Внеклассное чтение. Открытый урок для родителей. А.П. Чехов "Мальчики", "Ванька".

  • Работа в классе
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. ОРГМОМЕНТ 2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ -Дорогие ребята! Уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас на уроке внеклассного чтения. Наше занятие посвящено творчеству А.П.Чехова. Ребята серьезно готовились к нашему занятию. Все прочитали рассказы писателя, подготовили иллюстрации, написали отзывы. Была оформлена газета, в которой представлены лучшие работы. - На уроке мы поговорим о рассказах Чехова, главными героями в которых являются дети. Эпиграфом к нашему занятию будут слова Федора Михайловича Достоевского: « Без зачатков положительного и прекрасного нельзя входить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь». 3. БЕСЕДА О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ ЧЕХОВА. - Антон Павлович Чехов входит в наше сознание с детства. Ванька Жуков, Каштанка как-то незаметно для нас оказываются в пестрой толпе сказочных и литературных персонажей - рядом с Красной Шапочкой, Филиппком, Работником Балдой. Эти герои пришли из книг, которые вначале вам читали родители, а уже потом мы с вами прочли эти рассказы на уроках литературы. - Давайте вспомним, какие рассказы Чехова нами уже прочитаны.
Иконка файла материала Открытый урок для родителей. А.П. Чехов.doc
Внеклассное чтение. Открытый урок для родителей. А.П. Чехов "Мальчики", "Ванька". 1. ОРГМОМЕНТ 2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ ­Дорогие ребята! Уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас на уроке внеклассного чтения. Наше занятие  посвящено творчеству А.П.Чехова. Ребята серьезно готовились к нашему занятию. Все прочитали рассказы  писателя, подготовили иллюстрации, написали отзывы. Была оформлена газета, в которой представлены  лучшие работы. ­ На уроке мы поговорим о рассказах Чехова, главными героями в которых являются дети. Эпиграфом к нашему занятию будут слова Федора Михайловича Достоевского: « Без зачатков положительного  и прекрасного нельзя входить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь». 3. БЕСЕДА О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ ЧЕХОВА. ­ Антон Павлович Чехов входит в наше сознание с детства. Ванька Жуков, Каштанка как­то незаметно для нас  оказываются в пестрой толпе сказочных и литературных персонажей ­ рядом с Красной Шапочкой, Филиппком,  Работником Балдой. Эти герои пришли из книг, которые вначале вам читали родители, а уже потом мы с вами  прочли эти рассказы на уроках литературы. ­ Давайте вспомним, какие рассказы Чехова нами уже прочитаны. (ребята отвечают) ­ На уроках литературы в 5 классе мы с вами уже узнали, каким был Чехов человеком, как стал писателем. ­ Вспомните, некоторые моменты биографии писателя: Ответьте на мои вопросы: 1. Где и когда родился Антон Павлович? (1860г., В г. Таганроге) 2. Кем был отец писателя? (Павел Егорович Чехов, был купцом) 3. Как воспитывались дети в семье Чеховых? (Отец был человеком «требовательным», иногда  провинившихся наказывал ремнем, но Павел Егорович был очень талантливым; играл на скрипке,  организовал церковный хор, рисовал красками; сыновей он тоже заставлял петь в хоре; дети помогали  торговать в лавке, обучались ремеслам, исполняли разные домашние обязанности и одновременно  учились). 4. Какими талантами обладали братья и сестра Антона Павловича? ­ Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о рассказе, главными героями которого являются мальчики­ гимназисты? Как он называется? ( «Мальчики») ­ О гимназических годах писателя нам подготовила сообщение … (Выступление ученицы). 4. БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ «КАШТАНКА» ­Недавно в нашей школе прошла декада русского языка и литературы, посвященная жизни и творчеству  А.П.Чехова. ­Учащиеся нашего класса принимали участие в конкурсе рассказчиков произведений писателя. ­ Семенова Александра подготовила для вас отрывок из одного произведения А.П. Чехова. Вы должны  догадаться, из какого рассказа? (Ученица читает наизусть отрывок из рассказа «Каштанка»). ­ Конечно это рассказ «Каштанка». ­Вспомните, какие приключения произошли с маленькой рыжей собачкой? ­ Как потерялась Каштанка?­ Что с ней произошло потом? ­ У кого нашла приют собачка? ­ Встретилась ли она еще с Федей и его отцом. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: ­Чехов не выдумал историю с Каштанкой, такой случай действительно был. Собачку нашел на улице знаменитый  русский клоун и дрессировщик Владимир Дуров. От него писатель услышал эту историю и рассказал ее людям. ­За свою жизнь Чехов написал много ярких незабываемых рассказов, пьес, повестей. Эти произведения читают  и взрослые и дети. ­Сегодня мы пригласили героев рассказов Чехова к нам в гости. 5. ИНСЦЕНИРОВКА РАССКАЗА «МАЛЬЧИКИ» Входят 2 мальчика. Первый: Мы пришли со страниц рассказа Антона Павловича Чехова. Я – Володя Королев. Это, честь имею  представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса… Я привез его с собой погостить у нас… Второй: Знаете кто я? Учитель: Господин Чечевицын! Второй: Нет! Я Монтигомо Ястребиный Коготь: вождь непобедимых. (Оба мальчика подходят к столу; Володя садится с одной стороны на стул, они внимательно рассматривают  карту). Чечевицын: (тихо) Сначала в Пермь, Оттуда в Тюмень…потом Томск…потом…потом в Камчатку. Оттуда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив. (Опасливо озираясь) Вот тебе и Америка… Тут много пушных  зверей. Володя: А Калифорния? Чечевицын: Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе  пропитание можно охотой и грабежом. (Внимательно рассматривают карту). Учитель: Ребята, давайте вспомним, какими трудностями пугает Володю Чечевицын? Что они встретят в  Америке? (Пройти пешком несколько километров , встретится с тиграми и дикарями, добывать золото и  слоновую кость, убивать врагов, поступить в морские разбойники, пить джин, жениться на красавицах и  обрабатывать плантации.) ­Что приготовили в дорогу наши путешественники ? (Пистолеты, два ножа, сухари, увеличительное стекло,  компас и четыре рубля денег). Чечевицын : (сердито ) Так ты не поедешь? Говори: не поедешь? Володя: (плача ) Господи! Как же я поеду? Мне маму жалко! Чечевицын: Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманивал, а как  ехать, так струсил. Володя: Я…я не струсил, а мне… мне маму жалко. Чечевицын: Ты говори: поедешь или нет? Володя: Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить. Чечевицын:(решительно) В таком случае, я сам поеду: и без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на  тигров, сражаться! Тогда так, отдай мои пистоны! ( Володя плача). Так ты поедешь? Володя: По…еду! Чечевицын: Так одевайся! (Мальчики складывают карту и осторожно уходят).6. ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА ­Много непонятных слов встретилось в этом рассказе. Наши девочки подготовили специальный словарик  трудных слов. И я предоставляю им слово. (Ученицы поясняют значение непонятных слов, приводят цитаты из  текста). 7. ИТОГОВАЯ БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ «МАЛЬЧИКИ» ­Вспомните, добрались ли мальчики до Америки? Где их задержали? ­В центре этого рассказа романтическая затея – бегство в Америку. Мальчики тщательно продумали маршрут  путешествия, все подготовили в дорогу. Но как ни увлечен Володя планом побега, перед самым уходом из  родительского дома он заплакал. Но не потому, что испугался трудностей? ­Как вы думаете, почему Володя не хочет уезжать? (Он очень любит свою маму, всю семью и не хочет их  огорчать). ­Рассказ юмористический. Какие эпизоды, детали рассказа вызвали у вас добродушный смех? (Смешные  прозвища героев, отец Володи путает фамилию Чечевицына; мальчики, собираясь в Америку, рассматривают  карту Азии). 8. РАССКАЗ «ВАНЬКА». ИНСЦЕНИРОВКА. БЕСЕДА. ­Нам пора двигаться дальше. И у нас в гостях… А вот кто? Вы должны узнать его по предмету. (Учитель  показывает письмо). ­Кто же он? А что в этом письме? Об этом нам лучше расскажет сам Ванька Жуков. (Ученик читает монолог из  рассказа «Ванька»). ­Почему письмо героя никогда не дойдет до адресата? ­Жалко ли вам Ваньку ? В своих отзывах вы очень хорошо ответили на этот вопрос. (Чтение лучших работ;  обсуждение). ­О чем просит сирота своего дедушку? ­Какие трудности свалились на плечи героя? ­Мальчик, измученный выволочками хозяев, насмешками подмастерьев, обессилев от недоедания, просит  забрать его домой. Он ни на минуту не забывает о своем дедушке. Ванька заранее обдумывает, как сможет  помочь старику. Найдите строки в тексте, подтверждающие мои слова. (Работа с текстом рассказа). ­А что снится Ваньке? Найдите эти строки. 9. ОБОБЩЕНИЕ. КРОССВОРД  ­Давайте теперь проверим, все ли вы внимательно прочитали рассказы. Перед вами кроссворд, работаем в  парах: отвечайте на вопросы, а потом мы оформим большой кроссворд на доске. 10. ИТОГИ УРОКА. ­Детство ­ счастливая пора, когда все видится в добром свете. В рассказах Чехова дети – самые активные  защитники справедливости, они вступаются за обиженных и возмущаются дурными поступками взрослых, они  умеют быть благодарными за доставленную им радость, умеют и сами заботиться о тех, кто слаб и нуждается в  помощи. Все мы, ребята, ваши учителя, родители хотим, чтобы вы выросли добрыми, честными, трудолюбивыми людьми.  Но зачатки этих положительных качеств должны формироваться еще в детстве. Я еще раз обращаюсь к  эпиграфу нашего урока. Прочитайте их и подумайте, каких качеств у вас больше: положительных или  отрицательных. И что нужно сделать, чтобы изменить себя в лучшую сторону. Эти слова обращены и к нам,  родители! Именно мы должны выпустить поколение в жизнь. А какое оно будет – зависит от нас! 11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Оформить дневники читательских наблюдений. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Уроки литературы в 5 классе. – М., 2004. 2. Чехов А.П. Рассказы. – М., 1996. 3. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Литература в 5 классе. – М., 2007. 4. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература. 6 класс. – Саратов, 2002.