Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе «В рыцарском замке»
Оценка 4.9

Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе «В рыцарском замке»

Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
русская литература
5 кл
20.01.2017
Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе «В рыцарском замке»
Цели урока: • образовательная: создать условия для формирования представлений учащихся об условиях жизни феодалов • развивающая: продолжить работу по развитию навыков целеполагания и самостоятельной деятельности • воспитательная: воспитание культуры делового общения Основные понятия: замок, палица, кольчуга, латы, забрало, турнир, герольд, герб, девиз Тип урока: открытие новых знаний Тип знаний: понятие Оборудование урока: учебник «История средних веков» (Агибалова Е. В., Донской Г.М. - М.: Просвещение, 2005), иллюстрация с изображением рыцаря, алгоритм работы в группе, раздаточный материал, экран, компьютер, проектор, презентация « Рыцарский замок»
V ritsarskom zamke.doc
«В рыцарском замке» Тема: «В рыцарском замке» Тема: Цели урока:  образовательная: создать условия для формирования представлений учащихся об условиях жизни феодалов развивающая: продолжить работу по развитию навыков целеполагания и самостоятельной деятельности воспитательная: воспитание культуры делового общения   Основные понятия: замок, палица, кольчуга, латы, забрало, турнир, герольд, герб, девиз Тип урока: открытие новых знаний Тип знаний: понятие Оборудование урока: учебник «История средних веков» (Агибалова Е. В., Донской Г.М. - М.: Просвещение, 2005), иллюстрация с изображением рыцаря, алгоритм работы в группе, раздаточный материал, экран, компьютер, проектор, презентация « Рыцарский замок» Ход урока: Урок начинается с приветствия учителем учащихся I этап урока: а) создание проблемной ситуации через побуждающий диалог (столкнуть мнения учащихся практическим заданием), открытие темы урока Учитель: К середине XI века в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Главой всех феодалов считался король, а кто представлял последнюю ступень феодальной лестницы? Дети говорят: «Рыцари» (учитель обращает внимание учащихся на доску, на которой прикреплено изображение рыцаря). Далее выясняет, что ученики знают о средневековых рыцарях (задает дополнительные вопросы, систематизирует предварительные знания учащихся по данному вопросу). Учитель уточняет, что в западной Европе со времен Карла Мартелла и Карла Великого распространилось преимущественно конное войско (в отличие от Византии, где пехота играла заметную роль). При этом конного воина, несущего вассальную службу своему сеньору, до XI называли «милес» (лат.воин). Это уже человек, полностью отказавшийся от участия в какой бы то ни было хозяйственной деятельности и все свое время посвятивший военному делу. Французы называли конного воина шевалье, от слова «шеваль» - лошадь (вспомните роман «Три мушкетера»), в Германии – риттером («всадником», а уже в русском языке это слово переиначилось в «рыцаря». Рыцаря сопровождали оруженосец и несколько вооруженных воинов, конных и пеших, - целая «боевая единица». На данный момент вы будете представлять «боевую единицу» и ваша задача построить в короткий срок подъемный мост. б) проверка домашнего задания (учащимся предлагается группа слов, из которой они должны выделить определения; термины – это «доски» для моста. Вспомните слова известного поэта Фирдоуси: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести». Священная, башня, на основе Корана, арабы, на котором писали, на молитву, поэты Средней Азии, таджикско-персидский, книга, кочевые, верующих, линий, мусульман, из пересекающихся, с которой созывали, правила поведения, язык, геометрические узоры Слова: Коран, бедуины, шариат, арабески, минарет, фарси Учитель: Как вы думаете, куда ведет этот мост? (к замку) На экране появляется 1 слайд (Где из предложенных зданий мог бы жить рыцарь? Обоснуйте своё мнение. Учитель спрашивает: почему был сделан такой выбор? Ребята объясняют, описывают, как, по их мнению, должен был выглядеть дом рыцаря. Учитель обращает внимание учеников на изображение рыцаря на доске и рыцарский замок на слайде № 2 и просит сформулировать тему урока. Дети называют тему урока: «В рыцарском замке» или «Рыцарский замок», «Замок рыцаря» (учитель может записать любой вариант, т.к. смысл одинаков) Учитель задает учащимся вопрос: Что бы они хотели узнать еще на уроке, рассматривая данные иллюстрации? (таким образом, происходит целеполагание, учащиеся сами формулируют цели своей работы), ответы учащихся записываются на доску: занятия рыцарей, снаряжение, условия жизни, их жилище и т.д. Учитель просит учеников описать дом рыцаря, изображенный на слайде № 2 (дети говорят, что дом рыцаря похож на крепость, построен из камня, имеет прочные стены, хорошо укреплен и т.д.) и ставит перед учащимися проблему: С чем было связано то, что у рыцаря был именно такой дом, а не другой? в) поиск решения (через выдвижение и проверку гипотез) Гипотезы записываются на доску: для защиты от врагов, для хранения богатства, для приёма гостей, для ведения воины и т.д. Учитель отмечает, что образ средневекового рыцарства один из самых ярких в изучаемой эпохе. Рыцарям посвящено огромное количество романов, художественных фильмов самых известных писателей и режиссеров (обращает внимание на выставку книг). А вам хотелось бы перенестись в эпоху средневековья и стать рыцарями? Чтобы проверить гипотезы и решить проблему организуется работа (до 5 минут). Каждому выдаётся алгоритм работы. I группа Прочитайте п.1 «Замок рыцаря», с.91-92.Выполните задания: 1. Что такое «замок»? (выписать определение). 2. Что нового вы узнали о замке из текста учебника? 3. Что означает поговорка «Мой дом – моя крепость» 4. Зачем феодалам так необходимы были замки? II группа Прочитайте п.2 «Снаряжение рыцаря», с.92-93 (до последнего абзаца). Выполните задания: 1. Выпишите в тетрадь определения понятий: - палица; - кольчуга; - латы; - забрало 2. Опишите вооружение рыцаря 3. Зачем феодалам было необходимо тяжёлое вооружение? III группа Прочитайте текст на с.93 (начиная с последнего абзаца + воспитание рыцаря) и ответьте на вопросы 1. Как воспитывали рыцаря? 2. Зачем феодалам было необходимо специальное воспитание? IV группа Прочитайте пункт 3 «Развлечения рыцарей», с. 94-95 и выполните задания. 1. Выпишите в тетрадь определения понятий: - турнир; - герольд 2. Назовите любимые развлечения рыцарей 3. Опишите рисунок на с. 94 4. Какое значение имели для феодалов турниры и охота? V группа Прочитайте пункт 4 «Позор и срам мне страшны – не кончина», с. 95-96 и выполните задания: 1. Выпишите в тетрадь определения понятий: - герб; - девиз 2. Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов? 3. Насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ? 4. Какое поведение мы сейчас называем рыцарским? 5.Какому занятию феодалов соответствовал кодекс рыцарской чести? II этап урока: Воспроизведение знаний Учащиеся группы № 1 рассказывают о своём задании, дают определение термину «замок» (слайд 2), предлагают решение главной проблемы. Ребята группы № 2 объясняют, что такое палица, кольчуга, латы, забрало (слайд 3), описывают снаряжение рыцаря (слайд 4), выдвигают свое решение проблемы. Группа №3 рассказывают о воспитании будущего рыцаря и предполагают, зачем это было нужно. Группа № 4 дают определение понятиям: турнир, герольд и рассказывают, как проходили рыцарские турниры (слайд 5), чему они учили феодалов и дают ответ на поставленную проблему. Учащиеся из 5-й группы, объясняют термины: герб, девиз (слайд 6) и «рисуют» образ идеального рыцаря, поясняя, как кодекс рыцарской чести, о котором они прочитали, помог им ответить на основной вопрос урока. Во время ответов разных групп учитель ставит «+» около гипотез, выдвинутых в начале урока. Учитель обращает внимание учащихся на гипотезы, выдвинутые в начале урока, и повторяет вопрос: С чем же было связано, что у рыцаря был такой дом, а не другой? (слайд 7). Учащиеся говорят, что это было связано с войной, защитой от врагов. Как подтверждение этого читают вывод в учебнике: с.94 Учитель даёт 5 минут, чтобы дети записали в свои словари те понятия, которых у них нет (слайд 8). Как вы думаете, конь, латы, щит – этого достаточно, чтобы стать настоящим рыцарем? (ритуал посвящения); фильм (см приложение) По вертикали: 1. Металлическая маска для защиты лица рыцаря. По горизонтали: 1. Жилище феодала. 2. Боевые доспехи рыцаря. 3. Отличительный знак рода. 4. Глашатай на турнире. 5. Тяжёлая дубина с металлическим утолщённым концом. 6. Одеяние из металлических колец. 7. Одна из любимых рыцарских забав. III этап урока: Итог. Рефлексия Учитель спрашивает, совпали ли цели урока с результатами, что узнали нового? Домашнее задание: § 11+задание (на выбор) Затем группам предлагается решить кроссворд, чтобы проверить себя составить свой герб (придумать девиз, расшифровать изображение);   написать сочинение – миниатюру «Путешествие на рыцарский турнир».

Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе «В рыцарском замке»

Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе «В рыцарском замке»

Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе «В рыцарском замке»

Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе «В рыцарском замке»

Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе «В рыцарском замке»

Внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе «В рыцарском замке»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017