«Чудо России - русская изба»
Цели:
· познакомить с традициями и обычаями русской семьи; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о правилах поведения за столом;
· развивать творческие способности учащихся, умение составить и защитить проект, умение объяснять ход выполнения работы, умение анализировать услышанное;
· воспитывать интерес к истории и народному творчеству, бережному отношению к традициям русского народа.
Задачи:
· познакомить детей с историей страны на примере народной игрушки;
· воспитывать интерес к народным промыслам;
· развивать воображение, художественный вкус, моторику рук (игры с куклами)
· закрепить умение работать с тканью (сложение, перевязь, накидной узелок и т.д.)
Подготовительная работа: экскурсия в музей-избу, рассматривание картин, репродукций, иллюстраций по теме «Русская изба»; беседа о народных приметах, связанных с предметами русского быта; поиск родителями и разучивание с детьми загадок о домашней утвари.
Оборудование:
· презентация
· музыкальные фрагменты (Пряха, частушки)
· Словарь Живого Великорусского языка В.Даль, «Домострой»
· предметы быта
· русская народная одежда (мужская и женская)
· пироги, блины, каравай, сушки, конфеты, чай
· предметы русского быта; вата или синтепон (для головы), ткань (квадрат 10х10), нитки.
· куклы-обереги, изготовленные своими руками.
План мероприятия
I. Организационный момент.
II. Русская изба (защита проектов).
III. Убранство дома.
IV. Быт русских крестьян.
V. Славянские обереги для дома.
YI. Деревенские посиделки.
YII. Традиции чаепития.
YIII. Рефлексия.
Ход проекта:
Учитель : Уважаемые гости, мы рады видеть вас. Мы живём в интересное и удивительное время. Нас окружает большой мир, наполненный событиями, происходящими в разных местах нашей планеты. Но мы живём в России. Каждый день приносит что-то новое. Мы постоянно думаем о будущем, мечтаем о счастье и благополучии. А ведь всё начиналось в древности. Клубок поколений продолжает своё движение. И сегодня, мы попытаемся разобраться, откуда тянется эта нить поколений.
Учитель : Где как не в семье мы можем соприкоснуться с историей, с традициями. От поколения к поколению передают наши деды и отцы, всё то, что было накоплено нашими предками. И нить поколений не прерывается.
Мы с учащимися 2-а и 3-а классов, решили заглянуть вглубь истории и узнать, как же жили наши земляки в прошлом. И вот что мы узнали…
1 ученик: Здравствуйте, добры молодцы!
2 ученик: Здравствуйте, красны девицы!
3 ученик: Добро пожаловать!
1 ученик: Всех привечаем, всех встречаем.
По обычаям по российскимот души поклон вам низкий
С добрым словом и любовью и с хлебом – солью
Хозяйка: Ой, вы гости дорогие,
Вы пожалуйте сюда.
Приходите поскорее
Занимайте здесь места.
Проходите, не стесняйтесь
Место выбрано для вас,
Чтобы видно и удобно
Вы смотрели все на нас.
Интерес в вас разжигаем,
Караваем завлекаем.
Ученик: Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Колесо истории мы повернем
И рассказывать о ней начнем,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!
Ученица:
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережет,
А преданья станины
Забывать мы не должны
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
(Хозяйка в наряде крестьянки встречает гостей с хлебом солью).
I группа «Русская изба»
Ученик 1
Давно - давно по берегам рек, далеко друг от друга, стояли бедные избушки. В них жили наши предки — славяне. Они много воевали с соседями и часто ходили на охоту, чтобы убивать диких зверей. Из меха и кожи славяне делали тёплое платье. А летом носили одежды из полотна. Они работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу. С середины 6 века каждая семья жила в своей избе. Когда у отца было много сыновей, а у каждого сына была своя жена и дети, все жили вместе с родителями. Эта большая семья называлась родом, или племенем. Младшие во всем слушались родителей. До 10 в. славяне были язычниками. Они верили, что богов много. Одни боги, думали славяне, добрые и любят людей. Другие— злые, от них много вреда. Русь – Россия. Год основания – 862 год. Рюрик приказывал славянам строить себе города. Но славянские города не были похожи на современные города, они напоминали деревни.
Ученик 2
Мы узнали, что в древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Слово "изба" от древнеславянского "истьба" - отапливаемый сруб. Это легко изнашиваемая постройка. Делали дома из лиственницы, сосны или дубовых брусьев. Брусья аккуратно и плотно складывали. Могли не употребить ни одного гвоздя. Главный инструмент в работе - топор, отсюда - «срубить» дом. Это был прямоугольный сруб, объединенный под общей кровлей со всеми хозяйственными постройками. Перед входом - крыльцо со ступенями. Оно огораживалось перилами. Из энциклопедий мы узнали, что жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.
Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать. Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Очень важное событие в жизни крестьянина - строительство жилища.
Ученик 3
Для строительства дома необходимо было выбрать сухое место, высокое, светлое и счастливое. «Счастливое место» - пространство, прошедшее проверку временем, хорошо обжитое. Обычно, русская изба ориентировалась на юго-восток – дом освещается лучше, это божественная, красная сторона. В новое жилье первой должна была войти домашняя кошка.
Какой же дом строил для себя и своей семьи наш прапрапрадед, живший тысячу лет назад? Это, в первую очередь, зависело от того, где он жил, к какому племени принадлежал. На севере это- деревянная рубленая изба, на юге – хата мазанка. Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, которые появились в XVII в., опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы.
Ученик 4
Окна делали маленькими, чтобы света хватало только для работы.В простых избах устраивали так называемые волоковые (от "волочить" в смысле раздвигать-задвигать) окошечки для пропуска дыма. В такое окошечко можно было выглянуть - но и только. Их так и называли - "просветцами". По надобности на них натягивали кожу. Красные окна - окна с рамой, более сложные и украшенные. В бедных избах окна малы, иногда закрыты они и днем для сохранения тепла.
Традиционный дом жителей состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Всё в доме было продуманно до мелочей и выверено веками. Снаружи дома украшались резьбой. До наших времён сохранилась традиция использования наличников. И сейчас, по старой традиции, многие дома наших земляков украшены красивыми наличниками. Полюбуйтесь узорами на наличниках и ставнях! Сколько фантазии и выдумки вложил в них мастер! Но если присмотреться, то в узоре можно разглядеть круглую розетку – знак солнца. Украшая таким знаком – символом своё жилище, крестьянин выражал любовь, почитание небесного светила и словно желал своему дому вечного живительного тепла и уюта, покровительства у судьбы.
Ученик 5
Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая. Крышу делали двускатной. Верхняя часть крыши называлась конём . Часто там помещали голову коня или петуха. Считалось, что изба-это колесница, запряжённая лошадьми или птицами, бегущая навстречу солнца. Затем закрепляли причелины. Считалось, что всё это оберегает дом от злых духов.
Есть ещё такие уголки в России, где стоят искусно украшенные избы. Эти свидетели судеб многих поколений хранят в себе мудрость семейного лада. Посмотрите на этот крестьянский дом!
Какая у избы душа!
Когда она едва родилась,
То сразу чутко, не дыша
В углах сосновых затаилась.
Она не спит, душа избы
И слушает из каждой щелки,
Как весело весь день в простенке
Стучат настенные часы.
Душа избы, она все помнит,
Все бережно хранит она.
Клип « Русская изба» ( наши прадеды…)
II группа «Убранство дома»
1 ученик. Не красна изба углами, а горячими
пирогами
Баранками да сушками, да самоварами блестящими.
Проходите, гости милые,в нашу горницу, во светлицу.
Мы вошли в дом. При входе не стучались, а говорили: “Здорово живите” или “Мир вашему дому”. Если хозяева работали, то их приветствовали словами “Бог в помощь” или “Помогай бог”
Главным в доме была печь. Она занимала центральное место в доме. Печь являлась одним из наиболее значимых элементом жилища. От её положения в доме зависело расположение и других частей крестьянской избы. Не отсюда ли пошло выражение «плясать о печки»? Русские печи появились в начале 15 века и стали они основным, а для крестьян, единственным средством отопления и приготовления пищи. Изначально, печи не имели дымовых труб, то есть, топились по-чёрному, именно поэтому, они назывались курными, так как печь действительно курилась. Большой огонь в ней нельзя было развести, рискуя поджечь деревянное подпечте, да и сам дом.
Ученик 2
В 15-16 вв. курные печи стали сооружать с дымовой трубой. Первоначально дымовые трубы, которые назывались дымницами, выполняли из древесины в виде толстого тёса, что являлось пожароопасным. Более всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около устья печи так и называли – бабий кут, т. е. женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник.Печь всегда строили на определенном расстоянии от стены, чтобы не было пожара. Небольшое пространство между стеной и печью называлось запечьем– его использовали для хозяйственных нужд. Здесь хозяйка хранила необходимые принадлежности для работы: ухваты разных размеров, кочергу, большую лопату и другое. У печи был обязательно шесток, где стояли горшки. На него сгребали угли. Под шестком в нише хранили инвентарь, лучину, а зимой… там жили куры. Были и маленькие ниши для хранения хозяйственных мелочей, сушки рукавиц.
Ученик 3
Другой угол – около двери и напротив окна – был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. Угол этот, как и стоявшую здесь лавку, называли коник: на лавке делали узоры в виде конской головы.
В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, нехитрой конструкции: стол в красном углу размером по числу едоков, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи, сундуки. В сундуках хранилось добро, поэтому в нескольких местах их обивали железными полосами, закрывали на замки. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья.
Ученик 4
Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали регулярно, занавески и рушники меняли часто. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник– глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой – выливали. Воду носили тоже в деревянных ведрах на коромысле. Это о нем говорили: «Нисвет ни заря пошел, согнувшись, со двора».
Главным углом крестьянского дома был красный угол. Здесь висела особая полочка с иконами – божница, под ней стоял обеденный стол. Это почетное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.
Любили крестьяне иконы: их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. У икон зажигали лампады– специальные небольшие сосуды с маслом. Божницу украшали вышитыми полотенцами – рушниками.
Ученик 5
Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.
Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.
Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.
Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.
Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».
Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.
Презентация творческого мини-проекта «Русская изба»
III группа « Быт русских славян»
Ученик 1
Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дитё уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.
Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.
Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.
Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.
Родители учили, что свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – «спортят», и у других инструменты брать нельзя. «Хороший мастер работает только своим инструментом», - поучали родители.
За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.
Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.
Ученик 2
Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.
Отец помогал мальчикам, наставлял советом, похваливал. «Дело учит, мучит, да кормит», «Лишнее ремесло за плечами не виснет», - приговаривал отец.
В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.
Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.
Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.
С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом и управлять лошадью. Нередко мальчиков 8-9 лет отпускали в пастушки, он работал «в людях», пас стадо и зарабатывал немного – еду, подарки. Это была помощь семье. С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.
К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Отец находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал. В народе говорили: «Отец сына не на худо учит», «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».
Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники.
Ученик 3
Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая сестра и бабушка. Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица.
Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства.
Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала. Иногда опытных девочек – нянек отдавали в другую семью «внаем». Даже в 5-7 лет они нянчили чужих детей, зарабатывая для себя и семьи: платочки, отрезы материи, полотенца, еду.
Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.
Ученик 4
В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.
Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестер, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева. В 9 лет девочка уже помогала метрии готовить еду.
Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках. Ее так и называли – домотканая. Всю зиму пряли кудели (нити), а весной начинали ткать. Девочка помогала маме, а к 16 годам ей доверяли ткать самостоятельно.
Также девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы, ворошить сено, стирать белье в речке, готовить еду и даже печь хлеб. Матери говорили дочкам: «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».
Постепенно к девочке приходило осознание того, что она - будущая хозяйка, которая может выполнять все женскую работу. Дочка знала, что «Хозяйство водить – не разиня рот ходить». «Без дела жить – только небо коптить», - так всегда говорила мама.
Таким образом, крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники, да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.
Ученик 5
Моя
сестра пряха,
По ниточке пряла,
Моточки мотала,
В коробочки клала!
Вот они – русские прялки!
Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи.
Напрясть и наткать полотна, надо было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть, ткать, вышивать с 6-8 лет.
Песня «Пряха»
Ученик 6
Тынды-рынды, тынды-рынды: 3 деревни, 2 села,
Ой, смотрите-ка, ребята, на горе стоит изба.
Вася в красных сапогах, он с гармошкою в руках.
Идёт Дуня за водой, коромысло за спиной.
Ты зачем, Дуня пришла? Что ты деткам принесла?
К вам я в гости пришла , я игру вам принесла.
Поиграйте сами, а потом с гостями.
Игра « Золотые ворота»
Золотые ворота пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
второй раз запрещается,
а на третий раз не пропустим вас
( Двое напротив друг друга, образуют ворота, остальные стоят друг за другом, положа руки на плечи. Кто оказался по окончании слов в воротах, становится в круг-ворота расширяются)
IY группа «Славянские обереги для дома»
Мастер-класс «Зайчик на пальчик»
В каждой семье были свои помощники, хранители. Это домовые. Домовые – живут в домах и дворах. Ежели в котором дому Домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, о всём печётся, и у самого хозяина бороду плетёт в косы. Чей же дом не полюбит, там разоряет хозяина в корень, переводя у него скот, беспокоя его по ночам, и ломая всё в доме.
Традиционно в семьях хранились обереги, которые крестьянки изготовляли своими руками. Считалось, что кукла-оберег спасает человека от различных опасностей, приносит в дом добро, здоровье домочадцам, оберегает владельцев об злых духов.
Ведущий. Сейчас мы выполним очень интересную работу. Мы будем делать куклу – оберег « Зайчик на пальчик». Традиционно существовали народные куклы трёх видов: обережная, обрядовая и игровая.
Отличительная особенность обережной и обрядовой – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. Наши предки предполагали, что у кукол есть душа. Лицо же рассматривалось как её отражение. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это бы исказило душу куклы. Кукла с искажённой душой не годилась для оберега.
Этого зайчика делали родители детям, когда куда-то уезжали или уходили, чтобы ему не было страшно и одиноко. Этот заяц- тайный друг. Одевали его вот так на пальчик (показать) и рассказывали ему всё, что хочешь, даже взрослым людям.
Для того, чтобы сделать зайца нам нужен лоскуток ткани шириной с ладонь, нитки, ветошь или вату для набивки.
Приступаем к изготовлению зайца. Берём лоскуток. Складываем уши: полоску пополам, а верхнюю часть складываем внутрь.
Если делали обережные куклы, то брали красные нити и мотали по часовой стрелке - это называлось «по солнышку». В этом зайце мы делаем также. Нам нужно замотать ушки. У основания ушей мы поворачиваем чётное количество раз витков.Количество витков зависело от района, губернии, где делали куклы – где-то считали, где-то не считали. Повернули 2раза- чётное количество раз и закрепили вот такой петелькой(показать медленно): прямая ниточка, сделали петельку и накинули на ушки, а теперь затягиваем. Это называется силковый узел
Вот видны два ушка. Делаем мордочку: берём подходящий кусочек ваты и вкладываем внутрь, в мордочку, уплотняя при этом, чтобы получился плотный хороший носик. Теперь провести нитку сзади, прокладывая , пряча её под ткань. Выводя под мордочкой, теперь два раза обвиваем и подтягиваем. Важно подтянуть. Чтобы мордочка была плотная. Теперь снова петелька и надеваем на шею, а затем натягиваем также, как делали ранее.
Далее со стороны спинки сзади ушей и мордочки мы складываем ткань и начинаем скатывать, заворачивать ткань- ручки 2 раза и прикладываем их к шее сзади. Теперь нужно закрепить. У многих кукол прикрепляли части крестиком. Считалось, что как человеку нужен оберег, так и куклам он нужен. Вот этот крест является обережным. Проводим сзади, проходим под ручками и проходим вверх по поясу. Теперь под другой ручкой. Это можно сделать пару раз. И с другой стороны сделать также. Выходим к поясу, делаем силовой узелок и затягиваем. Ниточку обрываем. Многие куклы делали не разрезая ткани и нитки. А обрывая их. Можно сделать ножки на уголочках. Зайчиком пользовались так: одевали его на безымянный пальчик, внутрь кулака, где его никто не может обидеть. А когда зайчика зажмём, ушки его торчат из кулака- в них-то всё горе можно и рассказывать. Зайчик будет слушать и никому ничего не расскажет, а желание будет исполняться.
Y группа « Деревенские посиделки»
Ученик 1 Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
Много у русского народа старинных обычаев и традиций, красивых
зажигательных танцев, чудесных напевных песен. А в каком народе живешь - таких
обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный из них - это
деревенские посиделки!
В старые добрые времена собирались вместе красны девицы да добры молодцы
коротать долгие зимние вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за
прялкой, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит, кто из дерева
ложки да игрушки разные вытачивает.
Ученик 2 А затем
отложат на время свои дела и начинают все веселиться: песни петь да плясать,
игры разные затевать, шутки да прибаутки рассказывать. Хотели бы вы на таких
посиделках побывать да своими глазами увидеть? Ну, тогда закройте глаза и
считайте все до 10 ...
Оказались мы с вами в русской деревянной избе. А вот и хозяин с хозяюшкой.
Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится.
(Хозяйка хлопочет у печи, дочка вышивает).
Хозяйка: Дом вести - не головой
трясти,
Все надо припасти.
Акуля, Акуля, что шьешь не оттуля?
Дочка: Да, я, матушка, еще
пороть буду.
Хозяйка: Поспешишь -
людей насмешишь.
Дочка: Знаю, матушка,
знаю. Семь раз отмерь - один раз отрежь!
Хозяин: Домом жить - обо
всем надо тужить. (Плетет лапти, учит сына Федюшу).
Ведущая: Родители трудолюбивы -
и
Дети в этом доме неленивы.
Сын: Тятенька, а
тятенька, а давай с тобой в рифмы играть.
Хозяин: А что это такое
- рифмы?
Сын: А это так надо говорить,
чтоб складно было. Вот скажи, как твоего отца звали?
Хозяин: Моего папашу
Кузьмой звали.
Сын: Вот я твоего Кузьму за
бороду возьму!
Хозяин: Это зачем же ты
моего папашу за бороду брать будешь?
Сын: Тятенька, ну это же шутка.
Так для рифмы говорят. А как твово дедушку звали, тятенька?
Хозяин: Моего дедушку
звали Иваном.
Сын: Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает -
Твово дедушку ругает.
Хозяин: Это зачем мой дедушка
будет кошку в карман сажать? (сердито) Ты зачем такие пустяки прибираешь?
Сын: Да это же для рифмы,
тятенька.
Хозяин: Вот я тебе сам
рифму скажу! Тебя как зовут?
Сын: Федя!
Хозяин: Если ты Федя, то
поймал в лесу медведя.
На медведя полезай, а с моей скамьи слезай!
Хозяйка: Будет вам ругаться, да
ссориться, лучше загадку отгадайте.
Не сеяно, не пашено, не веяно, не молочено, водой смочено, камнем придавлено,
на зиму припрятано. (Достает соленые огурчики.)
Дочка: И я загадку знаю.
Пришел Филипп, на нем сто лип.
Он мал и короток, обежал городок, прижался в уголок. (Веник)
Стук в дверь.
Хозяин: Кого еще нелегкая несет?
старушка: Можно, хозяин?
Хозяин: Гость - не кость, за дверь не выкинешь. Заходи.
Входят старушки
Первая старушка. Смех-потешки услыхали –
Сразу к вам мы прибежали.
Вторая старушка. Где потешки поют –
Там и весело живут.
Правда, Даниловна?
Первая старушка. Правда, Гавриловна!
Вторая старушка. Неразлучные старушки – мы живем в одной избушке.
Первая старушка. Избушка на кочке, блинами обита,
Оладьями покрыта.
Вторая старушка. Есть ограда кругом – пирожки с творогом.
Первая старушка. Что Марфуша для Петра наварила, напекла?
Вторая старушка. 92 блина, 2 корыта киселя, 5 пирогов – не нашла я едоков!
Хозяин: У дороги близко жить - всем соседям надо годить!
Дочка: Кузя! Кузя!
Сын:Аюшки!
Дочка: Где ты был?
Сын: У бабушки
Дочка: Что принёс?
Сын: Оладушки
Дочка: А где они?
Сын: Под лавку положил
Дочка: Экий ты, Кузя, чудак!
Сын: А вы бы сделали как?
Дочка: А мы бы оладушки на стол положили, маслом полили, а потом их съели.
Сын: Ладно, в другой раз так и сделаю (прячет домовёнка за спину)
Дочка: Кузя! Кузя!
Сын: Аюшки!
Дочка: Где ты был?
Сын: У бабушки
Дочка: Что принёс?
Сын: Сапожки
Дочка: А где они?
Сын: Я сделал как вы велели на стол поставил и съел (смеются)
Как говаривали наши предки: Не красна изба углами, а красна пирогами. Поэтому посиделки проводились с чаепитием с пирогами, да блинами, с вареньем, да мёдом, с песнями, да прибаутками.
А как полезен чай нам расскажет …
Мини-проект « Чашечка чая»
В моей семье очень часто пьют чай. В нашей семье чай сближает всех членов моей семьи. Мы собираемся за столом, завариваем свой любимый чай, нам интересно и весело. Мы так любим, пить чай вместе ФОТО
И меня заинтересовал вопрос: почему многие люди с удовольствием пьют этот напиток? Так возникла тема для исследования «Чашечка чая».
Цель моего проекта: Выяснить, какой бывает чай и как он влияет на здоровье человека.
Актуальность проекта: Меня заинтересовала эта тема, потому что бабушка редко пьет черный чай.
Задачи исследования:
1. Узнать историю появления чая и его разновидности.
2. Выяснить влияние чая на организм человека.
3. Провести анкетирование среди учащихся школы, взрослых (учителей, работников школы, родителей)и выяснить:
- каково отношение школьников к чаю и какой вид чая они предпочитают;
4. Выяснить влияние чая на организм.
Гипотеза: Я считаю, что всякий чай полезен для здоровья человека.
Мною использовались методы исследования: анализ, эксперимент, анкетирование, наблюдение, обобщение, сравнение.
Изучив дополнительную литературу, информацию на страницах интернета, я узнала, откуда же взялось слово чай? ФОТО Оказывается, в древних китайских сочинениях чай именовали «тоу», «тсе», «чунь», «минг». Самый благоухающий напиток получается из самых молодых листьев, и к названиям чая прибавили слово «ча», что значит «молодой листок». Известное всем русское слово «чай» произошло от монгольского «цай». Японцы называют чай «тья» или «тя» отсюда английское название «tea».
Появление чая окутано множеством легенд. По одной из них, открытие этого напитка принадлежит прославленному императору ШэньНуну — Божественному Земледельцу. Однажды, прогуливаясь по своим бескрайним владениям, ШэньНун долго плутал среди неприступных горных вершин. Истомившись от жажды, он присел отдохнуть возле небольшого деревца, листья которого источали чудесный аромат. Внезапно подул сильный ветер, и с ветви деревца сорвался молодой листочек, который плавно опустился прямо в чашу с чистой родниковой водой. Попробовав получившийся настой, император, был восхищён его нежно-зелёным цветом, удивительным вкусом и необычайно приятным ароматом. Сделав несколько глотков, он сразу ощутил прилив сил.
Я узнала, что существует несколько его видов: чёрный, зелёный, красный, белый ФОТО
Мною было проведено анкетирование среди детей и взрослых, для того чтобы и узнать их отношение к чаю. Мною опрошено 40 учащихся и 20 взрослых. В ходе проведенного анкетирования я выявила, что учащиеся любят чай – 34 человека, что составляет – 79% от числа опрошенных, 2 человека (5%) – не любят чай, а не очень – 4 человек, что составляет 16 % опрошенных.
Среди опрошенных взрослых (учителей, работников школы, родителей), любящих чай – 15 человек, что составляет 75% от числа опрошенных, 5 человек (25%) – не любят чай.(слайды)
Можно сделать вывод, что дети и взрослые любят чай.
За последние десятилетия ученые, исследуя биохимический состав настоя чая, раскрыли в нём много полезных для человека веществ. Входящий в состав чая кофеин оказывает возбуждающее средство, поэтому чай – это бодрящий напиток. В одной чашке крепкого чайного напитка содержится примерно столько же кофеина, сколько его в таблетке от головной боли. Он положительно на нашу нервную систему и мышечную систему – снимает сонливость и усталость, повышает общую работоспособность, стимулирует сердечную деятельность. Кофеин, входящий в состав чая, легче кофейного и быстро выводится из организма. Черный чай можно пить и моей бабушке. ФОТО
Поскольку моя бабушка страдает пониженным артериальным давлением, которое сопровождается головной болью, слабостью, то возможно, улучшить её состояние может чашка свежезаваренного черного чая. Я решила провести следующий эксперимент. Измерила давление бабушки до и после употребления черного чая. ФОТО на слайдах
В результате исследования я получила: первоначальное давление составило 117 на 70, а давление, измеренное после выпитого черного чая, составило 120 на 74. Давление в результате повысилось, хотя и незначительно.
Вывод: следовательно, выпив чашку черного чая можно повысить пониженное давление, тем самым улучшить состояние здоровья. Значит, бабушке чашка черного чая никак не повредит, а напротив, улучшит ее самочувствие.
Очень часто бабушка заваривает нам настой из трав, особенно когда мы болеем, и называет его чаем. Он вкусный, полезный и дешевый. Тогда я задала себе вопрос: где и какие растения берет бабушка для такого чая? За ответом, конечно же, обратилась к бабушке. Оказывается, существует большая группа напитков травяных, ягодных, цветочных настоев, завариваемых листьев других деревьев, которые традиционно называют чаями, хотя они не содержат листов чайного дерева. ФОТО
Если выбирать между чаем в пакетике и сушеной травой, которую надо заваривать в чайнике, предпочтение лучше отдать последней. К тому же купить травяной чай уже можно не только в аптеках, а в специализированных магазинах.
Употребляйте травяные чаи, это поможет сохранить здоровье на долгие годы!
Ученик 1
Мы
гордимся стариною, Стала нам она родною.
Вечно радует кого-то Наших прадедов работа.
Вот
и кончен наш рассказ, Презентации показ
Про российских мастеров Украшения домов.
Про огромный мир большой … Что узнали мы с тобой…
Ученик 2 Вот и завершилось ваше путешествие по крестьянской избе. Надеемся, что оно было интересным и полезным. Мир старинных предметов приоткрыл вам тайны прошлого, вы стали умнее, научились понимать язык ушедшего времени.
Чаепитие. Рефлексия
Ведущий: Уважаемые гости, большое спасибо за внимание. Надеемся, что вам понравилось наше мероприятие, вы приятно и с пользой провели время. Просим оставить свои отзывы.
На столе стоит кубышка и лежат жетоны трёх цветов (красные, оранжевые, жёлтые). В зависимости от ваших впечатлений, степени комфортности, познавательности и т.д. выберите жетон и отпустите в кубышку. Спасибо за внимание.
- интересно, познавательно, комфортно.
- интересно, но ожидал большего.
- скучно, я всё это уже знаю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.