Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Итоговый урок внеклассного чтения целесообразно провести как урок-отчёт. К такому типу урока необходима специальная подготовка ребят по плану (см. урок 121).
Структура урока-отчёта:
1. Представление группами тем «О чём хочется читать».
2. Групповые выступления (знакомство с составленным списком книг, показ иллюстраций, инсценировка или чтение отрывка из книги).
3. Представление учителем новых книг.
4. Обсуждение списка книг для летнего чтения.
Литературное чтение
Урок 133.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: Внеклассное чтение.
«О чём можно, о чём хочется читать»
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Итоговый урок внеклассного чтения целесообразно провести как урокотчёт. К такому типу урока необходима
специальная подготовка ребят по плану (см. урок 121).
Структура урокаотчёта:
1. Представление группами тем «О чём хочется читать».
2. Групповые выступления (знакомство с составленным списком книг, показ иллюстраций, инсценировка или чтение
отрывка из книги).
3. Представление учителем новых книг.
4. Обсуждение списка книг для летнего чтения.
© ООО «Баласс», 2015
1Уроки 134–136
Резервные уроки.
Материалы для итогового контроля
1. Техника чтения вслух.
Предлагается отрывок из рассказа В. Астафьева «Стрижонок Скрип».
Стрижонок Скрип подрос. У него появились перья, ему всё время хотелось есть. Иногда ему удавалось отобрать у
брата или сестры мошку, и тогда они жалобно и недовольно пищали. За это Скрипу попадало от мамыстрижихи. Но ему
так хотелось есть, так хотелось есть!
А ещё ему хотелось выползти из норки и посмотреть, что же это там такое, дальше этого пятнышка света, откуда
мамастрижиха приносит еду и ветреные запахи на крыльях.
Пополз стрижонок Скрип. И чем дальше он полз, тем больше и ярче делался свет.
Боязно!
Но Скрип был храбрый стрижонок, он полз и полз, перебирая короткими лапками. Наверное, он выпал бы из норки
и разбился, как разбиваются такие вот неразумные птенцы, но тут появилась мамастрижиха, схватила его, уволокла в
глубь норки и разраз клювом по голове.
Очень рассердилась мамастрижиха, очень сильно била Скрипа. Должно быть, там, за норкой, опасно, раз мама
стрижиха волнуется. Конечно, откуда было Скрипу знать, сколько врагов у маленьких проворных стрижей!
1) Вопросы на вычитывание информации, данной в явном виде.
– Кто такой Скрип?
© ООО «Баласс», 2015
2– Что хотелось стрижонку?
– Что он иногда отбирал у брата и сестрёнки?
– Озаглавьте текст.
– Какое предложение полнее отражает основное содержание текста: «Стрижонок Скрип подрос», «Мамастрижиха
рассердилась», «Скрип был храбрый стрижонок».
2) Вопросы и задания на вычитывание информации, данной в неявном виде.
2. Техника чтения про себя.
Предлагается отрывок из рассказа Н. Носова «Когда мы смеёмся».
Однажды я решил сделать для воробьёв сюрприз, то есть неожиданный подарок.
Надел шапку, пальто, вышел в палисадник и принялся натыкать на сучья дерева кусочки хлебного мякиша.
«Вот, – думаю, – воробьи обрадуются!»
Вернулся домой и жду. Целый час, должно быть, в окошко пялился – и хоть бы один воробей!
«Что ж это? – думаю. – Неужели не видят?»
Вдруг откудато сверху слетает какойто странный растрёпанный воробьишка и садится на ветку рядом с торчащим
на суку мякишем. Хвост у этого воробьишки коротенький, будто ощипанный, загривок взъерошенный, на спине одно
пёрышко сломано и торчит кверху.
«Что это, – думаю, – за Стёпкарастрёпка прилетел к нам? Я такого ещё не видел. Наверное, удрал от кошки,
которая хотела его поймать, или подрался с кемнибудь».
А Стёпкарастрёпка между тем сидит на ветке и даже внимания не обращает на хлебный мякиш. Потом случайно
взглянул на него искоса, заморгал испуганно глазками. Нижняя челюсть у него отвисла, лапы разжались сами собой, и
Стёпка свалился вниз, словно подстреленный из ружья. Не долетев полпути до земли, он неожиданно встрепенулся,
замахал крылышками и полетел, постепенно набирая высоту, кудато по косой линии через улицу.
Я так расхохотался: понял, что этот дурашливый воробей простонапросто испугался торчащего на суку хлебного
мякиша. Он, видимо, не заметил других кусков, которые были насажены вокруг, и сел по привычке на ветку. А потом
увидел, что рядом с ним сидит чтото непонятное, странное, и так оторопел от испуга, что свалился с дерева. Ему ведь
никогда раньше не приходилось видеть, чтобы на деревьях куски хлеба росли.
© ООО «Баласс», 2015
3Остальные, более осмотрительные воробьи, видно, сразу заметили на дереве чтото странное, непривычное и не
решались садиться на ветки. Наверное, они даже не догадались, что это хлебный мякиш.
Воробьи – пичужки хотя и маленькие, но очень осторожные, и всё непонятное пугает их.
Вопросы и задания.
1) Составить цитатный план текста.
2) Выборочный пересказ: «Стёпкарастрёпка».
3. Выразительное чтение вслух подготовленного текста (прозаического и стихотворного).
Предлагается отрывок из повести С. Ласкина «Саня Дырочкин – человек общественный».
Солнечные дни нам только в окошко удаётся увидеть. А уже середина марта!
Прибежишь домой после уроков, поешь, выскочишь с Мотькой, моей собакой, на улицу – час назад всё искрилось,
сверкало, таяло! – а к четырём почти сумерки. Весна будто бы снова решила к зиме повернуться. Холодно. Люди идут с
работы мрачные, шапки нахлобучены, зарываются носами в воротники, у газет не останавливаются – каждому хочется
скорее в тепло.
В школе мы с Севкой Байкиным друг за другом сидим, на той колонке, что ближе к окну. Севка – впереди с
Люськой Удаловой, я – сзади с Машкой Шистиковой.
Расположение наше особенно для Севки неудобно. И в первую очередь потому, что Байкин обожает спорить по
всякому поводу и без причины. А если ты спросишь, то нужно оборачиваться. Вот и получается: «Байкин, не крутись!»,
«Байкин, не вертись!», «Байкин, не разговаривай!».
Чтобы не подвергаться лишней опасности, мы с ним в эти дни бессловесную игру придумали: пялиться, кто сколько
выдержит, на раскалённое солнце.
Байкин тут же расхвастался:
– Да я полурока смогу, не моргая! Давай спорить?!
Конечно, спорить я не стал, но про себя подумал: пусть он хоть минутку выдержит.
Как только утреннее солнышко выглянуло, я Севку в спину толкнул: начинаем!
И тоже уставился.
Досчитали мысленно до двадцати пяти, и тут Галина Ивановна меня вызывает.
– Дырочкин! Образуй дательный падеж от существительного «сосулька».
© ООО «Баласс», 2015
4От неожиданности я понять ничего не мог. И конечно, изза солнечного удара образовал предложный.
Все стали смеяться – умных у нас полно. Им невдомёк, что я в тот момент под влиянием солнца мог от сосульки –
сосиску образовать.
Предлагается стихотворение Н. Рубцова «Хлеб».
Положил в котомку
Сыр, печенье,
Положил для роскоши миндаль.
Хлеб не взял.
– Ведь это же мученье
Волочиться с ним в такую даль! –
Всё же бабка
Сунула краюху!
Всё на свете зная наперёд,
Так сказала:
– Слушайся старуху!
Хлеб, родимый, сам себя несёт...
© ООО «Баласс», 2015
5