Внеклассное мероприятие по экологии: «Человек в ответе за природу».
Оценка 5
Мероприятия
doc
экология
5 кл
11.06.2017
Внеклассное мероприятие по экологии в 5 классе на тему: «Человек в ответе за природу» знакомит учащихся с основными экологическими проблемами, созданными человеком, их последствиями и мерами по уменьшению антропогенного воздействия на атмосферу. Учащиеся совершают заочное путешествие по станциям:
1 станция «Историческая»;
2 станция «Сельскохозяйственная»;
3 станция « Транспортная»;
4 станция «Промышленная»;
5 станция «Бытовые отходы»;
6 станция «Сюрпризы природы»;
7 станция «Будущее».
.
Человек в ответе за природу.doc
Внеклассное мероприятие по экологии в 5 классе на тему:
«Человек в ответе за природу».
Подготовила и провела учитель биологии, химии МОУ ВерхнеАкташской
сош Альметьевского муниципального района Республика Татарстан
Белоногова И.А.
Задачи:
продолжить знакомство учащихся с экологическими проблемами,
созданными человеком;
формировать основные представления о процессах загрязнения
атмосферы, их последствиях и мерах по уменьшению антропогенного
воздействия на атмосферу;
проследить взаимодействие человека и природы;
развивать чувство сопричастности к природе, личной ответственности
за окружающую среду;
формировать умения учащихся работать с различными источниками
информации, составлять рассказы и сообщения природоведческого
содержания;
развивать логическое мышление и познавательную активность
учащихся.
Оборудование: Компьютер, мультимедийная доска, записи звуков природы;
компьютерная презентация; оборудование для иллюстраций действия серной
кислоты (пробирки, серная кислота, пипетка, образцы ткани листа растения,
металла, бумаги, мела и т. д.); дезодорант; собранный в пробирку углекислый
газ; природоохранные знаки.
Ход урока
Оргмомент.
Изучение нового материала .
I.
II.
На фоне звуков природы вступительное слово учителя.
В далёком, далёком туманном просторе
Средь волн океанских стоял островок.
Кругом волновалось безбрежное море
На север, на запад на юг, на восток.
Тот остров был очень красивым, зелёным.
И стали к нему подходить корабли.
Нечасто встречается в море солёном
Такой вот уютный кусочек земли. …порядок сложился на многие годы
И не был бы, может, нарушен вовек,
Но тут появился властитель природы –
Великий, могучий … злой ЧЕЛОВЕК.
И вот он наводит другие порядки –
Он начал животных для пищи ловить,
Распахивать землю под поле и грядки,
Строить заводы, удобрения лить.
Что делает он ? Неужели разрушит
Порядок, что мог закрепиться в веках
На этом кусочке оторванной суши?
Решайте! Решайте, всё в ваших руках.
Вопросы на доске:
Почему человек в этом стихотворении назван великим? Могучим?
Злым?
Как действует человек на природу?
Как природа воздействует на человека?
На все эти вопросы нам предстоит с вами ответить сегодня, совершив
путешествие по следующему маршруту:
1 станция «Историческая»;
2 станция «Сельскохозяйственная»;
3 станция « Транспортная»;
4 станция «Промышленная»;
5 станция «Бытовые отходы»;
6 станция «Сюрпризы природы»;
7 станция «Будущее».
(Названия станций прикреплены к доске.)
Но, прежде чем отправиться в путешествие, нужно узнать, все ли вы готовы
к путешествию? Для этого вам необходимо ответить на вопросы.
Какие оболочки Земли вы знаете? (Атмосфера, литосфера,
гидросфера, биосфера.)
Что называют биосферой? (Оболочка Земли, заселённая живыми
организмами.)
Назовите границы биосферы. ( Нижняя часть атмосферы,
гидросфера, верхняя часть литосферы.)
Как называется наука о связях между организмами и окружающей их
средой, между человеком и природой? (Экология.) Какие основные виды загрязнений вам известны?(Три вида загрязнений:
тепловое, химическое, радиоактивное.)
Что такое биоразнообразие? (Разнообразие видов организмов и
природных сообществ.)
Что такое экологические проблемы? (Проблемы, связанные с
нарушением равновесия в природе, возникшие в результате
деятельности человека.)
Международная экологическая организация, выступающая за решение
экологических проблем. ( «Гринпис» «Зелёный мир».)
Учитель: Я вижу, все готовились к путешествию. Тогда в путь!
Первая остановка нашего поезда – «Историческая.»
Дежурный по станции (заранее подготовленный учащийся) рассказывает о
том, когда и как на Земле появился человек.
Выступление: По мнению учёных первые люди появились на Земле 2 млн. лет
назад. Древними предками человека были жившие в Африке несколько
миллионов назад «древесные обезьяны» дриопитеки и «южные обезьяны»
австралопитеки.
Уже древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из
них. Считается, что в вымирании мамонтов, пещерных медведей, шерстистых
носорогов немалую роль сыграл человек. Люди преследовали их,
подкарауливали в засадах или устраивали ямы – ловушки. Животных
поражали камнями, копьями, стрелами, деревянными дубинами… В те
далёкие годы живой мир планеты понёс первые большие потери от рук
человека.
Вторая станция – «Сельскохозяйственная.»
Дежурный по станции рассказывает о том, как человек научился приручать
животных, выращивать растения, о том, как сельскохозяйственная
деятельность влияет на состояние биосферы.
Выступление: Со временем люди стали заниматься скотоводством и
земледелием. Они некоторых животных и постепенно вывели от диких
предков множество новых пород. То же проделали и с растениями; в
результате возникли такие сорта, которых никогда не было в природе.
И всё это было бы прекрасно, если бы развитие сельского хозяйства не
потребовало от дикой природы новых жертв. Чтобы создавать поля, огороды
и сады, люди, не задумываясь о последствиях, вырубали леса, распахивали
степи, осушали болота. Стада домашних животных вытаптывали и выедали
пастбища, что способствовало разрастанию пустынь…
Одни виды растений и животных исчезали, зато другие приспосабливались к
жизни на полях и в садах, в домах и амбарах. Человек стал упорно искать
эффективные средства борьбы с сорняками и вредителями. Развитие науки химии дало ему в руки такое средство как ядохимикаты. Люди начали
широко их применять, но затем обнаружили что эти вещества губят всё
живое, да к тому же очень опасны для самого человека. Однако, они на этом
не остановились. Для повышения урожайности растений люди стали
использовать удобрения, загрязняя почву и продукты питания нитратами. Как
известно, нитратная продукция канцерогенна, т.е. может стать причиной
развития раковых опухолей.
Третья станция – «Транспортная.»
Дежурный по станции рассказывает о влиянии транспорта на состояние
биосферы.
Выступление: Все виды транспорта наносят большой ущерб биосфере, но
наиболее опасен для неё автомобильный транспорт. Сегодня в мире примерно
600 миллионов штук автомобилей. В среднем каждый из них выбрасывает в
сутки 3,5 – 4 кг угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу,
сажу. Кроме того, в бензине содержится высокотоксичный элемент – свинец.
За 100 км пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько
человек за всю жизнь! Автомобили расходуют огромное количество топлива.
А его источники исчерпаемы, и их осталось на земле не так уж много.
Особенно быстро тают запасы нефти, из которых получают бензин.
При добыче нефти, её транспортировке и переработке загрязняются почва,
вода и атмосфера. Наконец, в автомобильных катастрофах на дорогах гибнет
много людей.
Четвёртая станция – «Промышленная.»
Дежурный по станции рассказывает о развитии промышленности и её влиянии
на состояние биосферы.
Выступление: Развитие промышленности привело также к загрязнению
воздуха, воды и почвы отходами производства . Промышленные загрязнения
самые разнообразные: механические, химические ,тепловые. Особенно опасны
радиоактивные отходы ,т.к они способны испускать особые, очень вредные
для всего живого лучи, которые нельзя увидеть и почувствовать, но они
вызывают у людей разные, в том числе самые страшные, смертельные болезни.
Радиоактивные отходы образуются при производстве атомного, или ядерного,
оружия, а также при работе атомных электростанций, при всевозможных
авариях на объектах, использующих атомные реакторы.
Пятая станция – «Бытовые отходы.»
Выступление: В настоящее время на каждого жителя нашей планеты
приходится в среднем около 1 т мусора в год. Если весь накапливающийся
мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу,
образовалась бы гора высотой с Эльбрус (8848 м) высочайшую горную
вершину Европы. Основными составляющими бытового мусора являются
бумага, пластмасса, стекло, упаковочные материалы. Мусорные свалки представляют угрозу природе и человеку, т. к. создают
взрыво и пожароопасную ситуацию. На свалках в больших количествах
размножаются насекомые, грызуны, являющиеся переносчиками различных
инфекционных заболеваний. От выделяющихся мусорными свалками газов
страдает атмосферный воздух.
Шестая станция – «Сюрпризы природы.»
Учитель: С развитием человеческого общества облик планеты сильно
изменился. Человек действительно покорил природу, но и природа мстит
людям за каждую победу над ней, преподнося свои «сюрпризы». Какие? Вам
предстоит сейчас отгадать.
«Сюрпризы» находятся в «Чёрном ящике».
«Сюрприз» № 1.
Средство гигиены, которое попадая в атмосферу, разрушает в ней озоновый
слой. Тот самый, который защищает всё живое от опасной части солнечных
лучей. (Дезодорант.)
Справка: Над Антарктидой зафиксировано уменьшение содержания озона в
атмосфере на 50% (средняя толщина озоносферы составляет всего лишь
3 мм). Вещества, разрушающие озоновый слой Земли – фреоны.
«Сюрприз» № 2.
Вещество, которое губит всё живое. И не только живое: даже памятники и
здания разрушаются от этого вещества. (Кислота, содержащаяся в
кислотных дождях.)
Справка: По содержанию кислоты современные дожди соответствуют сухому
вину, а часто столовому уксусу. Впервые кислотные дожди стали выпадать в
XIX в. в районе города Бирмингема в Англии.
Учитель: А хотите увидеть на практике, что произойдёт, если выпадет
кислотный дождь?
Демонстрация воздействия концентрированной кислоты на образцы мела,
бумаги, пластика, металла, листа растения.
«Сюрприз» № 3.
Газ, образующийся в результате сжигания мусора, топлива и приводящий к
парниковому эффекту. (Углекислый газ.)
Учитель: Осталась последняя станция. Чтобы отправиться на эту станцию,
мы должны вернуться к вопросам, которые были заданы в начале урока.
Почему человек в этом стихотворении назван великим? Могучим?
Злым? ( Человек изменил природу не в лучшую сторону.)
Как действует человек на природу? (Прямое воздействие:
истребление организмов – охота, рыболовство, сбор букетов; косвенное: уничтожение мест обитания – вырубка лесов, осушение
болот, распашка земель; загрязнение природных вод, почвы, воздуха и
т.д.)
Как природа воздействует на человека? ( 1.Благотворно: лечит, даёт
продукты питания, сырьё для промышленности и т.д.;
2. Отрицательно: загрязнения окружающей среды вызывают у
человека болезни.)
Учащиеся отвечают на вопросы.
Седьмая станция – «Будущее.»
Учитель: Молодцы, ребята, на вопросы ответили, а значит можем
отправляться на последнюю станцию. Нашей последней остановкой будет
станция «Будущее».
Дежурные по станции зачитывают лучшие сочинения на тему «Наша Земля
через много лет». Можно устроить выставку рисунков.
Учитель: Вот наше путешествие подошло к концу, нам нужно возвращаться.
Но прежде, чем вернуться в настоящее , вам необходимо уяснить основные
правила, которые нужно соблюдать, чтобы ваше будущее и будущее ваших
детей состоялось, чтобы людям не исчезнуть с лица Земли подобно
динозаврам.
Итак, сформулируйте эти правила.
Учащиеся по цепочке называют основные правила, показывая
природоохранные знаки:
Бороться с уничтожением лесов;
Остановить наступление пустынь;
Защитить планету от всех видов загрязнений;
Контроль за неблагоприятными изменениями в окружающей среде;
Сохранить всё живое на планете.
Учитель: Ну вот мы и вернулись, можно подводить итоги. Давайте
вернемся к вопросам, которые прозвучали вначале путешествия.
Вопросы на доске: Почему человек в этом стихотворении назван великим? Могучим?
Злым?
Как действует человек на природу?
Как природа воздействует на человека?
Учащиеся отвечают на вопросы, подводят итоги.
Внеклассное мероприятие по экологии: «Человек в ответе за природу».
Внеклассное мероприятие по экологии: «Человек в ответе за природу».
Внеклассное мероприятие по экологии: «Человек в ответе за природу».
Внеклассное мероприятие по экологии: «Человек в ответе за природу».
Внеклассное мероприятие по экологии: «Человек в ответе за природу».
Внеклассное мероприятие по экологии: «Человек в ответе за природу».
Внеклассное мероприятие по экологии: «Человек в ответе за природу».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.