Цель: расширить информационное пространство вокруг профессии столяра.
Задачи: коррекция мышления на основе игровой методики в упражнениях на развитие группировки и классификацию, развитие зрительного внимания, воспитывать уважительное отношение к труду, как высшие ценности жизни, формировать потребность в труде, работать над коррекцией зрительного восприятия, расширение представлений об окружающем и обогащении словаря.
занятие Столяр.doc
1
Социальный педагог
Беркович Татьяна Ивановна
Моя будущая профессия – столяр
Цель: расширить информационное пространство вокруг профессии столяра.
Задачи: коррекция мышления на основе игровой методики в упражнениях на
развитие группировки и классификацию, развитие зрительного внимания, воспитывать
уважительное отношение к труду, как высшие ценности жизни, формировать
потребность в труде, работать над коррекцией зрительного восприятия, расширение
представлений об окружающем и обогащении словаря.
Вводная часть.
Воспитатель:
Ребята! Сегодня на занятии мы с вами продолжим знакомство с миром
профессий. Посмотрите на эти строки: «У меня растут года будет мне семнадцать. Где
работать мне тогда, чем мне заниматься?». Это написал Владимир Владимирович
Маяковский в книге «Кем быть?». В вашей жизни наступит важный этап, когда вам
будет необходимо определится в выборе своего профессионального будущего, и первый
шаг на этом пути выбор профессии.
Творческое задание «Предметы из дерева»
Перед тем как предложить детям эту игру, социальный педагог приносит на
занятие книгу по столярному мастерству и рассказывает детям, какие породы деревьев
используются для изготовления тех или иных предметов. Педагог предупреждает детей,
что рисунки могут быть схематичными.
Затем социальный педагог делит детей на группы и раздает каждой группе
карточку с рисунком какоголибо дерева. Дети должны вспомнить, что обыкновенно
изготавливают из древесины этого дерева, и нарисовать эти предметы. Если дети
ошиблись и нарисовали предмет, который не делают из того или иного дерева, группа
получает штрафное очко. Побеждает группа, которая за определенное время вспомнит и
нарисует больше предметов из своего дерева и получит меньше штрафных очков.
А теперь послушаем стихотворение Ирины Пивоваровой:
Бежит рубанок по доске,
как будто лодка по реке.
У столяра топор в руке,
доска подогнана к доске.
Столяр доволен.
Он поет и в руки молоток
берёт…
Доска сколочена с доской
и пахнет солнцем и сосной.
И новый стол почти готов,
и новый стих почти готов.
Вот допишу я строчку,
столяр вобьет последний гвоздь,
и я поставлю точку.
Ребята, о какой профессии идёт речь?
Правильно о профессии столяр.
Вопросы и задания для беседы;
1 2
• Есть ли у вас или у ваших родителей знакомый столяр? Расскажите о нем.
• Расскажите о разных случаях из жизни своей семьи, когда она прибегала к
помощи столяра.
• Как вы думаете, что произошло бы в жизни людей, если бы не существовало
этой профессии?
успешной?
• Какие законы и правила должен соблюдать столяр, чтобы его работа была
• Перечислите рабочие инструменты столяра.
А расскажет о профессии столяра нам учитель трудового обучения Александр
Основная часть.
Васильевич.
СТОЛЯР
Александр Васильевич: Столяр профессия многогранная, включающая самые
разнообразные профессиональные умения. Наиболее массовыми являются профессии
столяров в жилищном строительстве и мебельном производстве. В особую
немногочисленную группу выделяются столярыкраснодеревщики, в работе которых
преобладают художественные тенденции. Результатом работы столяра являются
различные столярные изделия, которые делятся по конструктивному признаку. К
столярным изделиям брусковой конструкции относятся беговые лыжи, сапожная
колодка, воздушный винт самолета, корпус деревянного ватерпаса; к столярным
изделиям каркасной конструкции оконные переплеты, ширмы, кровати, лестничные
ограждения и пр.; к столярным изделиям каркаснообшивной конструкции стулья,
кресла, диваны, филенчатые дверные полотна, корпуса легких судов и др.; к столярным
изделиям бескаркасной конструкции щитовые двери, столярные ящики, шкафы и
письменные столы щитовой конструкции. Столяр должен свободно владеть столярными
инструментами (рубанком, фуганком, электрической и механической дрелью и т.д.),
уметь работать на станках: строгальном, шлифовальном, токарном. Он должен уметь
строгать вручную необлицованные брусковые детали, подготавливать поверхности
деталей разных изделий к облицовыванию, наклеивать на изделия облицовочные
материалы, зачищать и шлифовать облицованные детали и узлы, подгонять и крепить на
клею и шурупах детали к узлам и изделиям, выполнять все виды работ на основных
деревообрабатывающих станках, весь комплекс работ по изготовлению художественной
мебели и мебели сложной конструкции по чертежам, собирать корпусную и решетчатую
мебель сложной конструкции из полированных узлов и деталей, подбирать, подгонять и
крепить лицевую фурнитуру зеркала, стеклянные дверки и полки "в отделанной
мебели, защищать детали и узлы, облицованные строганым шпоном древесины,
ремонтировать и реставрировать собранную и отделанную корпусную мебель с заменой
отдельных узлов и деталей. Трудно перечислить все сферы применения столярных
изделий, но особенно велико их значение в строительстве, где невозможно обойтись без
деревянных окон и дверей, наличников, полов, плинтусов, галтелей, а также временных
сооружений: лесов, подмостей, опалубки.
Воспитатель: Спасибо, Александр Васильевич. А где, в каких учебных
заведениях нашего города готовят специалистов данной профессии, нам расскажет
представитель профцентра Людмила Георгиевна
Людмила Георгиевна: Данную профессию можно получить в следующих
учебных заведениях:
* Омский строительный техникум
* Омское профессиональное училище № 49
*ПУ №18, р.п. Одесское, д. Буняковка
2 *ПУ №51 р.п. Нововаршавка
3
1. Общие сведения о профессии
1.
2.
3.
Отрасль народного хозяйства
Тип предприятия или организации
Перечень специальностей по данной
профессии
Во всех отраслях, преимущественно в
строительстве и мебельном производстве
Различные предприятия
(государственные, частные,
коммерческие)
Столяр строительный, столяр мебельный,
столяркраснодеревщик и др.
2. Производственная характеристика профессии
1. Место работы
2.
Орудия труда, предмет труда
3.
4.
Цель труда
Основные производственные операции
В помещении или на открытом воздухе
Различные деревообрабатывающие
станки, дрель, фуганок, рубанок,
древесина
Изготовление изделий из древесины
1. Обработка древесины на
деревообрабатывающих станках.
2. Сборка заготовок отдельных изделий
и конструкций.
3. Сборка и ремонт мебели.
4. Установка и монтаж блочных изделий
для эксплуатации
5.
Профессиональные знания, умения, навыки Должен иметь навыки работы на
деревообрабатывающих станках, знать
требования к поверхностям деталей,
конструкцию изделий , уметь
производить сборочные и облицовочные
работы
3. Санитарногигиеническая характеристика профессии
1. Микроклиматические условия труда
Режим труда
Ограничения по полу и возрасту
Загруженность анализаторов
2.
3.
4.
5. Медицинские противопоказания
Работа как в помещении, так и вне его,
вдыхание паров клеев и лаков, древесной
пыли
Нормированный рабочий день
Мужчины
Зрительный, сенсорный, кинестетический
Хронические заболевания сердечно
сосудистой и дыхательной систем
4. Психофизиологические требования к личности специалиста
1.
2.
3.
Требования к особенностям мышления,
внимания, памяти и восприятия
Требования к эмоциональноволевым
качествам
Требования к деловым качествам
Практическое и пространственное
мышление, воображение, моторная
память
Монотоноустойчивость
Аккуратность, терпение,
ответственность, склонность к
длительной кропотливой работе
1.
Необходимые
5. Требования к профессиональной подготовке
по Трудовое обучение
знания
3 4
общеобразовательным предметам
Воспитатель: Спасибо, Людмила Георгиевна.
Воспитатель: А сейчас, мы проверим, какие столярные инструменты дети
знают. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать о каком инструменте идет речь.
Все пробует на зуб: И сосну, и клен, и дуб (пила)
На зеркальном на катке, На единственном коньке, Он проехался разок — И
распался весь каток (стеклорез)
Бьют Ермилку по затылку, Ну а он не плачет, Только носик прячет (молоток)
Деревянная шея, Железный клюв, Стучит: "Тук,тук,тук!" (молоток)
Сам худ, голова с пуд. (молоток и гвозди)
Тихо, тихо снег идет, Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лед Во дворе...
(лопата)
Режем мы и вырезаем, Маме шить мы помогаем (ножницы)
Два кольца, два конца, А посередине – гвоздик (ножницы)
Два братаакробата Ручки — кольцом, ножки — острые (ножницы)
Сделаны из железа, Умеют стричь и резать. Когда они встречаются, Части
разделяются.
Воспитатель:
Молодцы, вы правильно отгадали все загадки. А теперь усложним задание. Я
буду задавать вопросы, а вы, подумав очень хорошо, должны дать верный ответ.
Почему шурупы крепче соединяют детали, чем гвозди. (У шурупов винтовая
резьба).
Ввернуть шуруп в отверстие очень трудно. Как облегчить эту работу? (наколоть,
засверлить отверстие, смазать шуруп мылом или тальком).
Кто точнее определит длину бруска.
К каким профессиям готовят Вас на уроках трудового обучения?
Приведите пример о разных случаях из жизни, когда необходима помощь
столяра.
Как Вы думаете, что произошло бы в жизни, если бы не было профессии
столяра?
Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру «Узнай пословицу по ее концу».
Игра: «Узнай пословицу по ее концу»
Кто не работает … (тот не ест).
1.
2.
Хочешь есть калачи … (не сиди на печи).
Труд человека кормит … ( а лень портит).
3.
Кто любит труд … ( того люди чтут).
4.
5.
Без труда не вынешь и … (рыбку из пруда). И др.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо знаете пословицы. А теперь проверим Ваше
внимание. Вы должны из предложенных наборов картинок убрать ту, которая не
соответствует данному набору предметов.
Воспитатель: А теперь скажите, как одним словом объединить эти предметы?
(Мебель). А эти? (Посуда).
Заключительная часть.
Воспитатель: А подведем итог нашего занятия игрой «Внимательный столяр».
Послушайте правила игры: дети встают в круг (они предметы), ведущий говорит
каждому предмету, что у него сломано (нужно приготовить карточки). Столяра
обходят, занимают поломки. Затем отворачиваются. В это время дети меняются и
убирают карточки. Побеждает тот столяр, который больше запомнил и назвал поломок.
(Игра проходит под тихую музыку).
4 5
Воспитатель: Ребята, мы дружно и весело поиграли, а теперь давайте
посмотрим какие изделия из дерева изготовили ребята на уроках трудового обучения.
Выставка детских работ.
5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.