Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки?

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Книгами на уроках внеклассного чтения детей должен обеспечивать учитель. Не следует требовать от них обязательного домашнего чтения, по итогам которого будет проводиться урок, хотя можно давать ребятам рекомендации к чтению для следующего урока. Цели: – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения; – обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Какие сказки искали? – Какие прочитали? – Где их искали? – Что занимало людей, сочинявших и рассказывавших такие сказки? (Людей занимало всё необычное: внешний вид животных («Отчего у зайца длинные уши», мансийская сказка), их повадки («Почему кот моется после еды», литовская сказка) и т.д. Очень многие сказки задают вопросы, ответ на который представляет собой как бы моральную заповедь одного поколения другому.)
Иконка файла материала konsp_lit_2kl_ur83.doc
Литературное чтение Урок 83. Тема раздела: «Сказка мудростью богата». Тема: Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки? Книгами   на   уроках   внеклассного   чтения   детей   должен   обеспечивать   учитель.   Не   следует   требовать   от   них обязательного домашнего  чтения, по итогам которого будет  проводиться урок, хотя можно давать  ребятам рекомендации к чтению для следующего урока. Цели: – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения  аргументировать свою точку зрения; – обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ Ι . Актуализация знаний.  2  1 Фронтальная беседа по итогам самостоятельного домашнего чтения. – Какие сказки искали? – Какие прочитали? – Где их искали? – Что занимало людей, сочинявших и рассказывавших такие сказки? (Людей занимало всё необычное: внешний вид животных («Отчего у зайца длинные уши», мансийская сказка), их повадки («Почему кот моется после еды», литовская сказка) и т.д. Очень многие сказки задают вопросы, ответ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  подробно пересказы­вать  небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на развороте © ООО «Баласс», 2012 1на   который   представляет   собой   как   бы   моральную   заповедь   одного поколения другому.) II. Развитие  умений. 2  1  2  3  2   4    1. Рассматривание книг на выставке. – Трудно ли было найти нужную сказку? – Как вы искали сказку в сборниках? – Есть ли иллюстрации в книге? а к сказке? – Заинтересовали ли вас иллюстрации? Чем? – Кто художник книги? 2. Систематизация сказок, которые ученики прочитали. – Попробуйте определить тему вопроса вашей сказки. Темы на доске: О внешнем виде героя. О повадках животных. О происхождении названия. О человеческих качествах. О явлениях природы. Об интересной ситуации. 3. Выступления учащихся. 1. Ученики кратко рассказывают сказки, показывают иллюстрации при пересказе.   Сначала   рассматриваются   сказки   1­й   группы,   и   так   по порядку. Учитель обращает внимание на авторские и народные сказки. Возможно,   что   своим   пересказом   дети   будут   отвечать   только   на вопрос сказки. 2.  Те   сказки,   названия   которых   особенно   заинтересовали   учеников, учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать  цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать последова­ тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем плану. © ООО «Баласс», 2012 2можно прочитать вслух. Можно перед чтением спросить детей, как бы они ответили на вопрос в заглавии. В ходе чтения надо проверить свои предположения. 3. Беседа. – Чем же интересны эти сказки? –  Почему   разные   народы   задавали   столько   вопросов   и   пытались   найти объяснение столь разным предметам, явлениям? (Их интересовало то, что их окружает.) – Можно ли по сказкам определить, где живут эти народы, чем занимаются, что их волнует? Что ещё вы узнали о народах, чьи сказки читали? 4. Творческая работа. 1. Коллективное составление сказки. –  Хотите ли вы стать автором сказки? Попробуем сначала коллективно составить   сказку   с   таким   заглавием:   «Почему   у   огурца   пупырышки?». Начнём   работу   с  «конца»:   придумаем   ответ   на   вопрос.   А   помогут   нам вопросы: что напоминают пупырышки? Отчего они появились? Как? Теперь   определим   героев   сказки.   Их   не   должно   быть   много,   только необходимые. Продумаем   последовательность   происходящих   событий:   что   за   чем следует.   Расскажем   сказку   вслух   и   послушаем,   что   получилось.   А   вот какая сказка с таким заглавием уже есть. Слушайте. Почему у огурца пупырышки? Огурец и кочан капусты пошли вместе купаться на реку. Огурец сразу бросился в воду, а кочан капусты стал раздеваться на берегу. Огурец звал   его   много   раз,   а   кочан   отвечал:   «Сейчас   иду,   только   сниму Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Духовно­нравственное  развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного  чувства, этического сознания и  готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые. 2. Гражданско­патриотическое  воспитание. 3. Воспитание трудолюбия,  способности к познанию. © ООО «Баласс», 2012 34. Воспитание здорового образа  жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. рубашку». Так и раздевался до самого вечера. Огурец ждал, ждал и от холода весь покрылся пупырышками. 2. Самостоятельная работа. На доске написаны «шаги» составления сказки: 1) Придумай ответ на вопрос. 2) Определи героев сказки. 3) Продумай последовательность событий. 4) Расскажи сказку себе шёпотом. Отбрось всё лишнее. Ученики составляют сказки. Варианты заглавий:  Отчего у розы шипы?  Почему у берёзы белый ствол?  Почему крокодила так назвали? 3. Рассказывание своих сказок. Отмечаются интересные ответы на вопрос в заглавии сказки. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. –  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? © ООО «Баласс», 2012 4ΙΙΙ . Итог.   – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? Ι V. Домашнее  задание. Найти и прочитать стихотворения со сказочным сюжетом. Одно выучить наизусть. Рекомендуемый список книг: Ю. Владимиров «Чудаки». М. Бородицкая «Последний день учения». С. Маршак «Вчера и сегодня». А. Барто «Вам не нужна сорока?» Г. Сапгир «Чуридило». Деятельность учащихся: – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. – Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов. – Сочинять сказку, загадку, считалку. © ООО «Баласс», 2012 5

Посмотрите также