Туристский поход- не это ли одно из любимейших детских занятий! Тут всё начинается с походов выходного дня. В таких путешествиях можно успеть многое: изучить свой край, получить навыки незнакомой походной жизни, физически подготовиться к дальним маршрутам. Однако плохо подготовленное путешествие может принести лишь вред. Путешествие следует начинать с окрестностей своего города, села , прокладывая маршрут по самым живописным местам.Открытое внеклассное мероприятие "Манит куда-то тропинка лесная" для 7,8 классов. Может быть проведён ко Дню туризма.
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Казачья школа
Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
ВНЕКЛАССНОЕ
МЕРОПРИЯТИЕ
ДЛЯ 7,8 КЛАССОВ
Составила:
Трушина Светлана Юрьевна
Классный час на тему «Манит кудато тропинка лесная»
Ведущая:
Туристский поход не это ли одно из любимейших детских занятий!
Тут всё начинается с походов выходного дня. В таких путешествиях
можно успеть многое: изучить свой край, получить навыки
незнакомой походной жизни, физически подготовиться к дальниммаршрутам. Однако плохо подготовленное путешествие может
принести лишь вред. Путешествие следует начинать с окресностей
своего города, села , прокладывая маршрут по самым живописным
местам. Чтобы избежать однообразия не возвращайтесь домой тем
же путём, по которому уже шли. Перед походом на общем собрании
необходимо распределить обязанности между участниками:
назначить санитара, ведающего аптечкой, и способного оказать
доврачебную помощь, завхоза, заведующего питанием. Помните, что
значительную часть снаряжения можно изготовить в домашних
условиях или на уроках труда. (палатки ,рюкзаки, накидки). В пути
следует беречь карту и носить её запакованной в целлофане. Перед
выходом нужно познакомиться с маршрутом по карте и мысленно
представить себе все этапы пути. И, конечно, надо обязательно знать
как можно прокормиться в лесу, из каких трав заваривать чай, как
лечиться, если простудишься. О нашем другелесе написано много
песен, стихов, загадок (обратить внимание учащихся на
высказывания выдающихся людей о природе).
Сегодня мы совершим заочный туристический поход, а на привалах
будем читать туристические стихи и петь песни о туристах. И
первая песня, которую мы споём все вместе называется «Как
здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
Исполнение песни.
Ведущая:
Сейчас послушаем высказывания о походах, о красоте природы.
1 ученик.
Когда путешествуешь, главное — не забывать, что смысл — в самом
путешествии, а не в его конце. Если ты будешь чересчур спешить, то упустишь
цель, ради которой путешествуешь — Ф. Ламенне.
2 ученик.
Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день,
проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома —
А. Франс.3 ученик.
Воспоминания : «Я попала в сказку: вокруг красота, горы, чистое небе,
цветы, которые нельзя описать словами или нарисовать на бумаге, яркий лес,
покрывающий склоны гор пёстрым ковром всех оттенков . Первый день
показался с непривычки трудным: рюкзаки впивались в плечи и давили книзу,
ноги отказывались двигаться, не выдерживая нагрузки постоянного подъёма,
дыхание сбивалось, и от жажды зык прилипал к нёбу….
Но вечером, когда мы пришли на место стоянки и сняли рюкзаки, испытали
чувство полёта и счастья, ради которого можно было потерпеть трудности
дня. Походы очень сближают людей , там человек открывается совсем с
другой стороны…»
Ведущая:
Первые туристические песни начали слагать в 40х годах ,после окончания
ВОВ. Часто бывает трудно провести грань между студенческими и
туристическими песнями. Характерными чертами песен тех дет является
мелодичность, лиризм и юмор. Послушайте песню «Глобус», которая была
написана в 1947г.
Исполняют юноши.
Ведущая:
А сейчас ребята прочитают «Стихотворения о туристах
.«Туристская тропа» Анатолия Болутенко
1 чтец.
Я окунуться в прошлое могу
И погрузиться даже с головою,
Побыть в цветистом сказочном лугу
Иль на вершине с шапкой снеговою,
Или в морских разгневанных волнах
Быть в невесомом радостном полёте,
Брожу я в мыслях, как в прекрасных снах,
Хожу по тропам вновь туристским, вроде.
Могу бывать в самшитовом лесу,
Увидеть настоящие лианы,
Забыть нельзя волшебную красу,
Роз аромат и запах сена пряный.
Прекрасно, когда радость даст судьба,
Она сродни любви или надежде,
Вела меня туристская тропа,
Иду по ней и вижу всё, как прежде.
2 чтец. «Весёлый турист» С. Михалков.Вдоль быстрых и медленных рек,
Минуя большие озера,
Веселый шагал человек.
Четырнадцать лет ему было,
И нес он дорожный мешок,
А в нем полотенце и мыло
Да белый зубной порошок.
Он встретить в пути не боялся
Ни змей, ни быков, ни собак,
А если встречал, то смеялся
И сам приговаривал так:
Я вышел из комнаты тесной,
И весело дышится мне.
Все видеть, все знать интересно,
И вот я хожу по стране.
Он шел без ружья и без палки
Высокой зеленой травой.
Летали кукушки да галки
Над самой его головой.
И даже быкизабияки
Мычали подружески: «Мму!»
И даже цепные собаки
Виляли хвостами ему.
Он шел по тропам и дорогам,
Волков и медведей встречал,
Но зверь человека не трогал,
А издали только рычал.
Он слышал и зверя и птицу,
В колючие лазил кусты.
3 Чтец:
Он трогал руками пшеницу,
Чудесные нюхал цветы.
И туча над ним вместо крыши,
А вместо будильника гром.
И все, что он видел и слышал,
В тетрадку записывал он.
А чтобы еще интересней
И легче казалось идти,
Он пел, и веселая песня
Ему помогала в пути.
И окна в домах открывали,
Услышав он мимо идет,
И люди ему подпевалиВ квартирах, садах, у ворот.
И весело хлопали дверью
И вдруг покидали свой дом.
И самые хищные звери
Им были в пути нипочем.
Шли люди, и было их много,
И не было людям числа.
За ними по разным дорогам
Короткая песенка шла:
«Нам путь незнакомый не страшен,
Мы смело пройдем ледники,
С веселою песенкой нашей
Любые подъемы легки».
И я эту песню услышал,
Приятеля голос узнал,
Без шапки на улицу вышел
И песенку эту догнал.
Ведущая.
А сейчас назовите виды личного снаряжения туриста. (ответы)
Но любой поход, конечно, начинается со сбора рюкзака. Представьте себе, что
мы отправляемся в двухдневный поход с ночлегом. Вы бывали в походах, и
знаете, что с собой нужно взять. И сейчас проведём конкурс «Собери
рюкзак».
А во время конкурса послушаем стихотворение.
И опять мы, ребята , рюкзаки собираем.
Пять минут на прощанье, нам нельзя отставать
И опять у порога наших мам обнимаем,
Обещая с дороги им почаще писать.
Это вечно ,как солнце, это просто, как ветер.
Есть у каждого в жизни свой путь, рождённый мечтой.
Как весенние ливни, мы пройдём по планете
Целиной необъятной, дремучей тайгой.
Может , ветер осенний позовёт нас с собой.
Может , знойное солнце опалит нас в пути…
Наше дело тонкое нам не видать покоя,
И за нас тех дорог никому не пройти.
Как подросшие птицы покидают гнездовья,
От порога родного мы уходим в свой час.
Пожелайте удачи, пожелайте здоровья,
Наши добрые мамы, напутствуя нас.Ведущая:
А теперь проверим, как ребята справились с заданием, правильно ли собраны
рюкзаки?
Послушаем песню «Люди идут по свету»
Ведущая:
После трудного послевоенного времени в :0е годы произошли долгожданные
перемены. Жить стало лучше стали лучше одеваться, в домах появился хоть
какойто достаток. Показалось надежда на хорошую, счастливую жизнь. Люди
стали более радостными , весёлыми, открытыми друг другу. Им захотелось
больше общаться, делиться своими чувствами и наблюдениями. В эти годы
все как бы вдохнули свежего воздуха. Появились интересные книги, стихи,
кинофильмы, спектакли. Именно тогда, в 60е стали популярными
туристические походы, путешествия, особенно среди молодёжи. Ведь юность
это время открытий, радость встреч и общения. Время первой влюблённости.
Совершенно необходимо здесь оказалась гитара. Она гораздо легче
гармоники, баяна или аккордеона самых популярных и незаменимых тогда
инструментов. Под их звуки пели и танцевали, радовались и грустили. А
исполнителей и музыкантов с собой в поход не возьмёшь, потому что за
спиной тяжёлый рюкзак. Гитара тоже не пушинка, но как хорошо тихим
вечером у потрескивающего костра под её аккомпанемент спеть задушевные
песни.
А теперь песня под гитару «Говоришь ,чтоб остался я..»
Чтец.
Не устало небо плакать над несчастьями людей.
Мы идем сквозь дождь и слякоть, через грохот площадей.
Мы идем, несем печали, бережем их под пальто.
Ни хирурги, ни медали, не поможет нам никто.
Мы с тобой уедем в горы к перевалам голубым,
И к вершинам, к тем с которых все несчастья только дым,
Все законы незаконны. только память заживет.
Только жены будут жены даже с этаких высот.
Там сойдет одна лавина, встанет новая заря,
И на солнечных вершинах все несчастия сгорят,
И поднимутся туманы, станут выше облаков,
И залижут наши раны языками ледников.
Ведущая.После небольшого отдыха снова отправляемся в дорогу. И вот уже прошли 6
км, проголодались и решили сделать привал. Теперь нам нужно приготовить
обед.
Конкурс «Приготовление обеда».
(учащиеся пишут названия продуктов, которые обычно употребляют в
походах и составляют меню обеда.)
Повара должны составить меню, пока звучат песни.
Послушаем песни «Голубая тайга» и «Вальс в ритме дождя»
Ведущая.
Меню составили, нужно развести костёр, чтобы сварить обед. Сейчас мы
раздадим «дрова», и каждый класс разложит свой костёр и расскажет о
видах костра и его преимуществах. Пока ребята готовятся, послушаем песню
под гитару «Солнышко лесное»
Ученики рассказывают виды костров:
1 вид костра Шалаш этот тип костра хорош для обогрева и освещения.
2 вид костра Колодец даёт много огня и жара ,возле него хорошо сушить
одежду и обувь.
3 вид Нодья незаменим во время ночёвки, он выкладывается на готовом
костре из толстых брёвен. Брёвна могут гореть хоть всю ночь, давая
тепло и необходимое освещение.
Чтец
На огонёк иди , устав и знай, что там друзья.
Есть у костров простой устав его усвоил я.
Пяток углей, да чёрный круг ну вот и нет костра.
Но он со мной ,как верный друг, нам вместе веселей.
Ведущая.
В продолжении темы –костёр, проведём небольшую викторину.
1. Знаете ли вы , почему сухие дрова горят лучше ,чем сырые?
2. Мы начинаем разжигать костёр с помощью мелких щепок, хвороста,
«зажигательных палочек». Они лучше горят. Почему?
3. Если погода тихая, то пламя и дым костра поднимаются вверх. Что их
тянет от земли?
4. Вы, конечно, слышали , что костёр потрескивает. Почему?
5. Над самым костром дым поднимается ровным столбом, но на некоторой
высоте он начинает клубиться шапками. Почему?
6. В костёр всё время приходится подкладывать дрова ,так как они
сгорают. Куда девается вещество , сгорающее в огне?
В завершении нашей встречи все вместе споём песню «Марш туристов?
Литература:
Журнал «Музыка в школе» № 6 2002 г.