Внеклассное мероприятие «Метапредметный подход при изучении физики» (10-11 класс, физика)
Оценка 5

Внеклассное мероприятие «Метапредметный подход при изучении физики» (10-11 класс, физика)

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
физика
10 кл—11 кл
05.11.2018
Внеклассное мероприятие «Метапредметный подход при изучении физики» (10-11 класс, физика)
Материал данного мероприятия носит развлекательный характер и имеет позитивный опыт по применению метапреметного подхода в образовательном процессе и результативность использования его в обучении. В данной работе продемонстрирована возможность для раскрытия творческих способностей детей, создание условия для развития мышления, логики, познавательного интереса.
Внеклассное мероприятие.docx
Внеклассное мероприятие «Метапредметный подход при изучении физики» Занятие рассчитано на 40 мин, и его наиболее целесообразно проводить во внеурочное  время. Это объясняется тем, что мероприятие носит скорее развлекательный характер,  хотя и познавательного в нём немало. Необходимо продумать паузы между  конкурсами. Перед проведением урока весь класс делится на 4 команды. Задание  командам: выбрать капитанов и подобрать по две пословицы с физическим смыслом и  уметь их объяснять (домашнее задание). Ведущие должны продумать так же о  поздравлении победителей. План занятия: • Вступительное слово учителя; • Конкурс «объясни явление»; • Проверка домашнего задания; • Конкурс «физика в народных приметах погоды»; • Проведение итогов, поздравлений победителей, утешительные призы для  побежденных. Вступительное слово учителя; Мы попробуем сегодня совершить неслыханное чудо: совместить физику и лирику. В  наши дни много говорят о влиянии искусства на творческие возможности человека.  Действительно, занятия искусством часто помогали многим ученым в их работе. В  науке так же, как и в искусстве существует понятие красоты. Истинное значение  обладает эстетическими ценностями, заключает в себе совершенство, изящество.  Подобные наблюдения обобщил Платон таким афоризмом: «Красота – сияние истины». В технике красота машин и механизмов часто бывает связана с их надежностью,  устойчивостью в работе. Существует своего рода постулат: наиболее целесообразные и  функционально совершенные изделия являются и наиболее красивыми. Известный  авиаконструктор О. Антонов сказал: «Мы прекрасно знаем, что красивый самолет  летает хорошо, а некрасивый – плохо, а то и вообще не будет летать... Конструктор  может идти от красоты к технике, от решений эстетических к решениям техническим». Известно, что в научном творчестве особую роль играют два вида мыслительной  деятельности: логическая и интуитивная. Как говорил французский ученый А.  Пуанкаре: «Логика доказывает, а интуиция ­ творит». Исследования показывают, что  принципиально новые технические, научные результаты часто вспыхивают интуитивно,  в форме образов. Таким образом, искусство будит фантазию, питает воображение.  Нередки случаи, когда художники предвосхищали выводы науки, а произведения  искусства подсказывали исследователю новую тему. Конкурс «Объясни явление». Этот конкурс состоит из двух частей: 1­ая часть вопросов – надо выделить явление и  рассказать об этом явлении, о котором идет речь в отрывке; 2­ая часть вопросов – надо ответить на вопросы, которые зачитываются после прослушивания отрывков из художественной литературы. 1.1 Чехов А. «Степь» ...Егорушка разбежался и полетел с полутора саженной высоты.  Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал, какая­то  сила холодная и приятная на ощупь, подхватила и понесла его обратно наверх... (речь  идет о выталкивающей силе, силе Архимеда; зависит от рода жидкости и объёма,  погружаемой в воду части тела; легенда об Архимеде). 1.2 Катаев В. «Белеет парус одинокий» ...Ладони у Гаврика приятно горели. Весло  опущенное в воду, казалось сломанным... (явление преломления – изменение  направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух  сред; законы преломления света). 1.3 Серафимович А. «Лесная жизнь» ...Торопливо и обрадовано мальчик послюнил  палец и, подняв стал медленно поворачивать. С той стороны, откуда неумолимо тянул  ветерок, в пальце почувствовалось ощущение холода...(явление испарения –  превращение жидкости в пар, происходящее с поверхности жидкости; зависит от рода  жидкости, от температуры, от площади поверхности, с которой происходит испарение). 1.4 Толстой Л. «Черёмуха» ...Черемуха эта росла не кустом, а деревом, кудрявая и вся  обсыпанная белым, душистым цветом. Издалека слышен был ее запах... (явление  диффузии – явление самопроизвольного смешивания веществ; зависит от рода  вещества, агрегатного состояния, от температуры). 2.1 Шолохов М. «Поднятая целина» ...Дед Щукарь объелся телятины и у него  разболелся живот. Чтобы его вылечить, лекарка поставила ему на живот разогретую  махотку. «Ой, живот мне порвет! Ой, родненькие ослабните!» ­ закричал дед. Но  попытки оторвать край махотки оказались тщетными. Тогда Давыдов взял скалку и  стукнул ею по дну махотки. Она рассыпалась, и воздух со свистом рванулся из­под  черепков... Почему не удалось снять горшок и пришлось его расколотить? Правда ли,  что воздух будет двигаться из­под черепков? (когда горшок остыл, воздух внутри  горшка охладился, давление воздуха внутри него стало меньше атмосферного  давления; воздух будет двигаться не из­под черепков, а в противоположном  направлении). 2.2 Катаев В. «Белеет парус одинокий» ...Гаврик встал, сладко потянулся, закатал  штаны и, зевая, вошел по щиколотку в воду. С ума он сошел что ли? Ноги и так озябли  до синевы, а тут еще лезть в море, один вид которого вызывает озноб. Однако, мальчик  хорошо знал, что делает. Вода только на вид казалась холодной. На самом деле она  была очень теплой, гораздо теплее воздуха. Мальчик просто­напросто грел в ней ноги... Почему вода казалась теплее воздуха? В какое время: утром или вечером происходило  то, о чем написано в отрывке? (у воды теплоемкость больше, чем у воздуха, чтобы ее  нагреть надо большее количество тепла, поэтому, вода нагревается медленнее, но и  также медленно остывает; дело происходило утром). Пауза: «А вот, был такой случай». В этой паузе, рассказываются интересные случаи, связанные с великими физиками.  Например: ­ Когда немецкий физик Рентген открыл Х­лучи, страну наполнили самые невероятные  слухи об их могуществе. И вот ученый получил письмо с просьбой прислать ...  несколько Х­лучей и инструкцию по их использованию. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к ученому у него не  нашлось времени. Рентген был человеком с юмором и ответил так: «К сожалению, в  настоящее время у меня нет Х­лучей к тому же посылка их дело очень сложное.  Считаю, что мы можем поступить проще: пришлите мне вашу грудную клетку». Проверка домашнего задания. Команды задают по очереди друг другу пословицы, которые другая команда должна  объяснить. Примеры: как камень в воду; большому кораблю – большое плавание;  гвоздем море не нагреешь; коси коса пока роса, роса – долой и мы – домой; от грома и  воде не уйдешь; как ни прыгает антилопа, а всё опускается на землю; клин клином  вышибается. Пауза: «А вот, был такой случай». Альберт Эйнштейн любил фильмы с участием Чарли Чаплина и относился к большей  симпатией к созданному им герою. Однажды он написал в письме к Чаплину: «Ваш  фильм «Золотая лихорадка» понятен всем в мире, и вы непременно станете великим  человеком. Эйнштейн». На это Чаплин ответил: «Я вами восхищаюсь ещё больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а вы все­таки стали великим  человеком. Чаплин». Конкурс: «Физика в народных приметах погоды». В этом конкурсе надо объяснить примету с физической точки зрения. 1. Соль мокнет – к дождю (перед дождем влажность повышается, поэтому многие  вещества, впитывающие в себя влагу из воздуха ­ сыреют). 2. Лучина трещит и мечет искры – к ненастью (при повышенной влажности деревянные  предметы отсыревают, при горении влага из древесины интенсивно испаряется, при  этом, увеличиваясь в объёме, пар с треском разрывает древесные волокна). 3. Если в поле далеко раздается голос – будет дождь. (с повышением влажности  изменяется плотность воздуха и его способность проводить звук). Конкурс "Проверь при помощи эксперимента". Существуют старинные практические правила, которыми люди пользовались в старину, не подозревая об их физическом смысле. Итак, решите 2 экспериментальные задачи: 1. Длина среднего шага взрослого человека равна половине расстояния от его глаз до  ступней. Определите длину среднего шага одного из членов жюри. 2. Человек проходит в час столько километров, сколько шагов он делает в 3 секунды. С какой скоростью движется ученик 8­ого класса, если он идет шагом, а не бежит бегом. В ходе мероприятия дети также активно, как и на физико­географической викторине  участвовали в игре, отвечая на вопросы. По некоторым конкретным задачам возникали  даже споры о правильности ответа команды противника. В целом мероприятие прошло  успешно и подтолкнуло детей изучать физику не только в классе за партой, решая  задачи и выводя формулы, но и просто, читая художественную литературу и выделяя в  написанном физическое явление.

Внеклассное мероприятие «Метапредметный подход при изучении физики» (10-11 класс, физика)

Внеклассное мероприятие «Метапредметный подход при изучении физики» (10-11 класс, физика)

Внеклассное мероприятие «Метапредметный подход при изучении физики» (10-11 класс, физика)

Внеклассное мероприятие «Метапредметный подход при изучении физики» (10-11 класс, физика)

Внеклассное мероприятие «Метапредметный подход при изучении физики» (10-11 класс, физика)

Внеклассное мероприятие «Метапредметный подход при изучении физики» (10-11 класс, физика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2018