Внеклассное мероприятие по литературе "Листая старинный календарь"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели мероприятия: • Расширение представления об обрядовом фольклоре как жанре устного народного творчества • Усвоение нравственных культурных норм и ценностей, закрепленных в традиционной культуре. • Углубление знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем, о различных аспектах народного быта. • Воспитание в детях доброты, уважения к окружающим. • Развитие творческих способностей, фантазии и воображения в процессе восприятия традиционно-поэтических произведений. • Развитие эстетического вкуса. Оборудование: • Маски различных зверей • Сноп • Венки с лентами, полотенце • Световой эффект, магнитофон • Блюдо с предметами для гадания • Курица, зерно • Русские народные костюмы для учителя, для коробейников • Короб • Буклет «Листая старинный календарь» • Дневник, кольцо • Солнце • Верба, береза, ель, цветы • Пасхальные яйца
Иконка файла материала Внеклассное мероприятие по литературе Листая старинный календар.doc
Внеклассное мероприятие по литературе "Листая старинный календарь" Цели мероприятия:       Расширение представления об обрядовом фольклоре как жанре устного народного творчества Усвоение нравственных культурных норм и ценностей, закрепленных в традиционной культуре. Углубление знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем, о различных аспектах  народного быта. Воспитание  в детях доброты, уважения к окружающим. Развитие творческих способностей, фантазии и воображения в процессе восприятия традиционно­ поэтических произведений.  Развитие эстетического вкуса. Оборудование:  Венки с лентами, полотенце Блюдо  с предметами для гадания Курица, зерно Русские народные костюмы для учителя, для коробейников Короб Буклет «Листая старинный календарь»  Маски различных зверей  Сноп   Световой эффект, магнитофон       Дневник, кольцо  Солнце   Пасхальные  яйца   Жаворонки, блины, конфеты  Песни группы «Иван Купала» («Купала», «Сваточки», «Коляда», «Канарейка»)  Верба, береза, ель, цветы Венки Календарь Ход мероприятия Ведущий:  Добрый день, дорогие ребята!  Сегодня у нас праздник. Пройдет он в форме народных посиделок. В традициях  каждого народа есть посиделки,  сегодня мы побываем  в русской деревне и совершим путешествие по   народным праздникам. Спутником нашим будет календарь.  Славянские названия месяцев возникли во времена язычества. Современный русский язык их не сохранил, но в  некоторых славянских языках они употребляются и поныне. По своему происхождению старые славянские названия месяцев связаны с обозначениями различных явлений  природы. – Где вы, наши месяцы? Покажитесь нам и расскажите о себе. (Выходят ученики и рассказывают о появлении названий 12 месяцев)Январь – просинец. Большинство исследователей выделяют в этом слове корень – синь –, полагая, что такое  название дано январю за рано наступающие сумерки – с «просинью».       Февраль – сечень.  Назван по глаголу сечь за метели, обычные в этом месяце. В современных украинском,  польском языках этот месяц носит название «лютый».  Март – сухий, так как это малоснежный месяц.  Апрель  – березень. Появляется березовый сок, и набухают березовые почки.  Май – травень. Месяц свежей травы и зелени. Это название известно в  украинском языке. Июнь – изок, пора насекомых: в древнерусском языке изок – «кузнечик».  Июль – червень (лето красное, середина лета) или липень ­  месяц цветения липы.  Август – серпень. Серпень от слова серп, так как август – пора уборки хлебов. Сентябрь – рюин. Известна древнерусская форма глагола рюти (реветь), что в применении к осеннему ветру  означало «реветь, дуть, завывать». Октябрь – листопад. Ноябрь – груден. В словаре Владимира Даля груда – «мерзлые колеи по дороге, мерзлая кочковатая грязь». Декабрь – студень, то есть студеный, холодный месяц. Первый лист календаря ЗИМА  Новый год  Рождество  Святки  Крещение Ведущий (хозяйка дома):  Первый зимний месяц – декабрь, передавая эстафету своему брату, дарит нам самый любимый месяц в году  –  январь.   (Световой эффект, музыка)                                                                                   Новый год, Сочельник, Рождество, Святки, Крещение…    В каждом  доме готовятся к семейному празднику с непременными подарками под елкой и украшением всего  дома серпантином и игрушками. У наших предков Новый год начинался с марта, а не с 1 января.   Так было до 1492 года. Князь Иван 3 повелел считать началом года 1 сентября, когда нужно было платить дань,  пошлины, оброки. А с 18 века  Петр 1 изменил все российское летоисчисление и время празднования Нового  года в своем указе назначил с 1 января.                                               Выполняя указ  Петра 1,  мы украсили уголок нашего класса еловыми ветками.  Вслед за Новым годом, 7 и 19 января,  следуют 2  больших христианских праздника: Рождество Христово и  Крещение. А между ними располагаются Святки. Время от Рождества Христова до Крещения называют  святками или святыми вечерами.   В святые вечера совершали обряд колядования. Молодежь наряжалась в смешные костюмы. Подростки ходили  по домам и под окнами выкрикивали хозяевам величания. Хозяин и хозяйка за это им подавали угощение. Самые  распространенные слова колядок – (небольших песенок), которые были распространены на территории  Казанской губернии: Коляда, коляда, отворяй­ка ворота. Пришла Коляда накануне Рождества. С пышками, с лепешками, со свиными ножками. Коляда, коляда, подай пирога! Подавай, не ломай, а по целому давай. Кто даст пирога – тому жизнь  богата, Кто не даст пирога – уведем корову за рога! А сейчас мы с вами попробуем разыграть небольшую сценку рождественского колядования.  (Ведущий приглашает желающих, выбирает хозяина, раздает маски животных).     Хозяйка дома: Итак, начинаем...Колядующий 1: Здравствуйте вам, хозяин с хозяюшкой! Хозяин: Здравствуйте, гости дорогие. Хозяйка: Добро пожаловать в нашу горницу! Колядующий 2: Дайте сала кусок, чтобы был боров высок! Колядующий 3: Дайте малинки, чтоб плодились свинки! Колядующий 4: Дайте  картошечки, чтобы плодились дочечки! (Хозяин с хозяйкой раздают всем конфеты) Если хозяева оказывались гостеприимными, угощали молодежь сладостями, то колядующие  говорили им такие  слова: Колядующий 1: С Новым годом поздравляем! Со скотом, с животом! С малым детушком, с малолетушком! Сколько на кусточке веточек,  столько у вас пусть будет деточек! Колядующие обсыпали хозяев зерном, чтоб жизнь была хорошая. Хозяйка дома: В Новый год очень хочется узнать: что ждет нас в будущем? Или вы решили загадать желание?!  Традиционное занятие в Новый год и Рождество на Руси – гадания.  Гадание с курицей На полу расставляются следующие предметы: хлеб на тарелочке, дневник с «5», колечко. Затем вносится  курица. К чему она подойдет в первую очередь, тому и быть. (Хлеб  – жизнь в достатке, дневник с «5» –  успешная учеба, колечко – к скорому замужеству). Хозяйка дома: В конце Святок наступал праздник Крещения. Он отмечался в память крещения Христа 19  января.  На  Крещение освящали воду, она считалась святой.   Но это не самое главное. В эти дни люди  стараются быть добрее и милостивее, пытаются помочь другим людям, нуждающимся в защите и помощи. Я  надеюсь, что все эти качества вы проявляете всегда, не забывая о том, что вокруг нас живут  люди, которым  плохо, грустно и одиноко. Второй лист календаря ВЕСНА  Масленица  Вербное воскресенье  Пасха Хозяйка дома: В конце зимы праздновалась Масленица – проводы зимы и встреча весны. Все дни масляной  недели имеют свои названия: Понедельник – ВСТРЕЧА. В этот день устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети  утром делали куклу из соломы и наряжали её. Хозяйки начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на  помин усопших. Это продолжалось до обеда, а после обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни: Масленица, Масленица! Мы тобою хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся! Вторник –  ЗАИГРЫШИ. Второй день Масленицы, как правило, считался днём для молодожёнов. Все семейные  пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы. В этот же самый деньбыло не только катание со снежных гор, но и продолжалось угощение блинами во всех домах. В этот день  молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. Среда – ЛАКОМКА. В среду тёщи приглашали своих зятьёв на блины. Даже есть выражение в русском языке «к тёще на блины». Четверг – ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ. В этот день на праздник собиралось всё общество. Устраивались кулачные  бои, взятие снежных городков. С этим днём Масленицы связаны сюжеты картин, например, Сурикова и  Кустодиева «Взятие снежного городка» и «Масленица». Само же чучело Масленицы из соломы поднимали на  гору. Пятница – ТЁЩИНЫ ВЕЧЕРКИ. В этот день наступала очередь тёщ навещать зятя: для тёщи пеклись блины.  Зять с вечера должен был сам лично пригласить тёщу. Тёща же, приглашённая зятем, присылала зятю всё, из  чего и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть ­ мешок муки и масло. Эта встреча  символизировала оказание чести семье жены. Суббота – ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ. В этот день молодая невестка приглашала родных к себе. Как правило,  в этот же день Масленицу (чучело из соломы) на носилках несли до конца деревни, там устраивался большой  костёр, в котором и сжигали Масленицу. Вокруг костра веселились: пели песни, плясали. Так прощались с  Масленицей. Воскресенье  –  ПРОЩЕНОЕ ВОКРЕСЕНЬЕ.  Родственники и друзья шли друг к другу с «повиновением», просили прощения за огорчения и обиды. Самым  главным было восстановить хорошие, добрые отношения.  Хозяин дома: Обязательным угощением на Масленицу были блины, которые являлись символом солнца и  встречи весны. Выходят 2 коробейника с 2 помощницами. Коробейник 1 Как на Масляной неделе Со стола блины летели, И сыр, и творог – Все летело под порог! Коробейник 2:  Как на Масляной неделе Из печи блины летели. Прошла Маслена, Кончилось гулянье, Идем теперь На отдыханье! (Коробейники и девочки–помощницы угощают всех блинами) Хозяйка дома:   Вслед за Масленицей в марте совершался обряд встречи весны. 9 (21) марта – весеннее  равноденствие, повсеместно пекли   жаворонков.  (Тихо звучит музыка) Ребятишки выбегали с ними на улицу, подбрасывали вверх и выкрикивали коротенькие песенки – веснянки.  Веснянки сохраняли отзвуки древних заклинательных песен, в которых люди призывали весну. (Выходит мальчик, держит шест с жаворонками. Девочки под музыку выполняют движения и произносят  веснянки) Девочка 1: Жаворонки, жаворонки!  Прилетите к нам, принесите нам лето! Девочка 2:Жаворонки, летите!  Скорее весну красную несите,  нам холодная зима надоела.  (Коробейники раздают в это время жаворонков все присутствующим) Хозяйка дома: Главным праздником  является Пасха. Ей предшествует Вербное воскресенье. Хозяин дома: В семьях заранее запасали веточки вербы. С утра хозяин собирал семью, слегка ударял каждого  домочадца, приговаривая: «Как вербочка живет, так и ты живи».  Бытовало поверье, что верба наделена  большой жизненной силой, помогает укреплять здоровье, оберегает от болезни, делает человека добрым  и  справедливым.   (Хозяин обходит  учащихся и слегка дотрагивается до каждого подростка вербой). Хозяйка дома: В день Пасхи люди угощали пасхальным куличом и крашеными яйцами.  Существовали игры,  связанные с катанием яиц с горки, били яйцо об яйцо. Чье яйцо разобьется – тот проиграл. Я приглашаю на игру  двух смельчаков. Игра «Кто быстрее» (2 ученика катают яйца)                        (звучит народная музыка) Третий лист календаря ЛЕТО Троица   Медовый спас  Яблочный спас Хозяйка дома: Наступает лето. На «зеленой» неделе справляли Семик – девичий праздник.  Слово пришло   из  языческого аграрного календаря. Это память о старине, об окончании  весенне­полевых работ. Семик – один из  наиболее почитаемых народных праздников.  Дворы и избы снаружи и внутри украшали ветвями березы,  лентами, полевыми цветами, пол посыпали травой, молодые срубленные деревца ставили около изб. Троица –  завершающий  день гуляний. В этот день все ходили в лес наряжать березки, вокруг которых водили хороводы.  Надев венки, девушки гуляли в них, а потом бросали в реку  и загадывали свою судьбу: если венок поплывет по  реке – девушка выйдет замуж, если его прибьёт к берегу – останется еще на год  в родительском доме. (Хоровод в исполнении девочек)     (звучит песня «Купала») Красны девицы Веночки завили, Люшечки­люли, Веночки завили. В речку бросали, Судьбу загадали… Быстра речка Судьбу отгадала… Коим девушкам замуж идти, Коим девушкам век вековать…    Хозяйка дома: 14 августа – первый Спас, проводы лета. Пасечники «выламывали» в ульях соты, отчего первый  Спас назывался медовым. Хозяин дома: 19 августа – второй Спас, прозванный яблочным, потому что пришел срок срывать спелые яблоки.  Четвертый лист календаряОСЕНЬ  Жатвенные  и свадебные обряды и песни Хозяйка дома: Круг земледельческих праздников завершали жатвенные обряды и песни. Воздавались почести  первому и последнему снопу. Первый сноп называли именинным. В конце жатвы последний сноп также  торжественно приносили в избу, где он стоял до Рождества. Все живущие в доме должны были дотронуться до  колосьев снопа. Это предвещало хорошую жизнь.                                (Хозяин обходит всех со снопом) С Покрова в деревнях начинались свадьбы.    Пятый лист календаря Народные праздники Итог  мероприятия Дорогие ребята, сегодня мы с вами совершили небольшое путешествие по народным праздникам в русскую  деревню, побывали на посиделках молодежи, узнали, какие слова  нужно говорить при колядовании, когда и как нужно гадать в Святки, угостили друг друга блинами, поиграли, поводили хоровод.                Беседа Какой праздник (обычай) вам запомнился больше всего? Какие традиции соблюдаются в ваших семьях?    Считаете ли вы важным сохранять народные традиции и праздники? Почему? Я надеюсь, что на следующих классных часах вы познакомитесь с татарскими народными праздниками и  традициями других народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Всем большое спасибо! До свидания. Использованная литература. 1. Гурьянова Г.И. Методическое пособие по фольклорной практике. Казань, КГУ, 2006. 2. Живая старина. Журнал о русском фольклоре. ­ М., 1994­ 2006. 3. Зуева Т.В., Б.П. Кирдан. Русский фольклор. ­ М.: Наука, 1998. 4. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. 2001. 5. Народные праздники. Зима. Весна. 6. Народные праздники. Лето. Осень. 7. Народные приметы: хотите – верьте, хотите – проверьте. – Казань. 1991. 8. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор.­ Л., 1986. 9. Энциклопедия детских праздников. – М.: Пилигрим, 1999.

Посмотрите также