Внеклассное мероприятие "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки".
Оценка 4.7

Внеклассное мероприятие "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки".

Оценка 4.7
Культурные мероприятия
doc
русский язык
7 кл
13.05.2017
Внеклассное мероприятие  "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки".
Час истории "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки". Задачи : • Образовательные: сообщить первоначальные представления о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, просветителях славян и создателях славянской азбуки; • Развивающие: развивать познавательные процессы и творческие способности; • Воспитательная: способствовать развитию нравственных качеств. Оборудование: • изображение святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. • географическая карта • старинные книги, • подсвечник со свечами, • гимн Кириллу и Мефодию, • презентация.Час истории "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки". Задачи : • Образовательные: сообщить первоначальные представления о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, просветителях славян и создателях славянской азбуки; • Развивающие: развивать познавательные процессы и творческие способности; • Воспитательная: способствовать развитию нравственных качеств.
кир. и меф.!!!.doc
Час истории "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки". Задачи :  Образовательные: сообщить первоначальные представления о святых  равноапостольных Кирилле и Мефодии, просветителях славян и  создателях славянской азбуки;  Развивающие: развивать познавательные процессы и творческие  способности;  Воспитательная: способствовать развитию нравственных качеств. Оборудование:  изображение святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.  географическая карта  старинные книги,  подсвечник со свечами,  гимн Кириллу и Мефодию,  презентация.                                                   Ход занятия    1.Организация начала занятия.  Цель:   настроить   учащихся   на   работу,   создать   эмоционально   комфортную обстановку.       ­ Отгадайте загадку. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. – Это книга. – С детства мы привыкаем к буквам нашего алфавита и не задумываемся о  том, как нам удаётся передавать любые звуки и слова. Из книг мы узнаём  много нового и интересного. Книги нам читали родители, когда мы были  маленькими. Когда мы пошли в школу, то сами научились грамоте. – Но в школе не всегда учили грамоте так, как учат сейчас. Вот как описывает Наталья Кончаловская обучение на Руси. В старину учились дети – Их учил церковный дьяк. Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б – как Аз да Буки, В ­ как Веди, Г – глаголь. И учитель для науки По субботам их порол. Вот такой чудной вначале Наша грамота была! Вот каким пером писали –  Из гусиного крыла! Этот нож не без причины Назывался «перочинным»: Очиняли им перо, Если было не остро. Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ничему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжки На славянском языке. –  Вначале учились читать на славянском языке, а наша, русская азбука – это,  если можно сказать младшая сестра славянской азбуки.  Создание   проблемной   ситуации.   Предъявление   новых   знаний. 2. Организация диалога. – Откуда же взялась славянская азбука? Сегодня  наш разговор пойдёт  именно об этом. Было время, когда славянские народы не знали грамоты, не  могли читать и писать. У них не было даже азбуки, буквами которой можно  было бы пользоваться при письме. Азбуку для славян составили, помогли научиться читать и писать — святые  Кирилл и Мефодий. (Слайд 1  ) Они хорошо знали славянские языки, и это дало им возможность составить  славянскую азбуку.     Как это всё начиналось? (Слайд 2) Братья Кирилл и Мефодий.   Семья Кирилла и Мефодия жила на берегу тёплого Эгейского моря в городе  Солуни (сейчас он называется Солоники). Здесь кончалась Византия  и  начинались необъятные земли славян ­ наших предков. Отец мальчиков был  греком, а мать – славянкой; она всегда говорила с детьми на своём родном  славянском языке.   Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. (Слайд 3) Образование Константин получил при дворе императора Константинополя.  Его ждала блестящая карьера, но он предпочёл удалиться в монастырь.  К  концу жизни он принял монашество и переменил своё мирское имя  Константин на имя Кирилл.   Все началось с того, что братья были посланы византийским императором в  Моравию  (Слайд 4), чтобы научить тамошних славян богослужению на  славянском языке; и, конечно, им нельзя было обойтись без алфавита, чтобы  записать переводы священных книг. Константин (он же Кирилл) составил  славянский алфавит на основе греческого: некоторые буквы он взял из других алфавитов или придумал сам. (Слайд 5)     Кирилл и Мефодий разработали для записи текстов на славянском языке  специальную азбуку —  глаголицу, (Слайд 6), затем кириллицу. (Слайд 7)   Впоследствии буквам алфавита придали форму, более похожую на греческое письмо. Некоторое время славяне использовали обе азбуки, но затем у болгар, сербов и русских, находившихся под церковным влиянием Византии,  глаголица вышла из употребления. Более новую славянскую азбуку назвали  кириллицей – в честь Кирилла.  От нее и происходит наш русский алфавит, а также украинский, белорусский, сербский и болгарский. (Слайд 8) Азбука.     Слово азбука составлено из первых букв русской азбуки – «аз» и «буки».  (Слайд 9)    Каждая буква в русской азбуке имела свое название, например:   А – азъ (по значению соответствовало нашему «я»)    Б – буки («буква»)    В – веди («знаю»)    Г – глаголь («говори»)    Д – добро    Е – есть    Ж – живете …    Л – люди    М – мыслите    Н – нашъ    и т. д.    Вот, оказывается, какие непростые были раньше наши буквы.    Очень непростым было не только произнесение букв, заучивание их, но и  написание. Буквы были витиеватые, на манер византийских. (Слайд 10)  Кирилл и Мефодий создали язык, называемый ныне церковнославянским, и  перевели на него Священное Писание и богослужебные книги. (Слайд 11) Древняя Русь ценила книги как редчайшие сокровища. Иметь несколько книг   означало обладать целым состоянием. (Слайд 12)    Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра  Великого. (Слайд 13) При нём были внесены изменения в начертания  некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита.    В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы.   Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой  простой и удобной. Она содержит оптимальное  кол­во букв­ 33. А  европейские народы, которые  не составили для себя алфавита, а взяли  латинский, до сих пор страдают от неудобств. ( Слайд 14)    Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей  памяти имена первых славянских просветителей­ братьев Кирилла и  Мефодия. Они стали покровителями нашего народного образования.        Праздник в честь Кирилла и Мефодия  — государственный праздник в        России, Болгарии, Чехии, Словакии и Республике Македонии. (Слайд 15)  В   России и Болгарии он носит имя День славянской культуры и письменности.  (Слайд 16)    «Именно память помогает человечеству преодолевать время, она  накапливает то, что называется культурой», ­ писал Д.С. Лихачёв. Почитание братьев.  Во многих странах поставлены памятники  братьям Кириллу и Мефодию от  благодарных потомков. (Слайды 17­ 25) 3. Создание эмоционального настроя. Слайд 26 Музыка. Звучит гимн Кириллу и Мефодию. (Слайд 27) – чтение уч­ся высказываний ( 2 чел.) «Если разрушается язык – вымирает нация, если человек не знает родного  языка, он перестает быть самим собой» (Ф.И.Достоевский)   «Как ни говори, а родной язык всегда останется родным» (Л.Н.Толстой) (Слайд 28) – чтение учеником  стихотворения наизусть . Слово   Молчат гробницы, мумии и кости,­   Лишь слову жизнь дана:   Из древней тьмы, на мировом погосте   Звучат лишь Письмена.   И нет у нас иного достоянья!   Умейте же беречь   Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,   Наш дар бессмертный ­ речь.                                                                   И.А. Бунин  (Слайд 29) – чтение высказывания Л. Н. Толстого.    Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же  можно служить вражде.                                         Л.Н.Толстой 4. Подведение итогов. Рефлексия. ­  А сейчас давайте подведем итог нашего занятия.  Желающие могут сказать,  что запомнилось, что было интересно. Использованная литература: 1. Кирилл   и   Мефодий   (святые):   Большая   энциклопедия   Кирилла   и Мефодия / 2007. 2. Фотоальбом   «Св.   в.   Кирилл   и   Мефодий»:   Большая   энциклопедия Кирилла и Мефодия / 2007. 3. Кирилл и Мефодий — Википедия.  4.   Верещагин   Е.   М.   Из   истории   возникновения   первого   литературного языка славян. Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия. М., 1971.       5. Очерки истории культуры славян. М., 1996.        6 . История культур славянских народов. Т. I: Древность и средневековье. М., 2003.       7.  Истрин  В.А. 1100 лет славянской азбуке. М.,1988.       8.  Ремнева М.Л. Аз Буки Веди, М., 1980.

Внеклассное мероприятие "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки".

Внеклассное мероприятие  "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки".

Внеклассное мероприятие "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки".

Внеклассное мероприятие  "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки".

Внеклассное мероприятие "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки".

Внеклассное мероприятие  "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки".

Внеклассное мероприятие "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки".

Внеклассное мероприятие  "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки".

Внеклассное мероприятие "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки".

Внеклассное мероприятие  "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки".

Внеклассное мероприятие "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки".

Внеклассное мероприятие  "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2017