Внеклассное чтение. Игра "Колесо литературы"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема. Внеклассное чтение. А.С. Пушкин. V глава романа “Евгений Онегин”. Цели: • на основе прочитанной главы из романа “Евгений Онегин” Пушкина (опережающее задание) провести игру “Колесо литературы”; • проверить знания восьмиклассниками текста; • развивать мышление, память, внимательное отношение к слову, культуру речи; • воспитывать интерес к произведениям классической литературы, творчеству Пушкина, национальным традициям России. Задачи: способствовать развитию коммуникативных отношений, творческому содружеству; следить за соблюдением правил игры; создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей обучающихся. Тип: урок-игра (комбинированный). Оборудование: портрет Пушкина, стенд “Чаепитие на Руси в картинах художников”; накрытый к чаепитию стол; картинки карет разных цветов; лента, изображающая дорогу с разметкой верст. Формы и методы: фронтальная и групповая работа; вербальный; беседа; проблемно-поисковый, репродуктивный, практический, иллюстративный, интеллектуальный, творческий.
Иконка файла материала Игра Колесо литературы.doc
Внеклассное чтение. Игра "Колесо литературы" Тема. Внеклассное чтение. А.С. Пушкин. V глава романа “Евгений Онегин”. Цели:     на основе прочитанной главы из романа “Евгений Онегин” Пушкина (опережающее задание) провести  игру “Колесо литературы”; проверить знания восьмиклассниками текста; развивать мышление, память, внимательное отношение к слову, культуру речи; воспитывать интерес к произведениям классической литературы, творчеству Пушкина, национальным  традициям России. Задачи: способствовать развитию коммуникативных отношений, творческому содружеству; следить за  соблюдением правил игры; создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных  способностей обучающихся. Тип: урок­игра (комбинированный). Оборудование: портрет Пушкина, стенд “Чаепитие на Руси в картинах художников”; накрытый к чаепитию стол; картинки карет разных цветов; лента, изображающая дорогу с разметкой верст. Формы и методы: фронтальная и групповая работа; вербальный; беседа; проблемно­поисковый,  репродуктивный, практический, иллюстративный, интеллектуальный, творческий. I. Организационный момент. II. Мотивация учебной деятельности. Учитель: ­ Я приветствую вас в литературно­художественном салоне “Под сенью Муз”. Сегодня у нас с вами урок­игра по  V главе романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Каждая команда должна пройти длинный путь ­ тысячу верст. И  во же время – небольшой – всего тысячу верст вместе с Пушкиным. Пушкин и версты… Сам поэт около 35 тысячи верст проделал То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком… Итак, в путь! III. Игра. 1­е задание. I тур “Унылая пора… Очей очарованье!..” Порывистый ветер срывает с деревьев последний наряд – листья, и они, как и строки из романа “Евгений  Онегин”, разлетелись. Мы не будем собирать листья и делать гербарий, но вот разбросанные строки стихов  придется восстановить. Учащиеся получают карточки с “разбросанными” строками стиха. (Задание не должно вызвать особого труда,  т.к. строчки стихов знакомы учащимся с начальной школы.) Карточка №1.Шумом, лесов, солнышко, уж, сень, становился, небо, реже, таинственная, короче, осенью, обнажалась, день, с,  блистало, печальным, уж, дышало. Карточка №2. У, ложился, довольно, стоял, гусей, туман, приближалась, тянулся, ноябрь, к, скучная, крикливых, двора, уж, на,  югу, поля, пора, караван. Карточка №3. Лошадка, как­нибудь, зима, крестьянин, снег, дровнях, торжествуя, его, рысью, почуя, обновляет, плетется,  путь, рысью, на. Если задание выполнено верно, команда продвигается на 50 верст. 2­е задание. В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа… Вопрос: когда же выпал снег? (“Снег выпал только в январе, на третье в ночь…”) Оценка – 50 верст. II тур “Тайны русского чаепития” Учитель. Наша игра, думаю, будет неполной, если не остановимся на одной старинной традиции  провинциального дворянства (как, впрочем, и купечества, и простого русского люда) – чаепитии. А.С. Пушкин в романе мастерски подметил, что на Руси, особенно в глубинке, в провинции, часто пьют чай,  можно сказать с утра до вечера. Итак, внимательно слушаем, что подмечено автором: Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая; Под ним клубился легкий пар, Разлитый Ольгиной рукою, По чашкам темною струею Уже душистый чай бежал, И сливки мальчик подавал… Всего восемь строк… Но сколько здесь, оказывается, загадок… И каждая правильно отгаданная из них  позволит вам продвинуться на 50 верст. 1­е задание. Когда и где появились в России самовары? (Самовары появились в России в XVII веке, первый изготовлен по велению Петра I в Туле.) 2­е задание. Почему “блистая”? (Самовары чистили. Недаром о человеке, который был слишком вычурно одет, самодоволен, говорили: “Блестит,  как медный самовар”.) 3­е задание. Чем чистили на Руси самовары? (Зола, клюква и т.д. – народных средств было много.) 4­е задание.Почему “китайский чайник”? Неужели на Руси не было своих фарфоровых заводов? Выберите версию: а) чай произвели впервые китайцы , они и начали первыми изготовлять чайники; б) на Руси еще не было своих фарфоровых заводов, но чай произвели русские. (Правильной считается первая версия.) 5­е задание. “Китайский чайник нагревая…” Продемонстрируйте, каким образом. (Учащиеся должны поставить чайник на самовар.) 6­е задание. Учитель цитирует: По чашкам темною струею Уже душистый чай бежал… Почему он “душистый”? Что заваривали? (Различные травы, китайский чай.) Цитирование учителя: Я не учен, как вы, но в этом прав, Смотри на блюдца круглое оконце – В чаинках аромат цветов и трав, И русский дух земли и солнца… Действительно, всего восемь строк рассматриваем мы из романа “Евгений Онегин”, а они содержат в себе много интересного. Задания этого тура не исчерпаны, и вот 7­е задание. содержит загадки в двух словах – “сливки” и “мальчик”: И сливки мальчик подавал… С чем ели (пили) сливки? (К чаю подавали сливки, как и молоко.) Кто такой “мальчик”? Предлагаются версии: а) прислуга, мальчик, работающий на кухне; б) родственник; в) мальчик, который исполнял многочисленные поручения хозяев; г) своя версия. (Третья версия – это мальчик “на побегушках”.) 8­е задание вытекает из сценки, которую поставят учащиеся, “За чаем”. Хозяин и хозяйка за столом. Входят гости. Г о с т ь. Чай да сахар! Г о с т ь я. Хлеб да соль! Х о з я й к а. Милости просим к чаю! (Садятся все трое.) Х о з я и н. О, да и самовар вскипел! Заваривай, кума! (Гостья заваривает сразу чай.) Разливай, кум! (Гость  разливает: женщинам – в стаканы, мужчинам – в чашки.) Х о з я й к а. Вам с вареньем или со сливками?Г о с т ь я. Со сливками, пожалуйста. (На стульях висят полотенца, к ним никто не притрагивается. Все пьют чай без блюдец.) Найдите ошибки. (За максимальное количество замеченных ошибок – 100 верст.) (Чай строго разливал хозяин. Подавали чайное полотенце, им пользовались. Если самовар только что вскипел,  ждали, когда вода перестанет кипеть, а потом заваривали. Чай пили из блюдец. Из стаканов пили мужчины.) III тур “Преданья старины глубокой…” Сценка “Татьяна и няня” ­ Не спится, няня: здесь так душно! Открой окно да сядь ко мне. ­ Что, Таня, что с тобой? ­ Мне скучно, Поговорим о старине… Итак, продолжаем разговор о старине, но уже не о традициях русского чаепития, а о том, что Татьяна верила преданьям Простонародной старины… 1­е задание. Каким же преданьям верила Татьяна? (“Снам”, “карточным гаданьям”, “предсказаниям луны”: на небе “младой двурогий лик луны” ­ к беде, “падучая  звезда” ­ нужно успеть загадать желание, кот “лапкой рыльце мыл” ­ к гостям, встреча черного монаха или  перебегающий дорогу заяц – к несчастью.) 2­е задание будет связано с образом медведя. Ответьте, пожалуйста, почему, ведя разговор о старине, я вспомнила этот образ? Как он связан с героиней  романа? (Татьяне снится сон о том, что медведь протянул ей руку через мостик, затем побежал за ней и т.д.) 3­е задание. В какой праздник приснился Татьяне этот сон? (В святки.) 4­е задание. Убегая от медведя, Татьяна попала в лес. Какие неприятности, кроме погони, испытала она? (Рыхлый по колено снег не давал бежать быстро; длинный сук цеплялся за шею; сук вырвал из ушей золотые  серьги; в крупном снегу увязал башмачок; уронила платок.) 5­е задание. Когда Татьяна обессилела и упала в снег, медведь подхватил ее и принес в шалаш. Заглянув в щелку, героиня  увидела чудовищ. Каких? (“Один в рогах с собачьей мордой”, “другой с петушьей головой”, “ведьма с козьей бородой”, скелет “чопорный и  гордый”, “карла с хвостиком”, “полужуравль и полукот”, “рак верхом на пауке”, “череп на гусиной шее… в красном колпаке”, пляшущая вприсядку мельница.) 6­е задание. Какое преступление совершает Евгений в хижине, куда попала Татьяна? (Длинным ножом убивает Ленского.) 7­е задание.Кто автор книги, которую читала Татьяна, проснувшись утром и пытаясь разгадать сон? (“Мартын Задека, глава халдейских мудрецов, гадатель толкователь снов”.) 8­е задание. Чем заканчиваются именины Татьяны? (Охваченной ревностью, покидает именины Ленский с твердым намерением вызвать Онегина на дуэль.) Учитель. Это был последний тур. Подведем итоги. (Определяется команда – победитель.) Итак, чтобы стать победителем в этой игре, как вы поняли, нужно хорошо знать текст. ­ А что интересного и полезного узнали вы из   урока? ­ Как вы думаете, состоится ли дуэль? А чем она закончится? Почему вы так решили? ­ Хочется ли вам узнать о судьбе героев романа – Татьяне, Онегине, Ольге? Спасибо за интересный урок. Приглашаю вас на чаепитие.

Посмотрите также