Целью данного мероприятия служит повышение интереса к химии, и профессиям, в которых нужна наука химия. Материал содержит информацию о профессии химика-аналитика. Можно использовать для проведения профориентационной работы в 9-10-х классах. Обычно провожу в предметную декаду, привлекая к проведению мероприятия 11-тиклассников, которые выбрали химию своей будущей профессией.Материалы для проведения профориентационного классного часа
«Есть такая профессия»
Разработка внеклассного мероприятия по профориентации
Учитель химии
ГБОУ СОШ № 32 им. Л.В. Бобковой
Милованова А.В.
Цель: сформировать представление о профессии химиканалитик,
продолжить формирование навыков исследовательской деятельности,
развивать коммуникативные компетенции учащихся.
Форма проведения: творческая лаборатория.
Возраст учащихся: 9, 11 классы.
Ход проведения.
Учитель:
Вопрос выбора профессии в свое время встает перед каждым. Хорошо,
когда человек знает с юности, чем он хочет заниматься. Врач, математик или
спортсмен «от Бога» звучит прекрасно. Но раннее понимание своего
истинного призвания приходит далеко не ко всем молодым людям. И
оказавшись на пороге взрослой жизни, многие встают в тупик: Чему посвятить
свои усилия? Куда пойти учиться?
Выбирая профессию, необходимо просчитывать спрос на нее на
несколько лет вперед.
А чтобы ваш выбор стал немного легче, позвольте познакомить вас с
одной из востребованных профессий – профессией «химиканалитик».
Цель нашей сегодняшней встречи: познакомиться с профессией «химик
аналитик» и попробовать себя в данной роли исходя из возможностей нашей
лаборатории.
I Ученица 11 кл.:
Сами химические исследования люди делали еще задолго до зарождения
цивилизаций. Это были опыты с огнем, который известен людям с
доисторических времен; опыты с гниением растений, с кипячением веществ и
продуктов. Разумеется, никто не занимался этими исследованиями
1специально – это было просто наблюдение во время повседневной борьбы за
выживание.
II Ученица 11 кл.:
Первые учёные и ремесленники, преднамеренно исследующие
химические свойства веществ, появились гораздо позже – примерно 5000 лет
назад в Месопотамии и Египте. Главные их достижения происходили в
области металлургии.
В химии, как науке, выделяется множество разделов: агрохимия,
биохимия, физическая химия, фотохимия, нанохимияи др.
Учитель:
Какие направления вы могли бы выделить в работе химикааналитика
исходя из разделов химии? (Ребята отвечают). Обобщим.
I Ученица 11 кл.
II Ученица 11 кл. (по очереди):
Основными направлениями работы химикааналитика могут быть:
Исследование вещества, его свойств, соединений в ходе
проведения экспериментов, обработки их результатов;
Разработка и создание материалов и продуктов, которые будут
обладать новыми химическими качествами, свойствами и
строением;
Химическая экспертиза качества веществ и их использование в
народном хозяйстве;
Разработка и исследование новых лекарственных препаратов и
биологически активных веществ;
Технологический контроль над химическими процессами;
Исследования в области защиты окружающей среды.
Учитель:
Как вы считаете, чем придется заниматься на работе химику
аналитику? (Ребята отвечают)
I Ученица 11 кл.: В большинстве случаев работать химикам
приходится в лабораториях. Это могут быть научноисследовательский
институт,
фармацевтический завод,
предприятие химической или пищевой промышленности, горно
обогатительный комбинат и т.д.
металлургический завод,
2II Ученица 11 кл: Химики инженерных специальностей также
работают непосредственно на производственных участках и следят за
соблюдением технологии производства, контролируют качество сырья,
материалов, готовой продукции, отвечают за брак, выявляют и
устраняют его причины.
Учитель:
Как вы считаете, ребята, имеет ли данная профессия социальную
значимость? (Ребята отвечают)
I Ученица 11 кл.: Появлением многих материалов и веществ мы
обязаны именно химикам. Можно с уверенностью сказать, что если бы
развитие этой науки остановилось на определённом этапе, то население
планеты в наше время было бы в десятки раз меньше, поскольку
большинство людей умерло бы от болезней, лекарства от которых так и
не были придуманы, поскольку никто не провёл нужные исследования.
Учитель:
Кому, по вашему мнению, подходит данная профессия?
II Ученица 11 кл.: Профессия химика связана с необходимостью
принимать и перерабатывать большое количество информации, поэтому
можно сказать, что эта профессия в большей степени умственного
труда, хотя не исключены физические нагрузки. Человек, который
выбрал своей специализацией химию, должен в первую очередь
стремиться узнать мир «изнутри».
Учитель:
Какими личностными качествами должен обладать химик
аналитик? (Ребята отвечают)
I Ученица 11 кл.: Для этого нужно быть усидчивым, терпеливым,
внимательным и аккуратным, поскольку придется работать с
веществами в очень малых количествах, нередко опасными. Иметь
аналитический склад ума и обладать хорошей памятью на символы и
знаки, чтобы проанализировать, правильно истолковать и отобразить
результаты проведенных опытов.
нужно быть
ответственным и осознавать, что от работы химика зависят жизнь и
здоровье не только его, но и окружающих.
Кроме того,
Учитель:
3И теперь, я полагаю, возникнет вопрос «Где же можно получить
эту профессию?»
II Ученица 11 кл.: В нашем городе и в Крыму в этом помогут:
Медицинский колледж;
Технический университет;
Институт ядерной промышленности;
Медицинский институт;
Государственный университет.
I Ученица 11 кл.: Еще один совет, который можно дать будущему
абитуриенту: либо выбирайте узкопрофильную профессию (чем меньше
специалистов, тем больше спрос), либо пытайтесь обучаться, а затем и
работать, на стыке нескольких специальностей (чем больше вы умеете,
тем интереснее вы работодателю). И, конечно, главное – верить в себя,
тогда всё получится.
Учитель: А чтобы полнее познакомиться с данной профессией, я
предлагаю вам на короткое время стать химикамианалитиками и
выполнить ряд исследований. Исследования проводятся в лаборатории.
Любая лаборатория – это маленький коллектив. Сегодня у нас будет
трипять лабораторий по четыре сотрудника. В каждой лаборатории
есть заведующий. Выберите самостоятельно своего руководителя. Его
задача: отследить грамотность выполнения исследования всеми
сотрудниками, зафиксировать результат, делать выводы. Давайте
познакомимся с руководителями групп. Встаньте, пожалуйста. Очень
приятно. Получите задания для ваших групп.
Выполнение практической части занятия
1. Исследование экологической направленности
Задание. В последние годы в городе очень увеличилось количество
транспорта. Наш район расположен вблизи большой автомагистрали. В
4выхлопных газах автомобилей могут содержаться ионы свинца,
накапливающиеся в почве. Исследуйте почву, взятую вблизи магистрали, на
возможность загрязнения ионами Pb (+2).
Оборудование и реактивы: мерный цилиндр, фильтровальная бумага,
пробирка, штатив, стакан 50 мл, стеклянная палочка, воронка, образцы почвы,
колба с водой, раствор йодида калия.
Инструктивная карта исследования
1) 10 г почвы залейте 50 мл дистиллированной воды;
2) Перемешивайте раствор 3 мин.;
3) Отфильтруйте раствор;
4) Проведите определение ионов свинца, прилив в фильтрат 23 капли
раствора йодида калия. (При наличии ионов свинца выпадает желтый
осадок PbI2).
5) Сделайте вывод о содержании ионов свинца в образце почвы.
2. Исследование пищевой направленности
Задание. Для поддержания иммунитета организму необходима аскорбиновая
кислота. Достаточное её количество содержится во фруктовых соках.
Экспериментально определите, какой сок более полезен – купленный в
магазине или свежевыжатый?
Оборудование и реактивы: 2 колбы по 250 мл, мерный цилиндр, колба с
водой, пипетка, образцы соков (пастеризованного и свежеотжатого), 1%й
раствор крахмала, 5%й раствор йода.
Инструктивная карта исследования
1) В колбу налейте 10 мл исследуемого сока;
2) Добавьте 2 мл раствора крахмала;
3) Разбавьте содержимое колбы водой до объёма100 мл;
4) Перенесите полученный раствор в коническую колбу и титруйте 5% м
раствором йода до появления синей окраски, строго считая количество
капель йода. Чем больше йода затрачено, тем больше содержание
аскорбиновой кислоты.
5) Сделайте вывод о полезности выданных соков.
3. Исследование бытовой направленности
Задание. Состояние кожи наших рук зависит от многих факторов: питания,
нашего здоровья, возраста и … моющих средств для посуды. Основу каждого
5моющего средства составляет щёлочь. Чем больше её содержание, тем чище
будет вымыта посуда и тем сильнее будет ожог на нашей коже.
Экспериментально определите, какое из предложенных средств наиболее
приемлемо для мытья посуды на вашей кухне: а – «Ферри», б – «Пемолюкс», в
– «Миф».
Оборудование и реактивы: 3 большие пробирки, мерный цилиндр, чашки
Петри, универсальная индикаторная бумага, колба с водой.
Инструктивная карта исследования
1) Растворите выданные вам средства (по 05 мл в 5 мл воды);
2) Встряхивайте раствор 1 мин.;
3) Перелейте раствор в стеклянные чашки;
4) Поместите в растворы индикаторную бумагу. Чем интенсивнее
изменится окраска, тем выше содержание щёлочи.
5) Сделайте вывод о возможности использования средств для мытья
посуды.
Подведение итогов занятия
1. Полезна ли для вас сегодняшняя встреча и чем?
2. Как вы считаете, будет ли востребована данная профессия в настоящее
время?
3. Как вы полагаете, какова зарплата химикааналитика?
Спасибо за ваши ответы. Очень надеемся, что ктонибудь из вас обязательно в
будущем выберет профессию химикааналитика.
6