ТОГУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I вида»
Внеклассное занятие по химии: «Знакомство с кабинетом химии»
Подготовила: учитель-дефектолог Волгина Н. Н.
Тамбов 2011
Учитель: Ребята, сегодня вы пришли в удивительный кабинет нашей школы. Давайте узнаем, как называется тема нашего занятия. Опыт «Невидимые чернила». Экскурсию для вас проведу я и расскажу вам о науке химия.
Учитель: Давайте представим, что мы с вами попали в первобытное общество.
(Выходит ученик в костюме первобытного человека, внимательно слушает ведущих, рассматривает кабинет)
Учитель: Первобытные люди боялись даже огня. Они видели, как молния попадала в дерево и оно загоралось. Сейчас вы увидите опыт "Самовозгорания костра ".
(При виде вспыхнувшего костра ученик в костюме первобытного человека вскрикивает, отбегает от него, потом подходит и греет руки. Когда огонь гаснет, ученик уносит поддон с потухшим костром в лаборантскую. Во время опыта звучит негромкая таинственная музыка.)
Учитель: Первобытные люди постепенно привыкли к огню, научились разводить его и готовить на нем пищу. Научились они даже получать «дым без огня».
(Первобытный человек демонстрирует опыт «Дым без огня»)
Учитель: Потом с помощью огня люди стали выплавлять медь и железо.
(Ученик в костюме первобытного человека демонстрирует медные и железные пластинки.)
Учитель: В средние века жили люди, которые много времени проводили в небольших лабораториях, изучая различные вещества. Это были алхимики.
(Выходит ученик в костюме Алхимика.)
Учитель: Алхимики пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали алхимиков во дворцах, чтобы они получали для них золото.
Алхимик: Я покажу вам опыт " Медный гвоздь".
(После опыта алхимик уходит.)
Учитель: Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото, поэтому алхимию запретили во многих странах. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах.
Учитель: Но науку запретить нельзя, поэтому ученые отбросили от слова " алхимия " приставку ал-, и получилось новое название - химия. Так и сейчас называется наука, изучающая окружающие нас вещества, а также их свойства и превращения. В каждой школе есть химический кабинет и химическая лаборатория; на заводе, в аптеке и в больнице обязательно работают химики, лаборанты и исследователи.
Учитель: А вот и наши ученики.
1 ученик: Жарко здесь. Хочу я пить. У кого воды спросить?
2 ученик: Я бы выпил очень много газировки без сиропа.
3 ученик: Ой, а я люблю с сиропом.
4 ученик: Ну а мне нужна корова - молочка люблю парного!
(Выходит 5 ученик)
5 ученик: Вы, ребята, пить хотите? Чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Опыт точно проведем.
(Наливает в стаканы воду, щелочь + ф-ф, сульфат натрия + хлорид бария)
5 ученик: Вот - вода, вот - газировка, вот - парное молоко!
(Делают вид, что хотят выпить)
5 ученик: Стоп, ребята, погодите. Все запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.
Учитель: У химиков есть одно очень важное правило: в химическом кабинете нельзя ничего пробовать на вкус. Давайте его прочитаем. Алхимики это правило не соблюдали, и многие из них отравлялись ядовитыми веществами. Зато до сих пор сохранились названия веществ "по вкусу": кислые - кислоты, соленые - соли. Давайте прочитаем правила техники безопасности в кабинете химии
Учитель: Теперь попрошу выйти ко мне одного учащегося. Я сделаю ему моментальную цветную фотографию. Вот лист бумаги, держи его крепче, а я брызну на него волшебной жидкостью из пульверизатора. Посмотри, какой симпатичный портрет получился! Опыт «Цветная фотография».
Учитель: Я хочу вам показать интересные кристаллы.
(Показывает крупные кристаллы медного купороса)
Учитель: Посмотрите на эти красивые ромбики-кристаллы. Они похожи на самоцветы. Эти кристаллы мы вырастили в кабинете химии, они называются медный купорос. Раствором этого вещества опрыскивают огородные растения, чтобы они не болели, так как многие микробы от него погибают.
Учитель: А вот эти красивые кристаллы-алюмокалиевые квасцы, их также вырастили в кабинете химии. Это вещество используют при выделке шкур, а также при производстве бумаги
Учитель: А еще алхимик умеет много всего интересного и он вам сейчас покажет.
Алхимик: Да, да я многое умею. Опыт «Химические водоросли»
Учитель: Многие любят сказки и фантастику. Сейчас вы увидите, как рождается Змей Горыныч. Опыт «Змея»
Учитель: В заключение нашей встречи я покажу опыт, который называется "Вулкан".
Алхимик: Нам пора прощаться. До свидания.
(Опыт «Кровавое рукопожатие »)
Учитель: Вот и закончилось наше занятие «Экскурсия в кабинет химии». Вам понравилось занятие? Какие опыты вам понравились больше всего? Подрастайте и приходи к нам изучать химию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.