруг,

                    Но есть в жизни вещи важнее,

                    Не забывай об этом, мой друг.

                     И зачем они только нужны?

                    Неужели без них невозможно

                    Общаться, творить и дружить,

                    Наверное, все же можно.

                    Ценного в жизни много:

                     Счастье, здоровье, семья…

                     Все золото мира бессильно,

                     Чтобы это купить, друзья.

                     Чувства людей бесценны,

                     И жизнь не имеет цены,

                     Верим мы свято в дружбу,        

                     И истине этой верны!

- Какова главная мысль стихотворения? (Деньги в жизни не главное)

- Что нельзя купить за всё золото мира?

- Что, по мнению автора не имеет цены?

Учитель: Несмотря на то, что деньги играют важную роль в жизни людей, я призываю вас не ставить их на первое место. Здоровье близких людей, счастливая семья, верные друзья – вот главные ценности нашей жизни.

- А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу«Сегодня я узнал…»

Учитель: Мне очень понравилось с вами играть. Вы были самые настоящие исследователи. Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:

«Мы ребята просто класс,

Получилось всё у нас!»

Учитель: Благодарю за работу, до новых встреч!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Царица экономика. Знакомство с деньгами»

Царица экономика. Знакомство с деньгами»

I. Сообщение темы и цели занятия

I. Сообщение темы и цели занятия

Слайд 3- 4. Через несколько тысяч лет люди уже научились выращивать нужные растения, ткать материю и ковать железо, изготавливать кувшины и горшки, приручили и сделали…

Слайд 3- 4. Через несколько тысяч лет люди уже научились выращивать нужные растения, ткать материю и ковать железо, изготавливать кувшины и горшки, приручили и сделали…

П и римской цифры I . Она очень напоминала решётку, которая в разговоре стала решкой

П и римской цифры I . Она очень напоминала решётку, которая в разговоре стала решкой

Представлен город Архангельск

Представлен город Архангельск

Как же клад нам разделить? разводим руки в стороны, пожимаем плечами

Как же клад нам разделить? разводим руки в стороны, пожимаем плечами

Что происходит с монетой? -

Что происходит с монетой? -

И зачем они только нужны?

И зачем они только нужны?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2024