Внеклассное чтение. «О чём можно, о чём хочется читать»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Итоговый урок внеклассного чтения целесообразно провести как урок-отчёт. К такому типу урока необходима специальная подготовка ребят по плану (см. урок 121). Структура урока-отчёта: 1. Представление группами тем «О чём хочется читать». 2. Групповые выступления (знакомство с составленным списком книг, показ иллюстраций, инсценировка или чтение отрывка из книги). 3. Представление учителем новых книг. 4. Обсуждение списка книг для летнего чтения.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur133_136-korr.doc
Литературное чтение Урок 133. Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями Тема: Внеклассное чтение. «О чём можно, о чём хочется читать» Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Итоговый   урок   внеклассного   чтения   целесообразно   провести   как   урок­отчёт.   К   такому   типу   урока   необходима специальная подготовка ребят по плану (см. урок 121). Структура урока­отчёта: 1. Представление группами тем «О чём хочется читать». 2. Групповые  выступления (знакомство с составленным  списком книг, показ иллюстраций, инсценировка  или чтение отрывка из книги). 3. Представление учителем новых книг. 4. Обсуждение списка книг для летнего чтения. © ООО «Баласс», 2015 1Уроки 134–136 Резервные уроки. Материалы для итогового контроля 1. Техника чтения вслух. Предлагается отрывок из рассказа В. Астафьева «Стрижонок Скрип». Стрижонок Скрип подрос. У него появились перья, ему всё время хотелось есть. Иногда ему удавалось отобрать у брата или сестры мошку, и тогда они жалобно и недовольно пищали. За это Скрипу попадало от мамы­стрижихи. Но ему так хотелось есть, так хотелось есть! А ещё ему хотелось выползти из норки и посмотреть, что же это там такое, дальше этого пятнышка света, откуда мама­стрижиха приносит еду и ветреные запахи на крыльях. Пополз стрижонок Скрип. И чем дальше он полз, тем больше и ярче делался свет.  Боязно! Но Скрип был храбрый стрижонок, он полз и полз, перебирая короткими лапками. Наверное, он выпал бы из норки и разбился, как разбиваются такие вот неразумные птенцы, но тут появилась мама­стрижиха, схватила его, уволокла в глубь норки и раз­раз клювом по голове. Очень рассердилась мама­стрижиха, очень сильно била Скрипа. Должно быть, там, за норкой, опасно, раз мама­ стрижиха волнуется. Конечно, откуда было Скрипу знать, сколько врагов у маленьких проворных стрижей! 1) Вопросы на вычитывание информации, данной в явном виде. – Кто такой Скрип? © ООО «Баласс», 2015 2– Что хотелось стрижонку? – Что он иногда отбирал у брата и сестрёнки? – Озаглавьте текст. –   Какое   предложение   полнее   отражает   основное   содержание   текста:   «Стрижонок   Скрип   подрос»,   «Мама­стрижиха рассердилась», «Скрип был храбрый стрижонок». 2) Вопросы и задания на вычитывание информации, данной в неявном виде. 2. Техника чтения про себя. Предлагается отрывок из рассказа Н. Носова «Когда мы смеёмся». Однажды я решил сделать для воробьёв сюрприз, то есть неожиданный подарок. Надел шапку, пальто, вышел в палисадник и принялся натыкать на сучья дерева кусочки хлебного мякиша. «Вот, – думаю, – воробьи обрадуются!» Вернулся домой и жду. Целый час, должно быть, в окошко пялился – и хоть бы один воробей! «Что ж это? – думаю. – Неужели не видят?» Вдруг откуда­то сверху слетает какой­то странный растрёпанный воробьишка и садится на ветку рядом с торчащим на суку мякишем. Хвост у этого воробьишки коротенький, будто ощипанный, загривок взъерошенный, на спине одно пёрышко сломано и торчит кверху. «Что это, – думаю, – за Стёпка­растрёпка прилетел к нам? Я такого ещё не видел. Наверное, удрал от кошки, которая хотела его поймать, или подрался с кем­нибудь». А Стёпка­растрёпка между тем сидит на ветке и даже внимания не обращает на хлебный мякиш. Потом случайно взглянул на него искоса, заморгал испуганно глазками. Нижняя челюсть у него отвисла, лапы разжались сами собой, и Стёпка свалился вниз, словно подстреленный из ружья. Не долетев полпути до земли, он неожиданно встрепенулся, замахал крылышками и полетел, постепенно набирая высоту, куда­то по косой линии через улицу. Я так расхохотался: понял, что этот дурашливый воробей просто­напросто испугался торчащего на суку хлебного мякиша. Он, видимо, не заметил других кусков, которые были насажены вокруг, и сел по привычке на ветку. А потом увидел, что рядом с ним сидит что­то непонятное, странное, и так оторопел от испуга, что свалился с дерева. Ему ведь никогда раньше не приходилось видеть, чтобы на деревьях куски хлеба росли. © ООО «Баласс», 2015 3Остальные, более осмотрительные воробьи, видно, сразу заметили на дереве что­то странное, непривычное и не решались садиться на ветки. Наверное, они даже не догадались, что это хлебный мякиш. Воробьи – пичужки хотя и маленькие, но очень осторожные, и всё непонятное пугает их. Вопросы и задания. 1) Составить цитатный план текста. 2) Выборочный пересказ: «Стёпка­растрёпка». 3. Выразительное чтение вслух подготовленного текста (прозаического и стихотворного). Предлагается отрывок из повести С. Ласкина «Саня Дырочкин – человек общественный». Солнечные дни нам только в окошко удаётся увидеть. А уже середина марта! Прибежишь домой после уроков, поешь, выскочишь с Мотькой, моей собакой, на улицу – час назад всё искрилось, сверкало, таяло! – а к четырём почти сумерки. Весна будто бы снова решила к зиме повернуться. Холодно. Люди идут с работы мрачные, шапки нахлобучены, зарываются носами в воротники, у газет не останавливаются – каждому хочется скорее в тепло. В школе мы с Севкой Байкиным друг за другом сидим, на той колонке, что ближе к окну. Севка – впереди с Люськой Удаловой, я – сзади с Машкой Шистиковой. Расположение наше особенно для Севки неудобно. И в первую очередь потому, что Байкин обожает спорить по всякому поводу и без причины. А если ты спросишь, то нужно оборачиваться. Вот и получается: «Байкин, не крутись!», «Байкин, не вертись!», «Байкин, не разговаривай!». Чтобы не подвергаться лишней опасности, мы с ним в эти дни бессловесную игру придумали: пялиться, кто сколько выдержит, на раскалённое солнце. Байкин тут же расхвастался: – Да я пол­урока смогу, не моргая! Давай спорить?! Конечно, спорить я не стал, но про себя подумал: пусть он хоть минутку выдержит. Как только утреннее солнышко выглянуло, я Севку в спину толкнул: начинаем! И тоже уставился. Досчитали мысленно до двадцати пяти, и тут Галина Ивановна меня вызывает. – Дырочкин! Образуй дательный падеж от существительного «сосулька». © ООО «Баласс», 2015 4От неожиданности я понять ничего не мог. И конечно, из­за солнечного удара образовал предложный. Все стали смеяться – умных у нас полно. Им невдомёк, что я в тот момент под влиянием солнца мог от сосульки – сосиску образовать. Предлагается стихотворение Н. Рубцова «Хлеб». Положил в котомку Сыр, печенье, Положил для роскоши миндаль. Хлеб не взял. – Ведь это же мученье Волочиться с ним в такую даль! – Всё же бабка Сунула краюху! Всё на свете зная наперёд, Так сказала: – Слушайся старуху! Хлеб, родимый, сам себя несёт... © ООО «Баласс», 2015 5

Посмотрите также