Тема: «Логика вокруг нас».
Тип мероприятия: обобщение и актуализация знаний и умений по предмету.
Задачи:
· формирование научно-познавательного интереса учащихся к предмету;
· развитие творческих способностей учащихся;
· отслеживание практической направленности знаний по информатике;
· связать информатику с другими предметами.
Воспитательные цели:
· формирование чувства ответственности за общее дело;
· воспитание уважения к сопернику, стойкости воли к победе, умению работать в команде.
Учебные цели:
· повторение основных понятий и определений;
· обобщение пройденного материала по различным образовательным модулям.
Развивающая цель:
· развитие познавательного интереса к предмету, развитие логического мышления, памяти, внимательности.
Методы работы: выполнение упражнений и заданий в игровой форме.
Оборудование:
¨ компьютеры с установленной на них игровой программой Logica;
¨ мультимедийный проектор;
¨ презентация «Логика вокруг нас»
¨ презентация «Логика мужская и женская»
¨ листы ватмана и маркеры разных цветов;
¨ распечатки для конкурса «Эрудит. Разминка»
¨ варианты ребусов, распечатанных на листах А4
¨ 4 таблички на столы с названиями команд (изготавливаются участниками команд)
Предварительная подготовка:
В игре будут задействованы ученики группы.
¨ формируются 2 команды;
¨ назначаются помощники;
¨ команды должны придумать себе название, приготовить таблички с названием на столы и бейджи с именами участников.
План мероприятия:
1.Организационный момент – 2 мин.
2. История логики и её основные понятия
3. Ученые, заложившие основные логические принципы проектирования современного компьютера.
4. Основные логические операции
5. Компьютерная игра «Логика»
6. Логика у животных
7.Логика женская и мужская
8. разминка.
9. Железная логика-конкурс капитанов
10. Логические задачи
11.Подведение итогов – 3 мин.
1. Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами встречаемся в необычной обстановке: не на уроке, а на внеклассном мероприятии. И цель нашей встречи - взглянуть на привычную информатику с другой стороны.
Мы сегодня здесь собрались, чтобы разобраться, что же такое логика, откуда она появилась и для чего же она нам нужна.
-А еще мы проверим насколько хорошо развито логическое мышление наших девятиклассников!
2. Каждый человек обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется совокупностью логических приемов и способов рассуждения.
-Так что же такое "логика"? Сандугаш
3. Слово “логика” происходит от древнегреческого слова «логос», которое можно перевести как «мысль», «понятие», «разум», «рассуждение».
Логикой называют также науку о закономерностях в связях и развитии мыслей
Одна из главных задач логики – определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления
Учитель: Говоря словами английского экономиста, философа и логика Д.С.Милля,
«Логика есть великий преследователь темного и запутанного мышления. Она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, будто мы понимаем предмет в то время, когда мы его не понимаем».
4.Учитель:-Давайте же познакомимся с историей возникновения этой великой науки
Аристотель Воронова
5. Основателем логики считается древнегреческий философ Аристотель, так как полагается, что он занимался формальной логикой.
Формальная логика - это наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связях между мыслями по их логическим формам. Формальная логика является наукой о правильном мышлении, исследует и систематизирует также типичные ошибки, совершаемые в процессе мышления
Предшественниками Аристотеля в развитии логической науки в Древней Греции были Парменид, Зенон Элейский, Сократ и Платон. Аристотель же впервые систематизировал доступные знания о логике, обосновал формы и правила логического мышления
6. Основным содержанием логики Аристотеля является теория дедукции. Аристотель сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия и исключенного третьего, описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное умозаключение, разработал учение о силлогизме
Учитель: Умирова Камила познакомит нас с силлогизмом
Силлогизм Камила
7 Силлогизм, -рассуждение, состоящее из трёх простых атрибутивных высказываний: двух посылок и одного заключения Простой категорический силлогизм (простое дедуктивное умозаключение) - такое умозаключение, в котором заключение и посылки являются простыми категорическими суждениями. Категорические суждения - такие, в которых мысль утверждается или отрицается вполне определенно, без всяких условий, и которые имеют субъектно-предикатную структуру.
Пример:
Все адвокаты - юристы.
Петров - адвокат.
Петров - юрист.
8 Учитель: Примеры софизма нам приведёт Касымова Аида
Coфизмы ( от греческого sophisma – уловка, вымысел,
головоломка) - это преднамеренно неправильно построенные рассуждения, в основе
которых лежат логические ошибки, допускаемые с целью ввести кого-нибудь в
заблуждение или поставить в неловкое положение. Софизмы известны с древности.
Пример софизма:
Сидящий встал.
Кто встал, тот стоит.
Следовательно, сидящий стоит.
9 паралогизмах нам расскажет Дриманов Евгений
Паралогизмами называются непреднамеренные логические ошибки,
допускаемые людьми вследствие их низкой культуры мышления и незнания ими правил
логики. Ошибка в таком рассуждении состоит не в том, что его содержание будет
истинным или ложным, а в том, что форма вывода не соответствует правилам
логики. Своей непреднамеренностью паралогизм отличается от софизма - логической
ошибки, совершаемой намеренно.
Пример паралогизма:
Мой пиджак сшит из материи.
Материя вечна.
Следовательно, мой пиджак вечен.
Если ландыши цветут, то наступила весна;
ландыши не цветут, следовательно, весна не наступила.
У командира громкий голос, все, говорящие громко - командиры
10 Учитель: что называется Апорией нам расскажет Данияров Айдын
апория представляет собой задачу, сформулированную в граничных условиях классической формальной логики, которая описывает некий процесс и порождает в соответствии с правилами вывода непротиворечивые следствия. Эти следствия в начале процесса адекватны реальности, но по мере протекания процесса порождаются следствия не адекватные реальности. При этом внутри апории нет логических ошибок, а логический вывод осуществляется по правилам логики.
Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху. На эту тему даже сочинили стихи
Ахилл бежал, а черепаха
Влекла его к земному краю.
Герой подумал не без страха:
«Я что-то тут не догоняю!»
11 Учитель: Жихарева Аня познакомит нас с антиномией или парадоксом
В широком смысле парадокс - это положение, резко расходящееся с общепринятыми, устоявшимися, ортодоксальными мнениями.
в более узком и специальном значении - это два противоположных, несовместимых утверждения, для каждого из которых имеются кажущиеся убедительными аргументы. В парадоксе привычная истина рушится на глазах и даже высмеивается. Например, «Я слышал столько клеветы в Ваш адрес, что у меня нет сомнений: Вы - прекрасный человек!» Наиболее резкая форма парадокса - антиномия, рассуждение, доказывающее эквивалентность двух утверждений, одно из которых является отрицанием другого.
В простейшем варианте «Лжеца»
человек произносит всего одну фразу: «Я лгу». Или говорит: «Высказывание,
которое я сейчас произношу, является ложным». Или: «Это высказывание ложно».
Если высказывание ложно, то говорящий сказал правду, и значит, сказанное им не
является ложью. Если же высказывание не является ложным, а говорящий
утверждает, что оно ложно, то это его высказывание ложно. Оказывается, таким
образом, что, если говорящий лжет, он говорит правду, и наоборот.
Учитель: Мы должны рассматривать логические ошибки, выявленные в парадоксах, антиномиях не столько как проблемы, ожидающие решения, сколько как неисчерпаемый сырой материал для размышления. Они важны, поскольку размышление о них затрагивает наиболее фундаментальные вопросы всей логики, а значит, и всего мышления»
Учитель: Как развивалась логика после Аристотеля расскажет
Махновец Артём
12 После Аристотеля в Древней Греции логика также разрабатывалась представителями школы стоиков. Большой вклад в развитие этой науки внесли оратор Цицерон и древнеримский теоретик ораторского искусства Квантилиан.
13 Логика в Средневековье
По мере приближения к Средним векам логика получала более широкое распространение. Её начали разрабатывать арабоязычные исследователи, например, Аль-Фараби (ок. 870—950 гг.).
Средневековая логика называется схоластической, а её расцвет в XIV веке связывают с именами учёных Уильяма Оккама, Альберта Саксонского и Уолтера Берли.
14 Логика в эпоху Возрождения и в Новое время
Этот исторический период в логике отмечается появлением множества крайне значимых для науки публикаций.
Френсис Бэкон в 1620 году опубликовывает свой «Новый органон», содержащий основы индуктивных методов, усовершенствованных позднее Джоном Стюартом Миллем и получивших название методов установления причинных связей между явлениями Бэкона-Милля.
15 Учитель: Математизировать логику удалось Джорджу Булю, про него расскажет Янушкевич Владислав
16 Он написал работу «Математический анализ логики», в которой высказал идею, что логика более близка к математике, чем к философии. Эта работа была высоко оценена английским математиком Огастесом Де Морганом.
17Благодаря этой работе Буль в 1849 году получил пост профессора математики Куинз-колледжа в графстве Корк, несмотря на то, что он даже не имел университетского образования. В 1854 году опубликовал работу «Исследование законов мышления, базирующихся на математической логике и теории вероятностей»
18Буль произвел научную революцию, о которой сам не подозревал. То, во что он превратил логику, было в дальнейшем положено в основу построения электронно-вычислительных устройств. Из всей логики именно Булева алгебра получила самое большое практическое применение в технике.
19 Учитель: Развитие логики положило основу разработки вычислительной техники. Вспомним ученых, заложивших основные логические принципы проектирования современного компьютера.
20 Клод Шеннон (1916-2001г) американский математик
В 1936 году выпускник Мичиганского университета Клод Шеннон, которому был тогда 21 год, сумел ликвидировать разрыв между алгебраической теорией логики и ее практическим приложением.
21 Работая оператором на механическом вычислительном устройстве пришел к идеи усовершенствования его принципа работы, применив электрические логические схемы
Учител: О Джоне фон Неймане нам расскажет Никита Кинчиряк
22 Джон фон Нейман родился в 1903 году в семье будапештского банкира и уже в восьмилетнем возрасте владел не только несколькими иностранными языками, но также знал основы высшей математики.
Он обладал феноменальной памятью и помнил все, что когда-либо слышал, видел или читал, мог дословно цитировать по памяти большие фрагменты книг, которые читал несколько лет назад. Интерес фон Неймана к компьютерам в какой-то степени связан с его участием в сверхсекретном Манхэттенском проекте по созданию атомной бомбы.
его фундаментальным открытием в области вычислительной техники стала мысль, которая сегодня кажется нам такой естественной: в ходе работы компьютера и программа, и обрабатываемые ею данные должны находиться в одном пространстве оперативной памяти.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛОГИКА
1Учитель: Долгий же путь развития прошла логика...А что же в ней такого особенного? На что же она опирается? Чего стоят только такие термины как конъюнкция, дизъюнкция, импликация? Но за этими трудными словами стоят простейшие операции, знакомые нам с ранних лет. Поговорим отдельно о каждой из них.
2 Дизъюнкция
Дизъюнкция – это логическое сложение. В логике эта операция обозначается V вот такой замечательной галочкой.
3. В математике - это знак объединения. Графически дизъюнкция изображается так...В разговорной же речи эта операция представлена союзом «или».
4.Приведем примеры. Выучить 1 и 2 параграфы намного страшнее, чем выучить 1 или 2 параграф.
Например, помыть посуду и убраться в квартире гораздо страшнее, чем помыть посуду или убраться в квартире.
5 Конъюнкция за ним скрывается логическое умножение. Конъюнкция обозначается Λ или &.
6 В математике ∩ знак пересечения. В быту этой операции соответствует союз «и»
7.Например, компьютер мне купят только тогда когда и мама и папа будут согласны
Логическую операцию И можно сравнить с последовательным соединением лампочек в гирлянде. При наличии хотя бы одной неработающей лампочки электрическая цепь оказывается разомкнутой, то есть гирлянда не работает. Ток протекает только при одном условии — все составляющие цепи должны быть исправны.
8 Инверсия
Это хорошо знакомая, не любимая в жизни логическая операция. Не ходи гулять, не ешь много конфет, не разговаривай много по телефону, не сиди за компьютером.
9. Все это примеры логического отрицания. Тут весьма просто.
В логике операция обозначается ¬А, Ā. В математике знаками (не принадлежит), не пересекает, не равно. В речи эта операция выражается частицей «не».
10 принцип работы логического элемента не очень прост : когда на входе напряжения нет, то лампочка горит, а когда напряжение есть, то она гаснет.
Ребята, давайте проверим как хорошо вы знаете принцип работы основных логических элементов. На ваших рабочих столах есть игра «Логика» откройте её пожалуйста.
Задача заключается в том, чтобы последовательно передавать кристаллс верхней площадки на нижнюю. Подавая ток на вход механизмов в правой части схемы, можно выдвигать площадки на пути кристалла. Если на входе механизма нет тока, площадка убирается.
Для управления механизмами используют выключатели в левой части поля. Их состояние изменяется щелчком мыши. Если выключатель включен, по цепи идет ток и поступает на логические схемы, включенные в эту цепь (средняя часть поля). Логические схемы преобразуют входные сигналы по следующим правилам:
Кристалл нельзя передавать сразу через несколько «пролетов» — в этом случае он разбивается и приходится начинать уровень заново. Кроме того, у вас есть только 5 кристаллов на всю игру, если вы разобьете их все, задание считается невыполненным
А Аида Касымова поиграет за учительским столом, чтобы наши гости увидели принцип этой игры.
11 в повседневной жизни мы очень часто употребляем выражения типа: "с точки зрения логики", "у него логическое мышление"...А есть ли логика у животных? Как вы думаете?
Бойко Ярослав
Животные мыслят логически — к такому выводу пришла группа исследователей из разных стран, проведя серию остроумных экспериментов на крысах. Они обнаружили, что крысы способны выделить истинную причину события из ряда ассоциативно связанных явлений.
Крысам
включали свет, а вслед за этим раздавался гудок. На следующем этапе обучения
включали свет, а вслед за этим в кормушке появлялся сахарный сиропчик.
Предполагалось, что у крыс должна появиться ассоциативная связь между звуком
гудка и пищей даже без светового сигнала. Действительно, после подачи гудка
крысы демонстрировали поисковое поведение — тыкались носом в кормушку.
Вывод напрашивается сам собой: крысы мыслят не по ассоциации. Если бы работал
ассоциативный путь звук—свет—пища, то крысам было бы все равно, каков источник
звука. Они бы думали: «Где звук, там и свет (который мы могли и не заметить),
где свет, там и пища» — и тыкались носом в кормушку. Но они оказались в
состоянии понять, что звук, который они сами вызвали с помощью рычага, не был
«следствием» света, так что сиропа не будет
12 Учитель: А ещё логика бывает мужская и женская логика!
-А по каким же критериям логика делится на мужскую и женскую?
- об этом нам расскажет Ангелина Гаврина
Мужчины любят рассуждать о том, что женщины неспособны мыслить логически. Любая женщина с легкостью опровергнет это утверждение. Так как именно женская логика вошла в легенды, о ней говорят с восхищением или с ужасом. При этом мало кто может четко сформулировать, что такое женская логика, и в чем ее отличия от логики мужской.
13. Считается, что представительницы прекрасной половины человечества мыслят иначе, чем мужчины. Женщины не удовлетворяются сухими рациональными построениями, они придают этим рассуждениям эмоциональную и чувственную окраску. Кроме того, женщины чаще, чем мужчины, склонны доверять своей интуиции.
термина «мужская логика» не существует. Таким образом, можно сделать вывод, что есть просто логика, доступная представителям любого пола, и есть женская логика, понятная лишь женщинам. Вопреки распространенному мнению, женщины вполне способны рассуждать «по-мужски», то есть логично и последовательно. В то же время мужчины обычно не могут рассуждать по-женски (хотя бывают и исключения).
Можно бесконечно спорить о том, какой метод рассуждений лучше. Безусловно, в некоторых сферах человеческой жизни без традиционной логики не обойтись. В то же время многие человеческие открытия были сделаны интуитивно, а интуиция – важная составляющая именно женской логики.
Презентация «Разминка»
1.Ребята, давайте проверим у кого логика развита лучше у мальчиков вашего класса или у вас
2. Впервые ОН был использован в
качестве разделителя ещё в 1972 году. Как его с тех
пор только не называли! И «улитка», и «хвостик», и даже «лягушка». Я уверен,
что почти
каждый из вас ежедневно, по крайней мере, видит ЕГО. Напишите ЕГО. (@)
3 Витя окончил семь классов. На воспитание Вити в год отец тратит по 5 ремней. Сколько ремней потратит папа за эти семь лет, если Витя3 раза оставался на второй год.
4. На столе стояли 3 стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (3)
5. Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько свечей осталось? (2)
6. а) Чем кончается день и ночь? 6) Чем кончается лето и начинается осень? (ь,о)
7. В каждом из четырех углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидит кошка. Сколько всего в этой комнате кошек? (4)
8.. Найти «спрятанное» слово (соединяя слоги):
а) обруч, кара; (ручка)
б) пастух, плотина, лагерь; (пастила)
в) сапоги, парашют, фантазия; (сарафан)
г) косари, заморозки, лётчик; (самолет)
д) мука, рагу, диван; (караван)
е) карта, путина, налёт; (картина)
ж) молоко, олово, раскол. (колокол)
9. Россыпи. По анаграммам найти исходные слова:
а) лбко; (блок)
б) упкс; (пуск)
в) вцтеко; (цветок)
г) умызак; (музыка)
д) окамднри; (командир)
е) лкбуинак. (клубника)
10
Историческая страничка
Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечён
Над ним невежественный воин
Взмахнул разбойничьим мечом.
Прошла столетий вереница,
Научный подвиг не забыт,
Никто не знает, кто убийца,
И знают все, кто был убит. (Архимед)
11.Конкурс капитанов.
1.Разрешите предложить вам небольшую логическую задачу. Математик, оказавшись случайно в небольшом городке, и желая как то убить время, решил постричься. В городе имелось два мастера, у каждого из них своя мастерская. Заглянув к одному из них, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо, и небрежно пострижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец его был укоризненно одет и аккуратно пострижен. Подумав, математик пошел стричься к первому парикмахеру. Уважаемые знатоки! Не можете ли вы объяснить столь странное решение математика. (некогда наводить порядок из-за большого количества клиентов, а значит лучший )
12 .Король сказал
королеве:
«Сейчас мне вдвое больше лет,
чем было Вам тогда,
Когда мне было
столько лет,
Сколько Вам теперь.
Когда же Вам будет столько лет,
Сколько мне теперь,
Нам вместе будет 63 года».
Сколько лет каждому из них теперь? (28и21)
Учитель: Новые неклассические направления в развитии логики позволяют формулировать и решать многие научные проблемы нетрадиционными способами. К ним относятся проблемы управления, эвристического программирования, прогнозирования, реферирования, разработки информационно-поисковых систем и специальных языков для них, создания лингвистики для космических коммуникаций и т.д.
Вместе с тем следует учитывать, что существуют объективные ограничения в применении логических средств. Например, не могут быть адекватно описаны в терминах логики долг, честь, совесть, достоинство, любовь, красота и т.д. Логика нередко бессильна также там, где властвует интуиция
Вот наше мероприятие и подошло к концу. Надеюсь, что каждый из вас получил заряд положительных эмоций, узнал что-то новое и интересное для себя.
Всем спасибо!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.