Внеклассное мероприятие «Это север – край неповторимый..»
Оценка 5

Внеклассное мероприятие «Это север – край неповторимый..»

Оценка 5
Лекции +1
docx
классное руководство
6 кл
16.04.2017
Внеклассное мероприятие   «Это север – край неповторимый..»
Внеклассное мероприятие «Это север – край неповторимый…» Цель: расширение знаний учащихся о родном крае, приобщение учащихся к национальной культуре народа коми Задачи: - обобщить и дополнить знания учащихся о Республике Коми; - воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь и уважительное отношение к родным местам, к историческому прошлому, к самобытной культуре коми народа; - развивать у учащихся желание больше узнать о родном крае; развивать речь, творческие способности учащихся; - создать праздничную обстановку для учащихся в больничных условиях и благоприятный психологический климат в классном коллективе.
Это север, край неповторимый 2.docx
Внеклассное мероприятие   «Это север – край неповторимый…» Учитель русского языка и литературы  Чикаленко Н.Г. Цель: расширение знаний учащихся о родном крае, приобщение учащихся к национальной  культуре народа коми Задачи: ­ обобщить и дополнить знания учащихся о Республике Коми; ­ воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь и уважительное отношение к  родным местам, к историческому прошлому, к самобытной культуре коми народа; ­ развивать у учащихся желание больше узнать о родном крае; развивать речь, творческие  способности учащихся; ­ создать праздничную обстановку для учащихся в больничных условиях и благоприятный  психологический климат в классном коллективе.                  Личностные результаты:  формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость  приобретения  новых  знаний;  уважать  историю  и   культуру  своего  народа, своей республики.                   Регулятивные УУД: понимать учебную задачу внеклассного мероприятия, с помощью учителя выдвигать цель работы, составлять план выполнения творческой задачи; работая по плану, сверять свои действия,   определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку ей,  отвечать на итоговые вопросы. ПознавательныеУУД: формировать у учащихся правильное отношение к истории и культуре своего народа, своей республики.                  Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других; отстаивать свою точку зрения; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.  :  воспитывать любовь к здорово   коллективизм,   уважение   друг   к   другу,   умение   слушать,   дисциплинированность, самостоятельность мышления. Направленность: патриотическая, познавательная. Технологии:    игровые,   ИКТ,   здоровьесберегающие,   технология   сотрудничества, исследовательская, ТРКМЧП. Методы и приемы: ­игровые (творческие игры, познавательные игры); ­Словесные методы и приемы (рассказ, беседа, чтение); ­Здоровьесберегающие   (смена   видов   деятельности,   рефлексия,   четкая   организация деятельности); ­Демонстрация   наглядных   пособий   (показ   серий   картин,   показ   образцов,   предметов,   показ слайдов, показ видеофильма). Оборудование: Проектор, ноутбук,  презентация , физическая карта Республики Коми. готовые изделия для демонстрации (кукла в национальном костюм , изделия с коми  орнаментом) Подготовительный этап: 1. Подготовка материалов, необходимых для проведения  устного журнала. 2. Оформление класса.                                                                       Ход:  Вступление. . 1 страница « Таежная от края и до края, Земля зырян, ты сердцу дорога» (о природе Коми края)  2 страница « Места, что нам ценность собой представляют» (о достопримечательностях Республики Коми)   3   страница  Республики Коми)   «Приютила   меня   и   согрела   благодатная   коми   земля   (   о   населении   . 4 страница «Сказка – ложь, да в ней намек…» (о чем говорят коми народные сказки)     5 страница «Зашифрованы в узорах, чтобы радовать людей» ( о коми орнаменте)     Рефлексия.                                                     Вступление Ведущая 1. На земле много красивых мест, но для каждого из нас самым дорогим и  любимым является место, где мы родились и выросли, где живут наши родители, друзья. На карте есть Республика такая  Великая, могучая, родная.  Это коми земля – так её величаем,  Это родина наша – так её прославляем!  Ведущая 3. Тихие, задумчивые сосны И под снегом сон тетеревов,  И фонтаны в крае нефтеносном, И огни растущих городов; В новых селах ­ древние былины,  Золотые скирды на полях ­  Это Север, край неповторимый,  Край отцов И Родина моя. (А.Ванеев_) Страница 1. Видеофильм.                                                           (о природе Коми края) Таёжная от края и до края, Земля зырян, ты сердцу дорога. Мой Коми край – любовь моя,  Ты душу растревожил.  На свете лучше есть края,  Но сердцу нет дороже. Девять северных параллелей пересекает эту землю, десять европейских государств  уместились бы на ней. Кладом несметных богатств и красивой северной природы называют  эту землю. Земля эта — наша родина­ самое дорогое и любимое место, где мы родились и  выросли, где живут наши родители, друзья. На Северо­Востоке Европейской части России, у подножия Уральских гор, расположилась  Республика Коми. Этот край по своим размерам сравним с Францией, и вдвое превосходит  Великобританию. Ее площадь 416,8 тысяч км2. Наибольшая протяженность с юго­запада на северо­восток­1285 км. Часть ее территории лежит за полярным кругом. Граничит с  Ненецкий, Ямало­Ненецким, Ханты­Мансийским автономными округами, Архангельской,  Свердловская, Кировская областями, Пермским краем. Расстояние от Москвы до  Сыктывкара­1410 км. Коми называют  «Российским Клондайком». Огромные сырьевые богатства — нефть, газ,  золото, бокситы, древесина — привлекают сюда энергичных деловых людей со всех  континентов. Необъятные леса, где обитают сотни видов диких животных и птиц, горная  красота Урала, многочисленные реки с чистой водой­ вот что такое Республика Коми. А  еще ее называют «землей, где рождается воздух.» Коми — необыкновенный северный край, где соседствуют места «цивилизованные» и те,  где не ступала нога человека. Ее девственные леса, самые большие в Европе, — настоящая  таежная сокровищница, эти первобытные леса вырабатывают кислород, которым дышит  вся Европа. Того, кто попадает в хвойный лес Коми края в солнечный летний день, ждет  ощущение, что ты попал в храм природы. На земле много красивых мест, но для каждого из нас самым дорогим и любимым является место, где мы родились и выросли, где живут  наши родители, друзья. Страница 2.                               (О достопримечательностях Коми Республики) Места, что нам ценность Собой представляют Республика   Коми   –   удивительный   по   красоте   и   самобытности   регион.   Красота северной   природы,   древние   обычаи,   ремесла   и   народное   творчество   коренных   народов имеют особое очарование и вызывают неподдельный интерес путешественников. Столбы выветривания На северном Урале есть место, полное красоты и загадочности – плато Маньпупунер. Здесь можно   увидеть   столбы   выветривания   –   каменные   изваяния,   созданные   величайшим   из творцов,  то есть  самой  природой.  Их еще  называют  мансийскими  болванами или даже совсем   любовно   –   Пупы.   На   языке   манси   Мань­Пупу­Нер   значит   «маленькая   гора   с идолами». Эта местность относится к Печеро­Илычскому заповеднику. Этих причудливых изваяний высотой 30­42 метров, созданных ветром, водой и солнцем, всего семь. Шесть ровненько стоят в одном ряду, а один немного сбоку. В 2008 году проходило всероссийское голосование, по результатам которого определяли 7 чудес страны. За уральские столбы выветривания на плато Маньпупунер проголосовало более 1 500 000 человек. По городу едем И их наблюдаем. Места, что нам ценность Собой представляют. То могут быть парки, музеи культуры, А может быть, памятник архитектуры. Как называются, знаешь ли ты, Такие места неземной красоты?  (достопримечательности) ПАМЯТНИК КОМАРУ­ НЕФТЯНИКУ  Необычная скульптура "Комар­нефтяник" была открыта в Усинске 12 октября 2012 года. (высота   2   м)   Летним   вечером   можно   посидеть   на   лавочках,   расположенных   вокруг гигантского   комара,   и   покормить   его   многочисленных   мелких   собратьев.  А   зимой полюбоваться на нарядного кровососа ­ к Новому году его одевают в красный костюмчик Деда Мороза. Веселая скульптура, отображающая обилие нефти и комаров в этих краях, имеет серьезный подтекст ­ гигантский комар олицетворяет собой нефтяные компании, высасывающие кровь земли и оставляющие после себя безжизненное пространство. Также тут   планируют   повесить     отпугиватель   насекомых   —   специальное   оборудование, уничтожающее комаров. Поэтому в этом месте горожане смогут на время защититься от надоедливых мошек. «Купеческий сундук» Памятник «Купеческий сундук» открыли 25 августа 2014 года. Тогда было заявлено, что его будут открывать каждый год 25 августа. Каждый человек может кинуть в сундук   монетку, которая в дальнейшем пойдет на благоустройство города. Можно бросать деньги различной ценности, то есть и золотые, и серебряные.  Взломать сундук практически нереально. И решили открывать его ежегодно (25 августа), в этот день администрация города  будет торжественно  доставать из него все средства,   которые   пойдут   на   благие   дела.  Однако   с   тех   пор сундук   открыли   лишь единожды  12 июня 2016 В День города. Присутствующие пересчитывали деньги целый час. В итоге оказалось, что на дне сундука накопилось   17 тысяч 474 рубля 42 копейки. Сундук снова закрыли на ключ. На нем выкованы 5 надписей:      1. А кто какую лепту в сундук сей на благие дела внесет, тот по столько купцам Усть­Сысольским. 2.На благие дела отдавать сиротам, и убогим, и детям. 3.И достаток свой увеличит, и городом принят будет. 4.Сундук сей есть казна в память купцов Усть­Сысольских, первых в городе купцов и первых благотворителей, немало ради города сего потрудившихся. 5. Соподрядчиком и  станут, и тем за благое дело. “  Медведь с бочонком под денежным деревом    ” Необычная скульптура в виде медвежонка с бочонком мёда появилась в сентябре 2015 у входа в магазин "Пятёрочка"..Почему именно скульптура медведя? Дело в том, что на гербе Сыктывкара изображён медведь, если медведь­символ города, а денежное дерево­это символ достатка. Скульптура напоминает медведя­попрошайку, а его бочонок, якобы с мёдом, похож на копилку для пожертвований. Памятник­фонтан   14 октября 2010 в Сосногорске установили своеобразный памятник сосновой шишке.  Это металлическая кованая скульптура высотой два метра пятнадцать сантиметров. Рядом с шишкой стоит также выкованная из металла белочка. Композиция одновременно является и фонтаном: из вершины шишки по ее чешуйкам стекает вода. Вес шишки вместе с белкой около четырех тонн. На работу ушло около трех месяцев, и трудились над шишкой восемь мастеров. Памятник «Токующий глухарь» Скульптура   «Токующий   глухарь»   весом   около   трёх   тонн   и   высотой   три   метра   была установлена в Сосногорске. Среди местных жителей существует поверье: если загадать желание и потереть коготь правой лапы северной птицы счастья, оно обязательно сбудется. Глухарь ­ это самая крупная, сильная и жизнестойкая птица коми лесов. Токующий глухарь изображён на официальном гербе  «Сосногорск» Республики Коми.  Ребята, почему наша республика называется Коми?  (Коми – это коренное население нашей республики, здесь они поселились еще в Х1 веке). Сейчас мы поговорим о главной  ценности – о  людях, которые населяют нашу республику. Страница 3. Приютила меня и согрела Благодатная Коми земля. (Население Республики Коми) Коми край – таёжный и красивый,  Поначалу был ты к нам суров.  Но мы здесь, поверив в свои силы, Всё нашли: любовь, работу, кров. Слайд 1 Слайд 2. Систематические наблюдения за количеством жителей в Коми начинаются с 1926 года,  когда начинается постепенное освоение Севера. Тогда численность населения Коми  составляла 207 тысяч человек. Начиная с 1928 года, количество жителей неуклонно растет, к 1959 году здесь проживало 815 тысяч человек, а к 1989 – 1,2 миллиона человек. Однако с началом перестройки начинается отток населения и демографический спад.   На территории нашего многонационального региона соседствуют в мире и согласии  130 разных национальностей.   Средний возраст жителя Коми – 34,5 года. Средняя продолжительность жизни составляет 69 лет. На каждые 1000 мужчин приходится 1106 женщин. Слайд 3. Анализ таблицы «Национальный состав населения Коми края» в сравнении (1926,  1939, 2010 годы) 1926  1939  2010 207314 318996  901189  13771 6,62%  70226  22,01%  555963  61,69%  191245 92,25%  231301  72,51%  202348  22,45%  всего  Русские  Коми  украинцы  34 0,02 %  6010  1,88 %  36082  4,00 %  Жители других национальностей составляют 1 процент и менее. Слайд 4. Перепись 1939 года стала последней, когда на территории республики проживало больше  всего коми – уже через двадцать лет доминировать будут русские.  Наиболее необычные национальности, проживающие в регионе по итогам переписи 1939­го  года: американцы, курды, лаки, словаки, арабы, голландцы и японцы – по одному человеку. На тот момент в Коми АССР проживало два француза.   Плотность и распределение населения Слайд 5.       Коми – край пустынный, плотность населения здесь составляет 2,06  человека на кв. км. А в тундре  плотность населения  – меньше 1 человека на 1 кв.км.  Служба   занятости   населения   Коми,   ведущая   мониторинг   положения   в   республике, показывает, что 78 % жителей предпочитают селиться в городах.  Слайды 6­7 Процентное соотношение коми и русских в городах и районах  РК (таблицы) Беседа. ­Какие города (районы) занимают 1, 2  и 3 место по количеству коми и русских? город  Коми  Русские  Украинцы  г. Сыктывкар  25,9 %  66,0 %  2,8 %  г. Воркута  1,7 %  77,7 %  7,9 % г. Вуктыл  10,8 %  72,3 %  8,3 %  г. Инта  11,4 %  72,6 %  7,6 %  г. Печора  13,2 %  74,7 %  5,7 %  г. Сосногорск  8,9 %  80,8 %  4,3 %  г. Усинск  14,8 %  59,6 %  7,6 %  г. Ухта  7,9 %  81,1 %  4,1 %  Ижемский     район  Княжпогостский     район  Койгородский     район  Корткеросский     район  Сыктывдинский район  Сысольский район  Прилузский район  Троицко­Печорский район  88,9 %  15,3 %  35,5 %  68,4 %  45,9 %  64,8 %  55,2 %  26,2 %  9,7 %  70,4 %  56,1 %  26,8 %  47,6 %  29,7 %  40,9 %  63,9 % Удорский район  Усть­Вымский район  Усть­Куломский район  Усть­Цилемский     район  40,3 %  25,6 %  76,9 %  5,1 %  46,7 %  62,8 %  18,9 %  93,0 %  Чтение стихотворения. Много лет с той поры пролетело,  Как печали мои утоля,  Приютила меня и согрела  Благодатная Коми Земля.  Пусть не здесь я на свет появился,  Жить мне выпало в Коми краю,  Здесь мужал, здесь любил, здесь трудился,  Здесь кончаю дорогу свою.  Не нужны мне агавы и пальмы ­  Я влюблённый в твои тополя,  В твою Сысолу, Эжву и Парму. Благодатная Коми Земля.  ­Почему на  территории нашего многонационального региона соседствуют в мире и  согласии 130 разных национальностей? Что привлекает людей из других регионов в нашей  республике? (ответы детей) Физминутка   Каждый народ выработал свою философию общения с природой. И  выражает он это через сказки, песни, пословицы, поговорки,  через игры, обряды … Страница 4. Сказка – ложь, да в ней намек… (О чем говорят коми сказки) Сказки, легенды и сказания помогают людям постигать собственную историю. Наряду с археологией они отвечают на вопрос, как, в каких условиях жили наши предки, о чем они думали в отдаленные исторические времена. Перед нами народная сказка. Предположим, что мы с вами ничего не знаем о народе, сложившем ее. Давайте послушаем сказку и подумаем, что на основе услышанного можно сказать об этом народе, его жизни, быте, занятиях, природных условиях. Слайд 1.  Сегодня мы тоже  займемся исследовательской  работой, и  исследовать  мы будем  коми народную сказку «Лиса и заяц». Это сказка о животных, но не обычных, а сказочных, живущих  как люди.  Сначала мы  познакомимся с текстом этой сказки, а  затем  найдем ответы на вопросы: ­Где жили в старину коми? ­Чем они занимались? Обратите внимание на выделенные слова и выражения. Слайд2. Жили на лесной полянке лиса и заяц. У лисы шкура дорогая, а у зайца — дешевая. Лиса день­деньской хвалится: — Я зверь дорогой. У меня красивый мех. А заяц в ответ: — Не хвастайся, не то я так сделаю, что твоя шкура подешевеет. ­Где жили герои? ­Как ценились шкурка лисы и шкурка зайца? Слайд 3. Однажды, ближе к осени, принялись заяц с лисой бегать, в прятки играть. Бегали, бегали заяц с лисой  по парме — дремучему лесу,  и косой заманил лисицу  в ловушку.  Она с размаху угодила между двух берез.    А храбрый заяц  наломал березовых прутьев и принялся лису стегать, приговаривать:  — Ой, не ешь ты кур, Не хватай цыплят,  Не терзай зверят, Не воруй зайчат,  Не хитри, не хитри, не хитри, не хвастайся!  Звери и птицы собрались, глядят, как заяц лису учит. А лиса как рванется — и вырвалась из ловушки. Но пока она билась между берез — обтрепалась ее шкура. Лиса кинулась на зайца. Тот и про усталость забыл: во всю мочь побежал.  ­Чем занимались в старину коми?  Слайд 4. Бежал, бежал косой... Семь гор перескочил, семь лесов перелетел, шесть рек переплыл, а   как   добрался   до   седьмой   реки,   так   кувырком   с   пригорка   покатился   и   угодил   в прибрежную грязь. До того вымазался заяц — уши и те к голове прилипли. И стал он похож на бобра. …   Скорей связал плот и собрался плыть вниз  по реке. А лиса семь гор перескочила, семь лесов пробежала, добралась до седьмой реки, чует — на берегу зайцем пахнет. Глядит: бобёр, весь грязью намазанный.  ­Что можно сказать о территории, населенной коми? ­На чем плавали? Слайд 5. Лиса и спрашивает:  — Бобёр, а бобёр, не пробегал тут заяц?  Улыбнулся косой, свой плот, наконец, оттолкнул и спросил: — Это какой заяц­то, уж не тот ли, что лису березовыми прутьями отстегал, дорогую шкуру ей испортил?  — Не  знаю,  — отвечала  лиса.  —  Мне  этот  заяц   не нужен. Подумаешь,  дело  было  на копейку, а разговор — за семью горами.  Лиса повернулась и в лес пошла, а косой благополучно поплыл вниз по Вычегде, веселую песню запел. Лиса лежала, лежала в лесу, думала, думала и решила: «Пойду­ка я опять к реке.  ­О какой реке упоминается в сказщке? Слайд 6. А   заяц   не   спеша   плывет   на   плоту   по   извилистой   реке.   Он   успел   уже   раздобыть   себе московский кафтан и шапку.  Села лиса на бережок, а тут и заяц подплыл. Она его опять не узнала.  — Ты кто будешь? — спрашивает лиса.  — Я москвич, домой плыву, — отвечает заяц.  — Какие новости на свете? — спрашивает лиса.  — Не слыхал я никаких новостей, — отвечает косой. — А только слыхал, будто заяц лису отстегал, дорогую шкуру ей испортил, с неё спесь сбил.  Лисе   горько   стало,   опять   пошла   в   лес,   легла   под   дерево.   Заяц   плыл,   плыл,   решил отдохнуть, к берегу пристать. А лиса полежала, полежала и снова вышла к реке, побежала по   берегу.   «Не   встречу   ли,   —   думает,   —   ещё   кого­нибудь.   Может,   только   бобёр   да москвич слышали о моём позоре...»  ­Чем торговали коми, что увозили в Москву, что привозили из Москвы? Слайд 7. Снова села у реки и ждёт, не покажется ли кто. Глядь, заяц плывёт. Лиса опять его не узнала — он шапку новую надел.  — Кто ты, откуда плывешь? — спрашивает лиса.  — Москвич я, из Москвы плыву, — отвечает косой.  — Не слыхал ли в Москве какую новость?  — Никаких особых новостей не слыхал, — молвил заяц. — Только говорят в Москве, будто заяц лису прутьями отстегал.  — А кроме того, ничего особенного не слыхал? — вздохнула лиса. — А не знаешь, не подешевела ли теперь дорогая лисья шуба?  Заяц отвечает:  — Конечно,  подешевела!  Если  двадцатирублевой  была,  то после  такого случая  десять рублей будет стоить, если десять рублей стоила, то до пяти рублей дойдет.  Заплакала лиса, в лес убежала и с той поры не хвасталась.  ­ Почему подешевела дорогая лисья шуба? Выводы:  Слайд 7. Народ живет в лесной местности, у рек (Вычегда). Лес смешанный (есть березы). Водятся лисы, зайцы, бобры, другие звери и птицы. Слайд 8. Люди   живут  оседло,  разводят  кур,  умеют  делать  плоты,   охотятся  на  пушного  зверя  с помощью   ловушек,   торгуют   с   Москвой,   продают   мех,   закупают   там   товары,   одежду, используют деньги. Дети любят играть  в прятки. Взаимодействие человека с природой отразилось и в образном языке орнамента народа коми. Страница 5. Зашифрованы в узорах,                                        Чтобы радовать людей …(о коми  орнаменте) Слайд № 1. Соединяя прошлое с настоящим, коми национальный орнамент рассказывает нам о культуре и о характере народа. Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся, ритмично упорядоченных симметричных знаков. Симметрия – это правильность форм и определенный порядок.  Слайд №2. Пас – родовая метка У коми­зырян принято было знать своих предков до седьмого­десятого колена. В прошлом каждый род имел свою родовую метку – пас, которую   ставили на документах вместо подписи,   чертили   на   домах,   на   орудиях   труда,   утвари,   лодках,   вырезали   на   деревьях, отмечая таким образом границы охотничьих угодий. Такие родовые знаки встречаются и на деревянных   намогильных   сооружениях.Первая   письменность   для   коми   языка   была составлена миссионером Стефаном Пермским в четырнадцатом веке. Принято считать. что при выборе начертания букв Стефан Пермский ориентировался   на традиционные коми родовые знаки — пасы. Слайд   №   3.   Орнамент   служил   не   только   украшением,   он   выполнял   и   другие   роли: предохранял от сглаза; выполнял магическое значение.. Пояс оберегал от нечистой силы, а охотнику   помогал   не   заблудиться   в   лесу.   Рукодельницы   украшали   орнаментом   пояса. Пояса были связаны из шерсти, сотканы из ниток, изготовлены из кожи. Слайд   №   4  Так   же   было   распространено   узорное   вязание.   Узор   выглядит   так,   словно элементы орнамента вкладываются в один другой.   Слайд   №   5  Орнамент   служил   не   только   украшением,   по   орнаменту   можно   было определить, где живёт человек. Слайд № 6 Так изображали солнышко при украшении берестяных изделий орнаментом. Солнце дарит тепло и защиту. Если в центр символического изображения солнца добавить точку, то толкование узора меняется, он символизирует росток будущей жизни.  Вот на фотографии берестяной короб, сделанный в начале 20 века 1907 год. Слайд № 7 Гербы. Медведь ­ традиционный символ мощи, силы, уверенности,   Слайд № 8 Орнаменты можно разделить на несколько основных групп: ­ связаны с орудиями труда и другими предметами (зубья, пилы, крест, компас) ­ относятся к представителям животного мира (рога, насекомые) ­ являются изображением растений (ёлочный узор, цветок, зерно) ­ являются изображением фигур людей. Слайд № 9 Изображения человека Слайд № 10 Мужчина и женщина Слайд № 11 Ошейники                                          Ошейник оленя   солнце                      ошейник коровы Слайд № 12 Солнце и рыба Слайд № 13 Животные, рога Слайд № 14 Растения  Орнаментом коми народ всегда украшал и украшает свое жилище, предметы быта, одежду. 2. Творческая работа – рисуем варежку с коми орнаментом. 3. Выставка работ. Ведущий. Заключительная часть Наш дом – это наша Республика, любимый город, родной посёлок, далёкая маленькая деревенька.                                                     Как прекрасны места родные! Всё здесь кажется чистым, светлым. Как легко, захлебнувшись ветром, Через заросли мчать лесные. Здесь светлей весенние ночи, Здесь стройней и красивей сосны. Как легко тут сияет солнце, Ручейку заглядевшись в очи. И дожди осенние даже – Как привет из родного дома. Верь не верь, о Родине нашей Не могу говорить по­другому. (А.Ванеев) Рефлексия. – Что нового узнали ? Чему научились? А что вы можете пожелать нашей   республике? (ответы детей).

Внеклассное мероприятие «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие   «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие   «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие   «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие   «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие   «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие   «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие   «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие   «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие   «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие   «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие   «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие   «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие   «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие   «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие «Это север – край неповторимый..»

Внеклассное мероприятие   «Это север – край неповторимый..»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2017